Художественная культура Киевской Руси
В наибольшей степени о культуре Древней Руси можно судить по архитектурным памятникам. В дохристианской Руси были замечательные деревянные строения, в том числе церковные, с приходом же христианства началось икаменноестроительство (поначалу под руководством византийских мастеров). Византийский крестово-купольный храм стал основной архитектурной формой на Руси. Одним из первых таких строений былаДесятинная церковь Успения Богородицы под Киевом (989—996). Она имела 25 глав и занимала 900 м2, на ее содержание отпускалась десятина доходов князя. Была разрушена Батыем в 1240 г. Величественный 13-купольный соборКиевской Софиибыл возведен при Ярославе Мудром. Название собора, одинаковое с константинопольским, свидетельствовало о претензиях Киева на равенство с Царьградом, Руси с Византией. Сохранились мозаики на стенах и полу, фрески с изображением не только религиозных, но и бытовых сцен — скоморошьих плясок, охоты на медведя, а также семей Ярослава и других князей. Вместе с тем в самойсимволикерусского православного храма с самого начала происходило неукоснительное следование классическим византийским канонам. На Руси и до этого строили купольные храмы, а теперь подкупольное пространство занимал Вседержитель, как бы царящий над миром. В апсиде (округлой алтарной части) находилась Богоматерь молящая. На сводах, столпах и стенах в сложном иерархическом порядке изображались архангелы — христово воинство, затем — пророки, отцы церкви, мученики, сцены из Нового Завета.
В 30-е гг. XIвека были установлены каменныеЗолотые воротас надвратной церковью Благовещения.Софийский соборбыл построен (в 1045—1050 гг.) также в Новгороде. В нем явственны черты уже русского северного зодчества, он строже, мощнее известняковые стены. Соборы были построены в Полоцке, Чернигове и даже в Тмутаракани, на самом юге Киевской Руси, в городе, столь далеком по тем временам, что он казался даже скорее сказочным. В раскопках русских городов удалось обнаружить и следы гражданского строительства вX—XIвв., вполне добротного.
Выдающиеся произведения древнерусской культуры были созданы в области литературы. Наивысшие ее достижения — безусловно,летописи. Древнейшая из них — «Повесть временных лет», авторство которой приписывают Нестору. Сохранилась она только в рукописных копиях — в сборнике 1377 г. под названиемЛаврентьевской рукописи(по имени монаха-переписчика), куда были приписаны и более поздние события, добавлены «Поучения Владимира Мономаха» и «Суздальская летопись» (до 1305 г.), а также вИпатьевской рукописиначалаXVвека. Нестору приписывается авторство и первых «Житий» — Бориса и Глеба, а также Феодосия Печерского. Ярким образцом торжественного красноречия является «Слово о законе и благодати»XIвека. Сохранились также переводы раннехристианских отцов церкви — Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Нисского. Широкой популярностью пользовалась знаменитая в средневековой Европе «Христианская топография» Козьмы Индикоплова. Переводчики, как правило, давали собственную трактовку событий, многое добавляли от себя, что делало и перевод самостоятельным жанром.
Создание книг само по себе было целым искусством, сложным и ответственным. Даже после появления печатного станка на Руси длительное время писали на пергаменте, выделанном из телячьей шкуры. Использовались для этого гусиные перья, обмакиваемые в чернила или киноварь. Сложность и дороговизна работы вынуждала к экономии письма: слова не разделялись, наиболее употребимые слова сокращались под «титлами». Торжественный, строгий почерк XI—XIIIвека получил названиеуставного. Тем не менее, страницы книг украшались художественными миниатюрами, затейливо выписывались заглавные буквы. Переплет-оклад делался из дерева и обтягивался тисненой кожей, нередко украшался золотом или серебром, драгоценными камнями, финифтью. Наиболее известныОстромирово ЕвангелиеXIвека иМстиславово ЕвангелиеXIIвека.
Важнейшее место как в церковной службе, так и в повседневной жизни принадлежало музыке. Уже в первых рукописных книгах содержались песни для богослужения, приглашались поначалу греческие и болгарские мастера церковного пения. Стали сочиняться также гимны в честь собственных святых. Наиболее ранний из них —кондак(торжественное песнопение) памяти невинно убиенных Бориса и Глеба. Церковное пение длительное время было одноголосным, как и в Европе.
Не была забыта и народная музыка. Пели и плясали не только простые люди, но и знать. При княжеских дворах появились и профессиональные музыканты. Особым явлением народной, «смеховой» культуры на Руси былискоморохи, соединявшие в себе музыкантов, певцов, плясунов, акробатов, жонглеров, фокусников, шутов, потешников. В «Повести временных лет» говорится о скоморохах, игравших на гуслях, сопелках, бубнах, гудках, трубах, рожках, свирелях, цевницах, волынках. На торжественных событиях звучали фанфары. Народ любил коллективные игрища, устраиваемые на бытовые и земледельческие праздники.
Произведения художественной культуры создавались также мастерами ремесел. В Киевской Руси развиты были металлообработка, гончарное и ювелирное ремесло. Изделия русских ювелиров пользовались особым спросом. Они выполнялись в техникезерни— напаянного узора из многих шариков,скани— рисунка из тонкой проволоки, с высоким мастерством создавалисьэмали.
- Вардан Григорьевич торосян
- Культурология
- История мировой и отечественной культуры
- Аннотация
- Оглавление
- Предисловие
- Часть первая. Теоретическая культурология.
- Структура культуры
- Функции культуры
- Культура и цивилизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Концепции культурологии в их исторической ретроспективе. Проблемы и перспективы культуры у просветителей
- Социокультурная история у Маркса
- Проблемы развития культуры в философии позитивизма
- Возникновение концепций культурно-исторических типов
- «Россия и Европа» в концепции н. Я. Данилевского и его последователей
- Концепции евразийства
- Концепции «заката культуры» (о. Шпенглер, ф. Ницше)
- Дальнейшее развитие концепций культурно-исторических типов. А. Вебер
- Концепция «Вызова-ответа» а. Тойнби
- Концепции культуры в российской общественной мысли первой половины хх века (п. Сорокин, н. Бердяев, п. Флоренский, г. Федотов, в. Вейдле, м. Бахтин)
- Культура как подавление естественного (з. Фрейд, к. Юнг, э. Фромм)
- Игровые концепции культуры (й. Хейзинга, э. Финк, х. Ортега-и-Гассет, г. Гессе)
- Проблемы культуры в философии экзистенциализма (м. Хайдеггер, к. Ясперс, а. Камю, ж.-п. Сартр)
- Религиозные концепции культуры в хх веке (а. Швейцер, п. Тиллих, р. Нибур, р. Гвардини)
- Культура в концепциях постмодернизма (р. Барт, м. Фуко, ж. Делез, ж. Деррида, ж. Лиотар, ж. Бодрийар, у. Эко)
- Тенденции и перспективы культуры в XXI веке. Культура как самоорганизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Часть вторая. Историческая культурология. Типологическая история мировых культур о принципах изложения культурной истории.
- Раздел 1. Первобытная культура Генезис культуры как антропосоциогенез
- Периодизация древнейшей культуры
- Жилища и погребения
- Архетипы культуры
- Духовная культура первобытной эпохи (мифология, искусство, мораль)
- Формы организации общественной жизни и естественноисторический характер их изменений
- Первобытные культуры в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел II. Культуры Древнего Востока Общие замечания
- Глава 1. Культура Древнего Египта Географические и временные границы
- Социальная основа культуры Древнего Египта
- Феномен пирамид
- Особенности духовной культуры Древнего Египта
- Эллинистический Египет
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Двуречья Географические и временные границы
- Шумеро-аккадская культура
- Вавилонская культура
- Культура Ассирии
- Культура Ирана
- Культурная экспансия Месопотамии в Израиль
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Индии Географические и временные границы
- Философско-религиозные основы индийской культуры
- Индийская мифология
- Художественная культура
- Проникновение в Индию эллинизма и ислама
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Китая Географические и временные границы
- Философские и религиозные основы китайской культурной традиции
- Китайская мифология
- Художественная культура. Наука
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Японская культура Особенности генезиса и развития
- Периодизация японской культурной истории
- Религиозные составляющие японской культурной традиции
- Японское отношение к природе и среде обитания
- Японская мифология
- Художественная культура Японии
- Особенности японского образования
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура арабского Востока Ареал и социокультурные предпосылки распространения ислама
- Коран как свод исламской культуры
- Художественная культура Арабского Востока
- Наука и образование
- Ислам в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел III. Европейская культура Общие замечания
- Глава 1. Античная культура Содержание понятия «античность»
- Периодизация античности
- Античная мифология
- Древнегреческая философия
- Образование и воспитание в античности.
- Достижения науки и техники
- Художественная культура античности
- Культура Древнего Рима
- Зарождение христианства
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Средневековая культура Временные и географические границы Средневековья
- Социокультурные особенности Средних веков
- «Символ веры» и раскол церкви
- Христианская религия как доминанта средневековой культуры
- Средневековое отношение к античности
- Средневековые теология и философия
- Особенности научного познания в эпоху Средневековья
- Средневековое образование
- Художественная культура Средневековья
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Возрождения Особенности эпохи Возрождения
- Гуманизм Возрождения
- Религиозные движения эпохи Возрождения
- Возрождение в образовании
- Наука и техника эпохи Возрождения
- Художественная культура Возрождения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Нового времени и Просвещения «Знание-сила» и «Всем знать все обо всем».
- «Республика Ученых»
- Механико-математическое естествознание как идейная база Просвещения
- Энциклопедизм
- Образование и воспитание в эпоху Просвещения
- Стилевое и жанровое разнообразие художественной культуры Нового времени и Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Европейская культура XIX века Панорама духовной и социальной жизни XIX века
- Исчерпание классического естествознания: причины и последствия
- Философское мышление XIX века
- Образование в Европе XIX века
- «Типические характеры в типических обстоятельствах»
- Художественная культура XIX в.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура Европы в хх веке Социокультурная панорама хх века
- От классического естествознания — к неклассическому и постнеклассическому
- Хронология науки XX века в Нобелевских премиях.
- Философия и религия в Европе хх века
- Образование в Европе хх века
- Европейская художественная культура в хх веке
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел IV. Культуры американского континента
- Глава 1. Культуры коренного населения Америки Историко-географическая справка
- Культуры индейцев Северной Америки
- Культуры Мезоамерики
- Древние культуры Южной Америки
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Латинской Америки Историко-географическая справка
- Особенности латиноамериканской культуры в хх веке
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура сша XVII—XIX вв. Историко-географическое введение
- Философия и религия в период формирования сша и в XIX веке.
- Художественная культура сша XVII — XIX вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура сша в хх веке Путь, который выбрала Америка
- Американская философия в хх веке
- Место религии в американском образе жизни
- Американская наука в хх веке
- Образование и воспитание в сша хх века
- Двадцатый век в американской художественной культуре
- Культура досуга, отдыха и развлечений
- Особенности американской демократии на рубеже xх—XXI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел V. Русская культура Особенности исследования и освещения культурной истории России
- Глава 1. Культура древних славян «Откуда есть пошла…»
- Картина мира древних славян
- Обучение и воспитание в древней Руси
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Киевской Руси и вольных княжеств
- XII—XIII вв. Формирование Российской государственности
- Крещение Руси и его значение для славянских народов
- Создание письменности
- Первые образовательные книги и учреждения
- Место монастырей в истории русской культуры
- Художественная культура Киевской Руси
- Распад Киевской Руси
- Культура русских земель XII—XIII вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Московской Руси и России XVI века Выдвижение Москвы в столицу земли Русской
- Рост национального самосознания на рубеже XIV—XV веков
- Место религии в русской культуре XV века
- Образование и наука на Руси XV—XVI веков
- Русская художественная культура XIV—XVI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура России XVII века «Изменение вещем»
- Вера в «доброго царя» и самозванство как социокультурные феномены российской истории
- Церковный раскол и его социально-культурные последствия
- Особенности русской художественной культуры в XVII веке
- Образование и наука в России XVII века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Российское просвещение «Окно в Европу»
- «Просвещение Петрово»
- Учреждение российских академий и университетов
- «Просвещенный абсолютизм» в России
- Просветители России XVIII века
- Достижения российской науки и техники XVIII века
- Художественная культура Российского Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Русская культура XIX века «Дней Александра прекрасное начало»
- Поиски «национальной идеи» для России XIX века
- Изменения в общественной жизни и общественной мысли России во второй половине XIX века
- Российское образование в XIX веке
- Научные открытия и технические изобретения
- Художественная культура России XIX века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература:
- Глава 7. «Серебряный век» русской культуры Серебряное сияние и его темные тени
- Позиция русской интеллигенции в духовных метаниях рубежа XIX—XX вв.
- Философские и религиозные поиски «Серебряного века»
- Образование в России рубежа XIX—XX вв.
- Художественная культура «Серебряного века»
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 8. Советская культура Взгляд на советскую историю из XXI века
- Политика советского государства в области культуры
- Советское образование и воспитание
- Советская наука и техника
- Советская художественная культура
- Особенности культуры России после распада Советского Союза
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Заключение