Шумеро-аккадская культура
К очень многим порождениям культур Шумера и Аккада применима оценка «первые». Первая дошедшая до нас поэма— «Золотой век», первые стихотворныеэлегиисозданы в Шумере. Библиотеки были столь богаты, что пришлось даже создавать — первые в истории —библиотечные каталоги. Шумеры составили первые в миресборники медицинских рецептов, первый календарь, который уже тогда делился на 12 месяцев по 29 и 30 дней. Шумеры создали первую (глиняную)географическую карту, первыемузыкальные инструменты— лиру и арфу, которые положили начало целому созвездию инструментов, распространившихся уже в арабском мире и Греции.
В Шумере была создана первая в мире письменность—клинопись. В отличие от иероглифов, она очень декоративна, в ней отчетливо прослеживается ее происхождение из рисунков. В то же время язык шумеров, как и язык древних египтян, относится к единойсемито-хамитскойгруппе. Почти все записи, сохранившиеся на глиняных табличках, удалось расшифровать. Нетрудно догадаться, что в основном это гимны богам, мифы и легенды, описывающие их роль в возникновении земледелия и ремесел, сохранились и деловые сообщения, долговые расписки. Надо сказать, что уже тогда процветали ростовщичество (до 20—30 % годовых), купля-продажа земли.
До нас дошли примерно из 2800 г. до н.э. гимны в честь богов и храмов поэтессы Энхедуанны, дочери легендарного аккадского царя Саргона, которая сама была верховной жрицей. Древнейшим памятником литературы является поэма о сотворении мира из первобытной бездны Нун — «Энума Элиш». Семь небес в ней отделены от воды крепостной стеной, а Млечный путь — веревки, которыми Земля закреплена к колышкам. Верхняя земля принадлежит богу Эн-Лилю. Его храм Экур (Дом Горы), и одна из его центральных частей, Дуранки (связь небес и земли) символизирует строение мира. Самым известным из памятников шумерской литературы стал проникший в культуры многих народов цикл сказаний о «Гильгамеше, все повидавшем». Царь Урука, города-государства в Шумере, сын богини Нинсун и смертного мужчины, «На две трети — бог, на одну треть — человек», Гильгамеш — больше чем полубог, но все же в достаточной мере человек, чтобы умереть. Человек — единственное существо, способное осознавать смерть, о ней размышлял 4000 лет назад и Гильгамеш. Ради чего стоит жить, если все равно жизнь конечна? В поисках ответа на этот вопрос Гильгамеш повел своих воинов от вод Буранунны (так в совсем глубокой древности назывался Евфрат) к поросшим кедром горам. После смерти своего друга Энкиду, раненного в бою, Гильгамеш остался совсем один, бродя по пустыням, всходя на хребты гор, преодолевая пропасти. Он сошел во тьму чрева земли, вышел оттуда под пламенеющее небо, пересек море Смерти и, наконец, услышал из уст своего предка Утнапишти, ставшего богом, то, что знал и так:
Ярая смерть не щадит человека
Разве навеки строим мы дома?
Разве навеки ставим мы печати?
Разве навеки делятся братья?
Разве навеки ненависть в людях?
Разве навеки несет река полные воды?
Жена Утнапишти, пожалевшая странника, подсказывает ему, где можно найти «траву жизни». Достав ее со дна моря, он не съедает ее тут же, а прячет под одежды, чтобы отнести своему народу. Однако ее похищает змея. Все тщетно. Надо жить, пока жив.
Жена Утнапшити рассказала Гильгамешу еще одну древнюю историю, о всемирном потопе, когда «люди, словно сбившиеся в кучу дохлые рыбешки, плавали в море», а уцелел только праведникЗиусудра, который по совету богов заранее построил корабль. Как видим, и эта история, пусть и с другими именами, прочно осела в последующих культурах.
В шумерской культуре было очень много богов. Большую часть их составляли местные божки, с весьма ограниченной властью. Более могущественными были боги крупных городов, наконец, были и, так сказать, общешумерские боги. Самые могущественные из них — Ан, Энлиль, Энки. Первый, покровитель Урука, считался богом неба и отцом других богов и был известен злым нравом. Энлиль — бог ветра и воздуха, выполнял в шумерском пантеоне богов своеобразную роль «министра сельского хозяйства», он изобрел мотыгу, был покровителем земли и плодородия. Его главный храм находился в Ниппуре. Энки (Аккад Эа), покровитель города Эриду, был богом океана и пресных вод, тем самым он нес и жизнь, и разрушения. Важные места в сонме богов занимали боги Луны —Нанна, Солнца (также источника жизни и губительного жара) —Уту.Инанна(аккад.Иштар) была богиней плодородия и плотской любви, и т. д. Ежегодно отмечался брак Инанны с богом-пастухом Думузи, со вполне реалистически исполняемым половым актом. Задолго до античности боги были соотнесены с планетами, дав им свои имена. Боги существовали задолго до людей, они сами трудились, «бремя несли, таскали корзины». Тогда они догадались создать людей, перемешав глину и кровь одного из низших богов, которым пришлось пожертвовать ради общего дела.
Люди вполне справились с задачами, возложенными на них могущественными богами. Они научились гончарному и строительному искусству, пряли и ткали, приручили верблюдов и лошадей, запрягали в ярмо ослов и волов, варили пиво. В Шумере были созданы первые в истории защитные насаждения, рыбный заповедник, строились многокилометровые каналы.
«Вызовом», взрастившим шумерскую цивилизацию и культуру, были болота. Предшественники шумеров отвоевали у болот острова, шумеры же — целую страну. В то же время болота были естественной защитой, не менее надежной, чем крепостные стены и рвы. В Шумере процветала торговля, в ходу были деньги разных государств. Характерно, что именно оттуда пришло понятие «капитал» (шумерское «саг-ду», голова, трансформировавшееся затем в латинское «caput»).
Падение Шумера длилось долго. Поначалу соперничавшие между собой города объединялись против нашествий жителей гор, но междоусобные распри сказались сильнее. Сперва Шумер властвовал над Аккадом, затем властвовал правитель Аккада, Саргон I. Согласно легенде, его нашли, как и библейского Моисея, в реке. Саргон вырос в бедности, стал садовником, но затем в него влюбилась богиня, позволившая ему обрести власть и над Аккадом, и над Шумером. В Аккаде была создана первая в мире постоянно действующая армия. Однако и Аккаду пришел конец, горные племена так разрушили его, что не удалось обнаружить даже его следов. Преемницей шумеро-аккадской культуры сталаВавилония.
- Вардан Григорьевич торосян
- Культурология
- История мировой и отечественной культуры
- Аннотация
- Оглавление
- Предисловие
- Часть первая. Теоретическая культурология.
- Структура культуры
- Функции культуры
- Культура и цивилизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Концепции культурологии в их исторической ретроспективе. Проблемы и перспективы культуры у просветителей
- Социокультурная история у Маркса
- Проблемы развития культуры в философии позитивизма
- Возникновение концепций культурно-исторических типов
- «Россия и Европа» в концепции н. Я. Данилевского и его последователей
- Концепции евразийства
- Концепции «заката культуры» (о. Шпенглер, ф. Ницше)
- Дальнейшее развитие концепций культурно-исторических типов. А. Вебер
- Концепция «Вызова-ответа» а. Тойнби
- Концепции культуры в российской общественной мысли первой половины хх века (п. Сорокин, н. Бердяев, п. Флоренский, г. Федотов, в. Вейдле, м. Бахтин)
- Культура как подавление естественного (з. Фрейд, к. Юнг, э. Фромм)
- Игровые концепции культуры (й. Хейзинга, э. Финк, х. Ортега-и-Гассет, г. Гессе)
- Проблемы культуры в философии экзистенциализма (м. Хайдеггер, к. Ясперс, а. Камю, ж.-п. Сартр)
- Религиозные концепции культуры в хх веке (а. Швейцер, п. Тиллих, р. Нибур, р. Гвардини)
- Культура в концепциях постмодернизма (р. Барт, м. Фуко, ж. Делез, ж. Деррида, ж. Лиотар, ж. Бодрийар, у. Эко)
- Тенденции и перспективы культуры в XXI веке. Культура как самоорганизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Часть вторая. Историческая культурология. Типологическая история мировых культур о принципах изложения культурной истории.
- Раздел 1. Первобытная культура Генезис культуры как антропосоциогенез
- Периодизация древнейшей культуры
- Жилища и погребения
- Архетипы культуры
- Духовная культура первобытной эпохи (мифология, искусство, мораль)
- Формы организации общественной жизни и естественноисторический характер их изменений
- Первобытные культуры в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел II. Культуры Древнего Востока Общие замечания
- Глава 1. Культура Древнего Египта Географические и временные границы
- Социальная основа культуры Древнего Египта
- Феномен пирамид
- Особенности духовной культуры Древнего Египта
- Эллинистический Египет
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Двуречья Географические и временные границы
- Шумеро-аккадская культура
- Вавилонская культура
- Культура Ассирии
- Культура Ирана
- Культурная экспансия Месопотамии в Израиль
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Индии Географические и временные границы
- Философско-религиозные основы индийской культуры
- Индийская мифология
- Художественная культура
- Проникновение в Индию эллинизма и ислама
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Китая Географические и временные границы
- Философские и религиозные основы китайской культурной традиции
- Китайская мифология
- Художественная культура. Наука
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Японская культура Особенности генезиса и развития
- Периодизация японской культурной истории
- Религиозные составляющие японской культурной традиции
- Японское отношение к природе и среде обитания
- Японская мифология
- Художественная культура Японии
- Особенности японского образования
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура арабского Востока Ареал и социокультурные предпосылки распространения ислама
- Коран как свод исламской культуры
- Художественная культура Арабского Востока
- Наука и образование
- Ислам в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел III. Европейская культура Общие замечания
- Глава 1. Античная культура Содержание понятия «античность»
- Периодизация античности
- Античная мифология
- Древнегреческая философия
- Образование и воспитание в античности.
- Достижения науки и техники
- Художественная культура античности
- Культура Древнего Рима
- Зарождение христианства
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Средневековая культура Временные и географические границы Средневековья
- Социокультурные особенности Средних веков
- «Символ веры» и раскол церкви
- Христианская религия как доминанта средневековой культуры
- Средневековое отношение к античности
- Средневековые теология и философия
- Особенности научного познания в эпоху Средневековья
- Средневековое образование
- Художественная культура Средневековья
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Возрождения Особенности эпохи Возрождения
- Гуманизм Возрождения
- Религиозные движения эпохи Возрождения
- Возрождение в образовании
- Наука и техника эпохи Возрождения
- Художественная культура Возрождения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Нового времени и Просвещения «Знание-сила» и «Всем знать все обо всем».
- «Республика Ученых»
- Механико-математическое естествознание как идейная база Просвещения
- Энциклопедизм
- Образование и воспитание в эпоху Просвещения
- Стилевое и жанровое разнообразие художественной культуры Нового времени и Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Европейская культура XIX века Панорама духовной и социальной жизни XIX века
- Исчерпание классического естествознания: причины и последствия
- Философское мышление XIX века
- Образование в Европе XIX века
- «Типические характеры в типических обстоятельствах»
- Художественная культура XIX в.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура Европы в хх веке Социокультурная панорама хх века
- От классического естествознания — к неклассическому и постнеклассическому
- Хронология науки XX века в Нобелевских премиях.
- Философия и религия в Европе хх века
- Образование в Европе хх века
- Европейская художественная культура в хх веке
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел IV. Культуры американского континента
- Глава 1. Культуры коренного населения Америки Историко-географическая справка
- Культуры индейцев Северной Америки
- Культуры Мезоамерики
- Древние культуры Южной Америки
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Латинской Америки Историко-географическая справка
- Особенности латиноамериканской культуры в хх веке
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура сша XVII—XIX вв. Историко-географическое введение
- Философия и религия в период формирования сша и в XIX веке.
- Художественная культура сша XVII — XIX вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура сша в хх веке Путь, который выбрала Америка
- Американская философия в хх веке
- Место религии в американском образе жизни
- Американская наука в хх веке
- Образование и воспитание в сша хх века
- Двадцатый век в американской художественной культуре
- Культура досуга, отдыха и развлечений
- Особенности американской демократии на рубеже xх—XXI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел V. Русская культура Особенности исследования и освещения культурной истории России
- Глава 1. Культура древних славян «Откуда есть пошла…»
- Картина мира древних славян
- Обучение и воспитание в древней Руси
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Киевской Руси и вольных княжеств
- XII—XIII вв. Формирование Российской государственности
- Крещение Руси и его значение для славянских народов
- Создание письменности
- Первые образовательные книги и учреждения
- Место монастырей в истории русской культуры
- Художественная культура Киевской Руси
- Распад Киевской Руси
- Культура русских земель XII—XIII вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Московской Руси и России XVI века Выдвижение Москвы в столицу земли Русской
- Рост национального самосознания на рубеже XIV—XV веков
- Место религии в русской культуре XV века
- Образование и наука на Руси XV—XVI веков
- Русская художественная культура XIV—XVI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура России XVII века «Изменение вещем»
- Вера в «доброго царя» и самозванство как социокультурные феномены российской истории
- Церковный раскол и его социально-культурные последствия
- Особенности русской художественной культуры в XVII веке
- Образование и наука в России XVII века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Российское просвещение «Окно в Европу»
- «Просвещение Петрово»
- Учреждение российских академий и университетов
- «Просвещенный абсолютизм» в России
- Просветители России XVIII века
- Достижения российской науки и техники XVIII века
- Художественная культура Российского Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Русская культура XIX века «Дней Александра прекрасное начало»
- Поиски «национальной идеи» для России XIX века
- Изменения в общественной жизни и общественной мысли России во второй половине XIX века
- Российское образование в XIX веке
- Научные открытия и технические изобретения
- Художественная культура России XIX века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература:
- Глава 7. «Серебряный век» русской культуры Серебряное сияние и его темные тени
- Позиция русской интеллигенции в духовных метаниях рубежа XIX—XX вв.
- Философские и религиозные поиски «Серебряного века»
- Образование в России рубежа XIX—XX вв.
- Художественная культура «Серебряного века»
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 8. Советская культура Взгляд на советскую историю из XXI века
- Политика советского государства в области культуры
- Советское образование и воспитание
- Советская наука и техника
- Советская художественная культура
- Особенности культуры России после распада Советского Союза
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Заключение