Художественная культура Средневековья
Особое место в художественной культуре Средних веков принадлежит архитектуре. Дело не только в том, что в ней оно предстает наиболее наглядным, зримым образом. Сохранились для потомков, восхищая их, не только величественные соборы и замки, но даже целые городища. Островки средневековья есть в центральной части многих европейских городов (парижский Сите, Готический квартал в Барселоне, пражский Кремль, да и весь центр Праги, Верхний город в Таллинне, старая Рига), целые города объявлены архитектурными заповедниками, культурным достоянием человечества — Авиньон и Перуж во Франции, Толедо и Сеговия в Испании, Сиена и Флоренция («Новые Афины») в Италии.
Как и во всех формах средневековой культуры, в архитектуре определяющим оказалось влияние религии. Для Византии характерным был тип крестово-купального храма, со стенами, украшенными мозаикой. Целиком украшены мозаикой стены церкви Сан Миньято аль Монте во Флоренции, Храма Святой Софии в Константинополе, одного из наиболее замечательных памятников византийской архитектуры.
Храм Св. Софии был построен первоначально в VIв. архитекторами Анфимием из Трал и Исидором из Милета. Здание было уничтожено пожаром и вновь построено на одном из холмов Константинополя. Храм имеет форму купольной базилики. Квадратный зал был увенчан гигантским (31,4 м в диаметре), как бы парящим куполом, который также был разрушен, теперь уже землетрясением, и восстановлен лишь в 989 г. (в несколько меньших размерах) армянским архитектором Трдатом. Стены облицованы, помимо мозаики, также мраморными плитами. Архитекторам удалось создать ощущение безграничности пространства (вообще византийские храмы олицетворяли Вселенную), а пышность Храма в сочетании со строгостью как бы соединяет человеческое и божественное. «Хвала Господу, который удостоил меня чести создать такое творение», — воскликнул император Юстиниан, открывая Храм Св. Софии в 537 г.
Выдающийся памятник византийской архитектуры — мавзолей Галлы Плакиды, дочери императора Феодосия в Равенне, построенный в Vв. Внутри него царит склепный полумрак, зато верхняя часть стен сияет мозаикой. Мозаика в светлых тонах над входом в усыпальницу изображает Христа в виде пастуха среди овец. Впоследствии подобные языческие мотивы исчезли.
Церковное строительство приняло особый размах к 1000 году в связи с ожидавшимся тогда концом света. С этого времени повсеместно в Европе используется в строительстве камень. Тяжесть каменных куполов и сводов требовала толстых мощных стен с узкими окнами — такие постройки играли еще и роль фортификационных сооружений в многочисленных войнах. На крепости были похожи и замки, усеявшие всю Европу.
Массивные строения («замки Бога») к тому же свидетельствовали о преемственности от Древнего Рима, а также о мощи новых правителей и могуществе христианского Бога. Такой стиль в архитектуре получил (уже «задним числом», в XIXв.) названиероманского. Он характеризуется купольными конструкциями, полуциркульными арками и массивными западными порталами. Иногда прямо использовались фрагменты, изъятые из римских храмов. На стройматериалы была растащена значительная часть Колизея. Восхитительными раннероманскими храмами являются собор Сан-Витало (VIв.) в итальянской Равенне и восьмиугольная дворцовая капелла, построенная по его образцу вVIIIв. Карлом Великим в Ай-ля-Капелле (нынешний Аахен, Германия). Каролингскими архитекторами был изобретенвестворк, многоэтажный входной фасад с колокольнями, которые стали пристраивать к христианским базиликам. Вестворки были предтечами гигантских романских, а позже готических соборов. Классический романский стиль выдержан в соборах Нотр-Дам в Пуатье, соборах в Арле и Тулузе (Франция), во Флоренции и Пизе (Италия), в английских Оксфорде и Винчестере, немецких Майнце и Вормсе, чешской Праге.
К концу XIIв. на смену романскому стилю приходитготический(от итал.goticoпо названию германского племени готов). Основу готического собора составляют устремленные ввысь (к Богу) и кажущиеся легкими стройные колонны, как бы собранные в пучки и раскрывающиеся на каменном своде. Окна, в отличие от романских, становятся огромными и вытянутыми вверх, как и все здание. Это оказывалось возможным благодаря техническому прогрессу в изготовлении стекла; цветные стекла позволяли еще и делатьвитражис орнаментами, крестами, религиозными сюжетами. Окна-витражи готических соборов, имея самостоятельную художественную ценность, к тому же придавали их интерьеру особую торжественность и возвышенность. Снаружи и изнутри готические соборы украшались такжестатуями, рельефами, живописью, сохранившими основную черту готического стиля — устремленность ввысь. В основе же общего плана готического собора лежалкрест. К знаменитым готическим соборам относятся Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам), соборы в Шартре, Руане и Амьене (все — во Франции), собор св. Вита в Праге, Миланский и Кёльнский соборы.
Недостаток камня породил уже в XIIIв.кирпичную готику. Первый храм такого рода был сооружен в Любеке (Сев. Германия), а затем они распространились по всей Европе. ВXIVв. возникает техникапламенеющей готики: украшение здания тончайшей, кружевной резьбой по камню. Конечно, подобные красоты были уже отходом от строгого стиля классического средневековья и также были выражением секуляризации общественной жизни. Новые веяния такого рода неизбежно приводили к эклектичности, то есть соединению, не всегда удачному, разнородных стилей и элементов. Наиболее невероятным образом это происходило в Испании, где имели место не просто наложение стилей, но и прямая перестройка мечетей в католические храмы, начавшаяся послереконкисты, то есть отвоевания Испании у мавров. Когда король КарлосVувидел, во что превратилась после такой перестройки мечеть в Валенсии, он воскликнул: «То, что вы построили, есть везде, а то, что разрушили, уже не найти нигде». Более умно поступили вКордобе. Там часть здания по прежнему осталась мечетью, а другая часть была перестроена по требованиям католического собора, хотя и с сохранением арабского стиля. В разных концах этого грандиозного сооружения уживаются мусульманская и католическая службы, а называется онаLa Mesquita-Cathedral— Мечеть-Собор. Удивительным сооружением в готическом стиле является соборSagrada Familia(Святое Семейство), построенный в Барселоне уже в ХХ в. архитекторомАнтонио Гауди.
В готическом стиле строились также жилые постройки и замки. Своеобразным заповедником готических замков является долина реки Луарыво Франции. В средневековых городах улицы запирались на ночь, в целях безопасности, сами города окружались мощными рвами, через которые набрасывались подъемные мосты, втягивавшиеся внутрь крепостных стен. Туристам, восхищающимся ими, не приходит в голову, что рвы вокруг средневековых городов были еще и свалками мусора, туда сбрасывались нечистоты, иногда они стекали туда по специальным канавам, прорезавшим город. Не было даже туалетов, были только отхожие места. Стоит ли удивляться, что в таких городах постоянно вспыхивали эпидемии холеры, оспы, чумы, косившие подчас половину населения.
Важным элементом готических соборов была скульптура, которая, органично интегрируясь в церковную архитектуру, служила одновременно религиозным, эстетическим и конструктивным целям. Малоразмерная пра-романская скульптура изготовлялась, под влиянием восточных и византийских образцов, из кости, бронзы, золота. Под влиянием искусства мигрировавших народов появились также всевозможные готические фигуры, химеры и чудовища. Химерами облеплен готический Нотр-Дам в Париже. СXIIв. появляется крупномасштабнаякаменная скульптура. В романских соборах Бургундии, Аквитании, Прованса фигуры размещались на фасадах, а статуи на колоннах выполняли роль опор, размещаясь в проемах стен. Много было и свободно стоящих монументальных скульптур. Будучи не просто элементом архитектуры, такие скульптуры уже обладали высоким художественным совершенством. Особая грация и одухотворенность присущи классически-романским скульптурам Шартрского Собора. Своеобразный средневековый маньеризм, появившийся уже вXIIIв., выражен у скульптур Реймсского собора и собора Сен-Шапель в таинственных улыбках, миндалевидных глазах, изящных локонах на маленьких головках, манерных поворотах фигур. Эти находки, не выходя за рамки религиозных канонов, позволяли в то же время передать тончайшую одухотворенность и религиозную аффектацию.
Исключительное место в средневековом духовном наследии принадлежит живописи— настеннымфрескамв православных и католических храмах, а также византийскойиконе. Поначалу (до открытия законов перспективы) фигуры на фресках стилизованы и плоски, воспринимаясь скорее как символы. Лишь к концу средневековья, в эпохуПроторенессанса(XIIIв.) фрески становятся подлинными творениями искусства. Среди фресок более раннего периода своей выразительностью выделяются «Никейские ангелы», стилизованные, тяжеловесные фигуры которых сочетаются с одухотворенными, ярко индивидуализированными, мастерки исполненными лицами.
В искусстве Х—ХIвв.монументальностьначинает сочетаться с пышнойдекоративностью, используется облицовка храмов разноцветным камнем. Про храм-базиликуВасилия Македонянина«Новая церковь» говорили, что он украшен как невеста. Мы хорошо можем это представить по белокаменным, с нарядной облицовкой храмам Древней Руси. Капители колонн украшались резьбой, используемая в церкви посуда (кубки, блюда) украшались филигранной росписью, покрывались лаком, золотом. Золотом и парчой покрывалась одежда.Прикладноеискусство (напр., вышивка, резьба по металлу) выходило и за пределы храмов. Несколько лет назад потребовалось починить хранящиеся в Эрмитаже часы, которые исправно ходили сXIIIвека. Когда мастер с необычайной осторожностью снял лицевую пластинку часов, украшенную тончайшей резьбой, обнаружилось, что она есть и на внутренней, ненаблюдаемой стороне — мастер трудился во имя Господа, вкладывая в свое творение всю душу. Кстати, это объясняет, почему искусство средневековья, как правило,безымянно(неизвестны даже архитекторы величественных соборов) — оно славило творца мира, а не создателя посвященного ему произведения.
В развитии живописи средневековья значительную роль сыграла длительная борьба иконопочитателейииконоборцев, вылившаяся в целое религиозное движение. Иконоборцы отрицали правомочность священных изображений, уничтожали иконы и прочие памятники с фигурами и ликами святых. Вместо этого они допускали лишь орнамент (как и ислам), изображения растений, птиц и животных. Мозаики в светских зданиях изображали придворные церемонии, победы императоров и т. д. Иконопочитатели же, среди которых был крупный теолог, музыкальный теоретик и композиторИоанн Дамаскин(675—754), видели в иконах как раз особо действенный способ воспитания религиозного сознания. Восстановление иконопочитания в 843 г. торжественно отмечается православной церковью.
Византийская схема росписи сохраняла старую символику: купол олицетворяет небо, откуда взирает Вседержитель, по четырем стенам изображены ангелы как хранители четырех сторон света, а четыре паруса заняты евангелистами, разносящими по свету учение Христа. На иконах изображались жития святых и другие религиозные сюжеты. Особое место среди византийских иконописцев занимает Феофан Грек(ок. 1340—1405). Завершая традицию византийской иконы, он прокладывал уже и новые пути, для которых не нашлось места в Константинополе. Удивительный, своеобразнейший талант Феофана полностью раскрылся на Руси, куда ему пришлось переехать. Мостиком к Возрождению оказались и итальянские иконыXIII—XIVвв., которые принято относить к Проторенессансу (Джотто, Дуччо).
Исключительного развития достигла и книжная миниатюра, которая изображала не только религиозные, но и бытовые сюжеты. Подлинный шедевр такого рода —Беррийский часослов, исполненныйбратьями Лимбурги украшающий богатейшую коллекцию музея Конде в Шантийи, Франция.
Архитектуру порой называют застывшей музыкой. Особенно это относится к готике. Очевидно, однако, что в готических храмах действительно звучала удивительная по красотемузыка, с которой, впрочем, с полным правом может соперничать и православное пение. Музыкальное искусство Византии унаследовало и сплело традиции коптской, персидской, сирийской, позднегреческой, римской, армянской, а также арабской и славянской музыкальной культуры. Из записанных памятников до нас дошла только культовая музыка — вокальная и, как правило, монофоническая, одноголосная. ВVI—VIIвв. славилисьгимны Романа Сладкопевцаиз Сирии, знаменитым автором былИоанн Дамаскин, чьи гимны составили восемь томов «Октоиха». Летописи упоминают такжевозгласы-славословия, застольные хоровыевеличанияв сопровождении труб, органа, цимбал.
Из византийских корней произросла также церковная музыка западной Европы. До наших дней дошли утонченная, одухотворенная римская литургияIX—XIIIвв., месса «Нотр-Дам»Гийома де Машо(1300—1377), Месса «Барселона» иMissadeTurnaiнеизвестных авторов. В соборе Парижской Богоматери исполнялись произведенияЛеонина(XIIв.) иПеротина Великого(PerotinusMagnus, род. 1200). В труде «Большая органная книга» (1160—1170) Леонин собрал более 80 пьес, созданных для исполнения на церковных праздниках. Эти произведения в основном двухголосны, предваряя раннюю полифонию.
В театрализованных мистериях представлялись библейские сюжеты, различные миракли — чудеса (напр., история Св. Николая), музыкой сопровождались религиозные шествия. Уже в IXв. антифонные (вопросно-ответные) песнопения и перезвоны, известные под названием тропы, были включены в комплекс музыкальных элементов мессы. Они могли изображать диалоги ангелов и Святой Девы, различные назидания. Так, очень популярна была история о дочерях святого Николая, которых Всевышний отвратил от занятия проституцией. Такие представления могли длиться целый день или даже два-три.
Удивительный памятник позднего средневековья — сборник XIIIв. «CarminaBurana». Часть его представляет собой театрализованное описание пассионов — страстей Господних, а вот другая часть — лирика, большей частью любовная, порой весьма фривольная. Так, например, нравоучения на латыни, непонятной простым горожанам, соседствовали с описаниями любовных утех на той же латыни, рассказами о попах, падких на еду и молоденьких девушек. Их любили горланитьваганты(от лат.vagari— бродить) игалярды— странствующие студенты, а также странствующие монахи. Долгие годы посветив земным поклонам и умерщвлению плоти, они нередко остаток жизни проводили вне стен монастыря, становились бродячими артистами, зарабатывая кусок хлеба прибаутками и скоморошьими песнями, в которых любопытным образом переплетались годами воспитанное благочестие и грубоватый, простецкий юмор.
По наиболее распространенным в Европе произведениям странствующих музыкантов и их вариациям можно даже проследить пути культурного общения и миграции населения. Так, особый интерес в этом отношении представляет так называемый «Путь пилигримов», который тянется почти на тысячу километров, вдоль границы между современными Францией и Испанией — от Барселоны в Каталонии до Виго на крайнем северо-западе Испании.
Неотъемлемыми участниками городской жизни были немецкие миннезингерыишпилманы(отSpiel— игра), французскиеменестрелиижонглеры,трубадуры(от провансал.trobar— находить) Южной Франции и Испании,труверы(от фр.trouver— изыскивать) Северной Франции. Особую известность получили вXII—XIIIвв. миннезингерыВальтер фон дер Фогелвайде,Генрих фон Майссен, прозванныйFrauenlob(хвала женщин), трубадурыБернарт де Вентадорн Жиро де Борнель, труверыЖак де КамбрэиАдам де ла Аль(окончивший, правда, жизнь на виселице). Его театрализованная пастораль о Робене и Мариоль считается предшественницей оперы. Знаменитым автором и исполнительницей-тробариской (трубадуршей) была графиняда Диа.
Песни в указанных жанрах представляют, как правило, куртуазную(отcourt— двор)поэзию. Даже знаменитаяPalästinalied(Палестинская песня) больше говорит не о походе, а о том, как рыцарь будет скучать по даме своего сердца. Песни пелись и от лица дамы, ожидающей своего рыцаря. Объектом воспевания обычно служила хозяйка замка — замужняя дама, которой рыцарь поклонялся возвышенно и платонически.
В честь прекрасных дам устраивались рыцарские турниры, где могли сражаться за небрежно оброненный дамский платок. Правда, трепетное отношение к даме не мешало тем же рыцарям запирать на своей возлюбленнойпояс верности. Любовные песни чаше всего отличалисьмеланхолиейкак особо утонченной формой мечтательности, но нередки в них и варварские мотивы. Так, не зная содержания знаменитой песни «Hör,hör,liebsteFrau» Германа фон Зальцбург можно подумать, что рыцарь приглашает даму не на романтическое свидание, а в поход.
Музыка теснейшим образом соединялась с театральным искусством. Очень популярны были сопровождаемые музыкойпьесы-моралите, изображавшие борьбу Добра и Зла за человеческие души. В них участвовали также такие персонажи, как Любовь, Благоразумие, Терпение, Смирение, Раскаяние, Скупость, Лесть и т. д. Очень популярной в АнглииXVвека была пьеса с характерным названием «Everyman» («Обычный человек»). Чрезвычайно любопытны изобразительные средства, используемые в театральных представлениях. Так, эпизод с отступлением вод Красного моря мог обозначиться набрасыванием красной ткани на преследователей-египтян в знак того, что море поглотило их. Столь же условны были костюмы. Вместе с тем актеры целиком отдавались действию — в натуралистических сценах распятия или повешения, буквально сгорали, играя дьявола.
Характерным явлением средневековья была так называемая смеховаяиликарнавальнаякультура. Ее исследователи (И. Хейзинга, М. Бахтин) видят в ней творческое начало язычества, прорывающегося сквозь строгую религиозную регламентацию жизни. Во время праздников город жил в «мире наоборот», пародирующем мир серьезный и строгий. На карнавале избиралидурацких, гороховых королей, пародировали церковную службу, расхваливали задницу вместо головы, осмеивали смерть — нелепую старуху с косой. Большой удачей, «смертью наоборот» считалось, если сын узнает в карнавальной толпе отца и загасит его свечу с криком: «Желаю смерти тебе, господин отец!» В конечном счете именно карнавал стал источником литургической драмы, выведя ее их церковных стен на городские улицы. «Драма родилась на площади», — писал А. С. Пушкин.
Наконец, сочным проявлением художественной культуры средневековья была литература. В период раннего средневековья получила распространение устная поэзия, особенногероический эпос. Крупнейшее произведение англосаксонского героического эпоса — поэма «Беовульф» (ок. 700 г.), знаменитые памятники германского эпоса — «Песнь о Нибелунгах», скандинавского — «Младшая Эдда и Старшая Эдда». Исландская «Сага об Эрике Рыжем» воспевает легендарного первооткрывателя Гренландии и, задолго до Колумба, Америки. Выдающийся памятник французскойрыцарской поэзии— «Песнь о Роланде». ВXIIв. появляются рыцарские романы — о кельтскомкороле Артуре и рыцарях Круглого стола. Роман Готфрида Страсбургского «Тристан и Изольда» — на вечную тему любви, памятником литературы той эпохи являются «Парсифаль», «Роман о Розе». Знаменитый памятник английской народной литературы —баллады о Робин Гуде. Уже вXIIвеке рыцарский роман и куртуазная поэзия входят в круг чтения не только двора, но и обычных горожан. В серединеXIIIв. в Италии возникает «новый сладостный стиль», воспевающий утонченную любовь к женщине. Его представители —Гвидо Гвиницелли(1230—1276),Гвидо Кавальканти(1259—1300),Брунетто Латини(2-я пол.XIIIв.). Любовная поэзия часто сопровождалась музыкой — в так называемыхбаллатах, мастером которых былФранческо Ландино(1325—1397). Любовь к единственной женщине воспевал в своих сонетах великий поэтXIVв. Фр. Петрарка (1304—1374).
Позднее средневековье явилось ярчайшим воплощением социокультурных перемен, которые «заставляли искать равновесия между средневековой верой в Бога и ренессансной верой в себя» (Э. Кассирер). Великолепное выражение этих изменений на стыке Средневековья и Возрождения дал Ф. Петрарка. К словам Августина: «Благородный дух человеческий ни на чем не успокоится, кроме как на Боге, цели нашего существования», поэт добавил: «кроме как на себе самом и своих внутренних устремлениях. «Осень средневековья» (Й. Хейзинга) сменялись весной Возрождения.
- Вардан Григорьевич торосян
- Культурология
- История мировой и отечественной культуры
- Аннотация
- Оглавление
- Предисловие
- Часть первая. Теоретическая культурология.
- Структура культуры
- Функции культуры
- Культура и цивилизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Концепции культурологии в их исторической ретроспективе. Проблемы и перспективы культуры у просветителей
- Социокультурная история у Маркса
- Проблемы развития культуры в философии позитивизма
- Возникновение концепций культурно-исторических типов
- «Россия и Европа» в концепции н. Я. Данилевского и его последователей
- Концепции евразийства
- Концепции «заката культуры» (о. Шпенглер, ф. Ницше)
- Дальнейшее развитие концепций культурно-исторических типов. А. Вебер
- Концепция «Вызова-ответа» а. Тойнби
- Концепции культуры в российской общественной мысли первой половины хх века (п. Сорокин, н. Бердяев, п. Флоренский, г. Федотов, в. Вейдле, м. Бахтин)
- Культура как подавление естественного (з. Фрейд, к. Юнг, э. Фромм)
- Игровые концепции культуры (й. Хейзинга, э. Финк, х. Ортега-и-Гассет, г. Гессе)
- Проблемы культуры в философии экзистенциализма (м. Хайдеггер, к. Ясперс, а. Камю, ж.-п. Сартр)
- Религиозные концепции культуры в хх веке (а. Швейцер, п. Тиллих, р. Нибур, р. Гвардини)
- Культура в концепциях постмодернизма (р. Барт, м. Фуко, ж. Делез, ж. Деррида, ж. Лиотар, ж. Бодрийар, у. Эко)
- Тенденции и перспективы культуры в XXI веке. Культура как самоорганизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Часть вторая. Историческая культурология. Типологическая история мировых культур о принципах изложения культурной истории.
- Раздел 1. Первобытная культура Генезис культуры как антропосоциогенез
- Периодизация древнейшей культуры
- Жилища и погребения
- Архетипы культуры
- Духовная культура первобытной эпохи (мифология, искусство, мораль)
- Формы организации общественной жизни и естественноисторический характер их изменений
- Первобытные культуры в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел II. Культуры Древнего Востока Общие замечания
- Глава 1. Культура Древнего Египта Географические и временные границы
- Социальная основа культуры Древнего Египта
- Феномен пирамид
- Особенности духовной культуры Древнего Египта
- Эллинистический Египет
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Двуречья Географические и временные границы
- Шумеро-аккадская культура
- Вавилонская культура
- Культура Ассирии
- Культура Ирана
- Культурная экспансия Месопотамии в Израиль
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Индии Географические и временные границы
- Философско-религиозные основы индийской культуры
- Индийская мифология
- Художественная культура
- Проникновение в Индию эллинизма и ислама
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Китая Географические и временные границы
- Философские и религиозные основы китайской культурной традиции
- Китайская мифология
- Художественная культура. Наука
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Японская культура Особенности генезиса и развития
- Периодизация японской культурной истории
- Религиозные составляющие японской культурной традиции
- Японское отношение к природе и среде обитания
- Японская мифология
- Художественная культура Японии
- Особенности японского образования
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура арабского Востока Ареал и социокультурные предпосылки распространения ислама
- Коран как свод исламской культуры
- Художественная культура Арабского Востока
- Наука и образование
- Ислам в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел III. Европейская культура Общие замечания
- Глава 1. Античная культура Содержание понятия «античность»
- Периодизация античности
- Античная мифология
- Древнегреческая философия
- Образование и воспитание в античности.
- Достижения науки и техники
- Художественная культура античности
- Культура Древнего Рима
- Зарождение христианства
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Средневековая культура Временные и географические границы Средневековья
- Социокультурные особенности Средних веков
- «Символ веры» и раскол церкви
- Христианская религия как доминанта средневековой культуры
- Средневековое отношение к античности
- Средневековые теология и философия
- Особенности научного познания в эпоху Средневековья
- Средневековое образование
- Художественная культура Средневековья
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Возрождения Особенности эпохи Возрождения
- Гуманизм Возрождения
- Религиозные движения эпохи Возрождения
- Возрождение в образовании
- Наука и техника эпохи Возрождения
- Художественная культура Возрождения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Нового времени и Просвещения «Знание-сила» и «Всем знать все обо всем».
- «Республика Ученых»
- Механико-математическое естествознание как идейная база Просвещения
- Энциклопедизм
- Образование и воспитание в эпоху Просвещения
- Стилевое и жанровое разнообразие художественной культуры Нового времени и Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Европейская культура XIX века Панорама духовной и социальной жизни XIX века
- Исчерпание классического естествознания: причины и последствия
- Философское мышление XIX века
- Образование в Европе XIX века
- «Типические характеры в типических обстоятельствах»
- Художественная культура XIX в.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура Европы в хх веке Социокультурная панорама хх века
- От классического естествознания — к неклассическому и постнеклассическому
- Хронология науки XX века в Нобелевских премиях.
- Философия и религия в Европе хх века
- Образование в Европе хх века
- Европейская художественная культура в хх веке
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел IV. Культуры американского континента
- Глава 1. Культуры коренного населения Америки Историко-географическая справка
- Культуры индейцев Северной Америки
- Культуры Мезоамерики
- Древние культуры Южной Америки
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Латинской Америки Историко-географическая справка
- Особенности латиноамериканской культуры в хх веке
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура сша XVII—XIX вв. Историко-географическое введение
- Философия и религия в период формирования сша и в XIX веке.
- Художественная культура сша XVII — XIX вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура сша в хх веке Путь, который выбрала Америка
- Американская философия в хх веке
- Место религии в американском образе жизни
- Американская наука в хх веке
- Образование и воспитание в сша хх века
- Двадцатый век в американской художественной культуре
- Культура досуга, отдыха и развлечений
- Особенности американской демократии на рубеже xх—XXI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел V. Русская культура Особенности исследования и освещения культурной истории России
- Глава 1. Культура древних славян «Откуда есть пошла…»
- Картина мира древних славян
- Обучение и воспитание в древней Руси
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Киевской Руси и вольных княжеств
- XII—XIII вв. Формирование Российской государственности
- Крещение Руси и его значение для славянских народов
- Создание письменности
- Первые образовательные книги и учреждения
- Место монастырей в истории русской культуры
- Художественная культура Киевской Руси
- Распад Киевской Руси
- Культура русских земель XII—XIII вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Московской Руси и России XVI века Выдвижение Москвы в столицу земли Русской
- Рост национального самосознания на рубеже XIV—XV веков
- Место религии в русской культуре XV века
- Образование и наука на Руси XV—XVI веков
- Русская художественная культура XIV—XVI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура России XVII века «Изменение вещем»
- Вера в «доброго царя» и самозванство как социокультурные феномены российской истории
- Церковный раскол и его социально-культурные последствия
- Особенности русской художественной культуры в XVII веке
- Образование и наука в России XVII века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Российское просвещение «Окно в Европу»
- «Просвещение Петрово»
- Учреждение российских академий и университетов
- «Просвещенный абсолютизм» в России
- Просветители России XVIII века
- Достижения российской науки и техники XVIII века
- Художественная культура Российского Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Русская культура XIX века «Дней Александра прекрасное начало»
- Поиски «национальной идеи» для России XIX века
- Изменения в общественной жизни и общественной мысли России во второй половине XIX века
- Российское образование в XIX веке
- Научные открытия и технические изобретения
- Художественная культура России XIX века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература:
- Глава 7. «Серебряный век» русской культуры Серебряное сияние и его темные тени
- Позиция русской интеллигенции в духовных метаниях рубежа XIX—XX вв.
- Философские и религиозные поиски «Серебряного века»
- Образование в России рубежа XIX—XX вв.
- Художественная культура «Серебряного века»
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 8. Советская культура Взгляд на советскую историю из XXI века
- Политика советского государства в области культуры
- Советское образование и воспитание
- Советская наука и техника
- Советская художественная культура
- Особенности культуры России после распада Советского Союза
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Заключение