Церковный раскол и его социально-культурные последствия
В XVIIвеке, как и прежде, государственная и церковная власти находились в тесной взаимосвязи. Вот и сейчас, при воцарении Романовых, не обошлось без поддержки церкви. Михаил Романов был сыном патриарха Филарета, обладавшего большим авторитетом даже во время смуты, и восстановление династии Романовых обещало упрочение положения и государства, и церкви. Церковь рассчитывала на особую царскую признательность, и в 1652 г. патриархНикон(в миру Никита Минаев, 1605—1682), вступая на свой престол, поклялся, что сохранятся «евангельские христианские догматы и правила», а условием поставил, чтобы его слушали «яко начальника и пастыря и отца краснейшего».
Никон и до того пользовался особым расположением царствующего тогда Алексея Михайловича, да и в народе прослыл «защитником и ходатаем обиженных и угнетенных». Главную угрозу как царской, так и церковной власти Никон видел в происходившем буквально на глазах «обмирщении». Борьбу с ним начал еще Филарет, запретив представления скоморохов, которые пытались своими «дудами» привлечь души, права на которые имели только «иереи с крестами». Сам Алексей Михайлович, подавая пример, и свадьбу свою провел «тишайшим» образом, без игр и представлений. Как пишет П. Н. Милюков, «вместо былин и сказок… у государя распевали стихи (церковные гимны) его «нищие богомольцы».
Никон пошел дальше. Выполняя постановление об исправлении духовных книг и установлении единообразия церковной службы, вынесенное еще Стоглавым собором, Никон самолично сделал новые переводы церковных текстов с греческого на русский. Более того, ссылаясь на них, Никон потребовал восстановить трехперстное знамение, как в Византии, вместо двуперстного, давно принятого на Руси. Если в исходной христианской формуле крещение тремя перстами относилось к отцу, сыну и святому духу, то на Руси вопрос ставился проще: два перста — это две природы Христа — земная и небесная. Много веков это не вызывало возражений, к тому же было подтверждено Стоглавым собором: «А иже кто и не знаменается двумя перстами, яко же и Христос, да есть проклят». Вот на что замахнулся Никон, тут же приобретя серьезных врагов даже среди бывших единомышленников и вызвав недовольство народа, еще не отошедшего от смут. Никон стал представляться как Антихрист, предатель, почитатель иноземщины, к которой и так относились с большим недоверием. Наиболее серьезным противником «столь гибельных нововведений» оказалсяпротопоп Аввакум(1620—1682). Еще до этого он был известен не только как влиятельный деятель церкви, но и как прекрасный писатель, автор более 80 произведений, в которых сочетались церковнославянский и живой разговорный язык. Однако даже красноречие Аввакума не помогло «старообрядцам», а большинство своих произведений он написал уже в тюрьме. К ним относится и «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Не побоялся Аввакум самых нелицеприятных слов в адрес не только «князей церкви», «надутых, словно пузырь», но и царя Алексея, возомнившего себя святым». Просидев в остроге 15 лет, протопоп Аввакум в 1682 г. был сожжен. Однако торжество никонианцев тоже не стало бесспорным, вызвав новые, глубокие и продолжительные смуты (вспомним картины В. Сурикова «Боярыня Морозова» и «Утро стрелецкой казни»). Рано или поздно и Никон должен был подпасть уже под царскую немилость. Окрепнув, царская власть созвала в 1666 году суд над преступившем меру патриархом, Никон был лишен сана и сослан.
Тем не менее и тогда Аввакум не был освобожден, в 1667 году старообрядцы были отлучены от церкви и вынуждены были скрываться. Некоторые из них дошли до сибирской тайги. Газета «Комсомольская правда» время от времени публикует очерки В. Пескова о семье староверов, обнаруженных неподалеку от Абакана. Много поколений они выживали, охотясь, ловя рыбу, но после контактов с «Большой землей» от них остался один человек — отказываясь от лекарств, они оказались бессильными против занесенных к ним «самых обычных» инфекций.
Итоги церковной реформы оказались «пирровой победой». «Раскол стал характерным для русской жизни явлением» (Н. Бердяев), вновь пошатнулся авторитет не только церковной, но и царской власти, хотя, казалось, она извлекала из ситуации максимальную для себя выгоду. С другой стороны, жизнь Аввакума и его последователей была не просто жертвой из религиозного фанатизма — речь шла о большем, о самоценности человека, его самоопределении и духовной свободе. «Ветер перемен» всколыхнул и Россию. «Обмирщение» в полной мере коснулось всех сторон российской жизни, включая художественную культуру, науку и образование.
- Вардан Григорьевич торосян
- Культурология
- История мировой и отечественной культуры
- Аннотация
- Оглавление
- Предисловие
- Часть первая. Теоретическая культурология.
- Структура культуры
- Функции культуры
- Культура и цивилизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Концепции культурологии в их исторической ретроспективе. Проблемы и перспективы культуры у просветителей
- Социокультурная история у Маркса
- Проблемы развития культуры в философии позитивизма
- Возникновение концепций культурно-исторических типов
- «Россия и Европа» в концепции н. Я. Данилевского и его последователей
- Концепции евразийства
- Концепции «заката культуры» (о. Шпенглер, ф. Ницше)
- Дальнейшее развитие концепций культурно-исторических типов. А. Вебер
- Концепция «Вызова-ответа» а. Тойнби
- Концепции культуры в российской общественной мысли первой половины хх века (п. Сорокин, н. Бердяев, п. Флоренский, г. Федотов, в. Вейдле, м. Бахтин)
- Культура как подавление естественного (з. Фрейд, к. Юнг, э. Фромм)
- Игровые концепции культуры (й. Хейзинга, э. Финк, х. Ортега-и-Гассет, г. Гессе)
- Проблемы культуры в философии экзистенциализма (м. Хайдеггер, к. Ясперс, а. Камю, ж.-п. Сартр)
- Религиозные концепции культуры в хх веке (а. Швейцер, п. Тиллих, р. Нибур, р. Гвардини)
- Культура в концепциях постмодернизма (р. Барт, м. Фуко, ж. Делез, ж. Деррида, ж. Лиотар, ж. Бодрийар, у. Эко)
- Тенденции и перспективы культуры в XXI веке. Культура как самоорганизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Часть вторая. Историческая культурология. Типологическая история мировых культур о принципах изложения культурной истории.
- Раздел 1. Первобытная культура Генезис культуры как антропосоциогенез
- Периодизация древнейшей культуры
- Жилища и погребения
- Архетипы культуры
- Духовная культура первобытной эпохи (мифология, искусство, мораль)
- Формы организации общественной жизни и естественноисторический характер их изменений
- Первобытные культуры в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел II. Культуры Древнего Востока Общие замечания
- Глава 1. Культура Древнего Египта Географические и временные границы
- Социальная основа культуры Древнего Египта
- Феномен пирамид
- Особенности духовной культуры Древнего Египта
- Эллинистический Египет
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Двуречья Географические и временные границы
- Шумеро-аккадская культура
- Вавилонская культура
- Культура Ассирии
- Культура Ирана
- Культурная экспансия Месопотамии в Израиль
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Индии Географические и временные границы
- Философско-религиозные основы индийской культуры
- Индийская мифология
- Художественная культура
- Проникновение в Индию эллинизма и ислама
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Китая Географические и временные границы
- Философские и религиозные основы китайской культурной традиции
- Китайская мифология
- Художественная культура. Наука
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Японская культура Особенности генезиса и развития
- Периодизация японской культурной истории
- Религиозные составляющие японской культурной традиции
- Японское отношение к природе и среде обитания
- Японская мифология
- Художественная культура Японии
- Особенности японского образования
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура арабского Востока Ареал и социокультурные предпосылки распространения ислама
- Коран как свод исламской культуры
- Художественная культура Арабского Востока
- Наука и образование
- Ислам в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел III. Европейская культура Общие замечания
- Глава 1. Античная культура Содержание понятия «античность»
- Периодизация античности
- Античная мифология
- Древнегреческая философия
- Образование и воспитание в античности.
- Достижения науки и техники
- Художественная культура античности
- Культура Древнего Рима
- Зарождение христианства
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Средневековая культура Временные и географические границы Средневековья
- Социокультурные особенности Средних веков
- «Символ веры» и раскол церкви
- Христианская религия как доминанта средневековой культуры
- Средневековое отношение к античности
- Средневековые теология и философия
- Особенности научного познания в эпоху Средневековья
- Средневековое образование
- Художественная культура Средневековья
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Возрождения Особенности эпохи Возрождения
- Гуманизм Возрождения
- Религиозные движения эпохи Возрождения
- Возрождение в образовании
- Наука и техника эпохи Возрождения
- Художественная культура Возрождения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Нового времени и Просвещения «Знание-сила» и «Всем знать все обо всем».
- «Республика Ученых»
- Механико-математическое естествознание как идейная база Просвещения
- Энциклопедизм
- Образование и воспитание в эпоху Просвещения
- Стилевое и жанровое разнообразие художественной культуры Нового времени и Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Европейская культура XIX века Панорама духовной и социальной жизни XIX века
- Исчерпание классического естествознания: причины и последствия
- Философское мышление XIX века
- Образование в Европе XIX века
- «Типические характеры в типических обстоятельствах»
- Художественная культура XIX в.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура Европы в хх веке Социокультурная панорама хх века
- От классического естествознания — к неклассическому и постнеклассическому
- Хронология науки XX века в Нобелевских премиях.
- Философия и религия в Европе хх века
- Образование в Европе хх века
- Европейская художественная культура в хх веке
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел IV. Культуры американского континента
- Глава 1. Культуры коренного населения Америки Историко-географическая справка
- Культуры индейцев Северной Америки
- Культуры Мезоамерики
- Древние культуры Южной Америки
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Латинской Америки Историко-географическая справка
- Особенности латиноамериканской культуры в хх веке
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура сша XVII—XIX вв. Историко-географическое введение
- Философия и религия в период формирования сша и в XIX веке.
- Художественная культура сша XVII — XIX вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура сша в хх веке Путь, который выбрала Америка
- Американская философия в хх веке
- Место религии в американском образе жизни
- Американская наука в хх веке
- Образование и воспитание в сша хх века
- Двадцатый век в американской художественной культуре
- Культура досуга, отдыха и развлечений
- Особенности американской демократии на рубеже xх—XXI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел V. Русская культура Особенности исследования и освещения культурной истории России
- Глава 1. Культура древних славян «Откуда есть пошла…»
- Картина мира древних славян
- Обучение и воспитание в древней Руси
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Киевской Руси и вольных княжеств
- XII—XIII вв. Формирование Российской государственности
- Крещение Руси и его значение для славянских народов
- Создание письменности
- Первые образовательные книги и учреждения
- Место монастырей в истории русской культуры
- Художественная культура Киевской Руси
- Распад Киевской Руси
- Культура русских земель XII—XIII вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Московской Руси и России XVI века Выдвижение Москвы в столицу земли Русской
- Рост национального самосознания на рубеже XIV—XV веков
- Место религии в русской культуре XV века
- Образование и наука на Руси XV—XVI веков
- Русская художественная культура XIV—XVI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура России XVII века «Изменение вещем»
- Вера в «доброго царя» и самозванство как социокультурные феномены российской истории
- Церковный раскол и его социально-культурные последствия
- Особенности русской художественной культуры в XVII веке
- Образование и наука в России XVII века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Российское просвещение «Окно в Европу»
- «Просвещение Петрово»
- Учреждение российских академий и университетов
- «Просвещенный абсолютизм» в России
- Просветители России XVIII века
- Достижения российской науки и техники XVIII века
- Художественная культура Российского Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Русская культура XIX века «Дней Александра прекрасное начало»
- Поиски «национальной идеи» для России XIX века
- Изменения в общественной жизни и общественной мысли России во второй половине XIX века
- Российское образование в XIX веке
- Научные открытия и технические изобретения
- Художественная культура России XIX века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература:
- Глава 7. «Серебряный век» русской культуры Серебряное сияние и его темные тени
- Позиция русской интеллигенции в духовных метаниях рубежа XIX—XX вв.
- Философские и религиозные поиски «Серебряного века»
- Образование в России рубежа XIX—XX вв.
- Художественная культура «Серебряного века»
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 8. Советская культура Взгляд на советскую историю из XXI века
- Политика советского государства в области культуры
- Советское образование и воспитание
- Советская наука и техника
- Советская художественная культура
- Особенности культуры России после распада Советского Союза
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Заключение