Поиски «национальной идеи» для России XIX века
В 1832 г. граф С. С. Уваров(1786—1855), сам человек образованный, возглавлявший Академию наук в течение 37 лет (до самой смерти), оценил состояние умов в России как «неудовлетворительное по причине влияния европейских идей». Считая необходимым выработку подлинно русской идеи, способной сплотить всех, Уваров писал: «Необходимо всю культурную жизнь России нечувствительно привести к точке, где сольются твердые и глубокие знания с глубоким же убеждением и теплой верой в истинно русские хранительные началаправославия, самодержавия и народности, составляющие последний якорь нашего спасения и вернейший залог силы и величия нашего общества». «Три столпа», выдвинутые Уваровым, вызвали живейший интерес НиколаяI, придавшего им характеридеологии «официальной народности». Первые два соответствовали российской государственной политике, а принцип народности был реализацией на русской почве идеи национального возрождения. Веря в плодотворность такого синтеза, Уваров (назначенный сразу еще и министром просвещения), вместе с тем предостерегал: «Россия еще юна… Надобно продлить ее юность и тем временем воспитать ее». При этом он призывал «преодолеть страсть к иноземному», развить «национальное, независимое образование». В официальных кругах формула Уварова возрождала идею непогрешимости русского народа, праведности его веры в божественную власть и его внутренней силы, готовности к защите государя и Отечества.
Огромную воспитательную роль в подъеме национального самосознания русского народа сыграла 12 томная «История государства Российского» Н. Н. Карамзина, создаваемая им в течение более чем десяти лет. Начав ее вскоре после победы над Наполеоном, он не только извлек на свет множество малоизвестных страниц русской истории, но и сделал это таким образом, чтобы «наполнить русские сердца гордостью за свою историю, ответственностью за будущее». В «Истории», а также более ранних «Записках о древней и новой России» писатель и историк последовательно проводил мысль о преемственности в культуре и образовании, необходимости литературных реформ.
Труд Карамзина высоко оценили уже современники. Поэт П. А. Вяземский писал: «Карамзин — наш Кутузов двенадцатого года: он спас Россию от нашествия забвения, вызвал ее к жизни, показал нам, что у нас отечество есть, как многие узнали о том в двенадцатом годе». А. С. Пушкин замечал: «Появление сей книги… наделало много шуму и произвело сильное впечатление. Три тысячи разошлись в один месяц — пример единственный в нашей земле. Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка Колумбом».
Появление этой книги вызвало и полемику. Против ее «романтизма» выступали консерваторы во главе с А. Шишковым, даже в ней увидевшие опасность «революционной заразы». В действительности же эта полемика была выражением спора об исторических путях России, в течение многих лет и даже десятилетий ведущегося славянофиламиинародниками.Славянофилы(философ и публицистИ. В. Киреевский, поэтА. С. Хомяков, историкС. П. Шевырев) подчеркивали патриархальность русского народа, самобытность русской истории и культуры, выражавшуюся в религиозной нравственности и любви к ближнему. Они настаивали на том, что Россия должна идти своим, особенным путем.
Высокую нравственность выдвигали на первый план и западники, в том числе один из «разбуженных декабристами», Александр Иванович Герцен(1812—1870), эмигрировавший из-за преследований царя в Лондон и издававший там газету «Колокол». Герцен видел будущее Росси в просвещении западного типа, верил в наступление там социализма (причем не пролетарского, а крестьянского). По собственному признанию, перед английским социалистом Р. Оуэном он готов был встать на колени. Тем не менее, в некрологе славянофилу Аксакову он писал: «У нас была одна любовь, но не одинаковая. Мы, как Янус или двуглавый орел, смотрели в разные стороны в то время, как сердце билось одно». Другое дело, что, по мнению западников, в выражении К. Д. Кавелина, «древняя русская жизнь исчерпала себя вполне… Мы вышли в жизнь общечеловеческую, оставаясь теми же, что были — русскими славянами».
Западники (А. И. Герцен, В. Ф. Одоевский, К. Д. Станкевич, К, Д. Кавелин, В. Г. Белинский), выступая с довольно разных позиций, были едины в горячей приверженности европейской образованности, праву личности на самореализацию, с чем несовместимы крепостничество и самодержавие. Герцен и Огарев, в отличие от славянофилов, считали, что национальной чертой русского народа является как раз стремление к социальным переменам, которое должно направляться соответствующим воспитанием. Герцену принадлежит поразительное наблюдение: «Нельзя освободить людей к наружной жизни больше, чем они освобождены внутри. Как ни странно, но опыт показывает, что народам легче переносить насильственное бремя рабства, чем дар излишней свободы».
Для воспитания внутренней свободы Огарев требовал своим «Планом народной школы» (1847) устранения любых сословных, религиозных, национальных ограничений. Герцен утверждал, что правление Николая Iсистематически «вытравляло человеческие чувства, оставляя только одно — покорность». Возмущаясь тем, что школы «задавлены надзором и попами», Герцен не приветствовал и сентиментально-романтические идеи А. Руссо. В романе «Кто виноват?» он показал, как в условиях жестокой действительности юноши, воспитанные в духе абстрактного гуманизма, теряются, становятся «лишними людьми».
Еще более радикально был настроен Виссарион Григорьевич Белинский(1811—1847). Исключенный из университета и став журналистом, будущий автор знаменитого «Письма Гоголю» за свою короткую жизнь много сделал в области демократической литературной критики, демократизации образования. «Первейшая задача человека, — пишет Белинский, — «во всех сферах деятельности на всякой ступени общественной иерархии — быть человеком». Поэтому уже в семейном воспитании должна преобладать не эгоистическая любовь к себе и своим замыслам, а любовь к истине и человечности, отношения между родителями и ребенком должны быть доверительными и равными, тогда не будет необходимости в наказаниях, тогда возможно воспитать подобные отношения и между государством и подданными. И семейное, и школьное образование должны «прививать детям любовь к Родине, ее природе, языку, истории». Горячо любя Отчизну, Белинский видел «спасение России не в мистицизме, аскетизме, пиетизме, а в успехах цивилизации, просвещения, гуманизма». Вместе с тем в гуманизме Белинского уже явственны те зловещие черты, которые позже буквально захлестнули Россию. Веря, что «улучшение людей сделается через социальность», он пишет: «Но смешно думать, что это может сделаться само собой, временем, без насильственных переворотов, крови. Люди так глупы, что их насильно надо вести к счастью. Да и что кровь тысячей в сравнении с унижением и страданием миллионов!»
Совершенно уникальное место в полемике о судьбах России, вообще в ее общественной мысли занимает Петр Яковлевич Чаадаев(1794—1856). В опубликованном в журнале «Телескоп» в 1836 г. первом «Философском письме» «отставной гусар и философ» писал: «Мы явились в мир как незаконнорожденные дети, без наследства… не усвоили ни одного из поучительных уроков минувшего». Там же он пишет: «Одна из самых печальных особенностей нашей цивилизации состоит в том… что мы не принадлежим ни к одному из известных семейств человеческого рода, ни к Западу, ни к Востоку, и не имеем традиций ни того, ни другого… Внутреннего развития, естественного прогресса у нас нет, прежние идеи выметаются новыми, так как последние не вырастают из первых. Словом… мы живем лишь для того, чтобы преподать какой-то великий урок отдаленным потомкам».
Эта публикация прозвучала «как выстрел в ночи», как «алмаз по стеклу». Журнал был закрыт, редактор сослан, автор объявлен сумасшедшим. В «Апологии сумасшедшего» он ответил: «Больше, чем кто-либо из вас, поверьте, я люблю свою страну, желаю ей славы, умею ценить высокие качества моего народа». Однако, пишет Чаадаев, «Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, преклоненной головой, запертыми устами. Я нахожу, что человек может быть полезен своей стране только в том случае, если ясно видит ее». «Ясный взгляд» Чаадаева усматривал и историческую миссию России: «У меня есть глубокое убеждение, что мы призваны решить большую часть идей, возникших в старых обществах, ответить на важнейшие вопросы, какие занимают человечество».
- Вардан Григорьевич торосян
- Культурология
- История мировой и отечественной культуры
- Аннотация
- Оглавление
- Предисловие
- Часть первая. Теоретическая культурология.
- Структура культуры
- Функции культуры
- Культура и цивилизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Концепции культурологии в их исторической ретроспективе. Проблемы и перспективы культуры у просветителей
- Социокультурная история у Маркса
- Проблемы развития культуры в философии позитивизма
- Возникновение концепций культурно-исторических типов
- «Россия и Европа» в концепции н. Я. Данилевского и его последователей
- Концепции евразийства
- Концепции «заката культуры» (о. Шпенглер, ф. Ницше)
- Дальнейшее развитие концепций культурно-исторических типов. А. Вебер
- Концепция «Вызова-ответа» а. Тойнби
- Концепции культуры в российской общественной мысли первой половины хх века (п. Сорокин, н. Бердяев, п. Флоренский, г. Федотов, в. Вейдле, м. Бахтин)
- Культура как подавление естественного (з. Фрейд, к. Юнг, э. Фромм)
- Игровые концепции культуры (й. Хейзинга, э. Финк, х. Ортега-и-Гассет, г. Гессе)
- Проблемы культуры в философии экзистенциализма (м. Хайдеггер, к. Ясперс, а. Камю, ж.-п. Сартр)
- Религиозные концепции культуры в хх веке (а. Швейцер, п. Тиллих, р. Нибур, р. Гвардини)
- Культура в концепциях постмодернизма (р. Барт, м. Фуко, ж. Делез, ж. Деррида, ж. Лиотар, ж. Бодрийар, у. Эко)
- Тенденции и перспективы культуры в XXI веке. Культура как самоорганизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Часть вторая. Историческая культурология. Типологическая история мировых культур о принципах изложения культурной истории.
- Раздел 1. Первобытная культура Генезис культуры как антропосоциогенез
- Периодизация древнейшей культуры
- Жилища и погребения
- Архетипы культуры
- Духовная культура первобытной эпохи (мифология, искусство, мораль)
- Формы организации общественной жизни и естественноисторический характер их изменений
- Первобытные культуры в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел II. Культуры Древнего Востока Общие замечания
- Глава 1. Культура Древнего Египта Географические и временные границы
- Социальная основа культуры Древнего Египта
- Феномен пирамид
- Особенности духовной культуры Древнего Египта
- Эллинистический Египет
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Двуречья Географические и временные границы
- Шумеро-аккадская культура
- Вавилонская культура
- Культура Ассирии
- Культура Ирана
- Культурная экспансия Месопотамии в Израиль
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Индии Географические и временные границы
- Философско-религиозные основы индийской культуры
- Индийская мифология
- Художественная культура
- Проникновение в Индию эллинизма и ислама
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Китая Географические и временные границы
- Философские и религиозные основы китайской культурной традиции
- Китайская мифология
- Художественная культура. Наука
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Японская культура Особенности генезиса и развития
- Периодизация японской культурной истории
- Религиозные составляющие японской культурной традиции
- Японское отношение к природе и среде обитания
- Японская мифология
- Художественная культура Японии
- Особенности японского образования
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура арабского Востока Ареал и социокультурные предпосылки распространения ислама
- Коран как свод исламской культуры
- Художественная культура Арабского Востока
- Наука и образование
- Ислам в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел III. Европейская культура Общие замечания
- Глава 1. Античная культура Содержание понятия «античность»
- Периодизация античности
- Античная мифология
- Древнегреческая философия
- Образование и воспитание в античности.
- Достижения науки и техники
- Художественная культура античности
- Культура Древнего Рима
- Зарождение христианства
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Средневековая культура Временные и географические границы Средневековья
- Социокультурные особенности Средних веков
- «Символ веры» и раскол церкви
- Христианская религия как доминанта средневековой культуры
- Средневековое отношение к античности
- Средневековые теология и философия
- Особенности научного познания в эпоху Средневековья
- Средневековое образование
- Художественная культура Средневековья
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Возрождения Особенности эпохи Возрождения
- Гуманизм Возрождения
- Религиозные движения эпохи Возрождения
- Возрождение в образовании
- Наука и техника эпохи Возрождения
- Художественная культура Возрождения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Нового времени и Просвещения «Знание-сила» и «Всем знать все обо всем».
- «Республика Ученых»
- Механико-математическое естествознание как идейная база Просвещения
- Энциклопедизм
- Образование и воспитание в эпоху Просвещения
- Стилевое и жанровое разнообразие художественной культуры Нового времени и Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Европейская культура XIX века Панорама духовной и социальной жизни XIX века
- Исчерпание классического естествознания: причины и последствия
- Философское мышление XIX века
- Образование в Европе XIX века
- «Типические характеры в типических обстоятельствах»
- Художественная культура XIX в.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура Европы в хх веке Социокультурная панорама хх века
- От классического естествознания — к неклассическому и постнеклассическому
- Хронология науки XX века в Нобелевских премиях.
- Философия и религия в Европе хх века
- Образование в Европе хх века
- Европейская художественная культура в хх веке
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел IV. Культуры американского континента
- Глава 1. Культуры коренного населения Америки Историко-географическая справка
- Культуры индейцев Северной Америки
- Культуры Мезоамерики
- Древние культуры Южной Америки
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Латинской Америки Историко-географическая справка
- Особенности латиноамериканской культуры в хх веке
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура сша XVII—XIX вв. Историко-географическое введение
- Философия и религия в период формирования сша и в XIX веке.
- Художественная культура сша XVII — XIX вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура сша в хх веке Путь, который выбрала Америка
- Американская философия в хх веке
- Место религии в американском образе жизни
- Американская наука в хх веке
- Образование и воспитание в сша хх века
- Двадцатый век в американской художественной культуре
- Культура досуга, отдыха и развлечений
- Особенности американской демократии на рубеже xх—XXI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел V. Русская культура Особенности исследования и освещения культурной истории России
- Глава 1. Культура древних славян «Откуда есть пошла…»
- Картина мира древних славян
- Обучение и воспитание в древней Руси
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Киевской Руси и вольных княжеств
- XII—XIII вв. Формирование Российской государственности
- Крещение Руси и его значение для славянских народов
- Создание письменности
- Первые образовательные книги и учреждения
- Место монастырей в истории русской культуры
- Художественная культура Киевской Руси
- Распад Киевской Руси
- Культура русских земель XII—XIII вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Московской Руси и России XVI века Выдвижение Москвы в столицу земли Русской
- Рост национального самосознания на рубеже XIV—XV веков
- Место религии в русской культуре XV века
- Образование и наука на Руси XV—XVI веков
- Русская художественная культура XIV—XVI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура России XVII века «Изменение вещем»
- Вера в «доброго царя» и самозванство как социокультурные феномены российской истории
- Церковный раскол и его социально-культурные последствия
- Особенности русской художественной культуры в XVII веке
- Образование и наука в России XVII века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Российское просвещение «Окно в Европу»
- «Просвещение Петрово»
- Учреждение российских академий и университетов
- «Просвещенный абсолютизм» в России
- Просветители России XVIII века
- Достижения российской науки и техники XVIII века
- Художественная культура Российского Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Русская культура XIX века «Дней Александра прекрасное начало»
- Поиски «национальной идеи» для России XIX века
- Изменения в общественной жизни и общественной мысли России во второй половине XIX века
- Российское образование в XIX веке
- Научные открытия и технические изобретения
- Художественная культура России XIX века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература:
- Глава 7. «Серебряный век» русской культуры Серебряное сияние и его темные тени
- Позиция русской интеллигенции в духовных метаниях рубежа XIX—XX вв.
- Философские и религиозные поиски «Серебряного века»
- Образование в России рубежа XIX—XX вв.
- Художественная культура «Серебряного века»
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 8. Советская культура Взгляд на советскую историю из XXI века
- Политика советского государства в области культуры
- Советское образование и воспитание
- Советская наука и техника
- Советская художественная культура
- Особенности культуры России после распада Советского Союза
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Заключение