Тенденции и перспективы культуры в XXI веке. Культура как самоорганизация
Идеи конца культуры весьма симптоматичны для рубежа тысячелетий, который перешагнуло человечество. Порой они связываются с идеей «конца истории». Концепция «конца истории», одна из наиболее известных на Западе, была сформирована в конце 80-х гг. ХХ в. Ее автор,Френсис Фукуяма, занимал во время написания работы под таким названием должность зам. директора отдела политического планирования в администрации Дж. Буша-старшего. Фукуяма пишет: «То, свидетелями чего мы являемся, есть не просто конец холодной войны или окончание какого-либо периода послевоенной истории, но конец истории как таковой, то есть конец идеологической эволюции человечества и универсалилации западной либеральной демократии как окончательной формы человеческого правления» (FukuyamaF.TheEndofHistory?TheNationalInterest16,Summer3—16.P. 4).
Казалось бы, следует приветствовать написанное здесь: действительно, холодная война закончилась, сменившись, по крайней мере, «холодным миром» (выражение А. Арбатова). Однако нельзя не заметить, что окончание идеологического, политического, военного противостояния Востока и Запада Фукуяма воспринимает как переход к некой универсальной, типовой цивилизации по западному, точнее, американскому образцу. Такой подход вызвал волну протестов, не утихающих и сегодня: движение антиглобалистов утверждает, что при таком имперском подходе «богатые (страны) будут становиться еще богаче, бедные — еще беднее». Но это означало бы еще и конец культуре — национальным культурам и культуре как таковой: она растворится в цивилизации жвачек и МакДоналдсов.
Более сдержанную позицию занимает бессменный советник последних американских президентов (они сменялись, он оставался) — Олвин Тоффлер(р. 1928). В вызвавших всемирный резонанс работах «Шок от будущего» (1970), «Культурные потребители» (1973), «Третья волна» (1980) Тоффлер исходит из того, что историческая эволюция не может быть описана в виде линеарного, плавного развития по стандартной модели, а неизбежно проходит через социальные противоречия и конфликты, которые, однако, вовсе не хаотичны, а имеют свою логику и свою структуру. Развитие общества подобно живому океану, через который перекатываются огромные волны, вовлекая в поток изменений всех людей, которые в той или иной степени становятся участниками цивилизационных трансформаций. Выделяя четыре сферы общественного развития: техно-, социально-, инфо- и психосферу, Тоффлер важнейшей и определяющей для цивилизаций считает первую из них.
В результате первой технологической революции, аграрной, возникла гигантская волна сельскохозяйственных цивилизаций. Ее сменила цивилизация индустриальная, характеризуемая гигантизмом и единообразием (массовидностью) во всех сферах, включая труд, досуг, образ жизни, культуру, стиль мышления. Аналогичный характер приобретает и базирующаяся на индустриальной техносфере социосфера — семья, образование, искусство, клубы, библиотеки, церкви, профсоюзы, политические партии, даже правительства: они функционируют по образцу фабрики, «ориентированной на рынок, то есть анонимного (безликого) потребителя. Индустриализм расслаивает общество, разделяя человеческие жизни на две половины — производства и потребления, наполняя такой образ жизни экономической напряженностью, социальными конфликтами, семейными драмами, неврозами. Эти пороки неизбежно вытекают из действия шести взаимосвязанных принципов индустриализма — стандартизации, спецификации, синхронизации, концентрации, максимизации и централизации.
К концу ХХ в. индустриальная цивилизация изжила себя, прежде всего из-за того, что биосфера не в состоянии выдерживать все нарастающие индустриальные атаки, достигнуты «пределы роста» в использовании природных ресурсов, прежде всего энергетических. Поднимается «третья волна» технологической революции, которая делает современную цивилизацию «информационной». В отличие от индустриального общества, главным фактором общественного развития становится информация. На смену пролетариату как придатку машины приходит когнитариат (отcognition— мышление), способный оптимально действовать с нарастающим валом информации, принимающей все более сложный и разнообразный характер. Ныне вместо разделенных производителей и потребителей на арену выходит единый «произтребитель» — потребитель все более активно определяет производственную политику, вплоть до управленческих решений. Конечно, неизбежен рост безработицы, которая преодолима перестройкой не только производства, но и образования.
Согласно Тоффлеру, на один доллар, вложенный в экономику третьей волны, должно приходиться несколько долларов, вложенных в образование, переучивание работающих, переселение, социальную реабилитацию и культурную адаптацию. Самое важное здесь — трансформация не машин, а менталитета людей, переход к осознанию первичной значимости в их жизни культуры. Мир в целом окончательно перестает выглядеть машиной, он заполняется инновациями, для восприятия и осмысления которых необходимо постоянное самосовершенствование, непрерывное образование, широкомасштабное, гибкое мышление, позволяющее видеть связь между событиями, на первый взгляд не зависимыми друг от друга. Анализируя достоинства и недостатки планирования и прогнозирования общественного развития, Тоффлер в своей практопии(практической утопии) считает необходимым и возможным их органичное единство в план-прогнозах.
В концепции Тоффлера нащупываются важные черты концепции самоорганизации, которая, возникнув в естествознании конца ХХ в., все настойчивее переносится на любые области не только природы, но и на общество, экономику, политику, культуру в целом. Если в классическом естествознании устойчивость связывалась с неизменностью, строгим порядком, то в неклассический и постнеклассический период стало очевидным, что таковые недостижимы, а чересчур настойчивое стремление к ним приводит к стагнации (омертвению) любых систем, в том числе социокультурных. Еще в начале ХХ в. Поль Валери заметил: «Две наибольшие опасности, угрожающие человечеству, это беспорядок и порядок». Эта мысль, высказанная историком культуры, может быть оценена по достоинству только в конце ХХ в., после крушения казавшихся незыблемыми социально-экономических систем (СССР и весь социалистический блок), а также в свете современных естественнонаучных исследований.
В середине ХХ в. в качестве наиболее перспективной научной программы был назван синтез отрицательной и положительной обратной связи. Не вдаваясь в детали, заметим, что первая обеспечивает стабильность любых систем (от кибернетических до структуры ДНК и температуры тела), вторая же не позволяет структурам сохранять постоянство, грозящее омертвением, стагнацией. Такое сочетание форм обратной связи не просто позволяет системам выправляться согласно намеченной цели, но и гибким образом ставить новые цели, корректировать их.
Любая система при переходе на новый, более высокий уровень, неизбежно должна в процессе перестройки пройти некое состояние хаосмоса (воспользуемся этим постмодернистским выражением). Одним из важнейших условий такой перестройки является открытость системы, то есть способность ее к энергетическим и информационным обменам. Любая же закрытая система обречена на стагнацию, и чем надежнее ее «защищает» «железный занавес», тем неотвратимей ее гибель (достаточно свежий пример — так называемая система социализма).
В этой связи особый смысл приобретает проблема диалога культур. Такой диалог можно представить в различных аспектах. Один из них касаетсягуманитарнойисциентистской(букв. по подобию науки) культур — их размежевание, провозглашенное в концеXIXв. и достигшее пика в середине ХХ в., выявило свою искусственность, бесперспективность, ныне мы становимся очевидцами и участниками их сближения, движения кединой культуре. Еще один аспект диалога культур — это непрерывная цепь культур прошлого и настоящего, их преемственность. И, наконец, очень актуальна сегодня проблема диалога культур, существующих и развивающихся в современном мире. С достаточной условностью его принято называть диалогом «Восток-Запад». Очевидно одно, что культурное взаимодействие не только не следует пресекать, это и невозможно. Другое дело, что в случаеестественного развитиялюбая культура производит своеобразный отбор из того, что в нее проникает из других культур: отсекая, отбрасывая то, что чуждо ей — и обогащаясь тем, что пришлось впору. Здесь также уместно говорить о действии механизмов самоорганизации.
Можно предложить и такое, возможно, спорное наблюдение. В ситуациях, когда подавление культуры цивилизацией принимает угрожающий характер, в культуре формируются процессы и тенденции, предотвращающие вырождение культуры и гибель цивилизации. В ситуациях «вызова-ответа» культура, улавливая «неслышный зов бытия», обнаруживает удивительную мудрость, которая проявляется в форме своеобразного телеономизма (целесообразности). Так, средневековье взрастило эпоху Возрождения, триумфальное шествие механико-математического естествознания, задолго до его исчерпания, натолкнулось на «романтическую реакцию» против механицизма, и т. д. Конечно, сказанное не означает, что мы можем пассивно уповать на очередной мудрый выбор. Тот путь, который выбирает культура, складывается из наших действий. А вот мы в своем выборе должны быть вооружены знанием истории культуры, ее достижений и нереализованных возможностей. Этому посвящена следующая часть книги.
- Вардан Григорьевич торосян
- Культурология
- История мировой и отечественной культуры
- Аннотация
- Оглавление
- Предисловие
- Часть первая. Теоретическая культурология.
- Структура культуры
- Функции культуры
- Культура и цивилизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Концепции культурологии в их исторической ретроспективе. Проблемы и перспективы культуры у просветителей
- Социокультурная история у Маркса
- Проблемы развития культуры в философии позитивизма
- Возникновение концепций культурно-исторических типов
- «Россия и Европа» в концепции н. Я. Данилевского и его последователей
- Концепции евразийства
- Концепции «заката культуры» (о. Шпенглер, ф. Ницше)
- Дальнейшее развитие концепций культурно-исторических типов. А. Вебер
- Концепция «Вызова-ответа» а. Тойнби
- Концепции культуры в российской общественной мысли первой половины хх века (п. Сорокин, н. Бердяев, п. Флоренский, г. Федотов, в. Вейдле, м. Бахтин)
- Культура как подавление естественного (з. Фрейд, к. Юнг, э. Фромм)
- Игровые концепции культуры (й. Хейзинга, э. Финк, х. Ортега-и-Гассет, г. Гессе)
- Проблемы культуры в философии экзистенциализма (м. Хайдеггер, к. Ясперс, а. Камю, ж.-п. Сартр)
- Религиозные концепции культуры в хх веке (а. Швейцер, п. Тиллих, р. Нибур, р. Гвардини)
- Культура в концепциях постмодернизма (р. Барт, м. Фуко, ж. Делез, ж. Деррида, ж. Лиотар, ж. Бодрийар, у. Эко)
- Тенденции и перспективы культуры в XXI веке. Культура как самоорганизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Часть вторая. Историческая культурология. Типологическая история мировых культур о принципах изложения культурной истории.
- Раздел 1. Первобытная культура Генезис культуры как антропосоциогенез
- Периодизация древнейшей культуры
- Жилища и погребения
- Архетипы культуры
- Духовная культура первобытной эпохи (мифология, искусство, мораль)
- Формы организации общественной жизни и естественноисторический характер их изменений
- Первобытные культуры в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел II. Культуры Древнего Востока Общие замечания
- Глава 1. Культура Древнего Египта Географические и временные границы
- Социальная основа культуры Древнего Египта
- Феномен пирамид
- Особенности духовной культуры Древнего Египта
- Эллинистический Египет
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Двуречья Географические и временные границы
- Шумеро-аккадская культура
- Вавилонская культура
- Культура Ассирии
- Культура Ирана
- Культурная экспансия Месопотамии в Израиль
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Индии Географические и временные границы
- Философско-религиозные основы индийской культуры
- Индийская мифология
- Художественная культура
- Проникновение в Индию эллинизма и ислама
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Китая Географические и временные границы
- Философские и религиозные основы китайской культурной традиции
- Китайская мифология
- Художественная культура. Наука
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Японская культура Особенности генезиса и развития
- Периодизация японской культурной истории
- Религиозные составляющие японской культурной традиции
- Японское отношение к природе и среде обитания
- Японская мифология
- Художественная культура Японии
- Особенности японского образования
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура арабского Востока Ареал и социокультурные предпосылки распространения ислама
- Коран как свод исламской культуры
- Художественная культура Арабского Востока
- Наука и образование
- Ислам в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел III. Европейская культура Общие замечания
- Глава 1. Античная культура Содержание понятия «античность»
- Периодизация античности
- Античная мифология
- Древнегреческая философия
- Образование и воспитание в античности.
- Достижения науки и техники
- Художественная культура античности
- Культура Древнего Рима
- Зарождение христианства
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Средневековая культура Временные и географические границы Средневековья
- Социокультурные особенности Средних веков
- «Символ веры» и раскол церкви
- Христианская религия как доминанта средневековой культуры
- Средневековое отношение к античности
- Средневековые теология и философия
- Особенности научного познания в эпоху Средневековья
- Средневековое образование
- Художественная культура Средневековья
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Возрождения Особенности эпохи Возрождения
- Гуманизм Возрождения
- Религиозные движения эпохи Возрождения
- Возрождение в образовании
- Наука и техника эпохи Возрождения
- Художественная культура Возрождения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Нового времени и Просвещения «Знание-сила» и «Всем знать все обо всем».
- «Республика Ученых»
- Механико-математическое естествознание как идейная база Просвещения
- Энциклопедизм
- Образование и воспитание в эпоху Просвещения
- Стилевое и жанровое разнообразие художественной культуры Нового времени и Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Европейская культура XIX века Панорама духовной и социальной жизни XIX века
- Исчерпание классического естествознания: причины и последствия
- Философское мышление XIX века
- Образование в Европе XIX века
- «Типические характеры в типических обстоятельствах»
- Художественная культура XIX в.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура Европы в хх веке Социокультурная панорама хх века
- От классического естествознания — к неклассическому и постнеклассическому
- Хронология науки XX века в Нобелевских премиях.
- Философия и религия в Европе хх века
- Образование в Европе хх века
- Европейская художественная культура в хх веке
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел IV. Культуры американского континента
- Глава 1. Культуры коренного населения Америки Историко-географическая справка
- Культуры индейцев Северной Америки
- Культуры Мезоамерики
- Древние культуры Южной Америки
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Латинской Америки Историко-географическая справка
- Особенности латиноамериканской культуры в хх веке
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура сша XVII—XIX вв. Историко-географическое введение
- Философия и религия в период формирования сша и в XIX веке.
- Художественная культура сша XVII — XIX вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура сша в хх веке Путь, который выбрала Америка
- Американская философия в хх веке
- Место религии в американском образе жизни
- Американская наука в хх веке
- Образование и воспитание в сша хх века
- Двадцатый век в американской художественной культуре
- Культура досуга, отдыха и развлечений
- Особенности американской демократии на рубеже xх—XXI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел V. Русская культура Особенности исследования и освещения культурной истории России
- Глава 1. Культура древних славян «Откуда есть пошла…»
- Картина мира древних славян
- Обучение и воспитание в древней Руси
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Киевской Руси и вольных княжеств
- XII—XIII вв. Формирование Российской государственности
- Крещение Руси и его значение для славянских народов
- Создание письменности
- Первые образовательные книги и учреждения
- Место монастырей в истории русской культуры
- Художественная культура Киевской Руси
- Распад Киевской Руси
- Культура русских земель XII—XIII вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Московской Руси и России XVI века Выдвижение Москвы в столицу земли Русской
- Рост национального самосознания на рубеже XIV—XV веков
- Место религии в русской культуре XV века
- Образование и наука на Руси XV—XVI веков
- Русская художественная культура XIV—XVI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура России XVII века «Изменение вещем»
- Вера в «доброго царя» и самозванство как социокультурные феномены российской истории
- Церковный раскол и его социально-культурные последствия
- Особенности русской художественной культуры в XVII веке
- Образование и наука в России XVII века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Российское просвещение «Окно в Европу»
- «Просвещение Петрово»
- Учреждение российских академий и университетов
- «Просвещенный абсолютизм» в России
- Просветители России XVIII века
- Достижения российской науки и техники XVIII века
- Художественная культура Российского Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Русская культура XIX века «Дней Александра прекрасное начало»
- Поиски «национальной идеи» для России XIX века
- Изменения в общественной жизни и общественной мысли России во второй половине XIX века
- Российское образование в XIX веке
- Научные открытия и технические изобретения
- Художественная культура России XIX века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература:
- Глава 7. «Серебряный век» русской культуры Серебряное сияние и его темные тени
- Позиция русской интеллигенции в духовных метаниях рубежа XIX—XX вв.
- Философские и религиозные поиски «Серебряного века»
- Образование в России рубежа XIX—XX вв.
- Художественная культура «Серебряного века»
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 8. Советская культура Взгляд на советскую историю из XXI века
- Политика советского государства в области культуры
- Советское образование и воспитание
- Советская наука и техника
- Советская художественная культура
- Особенности культуры России после распада Советского Союза
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Заключение