Культуры индейцев Северной Америки
Антропологические, лингвистические, географические данные говорят о том, что индейцы Северной Америки перебрались сюда из Азии по перешейку, который существовал еще 29-30 тысяч лет назад. И сейчас Берингов пролив, разделяющий Чукотку и Аляску, можно преодолеть на обычной рыбацкой лодке. Индейцы Северной Америки, особенно ее арктическойзоны —алеутыиэскимосы(от «эскимантвик» — поедающий сырое мясо) этнически очень близки алтайским, финно-угорским, сино-тибетским народам. К арктической группе примыкают также жители канадского лесного Севера и Северо-Западного побережья Тихого океана —атапаски,тлинкины,хайда. Хотя культуры арктической зоны — наиболее древние на американском континенте, их уровень большей частью остался близким к первобытному, значительно уступая культурам Центральной и Южной Америки. Слишком жестким оказался вызов суровой природы, сделав жизнь постоянной борьбой за существование.
Главной деталью природного ландшафта у индейцев Крайнего Севера был снег, для различных состояний которого у эскимосов насчитывается до тридцати наименований. Летом пейзаж оживляли островки мха — ягеля, которым питались олени. Северные индейцы добавляли мясо и жир из оленей, китов и других морских животных, утеплялись двухслойными одеялами из меха, запрягали в сани-нарты неприхотливых, выносливых северных собак-лаек, собирали водоросли, ягоды, коренья и травы, были отменными рыбаками. От холода их защищали иглу— дома из льда с пологами из шкуры, аалгонкинов—вигвамы.
Даже в таких суровых условиях они не утратили способности ценить красоту, дар художественного творчества. Почти в первозданном виде и сейчас можно наблюдать удивительно красивые танцы индейцев Севера, восхищают их резьба по дереву, камню и рогу, ожерелья и браслеты, узоры на одежде, изобретательность в татуировке. Во многих музеях мира хранятся щиты и шлемы, шаманские жезлы, тотемные маски и столбы. Умельцами в изготовлении изделий из меди были тлинкины. Все художественное творчество индейцев (и не только арктической зоны) проникнуто любовью к природе, порождено органичной вращенностью в нее.
Южнее Великих озер (на границе современных США и Канады), вплоть до реки Миссисипи жили племена ирокезов, делавэров, могикан— эти названия знакомы нам с детства по романам Фенимора Купера. Эти племена, в силу более благоприятных географических условий, вели оседлый образ жизни, выращивая маис (кукурузу), бобовые, подсолнечник, арбузы, тыквы. Любимым лакомством были патока и сахар из кленового сока. Кленовый лист украшает сегодня государственный флаг Канады. Жители этих областей ткали ткани из крапивы, древесной коры, индюшачьих перьев, из бересты изготовляли лодки-каноэ, емкости для жидкости и своеобразную бумагу, на которую наносились пиктографические рисунки. Сохранилась запись делавэров «Валам олум» — «Правдивая живопись».
Отважные и дисциплинированные воины, ирокезы и делавэры отличались в то же время щедростью и гостеприимством, высоко ценили женщину-мать, оскорбление которой означало тяжкое преступление — оскорбление природы. Общественное устройство ирокезов, «людей длинного дома», как они себя называли, предлагал в качестве модели для конституции США Бенджамин Франклин.
Хорошо знакомы нам также названия индейцев прерий—апачей, навахо, команчей. Они предстают нам с топорами-томагавками в руках, увешанные скальпами беззащитных европейцев, наводящими ужас своими дикими воплями и воинственными танцами у костра. Все это было, когда индейцы ступали натропу войны, но у них же был обычай раскуриватьтрубку мира, хорошо известно и выражение «зарыть топор», Ношение скальпов имело ритуальный характер, считалось, что в них сосредоточена духовная энергия, способствующая здоровью и плодородию. Индейцы прерий действительно умели издавать протяжные, пронзительные вопли, буквально парализующие бизонов.
Еще одну группу индейцев Северной Америки составляют жители Юго-запада США — зуни, хохокамы, хопи, больше известные под объединяющим их названиемпуэбло(буквально — поселение, народ, в переводе с испанского). Типичные пуэбло — внутрискальные, многосемейные жилища, имеющие вид замкнутых построек, часто опирающиеся на стены каньонов. Индейцы пуэбло — хорошие земледельцы, скотоводы, строители и ремесленники — гончары и ткачи.
Самая примитивная группа коренного населения Северной Америки — калифорнийскиеиндейцы. Они не умели ткать и в условиях теплого климата ограничивались набедренными повязками из кожи оленя у мужчин и короткими лубочными юбками у женщин; вожди носили плащи из перьев птиц. Неотъемлемой частью их стоянок были бани и парилки, они умели плести столь плотные сосуды, что те не пропускали воду. Кидая в них раскаленные камни, калифорнийские индейцы готовили пищу — за это их называликамневарами.
Несмотря на этническое родство североамериканских индейцев, существуют различия в их мировоззрении, обрядах и ритуалах — сказались разбросанность по обширной территории, различия в образе жизни и социальной организации. Так, в охотничьих племенах поиск защиты и помощи у сверхъестественных сил происходил, как правило, в одиночку — как и охота, у земледельческих племен более характерны коллективные ритуалы.
В любом случае, образ жизни и мировоззрениеиндейцев определялисьтесной связью с матерью-природой. Это сказывалось в их одеянии (из птичьих перьев и шкур животных), украшениях, танцах (имитирующих движения животных), образах, тотемах. Каждый род выбирал себе покровителя в виде животного или птицы (Бобра, Бизона, Ястреба), поклоняясь ему. Особое место в поверьях принадлежало Великому Ворону, мудрому и справедливому. Связь с природой доходила до такой степени, что многие ритуалы предполагали использование дурмана, за которым в пустыню или лес ежегодно отправлялись целые экспедиции, проходя при этом предварительное очищение (пост, баня, изнурительные танцы), в таком «измененном состоянии» можно было надеяться на встречу духа-покровителя, который, явившись в человеческом или зверином обличии, обучит «песне силы» и «танцу силы». Значительную роль в исполнении ритуальных обрядов (да и в повседневной жизни) играли шаманы, обладающие способностями вводить людей в состояние транса.
Наилучшим образом мировоззрение, проникнутое глубоким почитанием природы, выражается в мифахилегендахСеверной Америки, многие из которых традиция донесла до наших дней. Их язык удивительно богат, полон поэтических образов и метафор. Не случайно он вдохновлял американских поэтов и писателей уже вXIX-XXвеках — назовем прежде всего «Песнь о Гайявате» Г. Лонгфелло, философские труды Дж. Сантаяны («религия как поэзия общественного бытия»).
В мифологии индейцев Северной Америки есть общее представление о МировомДреве(характерное, как мы заметили, для большого множества самых разнообразных древних культур). Мировое древо корнями уходит в преисподнюю, ствол соединяет корни и крону (достающую небо), содержа мир людей. Все этажи древа находятся в ведении различных духов, а над ними стоит единственный сверхбог — праотец. Он сотворил природу и людей, ежегодно обновляя мир. Существуют и боги пониже рангом, с действием которых приходится сталкиваться гораздо чаще — Отец — Солнце, Мать — Луна и Мать — Земля, боги Ветра, Дождя, Грома и Молнии. Духи находятся в горах и источниках, в лесах и предгорьях, среди них есть добрые и злые. Рядом с индейцем всегда находятся тени умерших. Общим для индейцев Северной Америки являетсяМиф о происхождении. Он рассказывает, как из тумана еще не сформировавшегося мира появился Отец — Небо (или Отец — Солнце), от сожительства которого с Матерью — Землей была зачата жизнь на земле — животные, птицы, люди, имевшие общих предков.
Для североамериканских мифов характерна их моральная составляющая. Важнейшим достоинством в них являются доброта, щедрость, готовность прийти на помощь, а наибольшее презрение вызывают алчность, страсть к наживе. В этих мифах («Морской змей», «Чародейка из Стэнли-Парка», «Семь белых лебедей») жадность уподобляется скользкой, липкой змее, жестокие, злые, алчные люди превращаются в камни, а любовь и доброта, верность живут даже тогда, когда перестало биться сердце. Среди ирокезов считалось зазорным иметь в доме еду, когда ее не было у соседа. За свое простодушие и чистосердечность индейцы, увы, жестоко поплатились. Те, что уцелели, смогли сохранить привычный образ жизни только в специально отведенных резервациях, все более растворяясь в поглотившей их цивилизации.
В последнее десятилетие в США и Канаде поднялась своеобразная мода на индейцев. Многие жители американских мегаполисов на целое лето (а некоторые — навсегда) уезжают в уединенные места, строят вигвамы и бунгало, добывают себе пропитание охотой и рыболовством. «Мода на индейцев» проникает в среду самих индейцев, для которых так и осталась чуждой навязанная им западная шкала ценностей, с ее духом наживы, условностями, искусственными, порабощающими человека стремлениями. К быту и обычаям индейцев присматриваются представители различных областей науки. Так, широко известны в мире исследования Карлоса Кастанеды(1896—1958), который делал упор на несовместимости психологии и мировоззрения «людей природы» и «интеллектуалов». Он пишет: «Чувство важности делает человека тяжелым, неуклюжим и самодовольным. А чтобы стать человеком знания, нужно быть легким и текучим». Кастанеда ставил эксперименты по изучению состояний, достигаемых использованием психотропных средств (вытяжек из мухомора, кактусов и т.д.). в 70—80-е гг. ХХ в. Чрезвычайно популярна была в Северной Америке (особенно Калифорнии) так называемая психоделическая рок-музыка.
- Вардан Григорьевич торосян
- Культурология
- История мировой и отечественной культуры
- Аннотация
- Оглавление
- Предисловие
- Часть первая. Теоретическая культурология.
- Структура культуры
- Функции культуры
- Культура и цивилизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Концепции культурологии в их исторической ретроспективе. Проблемы и перспективы культуры у просветителей
- Социокультурная история у Маркса
- Проблемы развития культуры в философии позитивизма
- Возникновение концепций культурно-исторических типов
- «Россия и Европа» в концепции н. Я. Данилевского и его последователей
- Концепции евразийства
- Концепции «заката культуры» (о. Шпенглер, ф. Ницше)
- Дальнейшее развитие концепций культурно-исторических типов. А. Вебер
- Концепция «Вызова-ответа» а. Тойнби
- Концепции культуры в российской общественной мысли первой половины хх века (п. Сорокин, н. Бердяев, п. Флоренский, г. Федотов, в. Вейдле, м. Бахтин)
- Культура как подавление естественного (з. Фрейд, к. Юнг, э. Фромм)
- Игровые концепции культуры (й. Хейзинга, э. Финк, х. Ортега-и-Гассет, г. Гессе)
- Проблемы культуры в философии экзистенциализма (м. Хайдеггер, к. Ясперс, а. Камю, ж.-п. Сартр)
- Религиозные концепции культуры в хх веке (а. Швейцер, п. Тиллих, р. Нибур, р. Гвардини)
- Культура в концепциях постмодернизма (р. Барт, м. Фуко, ж. Делез, ж. Деррида, ж. Лиотар, ж. Бодрийар, у. Эко)
- Тенденции и перспективы культуры в XXI веке. Культура как самоорганизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Часть вторая. Историческая культурология. Типологическая история мировых культур о принципах изложения культурной истории.
- Раздел 1. Первобытная культура Генезис культуры как антропосоциогенез
- Периодизация древнейшей культуры
- Жилища и погребения
- Архетипы культуры
- Духовная культура первобытной эпохи (мифология, искусство, мораль)
- Формы организации общественной жизни и естественноисторический характер их изменений
- Первобытные культуры в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел II. Культуры Древнего Востока Общие замечания
- Глава 1. Культура Древнего Египта Географические и временные границы
- Социальная основа культуры Древнего Египта
- Феномен пирамид
- Особенности духовной культуры Древнего Египта
- Эллинистический Египет
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Двуречья Географические и временные границы
- Шумеро-аккадская культура
- Вавилонская культура
- Культура Ассирии
- Культура Ирана
- Культурная экспансия Месопотамии в Израиль
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Индии Географические и временные границы
- Философско-религиозные основы индийской культуры
- Индийская мифология
- Художественная культура
- Проникновение в Индию эллинизма и ислама
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Китая Географические и временные границы
- Философские и религиозные основы китайской культурной традиции
- Китайская мифология
- Художественная культура. Наука
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Японская культура Особенности генезиса и развития
- Периодизация японской культурной истории
- Религиозные составляющие японской культурной традиции
- Японское отношение к природе и среде обитания
- Японская мифология
- Художественная культура Японии
- Особенности японского образования
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура арабского Востока Ареал и социокультурные предпосылки распространения ислама
- Коран как свод исламской культуры
- Художественная культура Арабского Востока
- Наука и образование
- Ислам в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел III. Европейская культура Общие замечания
- Глава 1. Античная культура Содержание понятия «античность»
- Периодизация античности
- Античная мифология
- Древнегреческая философия
- Образование и воспитание в античности.
- Достижения науки и техники
- Художественная культура античности
- Культура Древнего Рима
- Зарождение христианства
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Средневековая культура Временные и географические границы Средневековья
- Социокультурные особенности Средних веков
- «Символ веры» и раскол церкви
- Христианская религия как доминанта средневековой культуры
- Средневековое отношение к античности
- Средневековые теология и философия
- Особенности научного познания в эпоху Средневековья
- Средневековое образование
- Художественная культура Средневековья
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Возрождения Особенности эпохи Возрождения
- Гуманизм Возрождения
- Религиозные движения эпохи Возрождения
- Возрождение в образовании
- Наука и техника эпохи Возрождения
- Художественная культура Возрождения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Нового времени и Просвещения «Знание-сила» и «Всем знать все обо всем».
- «Республика Ученых»
- Механико-математическое естествознание как идейная база Просвещения
- Энциклопедизм
- Образование и воспитание в эпоху Просвещения
- Стилевое и жанровое разнообразие художественной культуры Нового времени и Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Европейская культура XIX века Панорама духовной и социальной жизни XIX века
- Исчерпание классического естествознания: причины и последствия
- Философское мышление XIX века
- Образование в Европе XIX века
- «Типические характеры в типических обстоятельствах»
- Художественная культура XIX в.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура Европы в хх веке Социокультурная панорама хх века
- От классического естествознания — к неклассическому и постнеклассическому
- Хронология науки XX века в Нобелевских премиях.
- Философия и религия в Европе хх века
- Образование в Европе хх века
- Европейская художественная культура в хх веке
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел IV. Культуры американского континента
- Глава 1. Культуры коренного населения Америки Историко-географическая справка
- Культуры индейцев Северной Америки
- Культуры Мезоамерики
- Древние культуры Южной Америки
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Латинской Америки Историко-географическая справка
- Особенности латиноамериканской культуры в хх веке
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура сша XVII—XIX вв. Историко-географическое введение
- Философия и религия в период формирования сша и в XIX веке.
- Художественная культура сша XVII — XIX вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура сша в хх веке Путь, который выбрала Америка
- Американская философия в хх веке
- Место религии в американском образе жизни
- Американская наука в хх веке
- Образование и воспитание в сша хх века
- Двадцатый век в американской художественной культуре
- Культура досуга, отдыха и развлечений
- Особенности американской демократии на рубеже xх—XXI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел V. Русская культура Особенности исследования и освещения культурной истории России
- Глава 1. Культура древних славян «Откуда есть пошла…»
- Картина мира древних славян
- Обучение и воспитание в древней Руси
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Киевской Руси и вольных княжеств
- XII—XIII вв. Формирование Российской государственности
- Крещение Руси и его значение для славянских народов
- Создание письменности
- Первые образовательные книги и учреждения
- Место монастырей в истории русской культуры
- Художественная культура Киевской Руси
- Распад Киевской Руси
- Культура русских земель XII—XIII вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Московской Руси и России XVI века Выдвижение Москвы в столицу земли Русской
- Рост национального самосознания на рубеже XIV—XV веков
- Место религии в русской культуре XV века
- Образование и наука на Руси XV—XVI веков
- Русская художественная культура XIV—XVI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура России XVII века «Изменение вещем»
- Вера в «доброго царя» и самозванство как социокультурные феномены российской истории
- Церковный раскол и его социально-культурные последствия
- Особенности русской художественной культуры в XVII веке
- Образование и наука в России XVII века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Российское просвещение «Окно в Европу»
- «Просвещение Петрово»
- Учреждение российских академий и университетов
- «Просвещенный абсолютизм» в России
- Просветители России XVIII века
- Достижения российской науки и техники XVIII века
- Художественная культура Российского Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Русская культура XIX века «Дней Александра прекрасное начало»
- Поиски «национальной идеи» для России XIX века
- Изменения в общественной жизни и общественной мысли России во второй половине XIX века
- Российское образование в XIX веке
- Научные открытия и технические изобретения
- Художественная культура России XIX века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература:
- Глава 7. «Серебряный век» русской культуры Серебряное сияние и его темные тени
- Позиция русской интеллигенции в духовных метаниях рубежа XIX—XX вв.
- Философские и религиозные поиски «Серебряного века»
- Образование в России рубежа XIX—XX вв.
- Художественная культура «Серебряного века»
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 8. Советская культура Взгляд на советскую историю из XXI века
- Политика советского государства в области культуры
- Советское образование и воспитание
- Советская наука и техника
- Советская художественная культура
- Особенности культуры России после распада Советского Союза
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Заключение