Стилевое и жанровое разнообразие художественной культуры Нового времени и Просвещения
Просветительские идеалы эпохи, а также ее механико-математический дух ярко воплотились в содержании художественной культурыи в используемых ею выразительныхформах.
Художественная культура Нового времени и Просвещения к тому же характеризуется исключительным разнообразием стилей и жанров. Можно выделить несколько ведущих художественных стилей эпохи, нередко к тому же проникающих друг в друга и даже переплетающихся — барокко, затемрококо, классицизм, романтизм(вплоть досентиментализма),реализм. Наиболее характерным для начала Нового времени был стильбарокко. Это название, уже «задним числом», впервые применил вXIXв. голландский историк культурыЯ. Буркхардт. В буквальном смысле барокко (в переводе с итальянского) означает причудливый, вычурный. Можно сказать, что стиль барокко продолжает линию маньеризма, присущего искусству позднего Возрождения и возникшему как своеобразное выражение кризиса Возрождения, его исчерпания. ВXVIIвеке вычурность, причудливость оказались уже свежей, вполне естественной струей. В архитектуре прямые линии сменяются извилистыми и импульсивными, декор становится изысканно-утонченным, приобретая уже самостоятельную роль. То же самое происходит в музыке. Барочная изысканность могла доводиться до своеобразной первичности формы, делать необычность произведения определяющей в его содержании (LaStravaganza— так называется великолепный цикл скрипичных концертов А. Вивальди), а могла выражаться в строгой, математически разработанной и рассчитанной архитектонике произведения (И. С. Бах), оба этих подхода сочетались у сыновей И. С. Баха — Карла ФилиппаЭммануила и Вильгельма Фридемана. Когда говорят о барочном органе, представляют себе мощное великолепие не только его звуков, но и форм архитектурного сооружения, каковым он является, украшая интерьеры церквей, сам, как правило, богато украшенный, сверкающий своими трубками, отделанный особыми породами дерева. Мастера, изготовлявшие органы, были известны порой не менее композиторов и исполнителей, их именами также называли их произведения — так, знаменитыми в мире являются органы Зильбермана, современника И. С. Баха.
Стиль барокко был особенно характерен в течение всего XVIIи до серединыXVIIIвв., затем поиски в области формы привели к стилюрококо(от фр.rocaille— жемчуг, раковина), сменившему барокко, с еще более капризными, извивающимися линиями, цветовыми и звуковыми оттенками. Ему в особенной степени присущи декоративность, грациозный, прихотливый, игривый стиль, не чуждый элементов фривольности и эротизма. В отличие от жизнеутверждающего и рожденного самим ритмом жизни барокко, рококо порожден кризисом — теперь уже абсолютизма, и представляет собой своеобразную форму ухода от реальности в мир фантазии, театрализованной игры, мифологии, условных, искусственных сюжетов и форм. По форме еще более изящный и гибкий, стиль рококо не отличался глубиной содержания. В архитектуре, в том числе садово-парковой, стиль рококо использовался для украшения, для создания атмосферы комфорта, изысканной интимности. Он мог украшать как будуары, так и гостиные, в том числе небогатые. Небольшие комнаты могли выглядеть просторными и светлыми благодаря эффектам «играющего пространства», с использованием зеркал, экзотических камней, ракушек, растений, прихотливой цветовой гаммы. Стиль рококо — это декоративные панно, томные, полные неги скульптуры, волнующие своими позами одалиски турецкого гарема, Амуры — Купидоны, пронзающие стрелой готовые к любви сердца, «развязывающие шелковые пояса Венеры». Это — пасторальные и «галантные сцены», мастерами которых были французские художникиА. Ватто(1684—1721) иН. Ланкре(1690—1743). Это — «счастливые случайности катания на качелях» (Ф. Буше, 1703—1770,Ж.-О. Фрагонар1732—1806), когда паж, раскачивающий шаловливо болтающую ножкой маркизу, мог увидеть открывшуюся щиколотку или даже коленку. Типично во французском стиле подобный дух мог переноситься даже на исследование природы: Д. Дидро сравнивал ее с женщиной, любящей переодеваться в разные одежды, но настойчивый поклонник, действующий со знанием дела, мог рассчитывать увидеть ее, в конце концов, полностью обнаженной.
Стилем, который охватил буквально все виды художественной культуры Нового времени и Просвещения, был классицизм(отclassicos— образцовый). Само название говорит о его следовании принципам античного искусства. Это относится и к воспитательному значению античных образцов, и к их эстетическим принципам, которые теперь еще и дополнялись идеалами классического естествознания. Произведения искусства рассматривались как плод разума, логичности, строгой соразмерности. Классицизм устанавливал четкое соответствие содержания и формы: рациональными, симметричными, строгими и сдержанными формами и линиями выражались героические, патриотические, возвышенные идеалы. Эта установка часто доходила до идеализации, отвлеченности, академичности, поскольку ценилось то, что неподвластно времени, непреходяще.
Классицизм ввел разделение художественных жанровнавысокиеинизкие. К высокому жанру относились в живописи и скульптуре исторические, религиозные, мифологические сюжеты, в литературе — трагедия, эпопея, ода, к низкому жанру относились пейзаж, натюрморт и даже портрет (какое разительное расхождение с Ренессансом), литературные жанры комедии, сатиры, басни. Движение фигуры не должно было нарушать ее спокойной величественности, героичности. Устанавливалась и определеннаяградация цветов.
Под большим влиянием классических образов и образцов находились деятели французской революции. Желая видеть себя античными героями, они называли друг друга их именами и даже носили костюмы, которые известный художник-классицист Жан-Луи Давид(1748—1825) специально разработал (в 1793 г.) на основе подлинных античных образцов. Знаменитой картиной, не только передававшей дух античности, но и изобразившей ее костюмы, была «Клятва Горациев». Античным героям стремились подражать, естественно, не только внешне, в одежде и прическе, но и в манере поведения. Стиль действий якобинского диктатора и убившей его Шарлотты Корде в одинаковой степени навеяны «Сравнительными жизнеописаниями» Плутарха. Об этом можно судить по другой знаменитой картине Давида — «Смерть Марата».
Если мужская античная мода продержалась недолго (до восстановления монархии), то женская утвердилась. Платья, повторявшие форму античных туник, очень шли француженкам (и итальянкам) и к тому же превосходно вписывалось в интерьер в стиле ампир(от «империя»), утвердившемся уже приНаполеоне Бонапарте.
В связи с революцией стало опасно носить аристократическую одежду в стиле барокко и рококо — с панталонами, пышными париками и буклями, накладными красотами. Достаточно сказать, что при Людовике XVпрически были столь высокими и сложными, что дамы могли ездить в карете, только стоя на коленях. На каждый наряд уходило несколько килограммов дорогого китового уса — чтобы поддерживать юбку и корсет. До двух часов длились одевание и отход ко сну при испанском дворе. Республиканцы называли себясанкюлотами(без кюлот, коротких штанов из дорогой материи). Не только простой народ, но и роялисты стали одеваться подчеркнуто просто. Впрочем, за пределами революционной Франции такая мода не утвердилась. Законодателем аристократической моды стала Англия, где повсеместно стали носить жилет, как лорд Спенсер, и плащ с несколькими воротниками, как лорд Кэррик. Несколько позже (в 1823 г.) английским изобретением стал прорезиненный плащ,макинтош, названный так по имени английского химика, его создателя. Светский нарядредингот— результат изобретательности немецких штюрмеров, переделавших английский же костюм для верховой езды.
Можно сказать, что вообще мода как явление культурыоказалась порождением именно эпохи Просвещения, и не случайно появились журналы, посвященные «искусству одеваться». На эволюции моды отчетливо можно проследить общие культурные тенденции эпохи, включая перепады, связанные с общественно-политическими событиями. Так, жесткая регламентация одежды несет на себе отпечаток не только абсолютной власти, но и механико-математического мышления, а ослабление того и другого сразу отразилось в более свободном стиле одежды.
В европейском искусстве XVIIIв. классицизм стал сочетаться сромантизмом. Стилистические приемы классицизма использовались для выражения уже иного содержания. Здесь преобладающими стали воображение, эмоциональность, творческая одухотворенность. Характерным выражением романтизма стало движение «Sturm und Drang» («Буря и натиск»), утвердившееся в Германии, Германия же стала основным проводником романтизма в европейское искусство ужеXIXв., в наибольшей степени определяя его облик. Тесно сопряжен с романтизмом выдвинувшийся к серединеXIXв. образгения. Этот образ предполагал особый тип поведения, романтического и вместе с тем экстраординарного. Вот характерный портрет гения, данный немецким поэтомГенрихом Гейнев 1744 г.: «Гёте был у нас красивый юноша, лет двадцати пяти, с ног до головы гений, полный сил и мужества — сердце, исполненное чувства, душа полна огня, с орлиными крыльями». Поведение и даже облик «гения» были присущи и поэтам и музыкантам, и художникам — Байрону, Моцарту, Паганини. Осмысливая это явление, французский философЛуи де Бональдв «Размышлении о разуме и гении» (1806 г.) противопоставлял индивидуальный гений культу всеобщего (и как бы безличного и даже безликого) разума просветителей: «Отдельная исключительная личность ценнее сотен и тысяч просвещенных европейцев, потому что только гении открывают новое,… они, если можно так выразиться, являются учителями общества, а умные люди — ассистентами» (цит. по «Культурология: философия, теория и история мировой культуры». Автор-составитель Третьякова Е. Ю. Краснодар, 1999. С. 264).
Образ гения приписывался Наполеону(1769—1821). В значительной степени это связано с его жизненным путем человека, который «сделал себя сам». Происходя из простой семьи, он в 16 лет пошел служить в артиллерию и прошел путь от рядового до маршала и императора, с обликом гения он изображался и на живописных полотнах.
Образу гения созвучен также образ разочарованного молодого человека, хорошо знакомый по немецкой, английской, русской литературе и более распространенный уже вXIXв. Из таких людей выходили революционеры, нигилисты, из них же — «лишние люди». Этот образ пришел на смену также связанному с романтизмом, но изжившему себя в реалиях общественной жизнисентиментализму(от фр.sentiment, чувство), анализировавшему тончайшие оттенки чувств, мечтаний и также характеризовавшемуся ощущениям заброшенности, покинутости, непонятости.
Наконец, рубеж XVIII—XIXвв. породил стильреализма— прежде всего в литературе и живописи. Практически исчезают из искусства религиозные сюжеты — сказались и секуляризация общественной жизни, и дух механико-математического естествознания. Что же касается смешения стилей и жанров, то лучше всего выразил общественные настроения Вольтер: «Все жанры хороши, кроме скучного».
Анализируя художественные веяния, течения и стили Нового времени и Просвещения, можно видеть, что с начала XVIIв. трон лидера художественной культуры переходит от Италии к Франции. Во французскойлитературеклассицизм получил буквально официальное признание со дня образования в 1635 г.Академии литературы(она существует и по сей день; писатели, признанные академиками, получают еще и титул «бессмертных»). Наиболее массовым и доступным искусством былтеатр, и лучшие образцы французской литературыXVII—XVIIIвв. относятся именно к области драматургии. Надо сказать, что дух механико-математического рационализма добрался и до театрального зала: изобретательный и вездесущий ум Декарта додумался до нумерации в нем мест и рядов.
Основателем французского театра и родоначальником классицизма в литературе считается Пьер Корнель (1606—1684). Его трагедии «Гораций», «Сид», «Эдип» (обратим внимание на названия, возвращающие к античной классике) прославляют разум, управляющий сильной волей, в них, как и в античности, сталкиваются долг и страсть, «аффекты души».
Величайшие драматургиФранции —Жан Расин(1639—1699) иМольер(Жан-Батист Поклен, 1622—1673). В своихтрагедиях«Андромаха», «Береника», «Ифигения», «Митридата», «Федра» Расин использовал античные сюжеты, сообразуя их с наиболее злободневными реалиями современной ему жизни. Пьесы Расина и сегодня занимают одно из ведущих мест в репертуаре театров во Франции и за ее пределами. То же можно сказать о Мольере, который был к тому же выдающимся актером. Выступая в жанрефарсовой драматургии, Мольер стал еще и реформатором театра. Сочетая классицизм с традициями народного театра, Мольер писалсоциально-бытовые комедии— «Мещанин во дворянстве», «Тартюф, или Обманщик», «Мизантроп», «Скупой», «Мнимый больной», «Брак поневоле», «Урок женам», названия которых уже говорят за себя.
Классицизм приобрел во Франции и своего теоретика в лице Никола Буало(1636—1711), автора трактата «Поэтическое искусство» и остроумных «Сатир». Классиками французской прозы сталиФрансуа де Ларошфуко(1613—1680) иМари Мадлен де Лафайет(1634—1693), автор первого во Франции психологического романа «Принцесса Клевская». «Максимы» (1665) Ларошфуко — это краткие, саркастические афоризмы, относящиеся к природе человеческого характера и особо остро критикующие аристократическое общество с его праздностью и напыщенностью. Знаменитым баснописцем былЖан Лафонтен(1621—1695), возродивший жанр «животного эпоса» Эзопа. Многие его сюжеты известны нам из басен Крылова. Великий сказочник —Шарль Перро(1628—1703). Его «Сказки матушки Гусыни», включающие «Красную шапочку», «Спящую красавицу», «Золушку», «Кота в сапогах», «Замок «Синей бороды»» известны во всем мире не только детям, но и взрослым, они переложены на музыку балетов и опер. Заметное место во французской литературеXVIIв. занимает также убитый на дуэлиСирано де Бержерак(1619—1655), автор «Ростана».
Выдающимися писателями и теоретиками искусства уже в XVIIIвеке были французские просветители и философыД. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, Вольтер. Они обосновывали естественность и высокое призвание искусства, выступали за права человека и веротерпимость, осмеливались на резкую критику абсолютизма, религии и выступающей от ее имени церкви. «Раздавите гадину!», — сказал в ее адрес Вольтер.Вольтер(Мари-Франсуа Аруэ, 1694—1778) представил историю не как описание судеб героев и правителей, а как развитие самих народов, создателей культурных ценностей. Вольтер оставил 70 томов сочинений, в том числе философские и естественнонаучные трактаты, галантные письма, трагедии и комедии. В сатирической повести «Кандид, или Оптимист» ее герой в поисках истины приходит сперва к прекраснодушному оптимизму, сменившемуся унынием и отчаянием. Направив своего героя в вымышленную сказочную страну Эльдорадо, путь к которой никому не известен, Вольтер заставляет его понять: «Главное — это постоянно возделывать свой сад».
Вершина французской комедии — творчество драматурга и философа Пьера Бомарше(1732—1799). В его «Женитьбе Фигаро» плут и повеса Фигаро, олицетворяя лучшие черты народа — оптимизм, находчивость, неиссякаемый юмор противопоставляется надменному и пустому графу Альмавива. Эта комедия — высмеивание чванливой власти, не зря ее ненавидели ЛюдовикXVIи Наполеон. Бомарше называл театр «исполином, который смертельно ранит всех тех, на кого направляет свои удары».
Разоблачение нравов двора, к тому же насыщенное тонким психологизмом, прославило роман «Опасные связи» Шадерлоде Лакло(1741—1803). Выдающиеся художественные достоинства этого романа сделали его в ХХ в. объектом нескольких экранизаций, в том числе таким мастером кинематографа, как Милош Форман. Своеобразной формой протеста против условностей общества и его фальши стали произведения маркизаде Сада, чьим именем стали называть жестокость в особо изощренной форме.
Вообще же XVIIIвек называют «золотым веком театра», который черпал особую силу в публичности своего искусства. Публичность искусства привела вXVIIIвеке к таким явлениям, как литературные и художественныесалоныивыставки,литературная критика.
Наиболее значительные произведения итальянскойииспанскойлитературыXVII—XVIIIвв. также были написаны для театра. Центром театральной жизниИталииоставалась Венеция, утратившая свое экономическое и политическое могущество, но сохранившая художественные традиции. Венецианскиекарнавалыпроводись с неизменным размахом, в городе действовало 7 театров. ВенецианецКарло Гольдони(1707—1793) написал 297 драматических произведений, в том числе знаменитую «Трактирщицу». Его современникКарло Гоцци(1720—1806) написал не менее знаменитые «Турандот» и «Любовь к трем апельсинам» (позже переложенную на музыку С. Прокофьевым).
Крупнейшим после Лопе де Вега драматургом ИспаниибылПедро Кальдерон (1600—1681). Пьесы Кальдерона «Дама-невидимка», «С любовью не шутят», «У себя под стражей» — до сих пор в репертуаре театров мира. Он же автор философской пьесы «Жизнь есть сон». Известный плутовской роман «Жизнь пройдохи» принадлежит перуФрансиско де Кеведо(1580—1645).
Получили продолжение славные литературные традиции Англии. К числу наиболее известных произведений мировой литературы относятся глубоко философские поэмыДжона Милтона(1608—1674) «Потерянный Рай» и «Возвращенный рай». Поэмой «Самсон-борец» Милтон отдал дань и классицизму, он был также известным общественным деятелем. После реставрации Стюартов в Англии вновь оказалось на подъеме светское искусство. Особой популярностью пользовались комедииУильяма Конгрива(1670—1729) «Двойная игра», «Любовь за любовь», с любовью иронизировавшие над светским притворством. ВXVIIIв. крупнейшим драматургом Англии былРичард Шеридан(1751—1816), прославившийся сатирическими комедиями нравов «Школа злословия» и «Поездка в Скарборо» (ScarboroughFare»). В них нравы света обличаются весьма едко.
И все же основным жанром английской литературы Просвещения был роман. Видя человеческое несовершенство, писателиДаниэль Дефо(1660—1731) иДжонатан Свифт(1667—1754) все же верили в идеалы Просвещения, в то, что изменение обстоятельств может изменить человека. Об этом — знаменитые и сегодня романы «Приключения Робинзона Крузо» (Crusoe) и «Путешествия Гулливера». В первом из них герой много лет проводит на необитаемом острове (в основу романа Дефо легла подлинная история моряка Александра Селкирка), и не попади он туда, не поживи жизнью «естественного человека», он так и не узнал бы своих лучших качеств. В романе Свифта корабельный врач Гулливер (Hulliver) попадает в страны лилипутов и великанов, однако вымышленный сюжет является фоном для раскрытия характеров, едкой сатиры на современное писателю общество. Досталось и «яйцеголовым» ученым, приверженцам механицизма. Весьма популярны в Англии также романГ. Филдинга(1707—1754) «История Тома Джонса, найденыша» и философско-просветительская поэмаАлександра Поупа(1688—1744) «Очерк о человеке».
Выдающиеся литературные произведения появились в XVIIIв. вГермании. Известный философ-просветительГ. Лессингвошел также в историю драматургии. Он как раз не принимал застывших канонов классицизма и в пьесах «Сара Сэмпсон», «Эмилия Галотти» ориентировался на свободные традиции шекспировского театра. Значительный вклад внесен Лессингом и в теорию эстетики.
Великий сын Германии Иоганн Вольфганг Гёте(1749—1832) был «универсальным гением» — в философии, теории искусств, литературе, физике. Он также занимал важные государственные посты в Веймарской республике. Начав литературное творчество в период «Бури и натиска» с сентиментального романа «Страдания молодого Вертера» (1774), он много позже пишет «Годы учения «Вильгельма Майстера»» (1795—1796) и «Годы странствий «Вильгельма Майстера»» (1821—1829). Последнее произведение было закончено почти одновременно с «Фаустом», вершиной его творчества. Пантеистическое наслаждение полнотой бытия, сопровождавшее Гете не только в литературе, но и в жизни, поиски ее смысла проходят через все его творчество. Как «Фауст», так и «образовательные романы» Гете ставят проблему обретения человеком своего назначения, самообретения. Мотив странствия значительно перерастает по своему смыслу просто путешествие, означаядуховное странствиев поисках самого себя (вспомним Будду). Такой мотив чрезвычайно характерен для позднейшей немецкой литературы — «Доктор Фаустус» Томаса Манна, «Игра в Бисер» Германа Гессе. На тему «Фауста» и «Эгмонта» написали оперы соответственно Шарль Гуно и Л. Ван Бетховен.
Другом и единомышленником Гете был другой великий гражданин Веймара Фридрих Шиллер. Тема его драматических произведений «Разбойники», «Коварство и любовь» — мятежное стремление к свободе.
Театр оказал значительное влияние на развитие музыкииживописиНового времени и Просвещения. Специально для театральных постановок писали такие великие композиторы, какК. Монтеверди(«Орфей и Эвридика», «Коронование Поппеи»),Г. Перселл(«Дидона и Эней», «Король Артур»), позже А. Вивальди, К. В. Глюк, Г. Ф. Гендель — уже в формеопериораторий. Первый публичный оперный театр («Сан-Кассиано» в Венеции) открылся уже в 1637 г.
Клаудио Монтеверди(1567—1643) стоит на стыке Возрождения и Нового времени. Такова и его музыка, сочетающая характерные черты обеих эпох. Подобное же явление характерно и для живописи: многие художники, жившие в первой половинеXVIIвека, причисляются к эпохе Возрождения, между тем как другие их современники — к Новому времени. Такое наблюдалось и в науке — сравним современников, Кеплера и Галилея. Говоря о сочетании эпох у Монтеверди, следует иметь в виду не только и даже не столько то, что он писал и религиозную, и светскую музыку (такое бывало даже в Средние века), речь скорее идет об изобразительных средствах. Музыка пленяет своей свободой, размахом, переплетением мелодических линий, присущим и его операм, и мадригалам (любовным, военным) и религиозным произведениям. Среди последних особо выделяется шедевр всемирного значения, веха в истории музыки — грандиозная месса «Vespro della Beata Virgine» (1610), известная в музыкальной среде и как «Офицерская вечерня».
Великими мастерами инструментальной музыки (в том числе клавесинной и органной) были итальянцы Джироламо Фрескобальди(1583—1643), позже —Арканджело Корелли(1653—1713),Франческо Джеминиани(1680—1762) иДоменико Скарлатти(1685—1757). Яркими представителями барокко былиАлессандро Марчелло(1684—1750),Томмазо Альбинони(1671—1750) иДжузеппе Тартини(1692—1770), особенно знаменитый своими «Дьявольскими трелями», услышанными во сне.
Совершенно особое место в мировой музыке занимает венецианец Антонио Вивальди (1678—1741). Про него говорили, что «рыжий пастор пишет музыку быстрее, чем ее успевает записывать переписчик». Одних только концертов для скрипки с оркестром он написал свыше 400. Неистощимая мелодическая и гармоническая изобретательность отличали Вивальди и в инструментальных концертах (для флейты, фагота, гобоя, скрипки, виолончели), и в вокальных произведениях — как религиозных, так и в жанре, приближающемся к опере. Даже в религиозной музыке Вивальди есть струя свободной импровизации, при том, что ее исполнял руководимый им хор воспитанниц приюта «Ospedaledellapieta».
Завершая очерк итальянской музыки XVII—XVIIIвв., осталось добавить, что в Италии жили и творили непревзойденные до сих пор мастераструнных инструментов—Николо Амати(1596—1684),Антонио Страдивари(1644—1737) иДжузеппе Гуарнери(1698—1744). Лучшие в миреорганыиклавесинысоздавались вГерманиииГолландии. Инструменты великих мастеров сохранились, хотя и в считанных экземплярах, доверяясь величайшим исполнителям и застрахованные на миллионы долларов.
Крупнейшим испанскимкомпозитором эпохи Просвещения былАнтонио Солер(1729–1783), мастер органной и клавесинной музыки, вливший в самобытную испанскую музыку европейские новации.
Британским ОрфеемназываютГенри Перселла(Purcell, 1659—1693). За свою короткую жизнь он создал множество удивительно мелодичных произведений — как вокальных (в том числе для театра), так и инструментальных (для клавесина и для струнных). Хоть раз услышав его музыку, невозможно спутать ее ни с какой другой.
Чрезвычайно богатой культурная жизнь Францииоказалась и в области музыки. Основоположником балета считаетсяЖан Батист Люлли(Luillier, 1632—1687). Особо следует выделить творчество «французских клавесинистов» —Луи Куперена(1626—1661) и его еще более знаменитого племянникаФрансуа Куперена(1668—1733), а такжеЖан-Филиппа Рамо(1683—1764). Их музыка, как и музыкаЖозефа Буамортье(1691—1765?),Жан-Мари Леклера(1697—1764) очаровывает подлинно французскими галантностью, изысканностью, юмором. Франция была законодателем мод и в галантных светских танцах, придворном этикете.
Совершенно особое место в музыке эпохи Просвещения занимает Германия, а затемАвстрия. Одним из наиболее значительных композиторовXVIIв. был немецГенрих Шютц(1585—1672). Его музыку, в подавляющем большинстве религиозную, также можно узнать сразу — по особой изысканности мелодий, духу Просвещения, пронизывающему даже библейские сюжеты. Превосходную, гармонически уравновешенную, математически строгую и в то же время чрезвычайно мелодичную музыку писалИоганн Фробергер(1616—1667), ученик Фрескобальди. Прекрасна клавесинная и органная музыкаИоганна Пахельбеля(1653—1706).
Выдающееся место в мировой музыке не только XVIIв. занимаетДитрих Букстехуде(1637—1707), автор замечательных религиозных кантат, произведений для ансамбля инструментов, а также клавесина и органа. Достаточно сказать, что молодой И. С. Бах, не имея средств для такой поездки, пешком отправился из Арнштадта в северонемецкий Любек, чтобы поклониться великому мастеру и послушать «Вечернюю музыку» Букстехуде в его собственном исполнении. Чрезвычайно популярен был современник И. С. Баха и его счастливый соперник в выборах на место кантора церкви Св. Фомы (Thomaskirche) в ЛейпцигеГеорг Филипп Телеман (1681—1767). Исключительно плодовитый композитор, Телеман писал легкую и красивую музыку, услаждавшую слух прежде всего правителей, которым он служил в качестве капельмейстера (практика, распространенная вплоть доXIXв.) — так, целый цикл его концертов носит общее название «Застольных».
Счастливым современником и соперником И. С. Баха был и Георг Фридрих Гендель(1685—1759). Переехав из Германии в Лондон, он сумел подчинить свое огромное дарование вкусам достаточно широкой публики. Поистине триумфальным успехом пользовались исполняемые в театреКовент-Гарденоперы и оратории Генделя на классические сюжеты — «Самсон и Далила», «Мессия», «Пир Валтасара», «Саул». Из под его пера вышли также замечательные органные и клавесинные произведения,Concertigrosso, сонаты для скрипки, флейты, гобоя. По свидетельствам современников, однако, Гендель всю жизнь страдал оттого, что «наступил на горло собственной песне» и, говорят, даже втайне завидовал И. С. Баху, который не стал этого делать. Есть свидетельство, что Гендель даже уклонился от очного соревнования с Бахом в игре на клавесине.
Не хватит никаких слов, чтобы охарактеризовать творчество Иоганна Себастьяна Баха(1685—1750). Проведя жизнь, полную скитаний и лишений, состоя на службе у различных правителей, он часто вынужден был писать, исходя из имеющихся возможностей — где не было большого хора, создавал органные и клавесинные сочинения, где не было мощного органа — камерные кантаты в сопровождении маленького позитив-органа, флейты, гобоя и т. д. Провидение позаботилось, чтобы гений Баха одарил все области музыки.
Будучи глубоко религиозным человеком, И. С. Бах не выражал свою любовь к Богу никаким иным образом, как своей божественной музыкой. Можно даже вообразить такой диалог (как это сделал поэт А. Вознесенский): «Здравствуй, Бах… Здравствуй, Бох». Попробуем представить его продолжение: «Послушай, Боже, что я написал, твоей милостью». И вот уже льются величественные, полные достоинства звуки. В исполнении Голдберг — вариаций выдающимся интерпретатором Баха Гленном Гулдом отчетливо слышно подпевание пианиста — вещь, немыслимая в студийной записи. Но именно такую запись этого воистину божественного творения выпустила фирма «Sony». В этом произведении действительно поет душа — композитора, пианиста — возвышаясь к Богу.
Биограф И. С. Баха Иоганн Форкель рассказывает, что, когда за несколько часов до кончины к ослепшему композитору (он сам вынужден был выпускать копии своих произведений) вдруг вернулось зрение, он счел это предзнаменованием свыше. Попросив принести его последнее произведение, монументальное «Искусство фуги», своего рода завещание композитора, он предварил его ранее написанным хоралом «С этим предстаю перед твоим троном» и спокойно закрыл глаза. Ему, примерному семьянину, неутомимому труженику, великому творцу, воспитавшему целую плеяду сыновей-композиторов, не страшно было предстать перед Всевышним.
Чрезвычайно интересна история создания буквально всех произведений И. С. Баха. Так, «Музыкальное приношение», посвященное ФридрихуII, написано как остроумное решение заданной монархом — знатоком музыки — контрапунктической задачи, «Голдберг – вариации» сделаны по заказу русского посланника графа Кайзерлинга, чтобы его секркетарь Г. Голдберг коротал ему бессонные ночи своей игрой на клавесине. Многие совершеннейшие произведения задуманы Бахом как «Упражнения» («Итальянсксий концерт», «Французская увертюра»).
Особой известностью пользуются, наряду с клавесинными и органными произведениями Баха (сколько поколений потрясали раскаты Токкаты и фуги ре минор), его «Бранденбургские концерты»,Сюиты для оркестра,«Страсти» — по Матфею и по Иоанну, кантаты — № 21 «Ich hätte viel Bekummernisse» («Я знал много горя»), № 82 — «Ich habe genug» («С меня достаточно»). В кантате № 12 «Weinen, кlagen,sorgen,zagen» Бах применил удивительную находку — поразительное по красоте соло трубы. Обычно мажорная, праздничная, здесь она скорбно-умиротворенно, исповедально обрамляет повествование о жизни Христа на земле и в сердцах людей. Современникам И. С. Баха, однако, его музыка казалась чересчур сложной, «математизированной», не рассчитанной на публику. Она действительно дождалась своего часа только вXIXвеке.
Чрезвычайно даровитыми оказались сыновья И. С. Баха — Вильгельм Фридеман Бах(1710—1784),Карл Филипп Эммануил(1714—1788), «Лондонский Бах» —Иоганн Христиан (1735—1782). Если у первого судьба не сложилась, то два других послужили как бы звеном к Гайдну и Моцарту — при этом сохраняя весьма значительное собственное место. К Ф. Э. Бах был еще и теоретиком музыки.
После семьи Бах заканчивается эпоха барокко в музыке, а центр европейской музыки перемещается в Австрию.Венская классическая школавообще положила началоклассическоймузыке в той совокупности черт, которые делают ее таковой — вся предшествующая музыка в этом смысле являетсядоклассической. Прежде всего — этосимфонизм, развитыйЙозефом Гайдном(1732—1809),Вольфгангом Амадеусом Моцартом(1756—1791) иЛюдвигом ван Бетховеном(1770—1827).
«Отцом симфонии» принято называть Й. Гайдна, учителя Моцарта и Бетховена, автора 104 симфоний, многих концертов, сонат, ораторий, месс, опер. Следом шел В. А. Моцарт, который научился играть на клавесине и писать музыку уже с четырех лет. Рассказывают, что однажды его отец Леопольд Моцарт(1719—1787), также известный композитор, велел сыну отнести во дворец курфюрста «Менуэт», написанный им для исполнения вечером. Порыв ветра вырвал его из рук семилетнего ребенка в реку, и тогда юный гений, опасаясь отцовского гнева, написал новый. Подлог раскрылся в связи с необыкновенным успехом этого очаровательного произведения, после чего Леопольд Моцарт, чрезвычайно строгий и педантичный человек, жестоко наказал сына. Биографы В. Моцарта утверждают, что именно отец надломил его, физически и психически, заставляя колесить с концертами по всей Европе, следя за каждым его шагом. Появилась даже легенда, что дух отца и был тем загадочным «черным человеком», который заказал Вольфгангу Амадеусу «Реквием» и исчез, так и не вернувшись за заказом. Написав «Реквием», В. Моцарт вскоре умер — оставив кучу долгов и похороненный в общей могиле для бедняков. Подозревают, впрочем, что его отравил завидовавший емуА. Сальери.
Гений Моцарта, то искрящийся и светлый, то трагический, запечатлен в партитурах его симфоний, скрипичных и фортепианных концертов, дивертисментов, квартетов и квинтетов, опер, в том числе комических («Женитьба Фигаро», «Дон Жуан», «Так поступают все женщины», «Волшебная флейта»).
Поистине титаническая фигура, завершающая эпоху Просвещения с ее надеждами и разочарованиями — Л. Бетховен. Судьба посылала ему испытания одно за другим — несчастливая любовь, ранняя глухота, но он продолжал творить: гениальные 9 симфоний, 5 фортепианных концертов, скрипичный концерт, 32 фортепианные сонаты (включая «Апассионату», «Лунную», «Патетическую», «Бурю», «Аврору»), струнные квартеты, сонаты для скрипки, виолончели, вокальные произведения. Бетховен верил, что музыка может указать путь человечеству, и для этой цели предназначал свою последнюю,Девятую симфонию, включив в нее «Оду к радости» Ф. Шиллера. Впрочем, годами раньше (в 1804 г.) он испытал жестокое разочарование: посвятив 3-ю,«Героическую» симфониюНаполеону, в тот же день Бетховен узнал, что его кумир объявил себя императором, оказавшись очередным узурпатором. В гневе топтал композитор свое посвящение, но — все же верил в человечество и его будущее.
Разнообразие стилей и жанров сопровождало в XVII—XVIIIвв. развитие иизобразительного искусства—живописи,скульптуры, а такжеархитектуры. Художественный стильбарокковозник вИталиии лишь затем утвердился во Франции. Крупнейший итальянский скульптор и архитекторXVIIв. —Лоренцо Бернини(1598—1680). Он — создатель грандиозной колоннады на площади Св. Петра, королевской лестницы в Ватикане, прекрасных скульптур в Риме —АполлонаиДафны(для паркового ансамбля виллы кардинала Боргезе, превращенной затем в музей), фонтанов «Тритон», «Мавр», «Нептун», фонтана «Четырех рек» на римских площадях Барберини и Навона. Прекрасные здания в стиле барокко стали замечательными обрамлениями венецианских каналов.
Живописцем бытовых сюжетов был неаполитанец Сальваторе Роза(1615—1675), чья самая известная картина — «Нападение разбойников». Мифологические и религиозные сюжеты средствами барокко изображалГвидо Рени(1575—1642). Наиболее известных художников — представителей барокко, дала Венеция. Это —Джованни Батиста Тьеполо(1696—1770), автор церковных фресок, исторических и религиозных картин, а также мастераредуты, — городского архитектурного пейзажа —АнтониоКаналетто(1697—1768) иФранческо Гварди(1712—1793). Написанные с большим мастерством, картины итальянского барокко, тем не менее, по выразительности, по силе духа не могут сравниться с искусством Возрождения — одна великая эпоха ушла, другая еще не успела себя заявить.
Выдающихся живописцев дала миру в XVII—XVIIIвв.Испания. Наряду с Ф. Сурбараном и Х. Рибера, которые и по художественному стилю, и по сюжетам ближе к эпохе Возрождения, это их современникДиего да Силва Веласкес(1599—1660). Хотя у него имеются исключительные по мастерству религиозные картины, они немногочисленны и не слишком характерны для Веласкеса. Сорок лет он был придворным живописцем испанского короля ФилиппаIV, создателем портретов (в том числе групповых) королевской семьи и даже королевских шутов. Особо известны картины Веласкеса «Менины» («Фрейлины»), где он к тому же использовал ряд изобразительных находок, «Портрет папы Иннокентия IX». Его кисти принадлежат знаменитый портрет обнаженной «Венеры с зеркалом», историческая картина «Сдача Бреды», где впервые с достоинством изображены и победители, и побежденные, реалистические изображения повседневной жизни — «Завтрак», «Водонос», «Пряхи» — эта картина производит впечатление, что комната буквально омывается светом и воздухом.
Основателем академии в Севилье был почетный гражданин этого города Бартоломе Эстебан Мурильо(1618—1682), который в религиозных сюжетах соединял камерность, чуть ли не интимность изображения с барочными изобразительными средствами. Ярко выраженный представитель испанского барокко —Алонсо Кано(1601—1667), живописец, скульптор, архитектор, автор знаменитого деревянного резного алтаря в Гранаде.
Величайший испанский художник XVIIIв. —Франсиско Гойя-и-Лусиентес(1746—1828). Его живопись отличается экспрессивностью, отточенным психологизмом, социальной остротой. Состоя на службе у КарлаIV, Гойя неоднократно изображал его семью и других знаменитых аристократов, в частности герцогиню Альба. При исключительно высоком портретном сходстве (так что придраться было невозможно) ему удавалось еще и выставить напоказ внутреннее уродство персонажей их картин, доводя до гротеска их злобность, завистливость, жестокость, тщеславие. Ему принадлежат знаменитые портреты «Маха одетая» и «Маха обнаженная» (Прадо, Мадрид), «Махи на балконе» (Метрополитен-мюзеум, Нью-Йорк), портреты испанских поэтов и общественных деятелей, изображения национальных праздников и игр, людей из простого народа. Гойя — автор ужасающих по силе циклов офортов «Капричос» и «Бедствия войны» (когда Испания была оккупирована Наполеоном), росписей в церквах и в «Доме глухого» в Мадриде. Постоянно преследуемый, Гойя оглох, помутился рассудком, но так и не изменил себе и своему взгляду на мир.
Величайшие живописцы творили в ту же эпоху в ГолландиииФландрии. Необходимо внести уточнение для читателей, не искушенных в живописных школах. Исторически сложилось так, что терминНидерландскаяшкола (в живописи, музыке) относится к эпохе Возрождения. К концу этой эпохи сформироваласьфламандскаяшкола, обозначаемая так по названиюФландрии, одной из провинций Нидерландов, которая после образования государства Бельгия большей частью отошла к ней, частью оставшись в Нидерландах. Еще одной крупной провинцией Нидерландов являетсяГолландия, именем которой часто называют и все государство.Голландская школаживописи сложилась уже вXVIIв.
Блестящими представителями фламандскойживописи являютсяПетер Пауль Рубенс (1577—1640) и его ученикАнтонис ван Дейк(Dijk, 1599—1640). Ряд картин Рубенс написал в соавторстве с ван Дейком, однако по целому ряду признаков Рубенса — с его восхищением человеческим телом, буйством энергии персонажей его картин — относят к Возрождению, а вот ван Дейка — к Новому времени. Не случайно у Рубенса есть картины в соавторстве с художником весьма утонченным —Яном Брейгелем, прозваннымБархатным(1568—1625): Рубенс в них изображал людей, а окружающий их пейзаж, а часто и обрамление портрета цветами оставались Брейгелю Бархатному. Последний даже религиозные сюжеты изображал достаточно маньеристическим образом (конечно, мастерски). В противоположность Рубенсу Ван Дейка (у которого также есть совместные с Рубенсом картины) отличают рационализм, холодная рассчитанность, аристократическая изысканность — как в портретах, так и в религиозных картинах. Наиболее известны блистательные автопортреты Ван Дейка и портреты аристократов, большим мастером он проявил себя и в религиозных сюжетах. Значительное влияние на Ван Дейка оказали живопись Тициана и пребывание в Англии. Известным художником был младший современник Рубенса и Ван Дейка —Якоб Йорданс(1593—1678), автор библейских и бытовых картин. Мастером бытовых сцен был фламандецАдриан Броувер(1606—1638), мастерами натюрморта —Франс Снейдерс(1579—1657) иЯн Фейт(Fyt, 1611—1661).
Выдающиеся представители голландскойживописи — Рембрандт, Халс и Вермеер.Франс Халс(1580—1666) знаменит своими портретами — офицеров, дворян, цыганок, изображаемых реалистически и психологически проникновенно, наполненных жизнью. Ему принадлежат известнейшие групповые портреты — членов гильдии купцов, солдат.
Знаменитейший портрет стрелковой роты, охраняющей Амстердам, выполнил величайший живописец Голландии — Рембрандт ван Рейн(1606—1669). «Ночной дозор» Рембрандта — это не просто выражение свободолюбивых идеалов эпохи, здесь художник достигает буквально волшебного эффекта в изображении света — на ночном пейзаже. Мастером колорита Рембрандт проявил себя и в других весьма разнообразных сюжетах. Он — автор великолепныхпортретов(в том числе своих жен — горячо любимой и рано умершейСаскии Ван Эйленборх, а затем ставшей ему верным другом — до конца его полной лишений жизни — служанкиХенрикье Стоффелс), сына художника,Титуса,автопортретов. Великолепны картины Рембрандта на мифологические сюжеты (гордость Эрмитажа —Даная, залитая кислотой маньяком и героическим трудом восстановленная), на библейские темы («Пир царя Валтасара», «Возвращение блудного сына», «Сусанна и старцы», «Жертвоприношение Авраама», где использование средств барокко сочетается с тонким психологизмом). Рембрандт — один из величайших мастероврисункаиофорта. Вообще этот жанр весьма широко распространился вXVIIв., как демократический и способствующий выражению творческой индивидуальности.
Особое место не только в голландской, но и мировой живописи занимает Ян Вермеер Делфтский(1632—1675). За свою недолгую жизнь он создал не более сорока картин, но — совершенно восхитительных. За внешней непритязательностью сюжета — двориков Делфта, интерьеров домов, «Девушки с письмом», «Девушки, взвешивающей жемчуг» — столько любви к жизни, к изображенным им людям, их домам и дворикам. Знаменитый художник ХХ в. С. Дали, перечисляя наиболее выдающихся живописцев в истории человечества и отмечая их достоинства, ставит Вермеера рядом с Леонардом, особо выделяя при этом искусство Вермеера в изображении света и воздуха. С большой любовью и мастерством изображал голландские интерьеры и дворикиПетер де Хоох(1639—1685). Замечательные пейзажи, сельские и городские сцены изображались целой плеядой живописцев, объединенных искусствоведами названием «малые голландцы».
Английскаяживопись достигла своих вершин уже вXVIIIв. Выдающийся портретист —Томас Гейнсборо(1727—1788). Его портретам свойственна лиричность, тонкая романтичность, герои Гейнсборо словно окутаны легкой дымкой, изображаясь на фоне идиллической природы. Особенно известен его «Голубой мальчик». Совершенно иного плана — живописьУильяма Хогарта(1697—1764), который считается первым художником — просветителем в Европе. Он автор сатирических картин «Карьера мота», «Карьера проститутки», памфлетов в журналах. Хогарт во многом способствовал демократизации искусства — введением в практику художественных выставок.
В значительной мере выразителем вкусов и законодателем мод в живописи, как и в других областях культуры XVII—XVIIIвв. была Франция. Если в первой половинеXVIIв. во Франции были еще такие живописцы, как сумрачно-таинственный «художник красного цвета»Жорж де Латур(1593—1652), то его середина — эпоха классицизма. Основоположник классицизма в живописи —Никола Пуссен(1594—1665), автор строгих уравновешенных композиций на мифологические и религиозные сюжеты. Мастеромлирического пейзажа, также в классическом стиле даже в мифологических сюжетах, былКлод Лоррен(1600—1682). С концаXVIIв. воцаряется барокко. Сюжетами картин становятся любовные, почти эротические сцены, героями — нимфы, вакханки, богини.
Тонким мастером рококобыл живописецАнтуан Ватто(1684—1721), разработавший жанр «галантных празднеств». Его герои — мифологические персонажи («Отплытие на остров Кифера») или представители аристократии — капризные жеманницы, элегантные кавалеры, изображаемые то ли с легкой издевкой, то ли с нежной, ироничной любовью. Под стать настроению — пейзаж, легкий, слегка дымчатый, немного условный. Характерные картины в этом жанре — «Затруднительное предложение», «Общество в парке», «Хотите покорять красавиц?». Прекрасным сопровождением к его картинам часто служит музыка Куперена и Рамо.
Не менее известным представителем рококо был Франсуа Буше(1703—1770). Директор Академии, «Первый художник короля», Буше делал также панно и гобелены для дворцов и аристократических домов, театральные декорации, книжные иллюстрации, веера, обои, пуфики, обивку карет, эскизы костюмов и т. д. Герои его картин — Дианы и Венеры, совершающие свои «туалеты» и «триумфы». «Геркулес у Омфалы», не скрывающий своей эротической силы.
Достаточно фривольные сюжеты были характерны и для Жана-Оноре Фрагонара (1732—1806), но он же — мастер реалистического портрета. В значительной степени выразителем идей Просвещения былЖан Батист Симеон Шарден(1699—1779). Шарден писал реалистические портреты и натюрморты, на которых находилось место и кухонной посуде, кастрюлям и котлам. Он был мастером и жанровой живописи («Урок», «Молитва перед обедом», «Прачка»). Мастер декоративных картин и панно, живописец «романтических руин» —Юбер Робер(1733—1808).
Те же этапы, что и живопись, прошла и французская скульптура. Полны изящества, пленительной стремительности скульптурыЖана-Батиста Пигаля(1714—1785). Сочетанием романтизма и реализма были скульптурные портретыЖана Антуана Гудона(1741—1828), признанные как историография французского общества и его духовной атмосферы. Особенно известен его скульптурный портрет Вольтера.
Франция становится законодателем моды в оформлении интерьеров,мебели(изобретягарнитуры— дополняющие друг друга предметы обстановки — комоды, канопе, секретеры, трюмо), впарковой архитектуре. О французском парковом искусстве следует сказать особо. Дворцово-парковый ансамбль Версаль, созданный вXVIIв. архитекторамиЛ. Лево(1612—1670) иЖ. Ардуэн-Мансаром(1646—1708) стал эталоном для Германии (дворец Сан-Суси), России (Петергоф) и других стран. Создатель парка Версаля, а такжеТюильрив Париже — архитекторАндре Ленотр(1613—1700).
Парк в Версале — наиболее наглядное выражение математического духа Нового времени и Просвещения. Его планировку отличают строжайшая симметричность, четкий геометрический рисунок, который составляется сочетанием клумб, дорожек, фонтанов. Величавые торжественные архитектурные сооружения были возведены в Париже. Лево проектировал дворец Тюильри, а Ардуэн-Мансар — дворецБольшой Трианон,Дом Инвалидов,Вандомскую площадь.
- Вардан Григорьевич торосян
- Культурология
- История мировой и отечественной культуры
- Аннотация
- Оглавление
- Предисловие
- Часть первая. Теоретическая культурология.
- Структура культуры
- Функции культуры
- Культура и цивилизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Концепции культурологии в их исторической ретроспективе. Проблемы и перспективы культуры у просветителей
- Социокультурная история у Маркса
- Проблемы развития культуры в философии позитивизма
- Возникновение концепций культурно-исторических типов
- «Россия и Европа» в концепции н. Я. Данилевского и его последователей
- Концепции евразийства
- Концепции «заката культуры» (о. Шпенглер, ф. Ницше)
- Дальнейшее развитие концепций культурно-исторических типов. А. Вебер
- Концепция «Вызова-ответа» а. Тойнби
- Концепции культуры в российской общественной мысли первой половины хх века (п. Сорокин, н. Бердяев, п. Флоренский, г. Федотов, в. Вейдле, м. Бахтин)
- Культура как подавление естественного (з. Фрейд, к. Юнг, э. Фромм)
- Игровые концепции культуры (й. Хейзинга, э. Финк, х. Ортега-и-Гассет, г. Гессе)
- Проблемы культуры в философии экзистенциализма (м. Хайдеггер, к. Ясперс, а. Камю, ж.-п. Сартр)
- Религиозные концепции культуры в хх веке (а. Швейцер, п. Тиллих, р. Нибур, р. Гвардини)
- Культура в концепциях постмодернизма (р. Барт, м. Фуко, ж. Делез, ж. Деррида, ж. Лиотар, ж. Бодрийар, у. Эко)
- Тенденции и перспективы культуры в XXI веке. Культура как самоорганизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Часть вторая. Историческая культурология. Типологическая история мировых культур о принципах изложения культурной истории.
- Раздел 1. Первобытная культура Генезис культуры как антропосоциогенез
- Периодизация древнейшей культуры
- Жилища и погребения
- Архетипы культуры
- Духовная культура первобытной эпохи (мифология, искусство, мораль)
- Формы организации общественной жизни и естественноисторический характер их изменений
- Первобытные культуры в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел II. Культуры Древнего Востока Общие замечания
- Глава 1. Культура Древнего Египта Географические и временные границы
- Социальная основа культуры Древнего Египта
- Феномен пирамид
- Особенности духовной культуры Древнего Египта
- Эллинистический Египет
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Двуречья Географические и временные границы
- Шумеро-аккадская культура
- Вавилонская культура
- Культура Ассирии
- Культура Ирана
- Культурная экспансия Месопотамии в Израиль
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Индии Географические и временные границы
- Философско-религиозные основы индийской культуры
- Индийская мифология
- Художественная культура
- Проникновение в Индию эллинизма и ислама
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Китая Географические и временные границы
- Философские и религиозные основы китайской культурной традиции
- Китайская мифология
- Художественная культура. Наука
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Японская культура Особенности генезиса и развития
- Периодизация японской культурной истории
- Религиозные составляющие японской культурной традиции
- Японское отношение к природе и среде обитания
- Японская мифология
- Художественная культура Японии
- Особенности японского образования
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура арабского Востока Ареал и социокультурные предпосылки распространения ислама
- Коран как свод исламской культуры
- Художественная культура Арабского Востока
- Наука и образование
- Ислам в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел III. Европейская культура Общие замечания
- Глава 1. Античная культура Содержание понятия «античность»
- Периодизация античности
- Античная мифология
- Древнегреческая философия
- Образование и воспитание в античности.
- Достижения науки и техники
- Художественная культура античности
- Культура Древнего Рима
- Зарождение христианства
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Средневековая культура Временные и географические границы Средневековья
- Социокультурные особенности Средних веков
- «Символ веры» и раскол церкви
- Христианская религия как доминанта средневековой культуры
- Средневековое отношение к античности
- Средневековые теология и философия
- Особенности научного познания в эпоху Средневековья
- Средневековое образование
- Художественная культура Средневековья
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Возрождения Особенности эпохи Возрождения
- Гуманизм Возрождения
- Религиозные движения эпохи Возрождения
- Возрождение в образовании
- Наука и техника эпохи Возрождения
- Художественная культура Возрождения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Нового времени и Просвещения «Знание-сила» и «Всем знать все обо всем».
- «Республика Ученых»
- Механико-математическое естествознание как идейная база Просвещения
- Энциклопедизм
- Образование и воспитание в эпоху Просвещения
- Стилевое и жанровое разнообразие художественной культуры Нового времени и Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Европейская культура XIX века Панорама духовной и социальной жизни XIX века
- Исчерпание классического естествознания: причины и последствия
- Философское мышление XIX века
- Образование в Европе XIX века
- «Типические характеры в типических обстоятельствах»
- Художественная культура XIX в.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура Европы в хх веке Социокультурная панорама хх века
- От классического естествознания — к неклассическому и постнеклассическому
- Хронология науки XX века в Нобелевских премиях.
- Философия и религия в Европе хх века
- Образование в Европе хх века
- Европейская художественная культура в хх веке
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел IV. Культуры американского континента
- Глава 1. Культуры коренного населения Америки Историко-географическая справка
- Культуры индейцев Северной Америки
- Культуры Мезоамерики
- Древние культуры Южной Америки
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Латинской Америки Историко-географическая справка
- Особенности латиноамериканской культуры в хх веке
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура сша XVII—XIX вв. Историко-географическое введение
- Философия и религия в период формирования сша и в XIX веке.
- Художественная культура сша XVII — XIX вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура сша в хх веке Путь, который выбрала Америка
- Американская философия в хх веке
- Место религии в американском образе жизни
- Американская наука в хх веке
- Образование и воспитание в сша хх века
- Двадцатый век в американской художественной культуре
- Культура досуга, отдыха и развлечений
- Особенности американской демократии на рубеже xх—XXI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел V. Русская культура Особенности исследования и освещения культурной истории России
- Глава 1. Культура древних славян «Откуда есть пошла…»
- Картина мира древних славян
- Обучение и воспитание в древней Руси
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Киевской Руси и вольных княжеств
- XII—XIII вв. Формирование Российской государственности
- Крещение Руси и его значение для славянских народов
- Создание письменности
- Первые образовательные книги и учреждения
- Место монастырей в истории русской культуры
- Художественная культура Киевской Руси
- Распад Киевской Руси
- Культура русских земель XII—XIII вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Московской Руси и России XVI века Выдвижение Москвы в столицу земли Русской
- Рост национального самосознания на рубеже XIV—XV веков
- Место религии в русской культуре XV века
- Образование и наука на Руси XV—XVI веков
- Русская художественная культура XIV—XVI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура России XVII века «Изменение вещем»
- Вера в «доброго царя» и самозванство как социокультурные феномены российской истории
- Церковный раскол и его социально-культурные последствия
- Особенности русской художественной культуры в XVII веке
- Образование и наука в России XVII века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Российское просвещение «Окно в Европу»
- «Просвещение Петрово»
- Учреждение российских академий и университетов
- «Просвещенный абсолютизм» в России
- Просветители России XVIII века
- Достижения российской науки и техники XVIII века
- Художественная культура Российского Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Русская культура XIX века «Дней Александра прекрасное начало»
- Поиски «национальной идеи» для России XIX века
- Изменения в общественной жизни и общественной мысли России во второй половине XIX века
- Российское образование в XIX веке
- Научные открытия и технические изобретения
- Художественная культура России XIX века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература:
- Глава 7. «Серебряный век» русской культуры Серебряное сияние и его темные тени
- Позиция русской интеллигенции в духовных метаниях рубежа XIX—XX вв.
- Философские и религиозные поиски «Серебряного века»
- Образование в России рубежа XIX—XX вв.
- Художественная культура «Серебряного века»
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 8. Советская культура Взгляд на советскую историю из XXI века
- Политика советского государства в области культуры
- Советское образование и воспитание
- Советская наука и техника
- Советская художественная культура
- Особенности культуры России после распада Советского Союза
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Заключение