logo
Торосян_Культурология

Место религии в американском образе жизни

AmericanwayofLife, которым так гордятся граждане США, немыслим без религиозной благочестивости или хотя бы выражения таковой. Вера в Бога декларируется даже на американских банкнотах («Ingodwetrust»). Более 90 % американцев заявляют о своей вере в Бога, многие регулярно посещают церковь. Во всяком случае, мало какой американец, не имеющий такой привычки, открыто заявит об этом.

Американская конституция дает достаточно прав любым вероисповеданиям и даже религиозным сектам, но наиболее распространенной религией в США является протестантизм, США являются его мировым центром. В протестантских церквах, как того требует вера, нет пышного убранства, икон, богослужение чрезвычайно упрощено, что вполне соответствует менталитету и образу жизни американцев.

Крупнейшая в США — протестантская епископальная церковь насчитывает в своих рядах 3,5 миллиона действительных членов. Много последователей имеют пятидесятникиибаптисты, принимающие протестантизм с определенными поправками — так, баптизм не признает таинства и, скажем, крещение совершает только над взрослыми. Баптизм не признает святых и монашества, принимая в качестве посредника между верующими и Богом только Иисуса Христа. Особенно баптизм распространен среди темнокожего населения США. Баптизм выдвинул многих видных теологов и общественных деятелей, в числе которых крупный религиозный философ ХХ векаР. Нибур(1892—1971),У. Грэм(р. 1926) — основатель и лидер «Всемирной евангелической ассоциации», владелец нескольких радиостанций и издательств, сам автор ряда книг. Весьма популярны радиопроповедникДж. Фолуэлл(р. 1933), чья телепрограмма «Час Евангелия старых времен» проводится с 1971 г. Особо надо сказать о баптистском теологе, выдающемся борце за права человека,Мартине Лютере Кинге(1929—1968). Этот чернокожий американец был почитаем не только среди негритянского населения, выступая от его имени тогда, когда в Америке еще открыто действовала расистская организация «Ку-клукс-клан» (звук щелканья затвора винтовки), преследующая негров вплоть до самосудов над ними. Кинг сумел внести перелом в сознание всех американцев, заставив их понять, что война во Вьетнаме 60—70-х гг. — это не слава Америки, а ее позор. До миллиона людей слушали его выступления под открытым небом, где он говорил простые, доходчивые слова о любви, доброте, готовности прощать, о «Великом братстве людей». Миллион людей шел за гробом М. Л. Кинга после того, как его трусливо застрелили из засады. Его смерть еще больше сплотила американцев всех цветов кожи и вероисповеданий, еще больше открыла им глаза на опасности, которым можно противостоять только вместе. В начале 80-х гг. автор этих строк был свидетелем многочисленной антивоенной демонстрации возле Колумбийского университета в Нью-Йорке, участники которой были вооружены значками и плакатами «Будущее мира зависит от одного человека. Это — ты!». На могиле Мартина Лютера Кинга высечены слова «Свободен, свободен, свободен наконец», день его рождения объявлен национальным праздником США.

Большую популярность приобрел в Америке 80—90-х гг. еще один негритянский священник, Джесси Джексон, который составил серьезную конкуренцию Б. Клинтону на президентских выборах. Еще одна ветвь протестантизма, влиятельная в США —методисты, насчитывающие в этой стране 14 миллионов последователей.

Популярны в Америке, особенно в последние годы, также заимствованные у Востока религии или культуры — «Церковь унификации», «Движение Харе Кришна», есть исекты, включаясатанинские. Достаточно широко распространенислам; характерно, что ислам приняли некоторые знаменитые спортсмены — баскетболисты, боксеры, например Мохаммед Али (бывший Кассиус Клей), рок-певцы (напр.CatStevens), джазовые исполнители (AhmadJamal,JousefLatif). Нетрадиционные культуры и секты особенно привлекательны для молодежи и насчитывают сегодня в своих рядах до 20 миллионов американцев.