Философия и религия в Европе хх века
Необычность открытий естествознания ХХ века не могла остаться вне внимания философии. Напротив, естествознание нуждалось в глубоком философском осмыслении своих результатов и дальнейших путей продвижения. Наиболее тесно сращенной с развитием естественных наук оказалась, как мы видели, философия позитивизма. Она и выросла из осмысления результатов и методов естествознания, и пыталась помочь ему в формировании «подлинно научных» методов, «очищения» науки и «научной философии» от «ненаучных наслоений». Такую задачу ставил и «первый позитивизм» в концеXIXвека, и «второй позитивизм», выраженный в форме махизма и эмпириокритицизма в самом начале ХХ века, и «третий позитивизм», получивший названиенеопозитивизма.
Неопозитивизм возник в 20-30 гг. ХХ века, сохранив влияние вплоть до 60-х годов, когда на смену ему пришел постпозитивизм. Представители неопозитивизма, в основном члены так называемого «Венского кружка философии», и Берлинского «Общества эмпирической философии», в отличие от махистов, были профессиональными философами, к тому же прекрасно знающими естествознание (некоторые из них имели два образования). Идеи неопозитивизма развивали или разделяли, прямо или косвенно, Р. Карнап, М. Шлик, О. Нейрат(Neurat),Г. Рейхенбах, К. Гемпель, Л. Витгенштейн, К. Поппер.
С точки зрения неопозитивизма, философия и наука могут рассуждать не о «так называемой объективной реальности», а лишь о непосредственных данных опыта. В идеале строгая научность возможна только в форме «протокольных предложений», к которым следует редуцировать (сводить) данные опыта. Так, мы имеем право говорить не о пучке электронов с той или иной траекторией и энергией, а лишь о треках (следах) на фотопластинке в камере Вильсона(Нобелевская премия 1927 г.), не о расширении Вселенной, а о смещении спектральных линий в красную сторону (на основании чего делался вывод об удалении галактик).
При таком подходе особое значение приобретал анализ языка науки. Была поставлена даже задача полнойформализациинаучного знания, что позволило бы получать новое знание путем чисто логических процедур. Невыполнимость такой задачи была доказана в 1933 г. австрийским математиком и логикомКуртом Геделем. Теорема Геделя сыграла роль, сходную с доказательством невозможности вечного двигателя, заставив более реалистично отнестись к задачам и возможностям науки. Мир оказался значительно богаче и содержательнее умозрительных схем. На пути к этому выводу также были достигнуты значительные результаты, особенно в области логики.
Нереальным оказалось и выполнение требования полной верификациинаучного знания, выдвинутое неопозитивизмом. Предполагалось считать научными только те утверждения, которые получили окончательное подтверждение, верификацию. Однако, как остроумно заметила Джудит Томсон, даже проверка тысячи черных ворон не дает гарантии, что тысяча первая не окажется белой. Требование верификации было заменено более реалистическим —принципиальной верификации, то есть возможности хотя бы в принципе проверить научные утверждения и теории. Еще более реалистичным и плодотворным оказался предложенный Карлом Поппером (1902-1992) принципфальсифицируемости(отfalce— неверный, ошибочный) — любая теория должна иметь точки, в которых может быть выявлена ее ошибочность, и чем больше таких точек, тем богаче теория — в противном случае это лишь догма, наподобие религиозных, опровержение которой бессмысленно и безнадежно. Кстати, такой догмой Поппер считал идеологию советского социализма и коммунизма, чему посвятил целое исследование — «Открытое общество и его враги» (1945 г. перераб. изд-е 1955). Именно с этой работой вошел в обиход столь популярный ныне термин «открытое общество».
Эволюция идей Поппера делает его одним из родоначальников философии постпозитивизма. Постпозитивизм, сохранив предмет исследования — науку и оставаясь философией науки, принципиально отличается от позитивизма во всех его модификациях тем, что более не выдвигает требований «очищения науки», демаркции науки и ненауки. Напротив, предлагается взглянуть на развитие науки с реалистических позиций, в переплетении самых различных факторов, включая социально-культурные, психологические и т.д.
Разделяя такую позицию, последователь Поппера венгр И. Лакатос (правильнее, Лакатош, 1922—1974), все же считает необходимой, для понимания истории науки, ее рациональную реконструкцию. Тогда удается рассмотреть развитие науки как сменуисследовательских программ, каждая из которых обладает «жестким ядром» и окружающим ее «защитным поясом». На стадиипозитивной эвристикитакой пояс, предохраняя ядро, позволяет выдвигать новые теории или модификации, однако рано или поздно программа исчерпывает себя, вырождается, а защитный пояс уже начинает вредить, блокируя новые идеи.
Лакатос получил мировое признание после того, как в связи с социальными потрясениями и гонениями в Венгрии 1956 г. перебрался в Лондонскую школу экономики, возглавляемую Поппером. Наиболее благоприятную почву для своего развития постпозитивизм обрел в США (60—70-е гг.). Международную известность, начиная с 80-х гг., завоевали советские исследования в области истории и философии науки.
Своеобразное возрождение испытала в ХХ веке религиозная философия, в модификациях, соответствующих веку. С одной стороны, это связано с тем кризисом культуры, кризисом человека и человечности, который к концуXIXвека был возвещен словами Ницше «Бог умер», а в середине ХХ века — словами «Умер человек» (М. Фуко, Э. Фромм). В мире, раздираемом противоречиями, пережившем в ХХ веке две мировые войны, затем холодную войну, в мире, где огромные самолеты, чудо научной и технической мысли, врезаются в другое чудо — нью-йорские небоскребы, а удары по гидре терроризма порождают новые его головы и щупальца, в мире, мечущемся между «бессилием верить» (Ницше) и «внушающим ужас оптимизмом» (Камю), вновь болезненно встает вопрос — «Под Богом ли и по Богу мы живем?», что ждет человека, забывшего и Бога, и своего ближнего? Вовсе не случайно, что не только в России с ее бедами и отчаянием, растет число верующих, а религиозные праздники привлекают больше людей, чем любые культурные (даже спортивные) мероприятия.
Своеобразную тревогу вызывает и то, что террористические акты и даже войны в современном мире осеняются религиозными знаменами и даже поощряются лицами, занимающими высокие религиозные посты — в духе средневековых крестовых походов. Не часто проводятся попытки воспитания толерантности, терпимости, уважения к иным религиям и их представителям, не часто стремление и способность к диалогу проявляют даже руководители религиозных конфессий, позволяющие себе говорить от имени Господа Бога. Вновь встает вопрос о необходимости модификаций в мировых религиях. Характерно, что подобные модификации нередко оказываются агрессивными, уводящими в мистику или сектантство, новые формы духовного рабства.
В этих условиях задачи религиозной философии оказываются особенно сложными и особенно ответственными. Анализируя особенности религиозной философии ХХ-го века, а теперь уже XXIвека, следует видеть, что питательной почвой для нее, как это ни покажется странным, может являться наука — в особенности физика, космология, биология, психология, кибернетика, подобравшиеся к таким тайнам природы, которые могут выглядеть прямо-таки сверхъестественными. Показательны в этом плане слова, сказанные в папской энциклике (воззвании к верующим) еще в 1953 г.: «Мы живем в век науки, которая открывает все новые двери, и за каждой приоткрывшейся дверью мы видим Бога». Не менее характерно признание Нобелевского лауреата 1964 г. Э. Уилсона, открывшего структуру ДНК, что он смог это сделать потому, что с самого начала четко определил, что доступно науке (само строение ДНК) от того, что находится только в ведении Творца (почему оно именно такое). Крупным биологом и одновременно теологом былПьер Тейяр де Шарден(1881—1995), автор знаменитого научно-религиозно-философского труда «Феномен человека».
Основанием для религиозных интерпретаций может послужить (и послужила, с самого своего возникновения) теория расширяющейся Вселенной: если расширение произошло в результате так называемого Большого Взрыва (BigBang), то что же ему предшествовало, что происходило «в то время, когда времени еще не было?» (библейский вопрос). Недаром когда одного из авторов этой концепции Джорджа (Георгия) Гамова спросили об этом, он сослался на Св. Августина: на вопрос, чем Господь занимался до начала творения, тот ответил: «Готовил ад для тех, кто будет задавать подобные вопросы».
Подобных «адских» вопросов в современной науке возникает весьма немало. Известно, например, что если бы градиент солнечного излучения отличался всего на 0,5%, то жизнь на Земле никогда бы не возникла. Как тут не усмотреть перст Божий? Его можно усмотреть и в концепции Геи-Земли, и в любых других проявлениях самоорганизации, где так и напрашиваются «Невидимая Рука» и «Неслышный Голос». Обращает на себя внимание, что многие исследователи Вселенной носили религиозный сан не только во времена каноника Коперника и монаха-францисканца Джордано Бруно, но и в ХХ веке. Правда, аббат Жорж Лемэтр, профессор Левенского католического университета в Бельгии, один из авторов теории расширения Вселенной, подчеркивал, что она вовсе не обязательно должна апеллировать к Творцу (вспомним Лапласа, который «не нуждался в гипотезе Бога»). Вот как, с другой стороны, оценивает открытия современной наукиЭрих Янч: «В мире, который творит сам себя, нет места для бога-творца, как и для бога-идеи, стоящего над миром. Божеством является принцип самоорганизации на всех уровнях».
Религиозную мысль ХХ века волнуют вопросы исследования и природы, и человека, и культуры, и собственно, религии. И в ХХ веке появляются все новые работы в области теологии, в центре внимания религиозной философии находятся и этические проблемы, встающие с развитием науки, прежде всего клонирования и эвтаназии (добровольного ухода из жизни, скажем, смертельно больных людей), и проблема заброшенности человека в современном мире, которая делает вполне естественным его обращение к Богу.
Крупнейшие представители религиозной философии ХХ века — это европейские мыслители А. Швейцер(1875—1965),П. Тиллих(1886—1965),Р. Гвардини(1885—1968). Они упоминались уже в Части первой, где достаточно подробно излагались их взгляды на развитие и перспективы культуры. Крупным теологом считается Папа Римский Иоанн ПавелII(Кароль Войтыла), автор ряда философских трудов.
Проблема заброшенности человека в мире, его одиночества и отчужденности находится в центре внимания философии экзистенциализма, чьи культурологические концепции также освещены в Первой части. Крупнейшие представители экзистенциализма — немецкие философыМартин Хайдеггер(1889—1976) иКарл Ясперс(1883—1969), французыЖан-Поль Сартр(1905—1980) иАльбер Камю(1913—1960).
Философия экзистенциализма чрезвычайно трагична. С ее точки зрения, человек в своей экзистенции (существовании) обречен жить в обществе, которое подавляет, перечеркивает личность, что особенно трагично для людей тонких, творческих, погруженных в тонкие нюансы духовных порывов. Свобода, которую представляет общество таким личностям — это свобода выбора между бессмысленностью существования, подобного мукам Сизифа, и самоубийством. Самоубийством покончил Ж.-П. Сартр, при странных обстоятельствах погиб (в автокатастрофе) А. Камю.
Экзистенциализм подчеркивает, что «Бытие в мире» определяется «страхом», «тревогой», проистекающими из «неподлинности бытия», неспособности услышать «зов Бытия» (Хайдеггер). В такой ситуации серьезная опасность угрожает не только культуре, творчеству, духовному здоровью человечества, но и самому его существованию.
Значительное место экзистенциализм уделил существованию обезличенного человека, психологии «man». «Man» — это безличный немецкий глагол, который может применяться только в сочетании с другими глаголами. Так, «sagen» — говорить, «mansagt» — говорят, «manmacht» — делают. Психологияman— это психология обезличенного человека, живущего в «боязливой заботе» (Хайдеггер), старающегося «быть как все», делать и говорить «как все». Такой человек может целые дни проводить на «сэйлах» (дешевых распродажах), чтобы купить что угодно, даже не нужное ему, лишь бы подешевле, но такой человек может примкнуть и к погромам. Хайдеггер мог видеть такую звериную силу «man» в фашистской Германии, часто мы сталкиваемся со стадной психологией и сегодня.
Обратим внимание на то, что в экзистенциализме с самого начала сформировались два течения — атеистическое и религиозное. Некоторые из европейских мыслителей ХХ века, как, например, француз Габриэль Марсель(1889—1972), в равной мере могут быть причислены и к религиозной философии, и к экзистенциальной. Блестящими писателями, лауреаторами Нобелевской премии по литературе были Ж.-П. Сартр и А. Камю.
Здесь следует заметить, что в истории Нобелевских премий был случай вручения ее собственно философу, основоположнику философии интуиционизмаАнри Бергсону(1859—1941). Присуждена она была Бергсону (в 1927 г.) как «блестящему стилисту», то есть как писателю, при том что писателем он не был. Считается, однако, что Бергсон оказал прямое влияние на литературу, и особенно на столь тонкого писателя, как Марсель Пруст, а также на поэта Шарля Пеги, одного из первых погибших на Первой мировой. Блеск и яркость Бергсона, живость и образность его лекций снискали тому такую популярность, что в Парламенте обсуждался вопрос об их переносе из Сорбонны в здание Оперы — из-за толп слушателей, вынуждающих перекрывать уличное движение. В период засилья неопозитивизма Бергсон был свежей струей в философской жизни, доказывая значение «жизненных порывов», «творческой интуиции», «потока сознания» — эти термины прочно закрепились в философии и исследованиях культуры. Бергсон — автор интересного исследования о природе смеха.
Вообще тайны сознания, творчества, глубинных смыслов философских и художественных произведений привлекали внимание философии в течение всего ХХ века и стали предметом исследования такого его течения, как герменевтика(от греч. — разъяснение, толкование). Тесно примыкая к экзистенциализму, герменевтика ставила задачу понимания не только объективного «грамматического» содержания художественных и философских текстов, но и личности субъекта, их творца, стоящей за ними. Такое «понимание» противопоставляется «объяснению», проводимому по естественнонаучным, сциентистским образцам. Более того, герменевтика считает, что и естествознание нуждается в подобном понимании, глубинном проникновении. Виднейшие представители герменевтики — немецГанс Георг Гадамер(1900—2000) и его соотечественник философ и социологЮрген Хабермас(р. 1929), французПоль Рикёр(р. 1913).
Еще дальше в выявлении субъективной окраски любых текстов и выраженных в них смыслов идут структурализмипостмодернизм.Ролан Барт(1915—1980) даже выдвинул тезис о «смерти автора» — имеется в виду, что любой текст, и художественный, и философский, и даже научный может быть интерпретирован самыми различными способами. В этом смысле текст как бы начинает жить «собственной жизнью», независимо от автора, приобретая новые смыслы уже через субъективные интерпретации. В таком случае возможен любого родаплюрализм, имеют право на жизнь и альтернативные точки зрения (вспомним: «результат — ничто, движение всё»). Именно такова основная идея философиипостмодернизма, оказавшейся в центре внимания уже в самом конце ХХ века и продолжающей оставаться там и в новом столетии.
Постмодернизм— философия, утверждающая постоянные изменения, различия в оценке одного и того же явления. Именно это служит основанием для ожесточенной критики в его адрес. Критики постмодернизма утверждают, что он убивает дух философии (строгость, систематичность, основательность), превращает ее в игру. Некоторые утверждают даже, что вовсе неслучайно многие представители постмодернизма придерживались нетрадиционной сексуальной ориентации (М. Фуко даже умер от СПИДа) — как результат навязчивой идеи плюрализма. Сторонники же постмодернизма делают упор на то, что любой акт духа, — наука, искусство, а тем более философия является игрой — игрой ума, игрой духа, которая органично предполагает плюрализм. Более того, плюрализм является буквально велением времени в мире, оправляющемся от тоталитаризма и по-прежнему раздираемом противоречиями и конфликтами. Подчеркивается и то, что постмодернизм, в отличие от модернизма, которому он пришел на смену, является идеологией не разрушения, отказа от старого, а идеологией постоянного обновления, «устойчивости в развитии», в самоорганизации, что также отвечает тенденциям современной науки и вообще всей культуры. Характерно, что расцвет постмодернизма совпал со студенческими выступлениями 1968 г., приведшими к правительственному кризису во Франции. Постмодернизм, стал идеологией «сердитой молодежи», правда, часто трактующей его слишком радикально.
Завершая краткий очерк европейской философии ХХ века, остановимся также на представителях социальной философии. Значительный вклад в исследование общественных явлений внесли такие философы, как уже упоминаемые Карл Поппер («Открытое общество и его враги») и Юрген Хабермас. Большой резонанс вызвали работы немцаФридриха Хайека, в особенности «Дорога к рабству», каковым он считает «социализм» в его советском варианте.
Интересные идеи были предложены представителями Восточной Европы — поляком Адамом Шаффом, венгромДьёрдем(Джорджем)Лукачем, югославомМихайло Марковичем, издателем и главным редактором чрезвычайно авторитетного в Европе и мире журнала «Praxis». Все они пытались развить наиболее сильные и перспективные стороны учения Маркса (особенно раннего Маркса — без идей диктатуры пролетариата и всего того, что в извращенном виде подавалось как марксизм в СССР и странах Восточной Европы). Они пытались развивать оригинальные идеи К. Маркса в реальных условиях ХХ века, соединить преимущества социализма и капитализма, за что и были объявлены диссидентами и ревизионистами в своих странах. Учеником и последователем Маркса считал себя австрийский психолог и философЭрих Фромм (1900—1980), эмигрировавший из гитлеровской Германии в США и продолжавший там исследования природы и причин тоталитаризма, некрофилии и деструктивности на уровне не отдельных людей, а целых общественных систем и государств.
- Вардан Григорьевич торосян
- Культурология
- История мировой и отечественной культуры
- Аннотация
- Оглавление
- Предисловие
- Часть первая. Теоретическая культурология.
- Структура культуры
- Функции культуры
- Культура и цивилизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Концепции культурологии в их исторической ретроспективе. Проблемы и перспективы культуры у просветителей
- Социокультурная история у Маркса
- Проблемы развития культуры в философии позитивизма
- Возникновение концепций культурно-исторических типов
- «Россия и Европа» в концепции н. Я. Данилевского и его последователей
- Концепции евразийства
- Концепции «заката культуры» (о. Шпенглер, ф. Ницше)
- Дальнейшее развитие концепций культурно-исторических типов. А. Вебер
- Концепция «Вызова-ответа» а. Тойнби
- Концепции культуры в российской общественной мысли первой половины хх века (п. Сорокин, н. Бердяев, п. Флоренский, г. Федотов, в. Вейдле, м. Бахтин)
- Культура как подавление естественного (з. Фрейд, к. Юнг, э. Фромм)
- Игровые концепции культуры (й. Хейзинга, э. Финк, х. Ортега-и-Гассет, г. Гессе)
- Проблемы культуры в философии экзистенциализма (м. Хайдеггер, к. Ясперс, а. Камю, ж.-п. Сартр)
- Религиозные концепции культуры в хх веке (а. Швейцер, п. Тиллих, р. Нибур, р. Гвардини)
- Культура в концепциях постмодернизма (р. Барт, м. Фуко, ж. Делез, ж. Деррида, ж. Лиотар, ж. Бодрийар, у. Эко)
- Тенденции и перспективы культуры в XXI веке. Культура как самоорганизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Часть вторая. Историческая культурология. Типологическая история мировых культур о принципах изложения культурной истории.
- Раздел 1. Первобытная культура Генезис культуры как антропосоциогенез
- Периодизация древнейшей культуры
- Жилища и погребения
- Архетипы культуры
- Духовная культура первобытной эпохи (мифология, искусство, мораль)
- Формы организации общественной жизни и естественноисторический характер их изменений
- Первобытные культуры в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел II. Культуры Древнего Востока Общие замечания
- Глава 1. Культура Древнего Египта Географические и временные границы
- Социальная основа культуры Древнего Египта
- Феномен пирамид
- Особенности духовной культуры Древнего Египта
- Эллинистический Египет
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Двуречья Географические и временные границы
- Шумеро-аккадская культура
- Вавилонская культура
- Культура Ассирии
- Культура Ирана
- Культурная экспансия Месопотамии в Израиль
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Индии Географические и временные границы
- Философско-религиозные основы индийской культуры
- Индийская мифология
- Художественная культура
- Проникновение в Индию эллинизма и ислама
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Китая Географические и временные границы
- Философские и религиозные основы китайской культурной традиции
- Китайская мифология
- Художественная культура. Наука
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Японская культура Особенности генезиса и развития
- Периодизация японской культурной истории
- Религиозные составляющие японской культурной традиции
- Японское отношение к природе и среде обитания
- Японская мифология
- Художественная культура Японии
- Особенности японского образования
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура арабского Востока Ареал и социокультурные предпосылки распространения ислама
- Коран как свод исламской культуры
- Художественная культура Арабского Востока
- Наука и образование
- Ислам в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел III. Европейская культура Общие замечания
- Глава 1. Античная культура Содержание понятия «античность»
- Периодизация античности
- Античная мифология
- Древнегреческая философия
- Образование и воспитание в античности.
- Достижения науки и техники
- Художественная культура античности
- Культура Древнего Рима
- Зарождение христианства
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Средневековая культура Временные и географические границы Средневековья
- Социокультурные особенности Средних веков
- «Символ веры» и раскол церкви
- Христианская религия как доминанта средневековой культуры
- Средневековое отношение к античности
- Средневековые теология и философия
- Особенности научного познания в эпоху Средневековья
- Средневековое образование
- Художественная культура Средневековья
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Возрождения Особенности эпохи Возрождения
- Гуманизм Возрождения
- Религиозные движения эпохи Возрождения
- Возрождение в образовании
- Наука и техника эпохи Возрождения
- Художественная культура Возрождения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Нового времени и Просвещения «Знание-сила» и «Всем знать все обо всем».
- «Республика Ученых»
- Механико-математическое естествознание как идейная база Просвещения
- Энциклопедизм
- Образование и воспитание в эпоху Просвещения
- Стилевое и жанровое разнообразие художественной культуры Нового времени и Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Европейская культура XIX века Панорама духовной и социальной жизни XIX века
- Исчерпание классического естествознания: причины и последствия
- Философское мышление XIX века
- Образование в Европе XIX века
- «Типические характеры в типических обстоятельствах»
- Художественная культура XIX в.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура Европы в хх веке Социокультурная панорама хх века
- От классического естествознания — к неклассическому и постнеклассическому
- Хронология науки XX века в Нобелевских премиях.
- Философия и религия в Европе хх века
- Образование в Европе хх века
- Европейская художественная культура в хх веке
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел IV. Культуры американского континента
- Глава 1. Культуры коренного населения Америки Историко-географическая справка
- Культуры индейцев Северной Америки
- Культуры Мезоамерики
- Древние культуры Южной Америки
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Латинской Америки Историко-географическая справка
- Особенности латиноамериканской культуры в хх веке
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура сша XVII—XIX вв. Историко-географическое введение
- Философия и религия в период формирования сша и в XIX веке.
- Художественная культура сша XVII — XIX вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура сша в хх веке Путь, который выбрала Америка
- Американская философия в хх веке
- Место религии в американском образе жизни
- Американская наука в хх веке
- Образование и воспитание в сша хх века
- Двадцатый век в американской художественной культуре
- Культура досуга, отдыха и развлечений
- Особенности американской демократии на рубеже xх—XXI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел V. Русская культура Особенности исследования и освещения культурной истории России
- Глава 1. Культура древних славян «Откуда есть пошла…»
- Картина мира древних славян
- Обучение и воспитание в древней Руси
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Киевской Руси и вольных княжеств
- XII—XIII вв. Формирование Российской государственности
- Крещение Руси и его значение для славянских народов
- Создание письменности
- Первые образовательные книги и учреждения
- Место монастырей в истории русской культуры
- Художественная культура Киевской Руси
- Распад Киевской Руси
- Культура русских земель XII—XIII вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Московской Руси и России XVI века Выдвижение Москвы в столицу земли Русской
- Рост национального самосознания на рубеже XIV—XV веков
- Место религии в русской культуре XV века
- Образование и наука на Руси XV—XVI веков
- Русская художественная культура XIV—XVI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура России XVII века «Изменение вещем»
- Вера в «доброго царя» и самозванство как социокультурные феномены российской истории
- Церковный раскол и его социально-культурные последствия
- Особенности русской художественной культуры в XVII веке
- Образование и наука в России XVII века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Российское просвещение «Окно в Европу»
- «Просвещение Петрово»
- Учреждение российских академий и университетов
- «Просвещенный абсолютизм» в России
- Просветители России XVIII века
- Достижения российской науки и техники XVIII века
- Художественная культура Российского Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Русская культура XIX века «Дней Александра прекрасное начало»
- Поиски «национальной идеи» для России XIX века
- Изменения в общественной жизни и общественной мысли России во второй половине XIX века
- Российское образование в XIX веке
- Научные открытия и технические изобретения
- Художественная культура России XIX века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература:
- Глава 7. «Серебряный век» русской культуры Серебряное сияние и его темные тени
- Позиция русской интеллигенции в духовных метаниях рубежа XIX—XX вв.
- Философские и религиозные поиски «Серебряного века»
- Образование в России рубежа XIX—XX вв.
- Художественная культура «Серебряного века»
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 8. Советская культура Взгляд на советскую историю из XXI века
- Политика советского государства в области культуры
- Советское образование и воспитание
- Советская наука и техника
- Советская художественная культура
- Особенности культуры России после распада Советского Союза
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Заключение