logo
Торосян_Культурология

Глава 3. Культура Возрождения Особенности эпохи Возрождения

Понятие Возрождение(Renaissance) ввел итальянский живописец и историк искусствXVIв.Джорджо Вазари. В «Жизнеописаниях знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550 г.) он отозвался о представителях итальянского искусства предшествующих ему полутора веков как о людях, которым удалосьвозродитьантичные традиции, «низвергнутые до крайней своей погибели». Действительно, если в средние века античное культурное наследие всячески преследовалось, вплоть до уничтожения философских трудов, то, начиная сXIVвека, идет поиск античных рукописей, в том числе уцелевших в переводах на арабский язык (так были обнаружены труды Цицерона и Тита Ливия), взоры вновь обращаются к античным идеалам, в которых наиболее привлекательным становится возвышение человека. На этом фоне растет негативное отношение теперь уже к средним векам как к «мрачной темнице духа», «перерыве в ходе истории», культуре «грубой и варварской». Как заметил русский знаток античности А. Ф. Лосев, «Возрождение, подобно юноше, бунтующему против родителей и ищущему поддержку у дедов, было склонно забывать обо всем, чем оно обязано средневековью».

Начало Возрождения относят порой к Пасхе 8 апреля 1341 года, когда сенат Рима наградил лавровым венком Франческо Петрарку. Поэта венчали в пришедшем в многовековое запустение Вечном городе на духовное предводительство теми, кто жаждал «преодолеть оболочку «ветхих качеств», обновиться, «припав к живительному источнику античности». Тот же Петрарка в 1350 г. отклонил предложение, переданное ему через другого писателя, Дж. Боккаччо, вернуться в изгнавшую его Флоренцию и стать почетным гражданином Флорентийской республики. Он ответил: «Это лишь казалось, что я жил при князьях, на самом же деле они жили при мне». Такой ответ был характерен для эпохи, в которой утверждалась ценность и самодостаточность человека, особенно человека творческого.

Таким образом, Возрождение не ограничивалось чисто внешним обращением к античной культуре — философии, науке, искусству. Два — два с половиной века Возрождения (с XIVв. для Италии,XV—XVIвв. для остальной Европы) явились, по существу эпохойВозрождения Человека, освобождения человеческого духа, научной и философской мысли. Возрождение — эпоха, с которой связано приобретение немыслимой доселе свободы как в производственных, так и внешнеэкономических отношениях, во всем образе жизни. Оно стало и эпохой нового, гуманистического образования, воспитания личности, в корне отличающейся от феодально-средневекового образца. Возрождение естественноисторическим образом выдвигало тип человека решительного, уверенного в себе, инициативного, но и ответственного в действиях. Именно таков был античный идеал личности, но сейчас происходило значительное переосмысление этого идеала. Теперь возвышение личности не могло быть обеспечено военными подвигами (войны продолжались, но рассматривались уже как бедствие, неизбежное зло), пугала и стойкость в вере, перераставшая в фанатизм. Из античности подлинно близкими Возрождению оказалось упоение творчеством, высокая духовность. Человека возвышали знания, искусство, гуманистическая философия. Наибольшим почетом был окружен человек образованный.

Сам возврат к присущим античности интересам, ее ценностям и нормам явился закономерным выражением и одновременно порождением глубоких социокультурных изменений, вызревавших на длительном средневековом пути и ожидавших благоприятной почвы для всхода. Значительную роль в этом отношении сыграло формирование капиталистических производственных отношений, требовавших именно такого типа личности. Так получилось, в исторической ретроспективе, что с «высот художественных достижений Возрождения, составляющих золотой фонд общечеловеческого наследия, социально-экономические достижения, превзойденные последующим развитием, блекнут и предстают не как определяющие причины, а лишь как сопутствующая внешняя среда» (Сунягин Г. Ф. О некоторых предпосылках культуры Возрождения // Вопросы философии. 1985. № 7. С. 95). Между тем именно в этот период происходили социально-экономические преобразования, надолго определившие дальнейшее развитие цивилизации. «Рамки старого orbisterrarum(круга земель) были разбиты; только теперь, собственно, была открыта Земля, заложены основы для позднейшей мировой торговли и перехода ремесла в мануфактуру, которая, в свою очередь, послужила исходным пунктом для современной крупной промышленности» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 345—346).

В эту эпоху складывалась третья мировая торгово-экономическая ось, вовлекая в орбиту единого торгового пространства Индию и Китай, а поиски кратчайших путей к ним привели к открытию в 1492 году Америки. Освоение Нового Света не только неизмеримо расширило границы мира, но и оказалось исключительным экономическим и политическим импульсом для Европы. Не меньшую роль сыграло и создание примерно в то же время гелиоцентрической системы мира.

Как пишет английский историк науки Дж. Бернал, «открытие Коперника должно было унизить человеческую гордость, но в еще большей степени оно возвысило ее» — осознанием способностей человеческого разума.

Стремительно возраставшие социально-экономические запросы все более обращались к развитию науки, предоставляя ему в то же время значительные возможности. С началом капиталистического производства и далеких путешествий менялись место и сам образ науки, которая не могла более оставаться в переделах «незаинтересованного», схоластического теоретизирования. Соответственно преобразовывались содержание и формы образования. Оно становилось не просто все более престижным, но и необходимым, особенно для предпринимательской и государственной деятельности. Впервые стали готовить профессиональных политиков, а политика рассматривалась как искусство (Н. Макиавелли). Знаменательной вехой в развитии образования, расширении возможностей для распространения научных, философских, художественных идей стало изобретение в 1436 г. книгопечатания (И. Гутенберг). «Вселенная Гутенберга» по-своему подготовила и предварила за целый век «Вселенную Коперника». Типографии стали первыми действительно капиталистическими предприятиями, со сложной системой разделения труда и серийной продукцией, завоевывавшей рынок невиданным ранее способом — посредством низкой цены. (Первой отпечатанной таким образом книгой оказалась, естественно, Библия). Возросла зато цена времени, и не случайно именно тогда появились карманные часы, а площади крупных европейских городов обзавелись механическими часами. Порождением расцвета городской жизни, бурно растущих культурных и экономических связей стали уличное освещение (Лондон), почта в Венеции (нач. XVв.) и верховая почта во Франции (1464 г.).

Будучи непродолжительной, но весьма яркой эпохой, Возрождение имеет свою периодизацию. Принято выделятьПроторенессанс(Предвозрождение), как бы подводящий черту позднему средневековью и переходящий вРаннее Возрождение, которое длится с серединыXIVв. до началаXVв. Зрелое, илиВысокое Возрождениеприходится наXVв. и первую половинуXVIв., а вторую половинуXVIв. относят кПозднему Возрождению. К нему в какой-то степени примыкает и началоXVIIв., особенно когда речь идет о литературе и живописи — исходя не в последнюю очередь из стилевых особенностей. На рубежеXVI—XVIIвв. творили также видные философы и ученые, которых причисляют то к Возрождению, то к Новому Времени. Точно так же ряд особенностей литературы и живописиXIIIв. позволяет относить их к Проторенессансу.