logo
Торосян_Культурология

Глава 4. Культура Китая Географические и временные границы

Считается, что Китай представляет собой наиболее обособленную из крупных цивилизаций. Если так, то здесь не последнюю роль сыграли географические факторы. На Севере от Китая находится пустыня Гоби и отделенная горами степь, где было раздолье для кочевников, в том числе монгольских. На Западе Китай упирается в горы Тибета, на Востоке — в океан, на Юге находятся тропические леса. Страна состоит из трех различных географических поясов: северного — с рекой Хуанхэ, центральную часть составляет бассейн Янцзы, южного — бассейн реки Сицзян. Речная цивилизация Китая в каждом из этих регионов имела свои особенности. В бассейне Хуанхэ климат сухой, резко континентальный, почвы неплодородны из-за пыли, наносимой из монгольских степей, и требуют специальной обработки. Здесь испокон веков выращивали пшеницу и кукурузу. В бассейне Янцзы климат влажный и жаркий, позволяющий выращивать хлопок, табак, шелковицу, чай. Именно Китай является родиной шелка и, вероятно, чая. В долине Сицзян, в условиях субтропиков, выращивается огромное множество фруктов, развито скотоводство.

Раньше других стал осваиваться бассейн Хуанхэ, позже — Янцзы, еще позже — южные территории (хотя, казалось, должно быть наоборот — еще раз можно убедиться в роли «вызовов», ставящих перед необходимостью «ответов»). Ко времени «борющихся царств» Хуанхэ изменила русло на сотни километров. Пришлось заняться мелиорацией, усовершенствовать железные орудия. Возникла частная собственность на землю, а итогом оказалось объединение Китая и создание империи.

Легендарным первопредком китайцев считается Фу Си (XXIXвек до н.э.), по времени это совпадает с возникновением союза племен, известном под названиемЯнцао. О нем можно судить только по мифам и редким археологическим находкам. Письменные же источники отсчитывают историю Китая с эпохиШань-Инь(1763—1123 гг.). За ней последовала эпохаЧжоу, состоявшая из периодов «Западного Чжоу» (XI—VIII) и «Восточного Чжоу» (VIII—IIIвв.). Отрезок сVIIIпоVвв. называют «Весной» и «Осенью», а вот ужеV—IIIвв. — время смут и «борющихся царств». В целом же эпоха Чжоу — «золотой век» китайской культуры. Союз племен перерос в эту эпоху в союз городов со всеми признаками государства. ВVIв. до н.э. возникли религиозно-философские учениядаосизмаиконфуцианства, и по сей день определяющие особенности культуры Китая, а также — в соответствующих адаптациях и преломлениях — Кореи, Японии, Монголии, ряда стран Индокитайского полуострова. Несомненно влияние Китая и на европейскую культуру. Из Китая Европа переняла чай, шелк, фарфор, возможно, компас.

Длительное время Китай был окружен для народов Европы и Малой Азии неким ореолом сказочности и таинственности, когда реалистические описания соседствовали со всяческими вымыслами. Этому способствовало, кроме географической удаленности Китая, также и то, что китайцы — представители монголоидной расы, с которыми европейцы встретились достаточно поздно и воспринимали с повышенной ксенофобией (букв. — страх перед чужим).

Современные исследователи считают, что, тем не менее, в генезисе китайской культуры и цивилизации есть и индоевропейский вклад. Во всяком случае, очевидно концептуальное сходство даосизма и конфуцианства с буддизмом, обращает на себя внимание также одновременность их возникновения.

Период с VIIIпоIIIвв. до н.э. вошел в историю Китая как «расцвет всех школ»: «инь и янь», даосизма, конфуцианства, маоизма, «Законников», «Фа». Эти века, золотые для китайской культуры, дали выдающихся философов, поэтов, художников, политических деятелей. В царстве Ци вIVв. до н.э. был основанДворец наук, собравший несколько тысяч ученых, которыми было написано 64 трактата, позже объединенных под общим названием «Гуань-цзы». Этот своеобразная энциклопедия экономической, политической, культурной жизни Китая.

Царство Ци было последним из «борющихся царств», которое в 221 г. до н.э. было подавлено нарождающейся империей Цинь, совершившей насильственное объединение всего тогдашнего Китая. Новое государственное образование было поделено на области, управляемые императорскими сановниками. Начались гонения на свободную мыль, мир был утвержден силой. В тот период строились каналы и дороги, была сооружена Великая китайская стена. Была создана единая система иероглифов. Когда императорЦинь-Ши-Хуандискончался (в 210 г.), вместе с ним похоронили всех его бездетных жен, а также участников ритуала. Кроме того, в огромном склепе замурована тысяча искусно вылепленных из обожженной глины воинов во весь рост. Обнаруженное лишь в ХХ в., это захоронение стало своеобразным музеем под землей.

Следующая эпоха, Хань(202 до н.э. — 220 н.э.), сохранив большинство циньских реформ, все же несколько облегчила бремя повинностей. Продержавшись более четырех веков, империя Хань завершает историю Древнего Китая. В течение 220—280 гг. наступило так называемоеТроецарствие, в которым частот видят аналогию эпохе эллинизма в Европе. Был в китайской истории и период монгольского завоевания (ХIIIвек н.э.), была эпоха Мин, известная как «250 лет мира», сменялись царства, правовые установления, художественные школы, но в целом Китай остался страной чрезвычайно устойчивых традиций. Не будет преувеличением сказать, что экономический рывок, который совершил за последние 2—3 десятилетия полуголодный в период «социализма» Китай, во многом обусловлен возвратом к традициям, которые так и не удалось подавить тоталитарному режиму. Характерно, что в чисто восточном духе, Китай официально сохранил в программе «строительство социализма», там не стали будоражить людей, как с нашей перестройкой».