logo
Торосян_Культурология

«Просвещенный абсолютизм» в России

Понятие «Просвещенный абсолютизм» пришло из Европы, подразумевая сочетание абсолютной власти с просвещенностью ее носителей и предпринимаемыми ими шагами по просвещению вверенного им народа. К РоссииXVIIIвека это понятие оказалось особенно впору. Обладая абсолютной властью, ее властители были достаточно образованными, чтобы осознать необходимость Просвещения.

Вступление России, вслед за Европой, в эпоху «Просвещенного абсолютизма», приобрело здесь весьма своеобразные черты, привнесенные как особенностями российской истории, так и незаурядной и противоречивой личностью императрицы. Екатерина IIокружила себя не только выдающимися просветителями, но и фаворитами, одаряя тех богатством, поместьями, званиями. Сменив милость на гнев, она могла растоптать не только вчерашнего любимчика, но и дело, проводимое им. Таково же было ее отношение к просветителям, которым она покровительствовала — особенно когда приходилось выбирать между идеалами Просвещения и угрозой для власти, исходящей от них и их проводников (так, она, не колеблясь, отправила в ссылку А. Радищева, написавшего «Путешествие из Петербурга в Москву»), в заключение — И. Новикова.

Как бы то ни было, российские просветители заняли достойное место в Европейском Просвещении. К просветителям в полной мере может быть отнесена и сама Екатерина. Автор знаменитого «Наказа» об образовании, написанного под влиянием «Духа законов» Монтескье, императрица состояла в переписке с Дидро, Вольтером, Гельвецием. По ее просьбе Д. Дидро составил «План Университета для России», сам долго находился у нее в гостях. «Проект», однако, был похоронен одной фразой императрицы, что «сие сочинение не годится для условий России».

Для российской истории более характерно не французское Liberte(свобода), а «вольность», приобретавшая порой самые противоречивые выражения, чего не могла терпеть Екатерина. Российское Просвещение, в целом принимая идеалы свободного развития личности, все же делало упор не на «естественное», а общественное воспитание. Идеология Российского Просвещения подчиняла его идее великой России. Оно призвано было не служить человеку, а как раз воспитывать слуг государства. К концу правления Екатерины была налажена также системамассового школьного образования.

Подводя итоги Российскому Просвещению, надо назвать их поразительными. Нельзя не отметить еще одно его достижение, даже поднимающее его над европейским — это успехи в просвещении женщин. Открытый при ЕкатеринеСмольный институт(1746) оказался первым в Европе средним учебным заведением для девушек. Он выпустил несколько поколений светских красавиц, образованных, умных, тонких — «пушкинских женщин». При Екатерине президентом Российской Академии наук стала (на 13 лет!) женщина,Екатерина Дашкова(1744—1810). Исключительно просвещенная княгиня внесла значительный вклад в организацию как науки, так и образования. Дашковой принадлежит труд «О смысле слова «Воспитание». Заметим и то, что почти весь век Российского Просвещения на троне находились женщины (Елизавета и Екатерина). Кроме Петра, только ЕкатеринаIIбыла названаВеликой. Достойной дочерью Петра Великого оказаласьЕлизавета Петровна(1709—1761/2). Она способствовала проникновению в Россию не только европейского образования и этикета, но и гуманистических веяний, отменила смертную казнь.

В XVIIIвеке в ведении женщин-дворянок находились воспитание детей, мода, интерьер, их вкусы в большой степени определяли содержание и формы литературы и живописи. Любовная переписка сделала модным сентиментальный роман, домашнее чтение детям стимулировало собирание частных библиотек, женщины способствовали скорой европеизации одежды, быта, правил «высшего света».