logo
Торосян_Культурология

Рост национального самосознания на рубеже XIV—XV веков

Политическое объединение под началом Москвы привело к интенсивным интегративным процессам в культуре, ставшей подлинной «собирательницей русских земель». Значительно укрепилось единство русского языка. Национальное самосознаниепиталось как долгожданным обретением независимости, так и интересом к глубинным истокам, к Киевской Руси. Русская культура одновременно с европейской начинает обращаться к своей древности. Именно на рубежеXIV—XVвеков происходит объединение русского былинного эпоса в единыйКиевский цикл, герои которого Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Князья Олег и Владимир воспринимаются уже вне временных рамок, как символы патриотизма и героизма. Возник жанристорической песни, героями которой могли быть простые люди (например, Авдотья Рязаночка). В былинах и песнях происходило даже «смешение половцев и татар как общих врагов Руси» (Д. С. Лихачев). Летописные своды возникают в Москве, Твери, Ростове, Новгороде, Пскове.

Растет «книжная» ученость, сосредоточенная в монастырях, библиотеки которых стали собирать также исторические повести,научные(географические, медицинские)трактаты. Формой духовного просветительства стала получившая широкое распространениежитийная литература. В ней место отводится как героям освободительной борьбы — Александру Невскому, Дмитрию Донскому, так и духовным подвижникам и наставникам — Сергею Радонежскому (1315/19—1392), Стефану Пермскому (1340—1396). Сергий, человек высокий образованности, наделялся чертами землепашца, мукомола, дровосека, плотника. Основав 150 монастырей, он считался покровителем путешественников. Канонизированный церковью, Сергий стал восприниматься вообще как заступник земли Русской.

Даже рост «вольнодумства» и ересей, характерный для рубежа XIX—XVвв. (сразу после победы над татарами) и всегоXVвека, в каком-то смысле был выражением роста национального самосознания, ищущего свой путь и в религии. Ереси были в значительной степени порождением духовных поисков, ведь не случайно их основателями были всегда люди глубоко верующие, не боящиеся ради «истинной» веры никаких наказаний. Ереси были и свидетельством осознания самоценности человека, идеи, настойчиво поднимавшейся в духовной атмосфере всей Европы.