Российское образование в XIX веке
Уже в первые годы XIXвека состоялась реформа системы образования, привлекшая лучшие умы России. Были приняты «Предварительные правила народного просвещения» (1803) и «Устав учебных заведений, подведомых университетам» (1804), которыми учреждались четыре преемственные ступени образования:приходские школы, уездные училища, гимназиииуниверситеты. В 1804 г. открылся Казанский университет (в котором позже учились Н. Лобачевский и В. Ульянов). Университеты имелись также в Петербурге, Харькове, Вильно, Дерпте (ныне Тарту в Эстонии), значительно расширился Московский университет. Если в школах и гимназиях главной целью преподавания была связь с жизнью, то университеты предназначались для подготовки государственных чиновников. Высокий уровень образования, предлагаемый ими, делал их еще и центрами вольнодумства.
Большое внимание уделялось техническому образованию. В первой трети века были основаны в Петербурге институты Инженеров путей сообщения, Технологический и Гражданских инженеров. Продвигалось, в том числе в законодательном плане,женское образование, в чем особенно значителен вкладИ. Ф. БогдановичаиА. А. Ширинского-Шихматова. Успешно конкурировали с государственными и частные учебные заведения — Ришельевский лицей в Одессе, Лазаревский институт Восточных языков в Москве, школа Ширинского-Шихматова для крестьянских детей в Смоленской губернии. Особым явлением сталАлександровский(с 1844 г. —Царскосельский) лицей. Выдающуюся роль в его создании, как и вообще в образовании и во всех областях общественной жизни России, сыграл видный государственный деятель и законотворецМ. М. Сперанский(1772—1839). Он сумел убедить царя в его необходимости, сам написал лицейский устав, назначил первым директором лицеяВ. Ф. Малиновского. Судьба Сперанского типична для России. Он впал в немилость и был сослан из-за «излишнего рвения», в том числе в стремлении демократического разделения властей, неприемлемого для самодержавия. Но и в ссылке он развивал проект административных реформ для Сибири.
Александровский лицей, открытый в 1811 г., оказался ярким выразителем духа перемен, охвативших Россию в начале XIXвека. Лицей в Царском селе был образовательным учреждением, не имеющим аналогов даже в Европе. Он не только давал образование, приравненное к университетскому, но и был свободен от казенщины последнего. «Дух лицея» воспитывал «любовь к отечественным гробам», «уважение к именам, овеянным славою». Сознание того, что «честь, гордость и право — не пустые слава». Лицеисты выносили на всю жизнь веру в человека, в свое призвание перед Отечеством. В его стенах естественно было воскликнуть: «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы». Дух уважительных и доброжелательных отношений буквально вскармливал и учащихся, и преподавателей. Пред очами престарелого Державина, посетившего лицей, предстали Пушкин, Пущин, Дельвиг, Кюхельбекер. Прозорливый старец сразу учуял «дух лицея» и, когда министр просвещения пожелал, чтобы такие, как Пушкин, к поэтическому дару прибавили и конкретные знания, необходимые на государственной службе, мягко возразил: «Позвольте ему остаться поэтом».
А. С. Пушкин в продолжение всей своей жизни возвращался к воспоминаниям о лицее («время незабвенное»), в котором он проникся красотой русской природы, открывавшейся ему из окна его «кельи», красотой русского слова и русской истории. Особо он отмечал своих учителей. У гроба Малиновского, первого директора, его питомцы поклялись в верности отечеству, о Н. КуницынеПушкин сказал: «Он создал нас». Речь профессора права Куницына перед государем на церемонии открытия лицея сохранилась для потомков. Подготовив ее по всем правилам ораторского искусства, он «вложил в нее весь пыл своей веры в просвещение, в торжество свободной мысли», но и неизбежно, «своей ненависти к тиранам» (Жизнь Пушкина. Рассказанная им самим и его современниками. В 2-х т. М., 1988. Т. 1. С. 143—147).
«Дух лицея» заразительно действовал даже на царственных особ. По воспоминаниям еще одного наставника, Кошанского, Александр II, часто наезжавший в Лицей, как-то с удивлением заметил, что у лебедей на пруду обрезаны крылья. «Чтобы не улетели», — объяснили ему. «Надобно не крылья обрезать, а сделать так, чтобы не захотелось улетать», — возразил государь. Мудрено ли, что в стенах лицея было вскормлено столько будущих декабристов? Самого Пушкина от присоединения к декабристам удержали только его поэтические суеверия — когда он направлялся в Петербург (еще не зная о предстоящих событиях), его дорогу… трижды перебежал заяц.
Реакция, наступившая после восстания декабристов, охватила и образование. Борьба с прогрессивными нововведениями в нем началась, по существу, уже в 1808 году, после неудачного покушения на Александра I. Начало аракчеевщины в образовании ознаменовалось запретом на поступление крестьянских детей в гимназии и университеты, введением платы за обучение в приходских школах, уездных училищах и гимназиях. В школах вновь был введен Закон Божий, зато отменено естествознание. Значительный вес приобрел мракобес М. Л. Магницкий, сын замечательного просветителя, который в своих инструкциях для университетов доказывал, что «истины, основанные на разуме, суть лишь эгоизм и гордыня». Начались гонения на преподавателей, «передающих юношеству тонкий яд неверия и ненависти к законным властям», разливаемый затем «тиснением» (книгопечатанием). Магницкий потребовал даже разрушить Казанский университет. При А. С. Шишкове, министре просвещения с 1824 по 1828 гг., реакционная политика была дополнена крайним национализмом. Шишков, прозванный «министром затмения», утверждал, что «науки полезны лишь если, как соль, употребляются в меру», а его стремление искоренить из русского языка любые заимствования напросилось на известный памфлет: согласно требованиям Шишкова, следовало бы составить такую фразу: «Расфуфырище надел мокроступки (галоши) и пошел по топталищу (тротуару) на позорище (в театр)».
В 1844—47 гг. было отменено преподавание в гимназиях даже логики, восстановлены физические наказания. В 1845 г. Уваров, идеолог «трех столпов», тогдашний министр просвещения, предложил повысить плату в гимназиях, «дабы удержать от стремления к образованию юношей недворянского происхождения». Одобрив это предложение, Николай Iдобавил: «Притом надо сообразить, нет ли способов затруднить доступ в гимназию для разночинцев».
Учащимися не только гимназий, но и университетов разночинцы в массовом порядке становились уже после 60-х гг. В конце 50—60-х гг. стали выходить педагогические журналы — «Журнал для воспитания» (1857), «Русский педагогический журнал», «Учитель», «Ясная поляна» (1861), были созданы Санкт-Петербургское педагогическое собрание, Комитет грамотности при вольном экономическом обществе (1861). Уже в 1856 г. был восстановлен Ученый комитет, который на основе предложений Н. Пирогова и К. Ушинского стал готовить проекты школьных уставов (1860, 1862, 1864). Некоторый откат произошел после неудавшегося покушения на царя (уже Александра II) в 1866 г., но за годы, предшествовавшие новому резкому подъему реакции (после убийства в 1882 г. АлександраII) в образовании удалось сделать очень многое. В процессе школьных реформ 1860-х гг. расширилась сеть начальных школ и училищ, стали создаваться воскресные школы для взрослых и крестьянские вольные школы. Важнейшую роль в просвещении народа сыграли также открытиеМосковской публичной библиотеки(1862),Политехнического(1873) иИсторического(1874) музеев. В 1866 г. была открытаМосковская консерватория.
Значительное влияние в этот период приобрели педагогические идеи Д. Писарева, Н. Пирогова, К. Ушинского, просветительскую деятельность разворачивал в своем имении Ясная поляна граф Л. Толстой. Д. И. Писарев(1841—1861) в статьях «О журнале для воспитания», «Школа и жизнь» настаивал на изучении ребенка и защите его прав, убеждал, что любовь к ребенку предполагает уважение в нем личности, стремления к самостоятельности и деятельной мысли.Н. И. Пирогов(1810—1881), профессор медицины, был одним из первых, кто взбудоражил общество идеяминаучно-обоснованного образования. Как писал другой русский педагог, В. Я. Стоюнин, «знаменитый хирург анатомировал не только человеческие тела, но и целое общественное тело и душу и нашел там застарелые болезни, которые нужно лечить радикальными средствами», Занимая важные административные посты в системе образования, Пирогов боролся с его жесткой регламентацией, выдвигая идеюобщечеловеческого воспитания: «Дело не в том, что преподавать, а как». Царское правительство лишило его всех должностей, совершив, словами Герцена, «одно из мерзейших преступлений России дураков против России развивающейся»,
Первым российским представителем педагогической мысли мирового масштаба стал К. Д. Ушинский(1824—1870). Последователь Ушинского Б. Л. Модзолевский писал: «Ушинский — наш действительно народный педагог, точно так же как Ломоносов — наш народный ученый, Суворов — народный полководец, Глинка — народный композитор». Блестяще начав карьеру, он затем был обвинен в вольнодумстве и преследовался всю жизнь, закончившуюся в 46 лет. Отстраненный от преподавания, Ушинский успел издать свои пособия для начальной школы «Детский мир», «Родное слово», а затем развивал идеинаучной педагогикипубликациями в журналах.
Рассматривая воспитание как искусство, Ушинский доказывал, что при объединении в педагогике науки и искусства учитель превращается из исправного, но малоэффективного исполнителя в творца. Ведущими у Ушинского были принципы народности образования, патриотичности и трудового воспитания, выступающие в органичном единстве. По Ушинскому, национальность культурного творчества (включая образование) любого народа — это форма, которую естественным образом принимает деятельность, направленная на разрешение общечеловеческих задач. В наилучшей степени они воспринимаются при овладении родным языком, «той духовной одеждой, в которую должны облечься всякое знание и формирующееся миросозерцание». К. Ушинский пишет: «Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающийся далеко за границами истории. В языке одухотворяются весь народ и вся его родина; в нем претворяются творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, ее воздух, ее поля, горы и долины». На родном языке ребенок слышит от матери первые ласковые слова, получает первые импульсы доброты, которые следует пронести через всю жизнь, «язык выражает собою не только жизненность народа, он есть именно самая эта жизнь» (Ушинский К. Д. Собрание сочинений. М., 1948. Т. 2. С. 557).
Важнейшее значение у Ушинского, как и Л. Толстого в его знаменитой школе в Ясной поляне, занимает трудовое воспитание. Само образование — бесконечный, непрерывный труд, и его задача — сформировать уважение и привычку к труду, вводить человека в жизнь. Особо выделялась в этом процесселичность педагога, которая проходит через всю жизнь ученика: запоминается не столько конкретное содержание уроков, сколько образ учителя, постоянно «всплывающий» в сознании воспитанников, ведущий их через всю жизнь. При этом Ушинский подчеркивал, что «воспитание может двигаться вперед только с движением всего общества».
- Вардан Григорьевич торосян
- Культурология
- История мировой и отечественной культуры
- Аннотация
- Оглавление
- Предисловие
- Часть первая. Теоретическая культурология.
- Структура культуры
- Функции культуры
- Культура и цивилизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Концепции культурологии в их исторической ретроспективе. Проблемы и перспективы культуры у просветителей
- Социокультурная история у Маркса
- Проблемы развития культуры в философии позитивизма
- Возникновение концепций культурно-исторических типов
- «Россия и Европа» в концепции н. Я. Данилевского и его последователей
- Концепции евразийства
- Концепции «заката культуры» (о. Шпенглер, ф. Ницше)
- Дальнейшее развитие концепций культурно-исторических типов. А. Вебер
- Концепция «Вызова-ответа» а. Тойнби
- Концепции культуры в российской общественной мысли первой половины хх века (п. Сорокин, н. Бердяев, п. Флоренский, г. Федотов, в. Вейдле, м. Бахтин)
- Культура как подавление естественного (з. Фрейд, к. Юнг, э. Фромм)
- Игровые концепции культуры (й. Хейзинга, э. Финк, х. Ортега-и-Гассет, г. Гессе)
- Проблемы культуры в философии экзистенциализма (м. Хайдеггер, к. Ясперс, а. Камю, ж.-п. Сартр)
- Религиозные концепции культуры в хх веке (а. Швейцер, п. Тиллих, р. Нибур, р. Гвардини)
- Культура в концепциях постмодернизма (р. Барт, м. Фуко, ж. Делез, ж. Деррида, ж. Лиотар, ж. Бодрийар, у. Эко)
- Тенденции и перспективы культуры в XXI веке. Культура как самоорганизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Часть вторая. Историческая культурология. Типологическая история мировых культур о принципах изложения культурной истории.
- Раздел 1. Первобытная культура Генезис культуры как антропосоциогенез
- Периодизация древнейшей культуры
- Жилища и погребения
- Архетипы культуры
- Духовная культура первобытной эпохи (мифология, искусство, мораль)
- Формы организации общественной жизни и естественноисторический характер их изменений
- Первобытные культуры в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел II. Культуры Древнего Востока Общие замечания
- Глава 1. Культура Древнего Египта Географические и временные границы
- Социальная основа культуры Древнего Египта
- Феномен пирамид
- Особенности духовной культуры Древнего Египта
- Эллинистический Египет
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Двуречья Географические и временные границы
- Шумеро-аккадская культура
- Вавилонская культура
- Культура Ассирии
- Культура Ирана
- Культурная экспансия Месопотамии в Израиль
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Индии Географические и временные границы
- Философско-религиозные основы индийской культуры
- Индийская мифология
- Художественная культура
- Проникновение в Индию эллинизма и ислама
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Китая Географические и временные границы
- Философские и религиозные основы китайской культурной традиции
- Китайская мифология
- Художественная культура. Наука
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Японская культура Особенности генезиса и развития
- Периодизация японской культурной истории
- Религиозные составляющие японской культурной традиции
- Японское отношение к природе и среде обитания
- Японская мифология
- Художественная культура Японии
- Особенности японского образования
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура арабского Востока Ареал и социокультурные предпосылки распространения ислама
- Коран как свод исламской культуры
- Художественная культура Арабского Востока
- Наука и образование
- Ислам в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел III. Европейская культура Общие замечания
- Глава 1. Античная культура Содержание понятия «античность»
- Периодизация античности
- Античная мифология
- Древнегреческая философия
- Образование и воспитание в античности.
- Достижения науки и техники
- Художественная культура античности
- Культура Древнего Рима
- Зарождение христианства
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Средневековая культура Временные и географические границы Средневековья
- Социокультурные особенности Средних веков
- «Символ веры» и раскол церкви
- Христианская религия как доминанта средневековой культуры
- Средневековое отношение к античности
- Средневековые теология и философия
- Особенности научного познания в эпоху Средневековья
- Средневековое образование
- Художественная культура Средневековья
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Возрождения Особенности эпохи Возрождения
- Гуманизм Возрождения
- Религиозные движения эпохи Возрождения
- Возрождение в образовании
- Наука и техника эпохи Возрождения
- Художественная культура Возрождения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Нового времени и Просвещения «Знание-сила» и «Всем знать все обо всем».
- «Республика Ученых»
- Механико-математическое естествознание как идейная база Просвещения
- Энциклопедизм
- Образование и воспитание в эпоху Просвещения
- Стилевое и жанровое разнообразие художественной культуры Нового времени и Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Европейская культура XIX века Панорама духовной и социальной жизни XIX века
- Исчерпание классического естествознания: причины и последствия
- Философское мышление XIX века
- Образование в Европе XIX века
- «Типические характеры в типических обстоятельствах»
- Художественная культура XIX в.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура Европы в хх веке Социокультурная панорама хх века
- От классического естествознания — к неклассическому и постнеклассическому
- Хронология науки XX века в Нобелевских премиях.
- Философия и религия в Европе хх века
- Образование в Европе хх века
- Европейская художественная культура в хх веке
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел IV. Культуры американского континента
- Глава 1. Культуры коренного населения Америки Историко-географическая справка
- Культуры индейцев Северной Америки
- Культуры Мезоамерики
- Древние культуры Южной Америки
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Латинской Америки Историко-географическая справка
- Особенности латиноамериканской культуры в хх веке
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура сша XVII—XIX вв. Историко-географическое введение
- Философия и религия в период формирования сша и в XIX веке.
- Художественная культура сша XVII — XIX вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура сша в хх веке Путь, который выбрала Америка
- Американская философия в хх веке
- Место религии в американском образе жизни
- Американская наука в хх веке
- Образование и воспитание в сша хх века
- Двадцатый век в американской художественной культуре
- Культура досуга, отдыха и развлечений
- Особенности американской демократии на рубеже xх—XXI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел V. Русская культура Особенности исследования и освещения культурной истории России
- Глава 1. Культура древних славян «Откуда есть пошла…»
- Картина мира древних славян
- Обучение и воспитание в древней Руси
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Киевской Руси и вольных княжеств
- XII—XIII вв. Формирование Российской государственности
- Крещение Руси и его значение для славянских народов
- Создание письменности
- Первые образовательные книги и учреждения
- Место монастырей в истории русской культуры
- Художественная культура Киевской Руси
- Распад Киевской Руси
- Культура русских земель XII—XIII вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Московской Руси и России XVI века Выдвижение Москвы в столицу земли Русской
- Рост национального самосознания на рубеже XIV—XV веков
- Место религии в русской культуре XV века
- Образование и наука на Руси XV—XVI веков
- Русская художественная культура XIV—XVI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура России XVII века «Изменение вещем»
- Вера в «доброго царя» и самозванство как социокультурные феномены российской истории
- Церковный раскол и его социально-культурные последствия
- Особенности русской художественной культуры в XVII веке
- Образование и наука в России XVII века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Российское просвещение «Окно в Европу»
- «Просвещение Петрово»
- Учреждение российских академий и университетов
- «Просвещенный абсолютизм» в России
- Просветители России XVIII века
- Достижения российской науки и техники XVIII века
- Художественная культура Российского Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Русская культура XIX века «Дней Александра прекрасное начало»
- Поиски «национальной идеи» для России XIX века
- Изменения в общественной жизни и общественной мысли России во второй половине XIX века
- Российское образование в XIX веке
- Научные открытия и технические изобретения
- Художественная культура России XIX века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература:
- Глава 7. «Серебряный век» русской культуры Серебряное сияние и его темные тени
- Позиция русской интеллигенции в духовных метаниях рубежа XIX—XX вв.
- Философские и религиозные поиски «Серебряного века»
- Образование в России рубежа XIX—XX вв.
- Художественная культура «Серебряного века»
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 8. Советская культура Взгляд на советскую историю из XXI века
- Политика советского государства в области культуры
- Советское образование и воспитание
- Советская наука и техника
- Советская художественная культура
- Особенности культуры России после распада Советского Союза
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Заключение