Художественная культура античности
Философские поиски, эстетические и этические принципы античности обрели наглядное воплощение в художественной культуре. Особенно репрезентативна в этом планеархитектураантичности, соединившая в себе эстетические и научные достижения. И сейчас, когда говорят о Греции, перед глазами людей, даже не разу не побывавших там, встают величественные контуры античных храмов. Одно из семи чудес света — храмАртемиды Эфесской, созданный вV—IVвв. до н. э. Эфес, по преданию, был основанамазонками, отважными воительницами, лихими наездницами, которые лишали себя правой груди, чтобы она не мешала стрельбе из лука. Храм же, воздвигнутый в нем в честь Артемиды, покровительницы супружества и материнства, мореплавания, принес городу особенную славу. В храме находилась культовая статуя, изображавшая богиню как мать-кормилицу.
На самом деле храмов Артемиды в Эфесе было построено два. Первый был возведен, по проекту Херсифона, в центре болота, на фундаменте из смеси угля и шерсти, чтобы амортизировать толчки от частых там землетрясений. Огромные колонны доставлялись на место строительства «самокатом» — чтобы они не застревали в грязи, в торцы колонн вбивали втулки, а затем их волокли бычьей упряжкой, благодаря чему еще и накатывалась дорога. Этому чуду архитектурной мысли не страшны были никакие стихийные бедствия, и простоял бы он гораздо больше своих ста лет, если бы его не сжег печально знаменитыйГерострат, решив хоть так увековечить себя. Он был казнен, а городские власти вынесли постановление… забыть его имя. Забыть Герорстрата, однако, так и не удалось и, вероятно, его душа в аду продолжает испытывать злобное, тщеславное удовлетворение.
Новый храм на том же месте, расширив фундамент, воздвиг Хейрократ. Храм длиной 109 м и шириной 50 м был снабжен резными двухрядными колоннами и украшен прекрасными рельефами скульптораСкопаса. Александр Македонский, родившийся в год гибели первого храма (356г. до н. э.) и восхищенный новым, предложил покрыть все расходы по строительству, с условием, чтобы его имя было написано на стенах храма. Эфесцы, сочтя это кощунством, нашли способ отказать властелину: «Не подобает одному богу воздвигать храмы другим богам».
В качестве «моральной компенсации» горожане заказали портрет Александра знаменитому художнику Апеллесу, изобразившему его с молнией в руке, подобно Зевсу, и получившему за это фантастическую плату — 25 талантов (то есть 650 кг) золота. Подлинным украшением нового храма стала гигантская статуя бога Зевса, восседающего на троне. Великий скульпторФидий, прославившийся до этого реконструкцией афинского Акрополя, работал над этой статуей несколько лет. Завершив работу, скульптор спросил: «Ты доволен, Зевс?» В этот момент раздался удар грома и блеснула молния, расколовшая пол у ног Зевса. Все были готовы поверить, что именно он в знак одобрения ударил своим жезлом. Эта статуя также была объявлена одним из семи чудес света. Но и ей суждено было сгореть в пожаре, уже вVв. н. э., во дворце императора ФеодосияIIв Константинополе, куда она была перевезена из Эфеса.
Также в Vв. до н. э. (450—400) произошла реконструкция разрушенного персами афинскогоАкрополя, да и всего города, под руководствомФидияпо приказуПерикла. В Афинах были сооруженыСтратегион(здание военного совета),монетный двор,Булевтерий(место собраний «буле» — совета пятисот), южные воротаАгоры(площади проведения всенародных собраний). На Акрополе (букв. верхний город) были построеныПарфенон,храм Афины-девы,Пропилеи— ворота с выходами на Акрополь,Эрехтейон,храм Афины-Ники(Победы), самим Фидием была возведена статуяАфины.
Реконструкция, начатая после изгнания персов, предполагала превращение Афин в политический, экономический и культурный центр Эллады. Топографически такой центр задумывался как модель космоса, для чего в центре агоры был сложен символический всегреческий очаг, гестия, а от него расходились своеобразные силовые линии — на всю Грецию. Подобную же модель пытался реализовать своими походами Александр Македонский, называвший себя космополитом— гражданином мира, космоса.
В том же Vв. до н. э. великолепные архитектурные сооружения украсили всю территорию Эллады-победительницы. Установился единый архитектурный ордер (порядок), сочетающий достоинства древних,дорического(строгого и сурового), и более легкого,ионического, в новом,коринфском, с обязательными легкими и изящными украшениями. Сложилась система регулярной планировки городов (разбивка их прямоугольной сетью улиц, комплексная застройка кварталов домами одинаковой величины), которая была разработанаГипподамомиз Милета. Начинает уделяться внимание строительству сооружений массового назначения — театров в Афинах и Эпидавре, Мавзолея в Галикарнасе, стадионов, бань. Театр Дионисия в Афинах вмещал 17 тысяч зрителей, а акустическое совершенство позволяло отчетливо слышать слова даже в верхних рядах. В эллинистический период был созданМусейон, храм муз в Александрии, там же — знаменитыйФаросский маяк, в Афинах —Башня ветров. Широко использовалисьмозаичные покрытиявнутренних двориков и полов,росписина стенах. В 290 г. до н. э. было сооружено, в честь победы над македонским царем, еще одно чудо света — бронзовая статуяКолосса Родосского, под ногами которого проходили корабли, но Колосс был разрушен землетрясением, оказавшись слаб в коленях. В этом даже видят символ заката эллинизма.
Неотделимой от архитектуры была скульптура. Она играет и самостоятельную роль, и декоративную, как элемент украшения. Классическими образцами такого сочетания остаются Парфенон с его изящными, точными пропорциями, тонкой лепкой, Эрехтейон с его кариатидами, колоннами в виде женских фигур — эта находка продолжала использоваться в мировой архитектуре и многие века спустя (пример — Зимний дворец в Петербурге).
Кроме Фидия, крупнейшими скульпторами были его современник Мирон, автор знаменитого «Дискобола» и группы «Афина и Марсий»,Поликлет, создавший не менее знаменитого Дорифора («Копьеносца») и написавшего «Канон» об искусстве скульптуры. ВIVв. до н. э. прославилисьСкопас(«Менада», «Геракл») иПракситель(390—330), создавший «Афродиту Книдскую» (первое изображение обнаженной богини), «Аполлона, убивающего ящерицу», «Гермеса Олимпийского». Славен былЛисипп, ваявший тела с легкими, удлиненными пропорциями, автор «Сидящего Гермеса», «Апоксимена» («Атлета, счищающего с себя песок»), скульптурных портретов Сократа и Александра Македонского. Знаменитые скульптуры эпохи эллинизма — рельефыПергамского алтаря,Венера Милосская,Ника Самофракийская, скульптурные группы «Лаокоон» и «Фарнезский бык». Все они проникнуты динамикой, эмоционально-выразительны.
В античной скульптуре воцаряется культ тела, как элемент восхищения человеком и его красотой, физической и духовной. Культ прекрасного доходил до такой степени, что стоило афинской красавице Фрине, вызванной в суд, сбросить одежду, как обвинения с нее тут же были сняты. Не менее характерен такой пример. Агесилай, спартанский царь, чтобы ободрить своих воинов, велел… раздеть пленных персов. Увидев их тщедушные, изнеженные тела, могучие спартанцы расхохотались и пошли в неудержимое наступление.
Практически не дошло до нас произведений античной живописии, соответственно, имен живописцев.Vв. до н. э., своеобразный «золотой век» античного искусства, сохранил для нас именаПолиглотаиАполлодора, которым приписывается открытие игры светотени и перспективы (если так, то ее переоткрытие удалось только в эпоху Возрождения). Образцами живописи этого периода можно считатьросписи на вазах, действительно выдающиеся.
Античная керамикатакже является достоянием мировой художественной культуры. Уже в эпоху архаики были знаменитыкоринфские вазы,амфоры, расписываемые поначалу в восточном стиле,чернофигурные, а позжекраснофигурныевазы из Аттики. Греки были мастерами изящнейших золотых и серебряных украшений, изделий из мрамора. В то время появляются два основных типа одиночной скульптуры — обнаженного юноши (куроса) и задрапированной женщины (коры) с «архаической» улыбкой, выражающей нежную женственность и дружелюбие.
В сокровищнице мировой художественной культуры свое достойное место занимает античная литература. На смену мифам и гимнам в период архаики приходит возвышеннаялирика. Уже вVв. до н. э. в Афинах широкое распространение получили трагедия и комедия.Трагедия(букв. песнь козла, от трагос — козел и ода — песнь) вышла из хороводов, песен и гимнов, распеваемых сатирами, одетыми в козлиные шкуры и изображающими свиту бога вина Диониса. Затем «козел отпущения» торжественно приносился в жертву. Важную роль в этом хоре выполнялкорифей(букв. запевала). В театральном представлении акты трагедии перемежались веселыми интермедиями и завершались представлениемкомедии(название которой происходит от столь многозначного понятия космос), вбиравшей какой-то веселый кусок того же мифологического сюжета. Из греческого языка к нам пришли словатеатр(которое, как итеория, происходит от понятия, означающего видеть, показывать),хор,просодия,симфония(созвучие),оркестр(орхестра, площадка для хора),скена(место для актеров и реквизита).
Развитие театрального искусства приводило к выделению из хора действующего лица, актера(от акт — действие). Актеры (ими были только мужчины) носилимаскиикотурны(обувь на высокой подошве). Греческий театр, представляя собой сцену, окруженную с трех сторон возвышающимися зрительскими рядами, всегда располагался под открытым небом, что подчеркивало культовый характер драматических представлений. Посещение театра было важным обрядом, объединявшим всех зрителей через сопереживание действию, приводящее ккатарсису— очищению. Театр пользовался особым вниманием государства, служа гражданскому и патриотическому воспитанию.
Классиком античной трагедии явился Эсхил(526—456). Именно он ввел в представление маски и декорации, а также второго актера, что оживило драму, сделало ее более динамичной. Обращаясь к мифологической тематике, Эсхил воспевает гражданские добродетели, патриотизм («Прометей прикованный»), в трагедии «Орестея» ведущей является идея возмездия и рока, судьбы. Неотвратимость рока, характерная для античного менталитета, проходит через все творчество другого великого трагика,Софокла(497—406). В трагедии «Эдип» ее герой, подчиненный воле злого рока, убивает отца, женится на собственной матери (не догадываясь об этом). Это приводит к ее самоубийству, а сам он выкалывает себе глаза и бросается со скалы. Зато в трагедии «Антигона» нравственный долг приговоренной к смерти героини торжествует над человеческими законами, над обстоятельствами и роком. Столкновение гражданского долга и человеческих привязанностей, силы духа и роковых обстоятельств вообще является излюбленной темой античной трагедии. Эсхил 24 раза становился победителем состязаний в драматургическом мастерстве.
Пять раз победителем в таких соревнованиях становился Еврипид(ок. 480—406). Его тема — «трагизм страстей, ведущих нас и нередко губящих» (А. Боннар). В трагедии «Медея» трагизм порождается не внешними обстоятельствами, но раздвоением героя, чья любовь превращается в одержимость и ненависть. Таким образом, трагедия обогащается психологическими портретами.
Мастером комедиибылАристофан(445—386). Его сатира («Лисистрата», «Мир»), словами того же Боннара, «обличает бедствия войны, обнажает вопиющую нищету народа; она выставляет к позорному столбу лживых демагогов, спекулянтов и грабителей, чванливых и тупых полководцев, глупость народа,… попавшего на крючок софистов и лести». Достается от Аристофана и философам, «гнавшим воздух».
С крушением полиса на смену политической комедии приходит реалистическая бытовая комедия, мастером которой был афинянинМенандр(ок. 343—ок. 281). Большой популярностью пользуютсямимы, короткие драматические сценки из повседневной городской жизни, в сочинении которых преуспелГерод. В это же время возник такой род поэзии, какидиллия, в которой жизнь изображается на лоне природы (часто идеализированно — в так называемойбуколической поэзии). В «Повести пастушеской о Дафнисе и Хлоэ» (IIв. н. э.) изображение подобной идиллии достигает высокого поэтического мастерства. Юные герои повести приходят к утолению непонятного им сладкого и мучительного томления, наблюдая за жизнью стада овец и коз, которое они пасли («остальное сделала природа»). Эта повесть создана на о. Лесбос, где своими поэмами, воспевающими «лесбийскую» любовь, прославилась поэтессаСапфо. Вообще любовь между женщинами, мужчин к юношам считалась в античном мире и везде на Востоке вполне нормальным явлением.
Искусство декламации, необходимое для театральных представлений, служило не только актерам, но и политикам.Ораторскоеискусство вообще пользовалось большим почетом. Знаменитыми ораторами были софисты Горгий и Лисипп,Исократ(436—338),Демосфен(384—322). Рассказывают, что однажды Демосфен, придя на агору, застал там толпу возбужденных горожан, внимавших призыву ораторов идти войной на Спарту, которая все равно не оставит в покое Афины. Поднявшись на трибуну, он привел еще более убедительные доводы о неизбежности войны с милитаризованным соседом. И когда горожане готовы были хоть сейчас, с площади, выступить в поход, он снова попросил слова и спросил: «А готовы ли афиняне к войне с таким противником? И представляют ли они себе, что произойдет, если в такой войне они потерпят неминуемое, скорее всего, сокрушительное поражение?» Только таким хитрым, психологически выверенным ходом оратор убедил горожан не только в неизбежности войны, но и в необходимости подготовки к ней. Ораторское искусство составляло часть искусствадемагогии— умения убеждать.
Важнейшим компонентом театрализованных представлений была музыка. Еще раньше игра на авлосе сопутствовала религиозным процессиям, жертвоприношениям, военным походам. Первоначально играя лишь вспомогательную роль, сопровождения, античная музыка стала впоследствии вполне самостоятельным жанром. О значении музыки в жизни древних греков можно судить по обилию изображений музыкальных сцен на амфорах, музыка была частью жизни и обитателей Олимпа. В Древней Греции заложены основыдорического, фригийского, лидийскоголадов, во многом определивших дальнейшее развитие европейской и мировой музыки. Музыка при этом продолжала сохранять мистическое значение, как выражение гармонии мира (не случайно понятие хорда — струна применялось и в музыке, и в математике). Характерно, что при обилии инструментов, используемых в античной музыке, пифагорейцы отдавали предпочтение струнным инструментам, поскольку духовые не подходили для мелодекламации, выражения ритмического биения Вселенной. Впрочем, известен случай, когда Пифагор игрой на флейте предотвратил убийство. Рассказывают, что некий дровосек, ослепленный ревностью, взбирался с топором на балкон к своей возлюбленной. Его ярость усиливалась унылой мелодией, наигрываемой на флейте одним из зевак, наблюдавших за происходящим. Оказавшийся там Пифагор первым делом отобрал у него флейту и наиграл одну из сочиненных им мелодий, «изгоняющих желчь». Спустя короткое время ревнивец, успокоившись, подошел к Пифагору и поблагодарил его, признавшись при этом, что, в общем-то, у него и не было повода для ревности.
- Вардан Григорьевич торосян
- Культурология
- История мировой и отечественной культуры
- Аннотация
- Оглавление
- Предисловие
- Часть первая. Теоретическая культурология.
- Структура культуры
- Функции культуры
- Культура и цивилизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Концепции культурологии в их исторической ретроспективе. Проблемы и перспективы культуры у просветителей
- Социокультурная история у Маркса
- Проблемы развития культуры в философии позитивизма
- Возникновение концепций культурно-исторических типов
- «Россия и Европа» в концепции н. Я. Данилевского и его последователей
- Концепции евразийства
- Концепции «заката культуры» (о. Шпенглер, ф. Ницше)
- Дальнейшее развитие концепций культурно-исторических типов. А. Вебер
- Концепция «Вызова-ответа» а. Тойнби
- Концепции культуры в российской общественной мысли первой половины хх века (п. Сорокин, н. Бердяев, п. Флоренский, г. Федотов, в. Вейдле, м. Бахтин)
- Культура как подавление естественного (з. Фрейд, к. Юнг, э. Фромм)
- Игровые концепции культуры (й. Хейзинга, э. Финк, х. Ортега-и-Гассет, г. Гессе)
- Проблемы культуры в философии экзистенциализма (м. Хайдеггер, к. Ясперс, а. Камю, ж.-п. Сартр)
- Религиозные концепции культуры в хх веке (а. Швейцер, п. Тиллих, р. Нибур, р. Гвардини)
- Культура в концепциях постмодернизма (р. Барт, м. Фуко, ж. Делез, ж. Деррида, ж. Лиотар, ж. Бодрийар, у. Эко)
- Тенденции и перспективы культуры в XXI веке. Культура как самоорганизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Часть вторая. Историческая культурология. Типологическая история мировых культур о принципах изложения культурной истории.
- Раздел 1. Первобытная культура Генезис культуры как антропосоциогенез
- Периодизация древнейшей культуры
- Жилища и погребения
- Архетипы культуры
- Духовная культура первобытной эпохи (мифология, искусство, мораль)
- Формы организации общественной жизни и естественноисторический характер их изменений
- Первобытные культуры в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел II. Культуры Древнего Востока Общие замечания
- Глава 1. Культура Древнего Египта Географические и временные границы
- Социальная основа культуры Древнего Египта
- Феномен пирамид
- Особенности духовной культуры Древнего Египта
- Эллинистический Египет
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Двуречья Географические и временные границы
- Шумеро-аккадская культура
- Вавилонская культура
- Культура Ассирии
- Культура Ирана
- Культурная экспансия Месопотамии в Израиль
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Индии Географические и временные границы
- Философско-религиозные основы индийской культуры
- Индийская мифология
- Художественная культура
- Проникновение в Индию эллинизма и ислама
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Китая Географические и временные границы
- Философские и религиозные основы китайской культурной традиции
- Китайская мифология
- Художественная культура. Наука
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Японская культура Особенности генезиса и развития
- Периодизация японской культурной истории
- Религиозные составляющие японской культурной традиции
- Японское отношение к природе и среде обитания
- Японская мифология
- Художественная культура Японии
- Особенности японского образования
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура арабского Востока Ареал и социокультурные предпосылки распространения ислама
- Коран как свод исламской культуры
- Художественная культура Арабского Востока
- Наука и образование
- Ислам в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел III. Европейская культура Общие замечания
- Глава 1. Античная культура Содержание понятия «античность»
- Периодизация античности
- Античная мифология
- Древнегреческая философия
- Образование и воспитание в античности.
- Достижения науки и техники
- Художественная культура античности
- Культура Древнего Рима
- Зарождение христианства
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Средневековая культура Временные и географические границы Средневековья
- Социокультурные особенности Средних веков
- «Символ веры» и раскол церкви
- Христианская религия как доминанта средневековой культуры
- Средневековое отношение к античности
- Средневековые теология и философия
- Особенности научного познания в эпоху Средневековья
- Средневековое образование
- Художественная культура Средневековья
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Возрождения Особенности эпохи Возрождения
- Гуманизм Возрождения
- Религиозные движения эпохи Возрождения
- Возрождение в образовании
- Наука и техника эпохи Возрождения
- Художественная культура Возрождения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Нового времени и Просвещения «Знание-сила» и «Всем знать все обо всем».
- «Республика Ученых»
- Механико-математическое естествознание как идейная база Просвещения
- Энциклопедизм
- Образование и воспитание в эпоху Просвещения
- Стилевое и жанровое разнообразие художественной культуры Нового времени и Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Европейская культура XIX века Панорама духовной и социальной жизни XIX века
- Исчерпание классического естествознания: причины и последствия
- Философское мышление XIX века
- Образование в Европе XIX века
- «Типические характеры в типических обстоятельствах»
- Художественная культура XIX в.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура Европы в хх веке Социокультурная панорама хх века
- От классического естествознания — к неклассическому и постнеклассическому
- Хронология науки XX века в Нобелевских премиях.
- Философия и религия в Европе хх века
- Образование в Европе хх века
- Европейская художественная культура в хх веке
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел IV. Культуры американского континента
- Глава 1. Культуры коренного населения Америки Историко-географическая справка
- Культуры индейцев Северной Америки
- Культуры Мезоамерики
- Древние культуры Южной Америки
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Латинской Америки Историко-географическая справка
- Особенности латиноамериканской культуры в хх веке
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура сша XVII—XIX вв. Историко-географическое введение
- Философия и религия в период формирования сша и в XIX веке.
- Художественная культура сша XVII — XIX вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура сша в хх веке Путь, который выбрала Америка
- Американская философия в хх веке
- Место религии в американском образе жизни
- Американская наука в хх веке
- Образование и воспитание в сша хх века
- Двадцатый век в американской художественной культуре
- Культура досуга, отдыха и развлечений
- Особенности американской демократии на рубеже xх—XXI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел V. Русская культура Особенности исследования и освещения культурной истории России
- Глава 1. Культура древних славян «Откуда есть пошла…»
- Картина мира древних славян
- Обучение и воспитание в древней Руси
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Киевской Руси и вольных княжеств
- XII—XIII вв. Формирование Российской государственности
- Крещение Руси и его значение для славянских народов
- Создание письменности
- Первые образовательные книги и учреждения
- Место монастырей в истории русской культуры
- Художественная культура Киевской Руси
- Распад Киевской Руси
- Культура русских земель XII—XIII вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Московской Руси и России XVI века Выдвижение Москвы в столицу земли Русской
- Рост национального самосознания на рубеже XIV—XV веков
- Место религии в русской культуре XV века
- Образование и наука на Руси XV—XVI веков
- Русская художественная культура XIV—XVI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура России XVII века «Изменение вещем»
- Вера в «доброго царя» и самозванство как социокультурные феномены российской истории
- Церковный раскол и его социально-культурные последствия
- Особенности русской художественной культуры в XVII веке
- Образование и наука в России XVII века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Российское просвещение «Окно в Европу»
- «Просвещение Петрово»
- Учреждение российских академий и университетов
- «Просвещенный абсолютизм» в России
- Просветители России XVIII века
- Достижения российской науки и техники XVIII века
- Художественная культура Российского Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Русская культура XIX века «Дней Александра прекрасное начало»
- Поиски «национальной идеи» для России XIX века
- Изменения в общественной жизни и общественной мысли России во второй половине XIX века
- Российское образование в XIX веке
- Научные открытия и технические изобретения
- Художественная культура России XIX века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература:
- Глава 7. «Серебряный век» русской культуры Серебряное сияние и его темные тени
- Позиция русской интеллигенции в духовных метаниях рубежа XIX—XX вв.
- Философские и религиозные поиски «Серебряного века»
- Образование в России рубежа XIX—XX вв.
- Художественная культура «Серебряного века»
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 8. Советская культура Взгляд на советскую историю из XXI века
- Политика советского государства в области культуры
- Советское образование и воспитание
- Советская наука и техника
- Советская художественная культура
- Особенности культуры России после распада Советского Союза
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Заключение