Глава 1. Культуры коренного населения Америки Историко-географическая справка
Трудно поверить, но даже в эпоху Возрождения в Европе и не подозревали о существовании огромного континента, который европейцы позже назвали Америкой (в честь итальянского путешественника Америго Веспуччи). До сих пор продолжаются споры, кто на самом деле открыл Америку. Есть свидетельства, что за несколько веков до Колумба неизведанного континента достигли викинги во главе с Лейфом Эрикссоном, сыном героя скандинавских саг Эрика Рыжего. Не менее убедительны свидетельства того, что туда приплывали — через Тихий океан — китайцы и японцы, жители полинезийских островов. Сохранилось и сообщение, датированное 62 г. до н.э. о том, что на территории германского племени свевов, близ устья Эльбы, было выброшено на берег странное судно с непривычного вида людьми. Жестами они объяснили, что приплыли с другого берега моря (океана). Это событие было письменно зафиксировано благодаря тому, что король свевов подарил заморских скитальцев римскому проконсулу в Галлии.
Нет смысла утверждать, что пришельцы прибыли с другого, столь отдаленного континента, но и исключать этого нельзя. Вспомнился тогда и «Тимей» Платона с описанием Атлантиды, континента, канувшего в пучину. Историки предполагают, что миф об Атлантиде оказался одной из причин, питавших исследовательскую энергию Колумба. Еще одна популярная легенда рассказывала о Сиболе — семи городах, которые основал бежавший за океан от арабского нашествия еще в VIIIв. португальский епископ — с улицами, мощеными золотом и драгоценными камнями. Финансовая же поддержка, оказанная Колумбу испанским престолом, преследовала вовсе не мифическую цель — открытие кратчайшего пути в Индию и Китай, ставшие столь притягательными для Европы в эпоху зарождения капиталистического производства и торговли.
Хотя путешествие Колумба затянулось значительно дольше ожидаемого, он не сомневался, что земля, на которую вступил, была Индией, и называл встретивших его жителей острова Гаити индиос— при том даже, что эти «индиос» вовсе не были похожи на жителей Индии, достигаемой обычным путем — двигаясь из Европы на Восток. Потребовались годы, чтобы убедиться, что экспедиция Колумба прибыла в «Новый Свет» (кстати, это название предложил Америго Веспуччи).
Не так много лет потребовалось для того, чтобы в Новый Свет хлынули толпы вооруженных авантюристов, наслышанных о несметных богатствах, которые там можно захватить или выменять за бесценок у доверчивых индейцев. Конкистадорам (завоевателям — исп.) не было дела до богатейшей культуры, которая существовала здесь в течение тысячелетий, в некоторых регионах оказавшись ровесницей культур Древнего Востока. Завоевателей манило золото, которое играло у индейцев огромную культовуюроль и которое хранилось у них в несметных количествах. Так, Гонсало де Бадахос, один из первых испанцев, проникших на территорию нынешней Панамы, получил в подарок от местного вождя 50-килограмовую корзину, доверху наполненную золотыми предметами. Эта территория стала обозначаться на испанских картах как Кастилия дель Оро (Золотая Кастилия), до сих пор сохранилось название Коста-Рика — Богатое побережье.
Европейцы (прежде всех здесь оказались испанцы, а затем и португальцы) были убеждены, что им открылась сказочная страна Эльдорадо. Само ее название (ElDorado— золотой король) — родилось не на пустом месте: действительно видели короля, чья одежда была покрыта золотым порошком, золотом были устланы лестницы и стены храмов, их золота сделана утварь в них. Даже сейчас, после веков грабежа, в Музее золота в г. Богота, столице современной Колумбии, хранится 75 000 золотых предметов индейских культур. Франсиско Писарро, один из самых алчных и жестоких завоевателей, захватил столько золота, что смог наполнить им доверху целую комнату. Добытое золото шло на переплавку. Можно только гадать, чего лишилась мировая культура — ведь для индейцев золото представляло не материальную, а эстетическую ценность.
Жажда золота доводила до безумства и испанский двор, погрязший в долгах, и авантюристов, направляемых им. Э. Кортес, другой знаменитый конкистадор в ответ на предложение огромных земель для колонизации откровенно заявил: «Я прибыл сюда, чтобы добыть золото, а не тащиться за плугом, как крестьянин». Даже Колумб не удержался от злоупотреблений пожалованным ему титулом губернатора и на какое-то время был посажен в тюрьму, (чего не простил испанской короне: он завещал, чтобы его прах не коснулся земли Испании).
Жажда наживы затмевала рассудок даже людей, прибывающих в Новый Свет с благословением церкви и с крестом в руках. Подвергнув индейцев обязательному крещению, завоеватели отправляли их на рабский труд, пытали и умерщвляли тысячами. Индейский вождь Хатуэй, прибывший к испанцам с дружественными намерениями, но схваченный ими, перед смертью воскликнул: «Их Бог — это золото, нам следовало утопить его!» По злой иронии судьбы, в тяжкой участи индейцев роковую роль сыграли их религиозные представления — они приняли белокурого Кортеса и его всадников (лошади не были известны индейцам) за посланцев с небес. Между тем Кортес имел (в 1519 г.) всего 15 всадников и 400 пехотинцев. За два года он разрушил цветущую империю Монтесумы «подобно тому, как прохожий мимоходом сшибает голову подсолнечника» (так написал об этом О. Шпенглер). Той же участи подверг (в 1533 г.) Ф. Писарро империю Атауальпы. Единственный голос протеста был подан лишь в 1552 г. в виде составленного епископом Бартоломе де Лас Касас «краткого донесения о разорении Индий».
Таким образом, прибытие экспедиции Колумба в 1492 г. оказалось не только, так сказать, официальным открытием Америки, но и началом стремительной гибели и разрушения богатейших, древних и своеобразных культур американского континента. Как выяснилось позже, в доколумбовой Америке проживало 15-20 миллионов жителей, говорящих на 400 языках, а каждая из представленных ими культур имела совершенно неповторимое лицо. Вслед за испанцами и португальцами, прибравшими к рукам Центральную и Южную Америку, в Северную Америку хлынули, начиная с XVIIвека, англичане, ирландцы, французы, голландцы, датчане. Сохранилось свидетельство о покупке острова Манхэттен (сердце современного Нью-Йорка) у индейского вождя за 24 (!) доллара. Важным обменным средством выступала «огненная вода», которой спаивали индейцев. В колонизации Америки участвовала позже и Россия, продавшая затем по смехотворной цене Аляску Соединенным Штатам.
Лишь в XIXвеке, когда большинство индейцев было истреблено или загнано в резервации, из Старого Света стали прибывать экспедиции с подлинно научными целями — одной из первых, в 1801 году, экспедиция Александра Гумбольдта, мечтавшего обнаружить сокровища Эль Дорадо, погребенные на дне священного озера Гуатавита. По его расчетам, там покоилось 50 миллионов изделий из золота. Затем за поиски взялись вооруженные техникой англичане. После первых успешных дней случилось непредвиденное — ил на дне почти вычерпанного озера под жгучими лучами солнца затвердел до степени бетона, священное озеро не отдало клад. Однако даже по тому, что сохранилось не разрушенным и не расхищенным — произведениям искусства, архитектурным и литературным памятникам, мифам и преданиям европейцы смогли составить впечатление о поразительном богатстве и своеобразии культур доколумбовой Америки. Была проведена своеобразная классификация этих культур. Как по географическим, так и историческим особенностям принято и сегодня выделять культуры индейцевСеверной Америки(проживавших на территории современных Канады и США, частично — Мексики),Мезоамерики(Центральной Америки, точнее Юга Северного полушария) иЮжной Америки.
- Вардан Григорьевич торосян
- Культурология
- История мировой и отечественной культуры
- Аннотация
- Оглавление
- Предисловие
- Часть первая. Теоретическая культурология.
- Структура культуры
- Функции культуры
- Культура и цивилизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Концепции культурологии в их исторической ретроспективе. Проблемы и перспективы культуры у просветителей
- Социокультурная история у Маркса
- Проблемы развития культуры в философии позитивизма
- Возникновение концепций культурно-исторических типов
- «Россия и Европа» в концепции н. Я. Данилевского и его последователей
- Концепции евразийства
- Концепции «заката культуры» (о. Шпенглер, ф. Ницше)
- Дальнейшее развитие концепций культурно-исторических типов. А. Вебер
- Концепция «Вызова-ответа» а. Тойнби
- Концепции культуры в российской общественной мысли первой половины хх века (п. Сорокин, н. Бердяев, п. Флоренский, г. Федотов, в. Вейдле, м. Бахтин)
- Культура как подавление естественного (з. Фрейд, к. Юнг, э. Фромм)
- Игровые концепции культуры (й. Хейзинга, э. Финк, х. Ортега-и-Гассет, г. Гессе)
- Проблемы культуры в философии экзистенциализма (м. Хайдеггер, к. Ясперс, а. Камю, ж.-п. Сартр)
- Религиозные концепции культуры в хх веке (а. Швейцер, п. Тиллих, р. Нибур, р. Гвардини)
- Культура в концепциях постмодернизма (р. Барт, м. Фуко, ж. Делез, ж. Деррида, ж. Лиотар, ж. Бодрийар, у. Эко)
- Тенденции и перспективы культуры в XXI веке. Культура как самоорганизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Часть вторая. Историческая культурология. Типологическая история мировых культур о принципах изложения культурной истории.
- Раздел 1. Первобытная культура Генезис культуры как антропосоциогенез
- Периодизация древнейшей культуры
- Жилища и погребения
- Архетипы культуры
- Духовная культура первобытной эпохи (мифология, искусство, мораль)
- Формы организации общественной жизни и естественноисторический характер их изменений
- Первобытные культуры в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел II. Культуры Древнего Востока Общие замечания
- Глава 1. Культура Древнего Египта Географические и временные границы
- Социальная основа культуры Древнего Египта
- Феномен пирамид
- Особенности духовной культуры Древнего Египта
- Эллинистический Египет
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Двуречья Географические и временные границы
- Шумеро-аккадская культура
- Вавилонская культура
- Культура Ассирии
- Культура Ирана
- Культурная экспансия Месопотамии в Израиль
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Индии Географические и временные границы
- Философско-религиозные основы индийской культуры
- Индийская мифология
- Художественная культура
- Проникновение в Индию эллинизма и ислама
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Китая Географические и временные границы
- Философские и религиозные основы китайской культурной традиции
- Китайская мифология
- Художественная культура. Наука
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Японская культура Особенности генезиса и развития
- Периодизация японской культурной истории
- Религиозные составляющие японской культурной традиции
- Японское отношение к природе и среде обитания
- Японская мифология
- Художественная культура Японии
- Особенности японского образования
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура арабского Востока Ареал и социокультурные предпосылки распространения ислама
- Коран как свод исламской культуры
- Художественная культура Арабского Востока
- Наука и образование
- Ислам в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел III. Европейская культура Общие замечания
- Глава 1. Античная культура Содержание понятия «античность»
- Периодизация античности
- Античная мифология
- Древнегреческая философия
- Образование и воспитание в античности.
- Достижения науки и техники
- Художественная культура античности
- Культура Древнего Рима
- Зарождение христианства
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Средневековая культура Временные и географические границы Средневековья
- Социокультурные особенности Средних веков
- «Символ веры» и раскол церкви
- Христианская религия как доминанта средневековой культуры
- Средневековое отношение к античности
- Средневековые теология и философия
- Особенности научного познания в эпоху Средневековья
- Средневековое образование
- Художественная культура Средневековья
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Возрождения Особенности эпохи Возрождения
- Гуманизм Возрождения
- Религиозные движения эпохи Возрождения
- Возрождение в образовании
- Наука и техника эпохи Возрождения
- Художественная культура Возрождения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Нового времени и Просвещения «Знание-сила» и «Всем знать все обо всем».
- «Республика Ученых»
- Механико-математическое естествознание как идейная база Просвещения
- Энциклопедизм
- Образование и воспитание в эпоху Просвещения
- Стилевое и жанровое разнообразие художественной культуры Нового времени и Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Европейская культура XIX века Панорама духовной и социальной жизни XIX века
- Исчерпание классического естествознания: причины и последствия
- Философское мышление XIX века
- Образование в Европе XIX века
- «Типические характеры в типических обстоятельствах»
- Художественная культура XIX в.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура Европы в хх веке Социокультурная панорама хх века
- От классического естествознания — к неклассическому и постнеклассическому
- Хронология науки XX века в Нобелевских премиях.
- Философия и религия в Европе хх века
- Образование в Европе хх века
- Европейская художественная культура в хх веке
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел IV. Культуры американского континента
- Глава 1. Культуры коренного населения Америки Историко-географическая справка
- Культуры индейцев Северной Америки
- Культуры Мезоамерики
- Древние культуры Южной Америки
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Латинской Америки Историко-географическая справка
- Особенности латиноамериканской культуры в хх веке
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура сша XVII—XIX вв. Историко-географическое введение
- Философия и религия в период формирования сша и в XIX веке.
- Художественная культура сша XVII — XIX вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура сша в хх веке Путь, который выбрала Америка
- Американская философия в хх веке
- Место религии в американском образе жизни
- Американская наука в хх веке
- Образование и воспитание в сша хх века
- Двадцатый век в американской художественной культуре
- Культура досуга, отдыха и развлечений
- Особенности американской демократии на рубеже xх—XXI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел V. Русская культура Особенности исследования и освещения культурной истории России
- Глава 1. Культура древних славян «Откуда есть пошла…»
- Картина мира древних славян
- Обучение и воспитание в древней Руси
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Киевской Руси и вольных княжеств
- XII—XIII вв. Формирование Российской государственности
- Крещение Руси и его значение для славянских народов
- Создание письменности
- Первые образовательные книги и учреждения
- Место монастырей в истории русской культуры
- Художественная культура Киевской Руси
- Распад Киевской Руси
- Культура русских земель XII—XIII вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Московской Руси и России XVI века Выдвижение Москвы в столицу земли Русской
- Рост национального самосознания на рубеже XIV—XV веков
- Место религии в русской культуре XV века
- Образование и наука на Руси XV—XVI веков
- Русская художественная культура XIV—XVI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура России XVII века «Изменение вещем»
- Вера в «доброго царя» и самозванство как социокультурные феномены российской истории
- Церковный раскол и его социально-культурные последствия
- Особенности русской художественной культуры в XVII веке
- Образование и наука в России XVII века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Российское просвещение «Окно в Европу»
- «Просвещение Петрово»
- Учреждение российских академий и университетов
- «Просвещенный абсолютизм» в России
- Просветители России XVIII века
- Достижения российской науки и техники XVIII века
- Художественная культура Российского Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Русская культура XIX века «Дней Александра прекрасное начало»
- Поиски «национальной идеи» для России XIX века
- Изменения в общественной жизни и общественной мысли России во второй половине XIX века
- Российское образование в XIX веке
- Научные открытия и технические изобретения
- Художественная культура России XIX века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература:
- Глава 7. «Серебряный век» русской культуры Серебряное сияние и его темные тени
- Позиция русской интеллигенции в духовных метаниях рубежа XIX—XX вв.
- Философские и религиозные поиски «Серебряного века»
- Образование в России рубежа XIX—XX вв.
- Художественная культура «Серебряного века»
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 8. Советская культура Взгляд на советскую историю из XXI века
- Политика советского государства в области культуры
- Советское образование и воспитание
- Советская наука и техника
- Советская художественная культура
- Особенности культуры России после распада Советского Союза
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Заключение