Древние культуры Южной Америки
На примере Южной Америки можно проследить все стадии культурной эволюции, в некоторых случаях — даже одновременно: ведь в джунглях Амазонки и сейчас обитают первобытные племена, но в Южной Америке же развивалась великая культура инков. Наряду с ней (и до нее) в Южной Америке существовал еще целый ряд культур разного уровня — Чавин, Сан-Агустин, Паракас, Наска, Мочика, Тиауанако, Чаму, Чибчи.
Как свидетельствуют научные исследования, люди стали проникать на территорию Южной Америки через Панамский перешеек в XI—Xтысячелетиях до н.э., а кVIIIтысячелетию, расселяясь по всей ее территории, достигли Магелланова пролива, куда доносится холодное дыхание Антарктики. Рельеф Южной Америки, ее климат более благоприятны для проживания на возвышенностях, где жгучее солнце не иссушает почву и реки. Там и оседали люди, порой поднимаясь до высоты 3-4 тысячи метров над уровнем моря. Так, крупнейший город современной Боливии, Ла-Пас, находится в Андах на высоте 3660 м.
Некоторые из южноамериканских культур исчерпали себя задолго до конкисты, но высочайшую из них, культуру инков, погубило нашествие конкистадоров во главе с Ф. Писарро в 1531 г. Позже на территории Южной Америки возник целый ряд государств, существующих и поныне — Аргентина, Бразилия, Уругвай, Парагвай, Чили, Колумбия, Перу, Эквадор, Венесуэла.
Племена, осевшие в неблагоприятных регионах — в джунглях, на полупустынных равнинах, в районе Огненной Земли так и не сумели выйти из первобытной стадии. Сыграло роль и то, что они были изолированы высокими горами, полноводными и стремительными реками, непроходимой сельвой. А вот в районе Центральных Аид и зоне между ними и Мезоамерикой расцвели разнообразные и самобытные культуры.
Первой из них по времени (1100 до н.э. — 300 до н.э.) была культура Чавин — «Сыновья ягуара с копьями». Город Чавин находился радом с вечными льдами, возникнув как культовый центр, и жили там высшие священнослужители. К нему вела дорога, прорытая через туннель на высоте 4.100 м. Знаменитый архитектурный ансамбль Чавина, располагаясь на террасах и ритуальных площадках, венчался четырехэтажным храмом в виде ступенчатой пирамиды, со множеством подземных коридоров, уходящих на дно реки. Центром храмового комплекса была четырехугольнаяБольшая площадьс обелиском «Божество на острие копья» — существа с лицом ягуара, человеческим телом и волосами-змеями. В другом комплексе, Серро-сечин, обнаружены 90 грубо отесанных фигур воинов с оскалом ягуара, во главе с военачальником, на поясе которого висят отрубленные головы врагов.
Судя по культу ягуара (его могла заменять уже и пума, более характерная для Южной Америки), культура Чавин произошла от ольмеков. Эта культура приручила собаку и ламу, занимались земледелием. Исчезла она внезапно, впрочем, как и появилась.
Другая современная ей культура, Сан-Агустин(1000 до н.э. — 0) привлекает внимание высокими курганами и водопроводами, прорубленными в утесах, но еще более — страннымискульптурамис двумя головами, одна из которых — голова животного. Предполагают, что вторая голова изображает второе «я» человека —нагуаль.
После исчезновения Чавина на южном побережье Перу возникла культура Паракас(букв. «Песчаный дождь», 700—200 до н.э.). В своеобразном городе мертвых обнаружено множество мумий, завернутых в несколько плащей — по мере знатности усопшего. Богато расписанные, паракасские плащи считаются лучшими текстильными изделиями Древнего мира.
Там же, на южном побережье современного государства Перу, возникла недолго просуществовавшая (100—500 н.э.), но оставившая интереснейшие следы культура Наска. Речь идет орисунках, которые можно разглядеть только с высоты птичьего полета — из-за огромной протяженности (до 200 м) фигур животных (в том числе фантастических), геометрических орнаментов. Ими испещрена долина Пампа-де-Наска, на территории 70 км в длину и 2 км в ширину. Обнаруженные только в 30-х гг. ХХ в., эти рисунки дали повод говорить о посещении долины инопланетянами, о фигурах Наска много рассказывается в вызвавшем фурор научно-популярном фильме Даннекена с многозначительным названием «Воспоминания о будущем». Назначение этих рисунков — календарь, послание богам, космодром (?!) — до сих пор неясно, но очевидно, что для их создания требовались специальные инструменты и единицы измерения. Точность изображений особенно поразительна потому, что в долине Наска нет даже холмов, с которых строители-художники могли бы наблюдать результаты своей деятельности. На фоне этого достижения культуры Наска отходят на второй план — в действительности замечательные — красочные ткани и керамика, созданные ею.
Еще одной значительной культурой на территории Перу была Мочика(400—800 гг. до н.э.). Земля Мочика, регулярно затопляясь водами рек, прорезавших пустыню, давала два урожая в год. Успехи в земледелии были достигнуты еще и благодаря глубоким агрономическим и инженерным знаниям мочика. Они строили оросительные системы протяженностью до 150 км., использовали удобрения, разводили лам и морских свинок. Мочики были хорошими металлургами, умели чеканить, ковать, паять. Наибольших успехов они достигли в искусстве керамики, характерной религиозными сюжетами. Мочика сохранили культ ягуара, но он вытеснялся культом Луны. Величайшим божеством почиталсяАи Апэка—тот, кто творит. Ему посвящено одно из наиболее грандиозных сооружений на территории Перу — «Перамида Солнца», с площадью основания 342х159 м и высотой 48 м, рядом с которой стоит «Пирамида Луны», вдвое меньше по высоте.
На территории Верхнего Перу значительного уровня еще позже (500—1100 н.э.) достигла культура Тиауанако. Город, давший ей название, расположен на высоте 4 000 м, близ крупнейшего в мире из высокогорных озер, Титикака. Название Тиуанако (бук, Мертвый город) дали инки, ранее он называлсяВиньяймарка— Вечный город. Сегодня он занесен в число памятников всемирного значения.
Город занимал территорию в 450 км2. В центре его находится пирамидаАксапанавысотой 15 м и длиной основания 250 м, с искусственным озером на вершине. Эта пирамида, как и многие другие сооружения Тиауанако, возведена из 100 тонных блоков из песчаника. Другие знаменитые сооружения — загадочный «Полупогруженный храм» и огромный (128х118 м) дворецКаласасайя, комплекс которого украшен золотом, из золота сделаны даже гвозди, крепившие золотую фольгу. Не менее знаменитымонументальные скульптурыТиауанако, самые большие в доколумбовой Америке — Монолит Понсе Санхинеса и Монолит Беннета (7 м). Строители добились впечатления, будто из глаз этой скульптуры текут слезы. Привлекают туристов и ученых такжеВорота Солнца, высеченные из единой глыбы андезита 3х4 м.
Высшее божество — Кон-Тики Виракоча— творец мира (в честь него, Кон-Тики, назвал свой плот знаменитый норвежский путешественник Тур Хейердал). Когда сотворенные им люди разгневали его, Виракоча превратил их в камни и наслал потоп, продлившийся 60 дней. Уже после этого он сотворил «небесные диски» и вновь людей, а затем и животных. Эти люди научились обрабатывать металлы, создали замечательные фарфоровые сосуды. Там же придумали и сегодня распространенный в Южной Америке вид плащей, надеваемых через голову —пончо.
Ювелирными изделиями прославилась культура Тайрон(600—1100). Еще одна культура, наследница мочика и Тиауанако, получила названиеЧиму(1200-1476). Это было самое могущественное государство в Южной Америке, простиравшееся на тысячи километров. Мертвые города Чиму сохранились, и наиболее знаменитый из них бело-зеленыйЧан-Чан, обнесенный двумя мощными оборонительными стенами. Там же находится неприступная крепостьПарамонгав виде ступенчатой пирамиды. Там же извивается змеейВеликая Перуанская стенадлиной 100 км, шириной 5 м и высотой 3 м. Жизнь государства Чиму проходила под знаком «Си» — Луны: Солнце было в пустыне врагом, а Луна управляла реками и морями, дающими жизнь. Не случайно чиму отдавали предпочтение не золоту, а серебру. В 1476 г. их последний верховный правительЧимо Капакпотерпел поражение от инков, которые присоединили территорию государства Чиму к своей.
Еще одна из поздних культур Южной Америки — Чибчи(1200—1500). Чибчи занимались земледелием и охотой, торговлей — они построили дажеДорогу соли, которая была главным предметом экспорта. Большие торги регулярно проходили в самих городах. Чибчи были единственными в доколумбовой Америке, кто выплавлял монеты из золота — при том, что своего золота у них не было. Поклонялись они Солнцу и Луне, практиковали обильные человеческие жертвоприношения.
На вершине культур Южной Америки оказались инки(1200-1572), ставшие преемниками или завоевателями предшествующих им — пока сами не пали под ударами конкистадоров. Страна инков в период своего расцвета простиралась на тысячи километров, насчитывая 15 миллионов жителей. Инки вытесняли жителей завоеванных ими государств во внутренние области своего государства, что имело географические причины. Сложные условия жизни (большая высота, скудность земли) отражены в мифе о происхождении инков. Бог Солнца Инти, наблюдая тяжелую жизнь поклонявшихся ему людей, сжалился над ними: дав посох из чистого золота, он наказал им обосноваться там, где он без труда войдет в землю. Произошло это в долинеКуско, где «Дети Солнца» основали город с таким же названием. Они назвали свое государствоТауантисуйю, что на языкекечуаозначаетЗемля четырех частей. Четыре провинции государства делились на округа, управляемые чиновниками, которых назначал верховный правитель —Инка.
Занимаясь земледелием и животноводством, жители государства инков были достаточно обеспечены — во многом благодаря четкой государственной организации обмена (вместо купли-продажи) между различными климатическими зонами, а также продуманному политико-административному устройству.
Властитель инка так же, как и у майя, был недоступен взглядам простых людей, принимая посетителей из-за занавеса, не ел из одной посуды, доступ к нему имели лишь пятьдесят из 8 тысяч слуг из знатных родов, сменявшиеся каждые 7—8 дней. Социальная организация общества строилась по пятеричной системе: одно звено насчитывало 5 семей, следующее — 10, третье — 50 и т.д., во главе каждого из них находился ежегодно переизбираемый руководитель. Армияинков была самой организованной и многочисленной (четыре соединения по 40 000 человек) в доколумбовой Америке. Существовала всеобщая воинская повинность, начинавшаяся с 10 лет, в армии царила строжайшая дисциплина, была принята форменная одежда. Законом было установлено 10 возрастных категорий, причем при достижении зрелости человек получал новое имя. Например, при рождении девушка могла получить имя Оклью (невинная, чистая), а вот в зрелом возрасте имя выражало уже сформировавшиеся качества. Четким образом регламентировалисьсудизаконодательство(хотя и неписаное). Суровые законы обеспечивали крайне низкую преступность.
Благонадежность граждан обеспечивалась также религией. Верховным Творцом вселенной и других богов был уже известный намКон-тики Виракоча, а посредником — исполнителем его воли был земной властелин, Инка. в государстве Тауантисуйю был принят культ Солнца (Инти), которому приносили в жертву белых лам, а также рослых, красивых детей до 10 лет. Вторым по значению божеством былаМама Килья— покровительница женщин и рожениц, затемИльяпа— бог Грома и Молнии ибогиня Утренней звезды. Жертвы посвящались также многочисленным духам. Религия предписывала отбирать по всей стране тысячиНевест Солнца— девочек 4-5 лет, которые воспитывались в монастырях главных городов, возводясь затем (в 10-13 лет) в рангМатерей — прислужниц Инти. Все ритуалы находились в ведении жрецов, причем главный из них приходился Инке братом или дядей.
Столица государства — город Кускобыл окружен легендами еще до прихода жадных до золота испанцев. ВXVIв. Он насчитывал 200 тысяч жителей. Находясь на высоте 3 тысячи метров, Куско обладал водопроводом и канализацией. 25 тысяч домов города, напоминавшего своими очертаниями тело пумы, украшали золото, яшма, мрамор.Площадь Радости, находившаяся в центре Куско, была опоясана золотой цепью длиной в 350 шагов — самой большой в истории человечества. Золотыми пластинами покрывали и стены Храма Солнца, а внутри него находился алтарь с огромным диском Солнца с расходящимися от него лучами. На золотых тронах внутри храма восседали мумии покойных правителей. Находящийся рядом Храм Луны был облицован серебром, там находились мумии жен правителей. Напротив находились святилища Грома, Молнии и Радуги, а рядом с ними — Золотой сад Куско: вода в него поступала по золотым желобам, а в центре сада стоял золотой фонтан, украшенный золотыми фигурками зверей, птиц, бабочек, растений и цветов в натуральную величину. Было от чего терять голову испанцам. Захватив последнего Инку — Атауальпу(1532—1572), они все это получили в качестве выкупа за его жизнь. После этого испанцы все равно убили его.
В 120 км от Куско, высоко в Андах, находится еще одно чудо культуры инков — цитадель Мачу-Пикчу(ок. 1500 г.). Ее заостренные зубы кажутся частью горы, а каменные террасы повторяют изгибы скал. В центре города-крепости расположена обсерватория — «Место, где привязано Солнце», а рядом с ней — Храмы Солнца, Трех Окон и дворец Верховного жреца. В Королевском квартале находятся Дворец Инки и Дворец Принцессы, а уже далее — покрытые соломой хижины простых жителей.
Империя инков, находясь высоко в горах, не смогла бы достичь такого могущества без четко продуманной системы великолепных дорог, пересекающих горные склоны, густые джунгли, болота, бешеные реки, через которые перебрасывались мосты из волокон агавы. Главная из этих дорог (с севера на юг, через всю страну) достигала 5 250 км. Вдоль дорог через каждые 25 км стояли постоялые дворы, на которых дежурили курьеры почтовой службы.
Еще одно изобретение инков — кипу, узелковое письмо, состоявшее из шнурков различной длины и различных цветов, с различным количеством узелков. Предполагают, что инки располагали и обычным письмом, не распознанным европейцами. Известно о существовании религиозных и светских гимнов, молитв, баллад, стихов и басен. Инки любилимузыкуитанцы. Пользуясь только пятью звуками гаммы, они играли на многочисленных инструментах, в том числе таких экзотических, как сосуды с водой, горлышко которых обтягивалось кожей, глиняные свирели. Подобные инструменты и сейчас звучат в Андах.
Высокого уровня достигла у инков наука, особенно в области математики и астрономии, медицины, географии и картографии, истории. Существовал титул историка империи, который избирался из родственников Великого инки. По всей территории нынешнего Перу были разбросаны обсерватории. Все это рухнуло в течение нескольких лет.
- Вардан Григорьевич торосян
- Культурология
- История мировой и отечественной культуры
- Аннотация
- Оглавление
- Предисловие
- Часть первая. Теоретическая культурология.
- Структура культуры
- Функции культуры
- Культура и цивилизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Концепции культурологии в их исторической ретроспективе. Проблемы и перспективы культуры у просветителей
- Социокультурная история у Маркса
- Проблемы развития культуры в философии позитивизма
- Возникновение концепций культурно-исторических типов
- «Россия и Европа» в концепции н. Я. Данилевского и его последователей
- Концепции евразийства
- Концепции «заката культуры» (о. Шпенглер, ф. Ницше)
- Дальнейшее развитие концепций культурно-исторических типов. А. Вебер
- Концепция «Вызова-ответа» а. Тойнби
- Концепции культуры в российской общественной мысли первой половины хх века (п. Сорокин, н. Бердяев, п. Флоренский, г. Федотов, в. Вейдле, м. Бахтин)
- Культура как подавление естественного (з. Фрейд, к. Юнг, э. Фромм)
- Игровые концепции культуры (й. Хейзинга, э. Финк, х. Ортега-и-Гассет, г. Гессе)
- Проблемы культуры в философии экзистенциализма (м. Хайдеггер, к. Ясперс, а. Камю, ж.-п. Сартр)
- Религиозные концепции культуры в хх веке (а. Швейцер, п. Тиллих, р. Нибур, р. Гвардини)
- Культура в концепциях постмодернизма (р. Барт, м. Фуко, ж. Делез, ж. Деррида, ж. Лиотар, ж. Бодрийар, у. Эко)
- Тенденции и перспективы культуры в XXI веке. Культура как самоорганизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Часть вторая. Историческая культурология. Типологическая история мировых культур о принципах изложения культурной истории.
- Раздел 1. Первобытная культура Генезис культуры как антропосоциогенез
- Периодизация древнейшей культуры
- Жилища и погребения
- Архетипы культуры
- Духовная культура первобытной эпохи (мифология, искусство, мораль)
- Формы организации общественной жизни и естественноисторический характер их изменений
- Первобытные культуры в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел II. Культуры Древнего Востока Общие замечания
- Глава 1. Культура Древнего Египта Географические и временные границы
- Социальная основа культуры Древнего Египта
- Феномен пирамид
- Особенности духовной культуры Древнего Египта
- Эллинистический Египет
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Двуречья Географические и временные границы
- Шумеро-аккадская культура
- Вавилонская культура
- Культура Ассирии
- Культура Ирана
- Культурная экспансия Месопотамии в Израиль
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Индии Географические и временные границы
- Философско-религиозные основы индийской культуры
- Индийская мифология
- Художественная культура
- Проникновение в Индию эллинизма и ислама
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Китая Географические и временные границы
- Философские и религиозные основы китайской культурной традиции
- Китайская мифология
- Художественная культура. Наука
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Японская культура Особенности генезиса и развития
- Периодизация японской культурной истории
- Религиозные составляющие японской культурной традиции
- Японское отношение к природе и среде обитания
- Японская мифология
- Художественная культура Японии
- Особенности японского образования
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура арабского Востока Ареал и социокультурные предпосылки распространения ислама
- Коран как свод исламской культуры
- Художественная культура Арабского Востока
- Наука и образование
- Ислам в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел III. Европейская культура Общие замечания
- Глава 1. Античная культура Содержание понятия «античность»
- Периодизация античности
- Античная мифология
- Древнегреческая философия
- Образование и воспитание в античности.
- Достижения науки и техники
- Художественная культура античности
- Культура Древнего Рима
- Зарождение христианства
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Средневековая культура Временные и географические границы Средневековья
- Социокультурные особенности Средних веков
- «Символ веры» и раскол церкви
- Христианская религия как доминанта средневековой культуры
- Средневековое отношение к античности
- Средневековые теология и философия
- Особенности научного познания в эпоху Средневековья
- Средневековое образование
- Художественная культура Средневековья
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Возрождения Особенности эпохи Возрождения
- Гуманизм Возрождения
- Религиозные движения эпохи Возрождения
- Возрождение в образовании
- Наука и техника эпохи Возрождения
- Художественная культура Возрождения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Нового времени и Просвещения «Знание-сила» и «Всем знать все обо всем».
- «Республика Ученых»
- Механико-математическое естествознание как идейная база Просвещения
- Энциклопедизм
- Образование и воспитание в эпоху Просвещения
- Стилевое и жанровое разнообразие художественной культуры Нового времени и Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Европейская культура XIX века Панорама духовной и социальной жизни XIX века
- Исчерпание классического естествознания: причины и последствия
- Философское мышление XIX века
- Образование в Европе XIX века
- «Типические характеры в типических обстоятельствах»
- Художественная культура XIX в.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура Европы в хх веке Социокультурная панорама хх века
- От классического естествознания — к неклассическому и постнеклассическому
- Хронология науки XX века в Нобелевских премиях.
- Философия и религия в Европе хх века
- Образование в Европе хх века
- Европейская художественная культура в хх веке
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел IV. Культуры американского континента
- Глава 1. Культуры коренного населения Америки Историко-географическая справка
- Культуры индейцев Северной Америки
- Культуры Мезоамерики
- Древние культуры Южной Америки
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Латинской Америки Историко-географическая справка
- Особенности латиноамериканской культуры в хх веке
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура сша XVII—XIX вв. Историко-географическое введение
- Философия и религия в период формирования сша и в XIX веке.
- Художественная культура сша XVII — XIX вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура сша в хх веке Путь, который выбрала Америка
- Американская философия в хх веке
- Место религии в американском образе жизни
- Американская наука в хх веке
- Образование и воспитание в сша хх века
- Двадцатый век в американской художественной культуре
- Культура досуга, отдыха и развлечений
- Особенности американской демократии на рубеже xх—XXI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел V. Русская культура Особенности исследования и освещения культурной истории России
- Глава 1. Культура древних славян «Откуда есть пошла…»
- Картина мира древних славян
- Обучение и воспитание в древней Руси
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Киевской Руси и вольных княжеств
- XII—XIII вв. Формирование Российской государственности
- Крещение Руси и его значение для славянских народов
- Создание письменности
- Первые образовательные книги и учреждения
- Место монастырей в истории русской культуры
- Художественная культура Киевской Руси
- Распад Киевской Руси
- Культура русских земель XII—XIII вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Московской Руси и России XVI века Выдвижение Москвы в столицу земли Русской
- Рост национального самосознания на рубеже XIV—XV веков
- Место религии в русской культуре XV века
- Образование и наука на Руси XV—XVI веков
- Русская художественная культура XIV—XVI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура России XVII века «Изменение вещем»
- Вера в «доброго царя» и самозванство как социокультурные феномены российской истории
- Церковный раскол и его социально-культурные последствия
- Особенности русской художественной культуры в XVII веке
- Образование и наука в России XVII века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Российское просвещение «Окно в Европу»
- «Просвещение Петрово»
- Учреждение российских академий и университетов
- «Просвещенный абсолютизм» в России
- Просветители России XVIII века
- Достижения российской науки и техники XVIII века
- Художественная культура Российского Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Русская культура XIX века «Дней Александра прекрасное начало»
- Поиски «национальной идеи» для России XIX века
- Изменения в общественной жизни и общественной мысли России во второй половине XIX века
- Российское образование в XIX веке
- Научные открытия и технические изобретения
- Художественная культура России XIX века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература:
- Глава 7. «Серебряный век» русской культуры Серебряное сияние и его темные тени
- Позиция русской интеллигенции в духовных метаниях рубежа XIX—XX вв.
- Философские и религиозные поиски «Серебряного века»
- Образование в России рубежа XIX—XX вв.
- Художественная культура «Серебряного века»
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 8. Советская культура Взгляд на советскую историю из XXI века
- Политика советского государства в области культуры
- Советское образование и воспитание
- Советская наука и техника
- Советская художественная культура
- Особенности культуры России после распада Советского Союза
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Заключение