Глава 4. Культура Китая Географические и временные границы
Считается, что Китай представляет собой наиболее обособленную из крупных цивилизаций. Если так, то здесь не последнюю роль сыграли географические факторы. На Севере от Китая находится пустыня Гоби и отделенная горами степь, где было раздолье для кочевников, в том числе монгольских. На Западе Китай упирается в горы Тибета, на Востоке — в океан, на Юге находятся тропические леса. Страна состоит из трех различных географических поясов: северного — с рекой Хуанхэ, центральную часть составляет бассейн Янцзы, южного — бассейн реки Сицзян. Речная цивилизация Китая в каждом из этих регионов имела свои особенности. В бассейне Хуанхэ климат сухой, резко континентальный, почвы неплодородны из-за пыли, наносимой из монгольских степей, и требуют специальной обработки. Здесь испокон веков выращивали пшеницу и кукурузу. В бассейне Янцзы климат влажный и жаркий, позволяющий выращивать хлопок, табак, шелковицу, чай. Именно Китай является родиной шелка и, вероятно, чая. В долине Сицзян, в условиях субтропиков, выращивается огромное множество фруктов, развито скотоводство.
Раньше других стал осваиваться бассейн Хуанхэ, позже — Янцзы, еще позже — южные территории (хотя, казалось, должно быть наоборот — еще раз можно убедиться в роли «вызовов», ставящих перед необходимостью «ответов»). Ко времени «борющихся царств» Хуанхэ изменила русло на сотни километров. Пришлось заняться мелиорацией, усовершенствовать железные орудия. Возникла частная собственность на землю, а итогом оказалось объединение Китая и создание империи.
Легендарным первопредком китайцев считается Фу Си (XXIXвек до н.э.), по времени это совпадает с возникновением союза племен, известном под названиемЯнцао. О нем можно судить только по мифам и редким археологическим находкам. Письменные же источники отсчитывают историю Китая с эпохиШань-Инь(1763—1123 гг.). За ней последовала эпохаЧжоу, состоявшая из периодов «Западного Чжоу» (XI—VIII) и «Восточного Чжоу» (VIII—IIIвв.). Отрезок сVIIIпоVвв. называют «Весной» и «Осенью», а вот ужеV—IIIвв. — время смут и «борющихся царств». В целом же эпоха Чжоу — «золотой век» китайской культуры. Союз племен перерос в эту эпоху в союз городов со всеми признаками государства. ВVIв. до н.э. возникли религиозно-философские учениядаосизмаиконфуцианства, и по сей день определяющие особенности культуры Китая, а также — в соответствующих адаптациях и преломлениях — Кореи, Японии, Монголии, ряда стран Индокитайского полуострова. Несомненно влияние Китая и на европейскую культуру. Из Китая Европа переняла чай, шелк, фарфор, возможно, компас.
Длительное время Китай был окружен для народов Европы и Малой Азии неким ореолом сказочности и таинственности, когда реалистические описания соседствовали со всяческими вымыслами. Этому способствовало, кроме географической удаленности Китая, также и то, что китайцы — представители монголоидной расы, с которыми европейцы встретились достаточно поздно и воспринимали с повышенной ксенофобией (букв. — страх перед чужим).
Современные исследователи считают, что, тем не менее, в генезисе китайской культуры и цивилизации есть и индоевропейский вклад. Во всяком случае, очевидно концептуальное сходство даосизма и конфуцианства с буддизмом, обращает на себя внимание также одновременность их возникновения.
Период с VIIIпоIIIвв. до н.э. вошел в историю Китая как «расцвет всех школ»: «инь и янь», даосизма, конфуцианства, маоизма, «Законников», «Фа». Эти века, золотые для китайской культуры, дали выдающихся философов, поэтов, художников, политических деятелей. В царстве Ци вIVв. до н.э. был основанДворец наук, собравший несколько тысяч ученых, которыми было написано 64 трактата, позже объединенных под общим названием «Гуань-цзы». Этот своеобразная энциклопедия экономической, политической, культурной жизни Китая.
Царство Ци было последним из «борющихся царств», которое в 221 г. до н.э. было подавлено нарождающейся империей Цинь, совершившей насильственное объединение всего тогдашнего Китая. Новое государственное образование было поделено на области, управляемые императорскими сановниками. Начались гонения на свободную мыль, мир был утвержден силой. В тот период строились каналы и дороги, была сооружена Великая китайская стена. Была создана единая система иероглифов. Когда императорЦинь-Ши-Хуандискончался (в 210 г.), вместе с ним похоронили всех его бездетных жен, а также участников ритуала. Кроме того, в огромном склепе замурована тысяча искусно вылепленных из обожженной глины воинов во весь рост. Обнаруженное лишь в ХХ в., это захоронение стало своеобразным музеем под землей.
Следующая эпоха, Хань(202 до н.э. — 220 н.э.), сохранив большинство циньских реформ, все же несколько облегчила бремя повинностей. Продержавшись более четырех веков, империя Хань завершает историю Древнего Китая. В течение 220—280 гг. наступило так называемоеТроецарствие, в которым частот видят аналогию эпохе эллинизма в Европе. Был в китайской истории и период монгольского завоевания (ХIIIвек н.э.), была эпоха Мин, известная как «250 лет мира», сменялись царства, правовые установления, художественные школы, но в целом Китай остался страной чрезвычайно устойчивых традиций. Не будет преувеличением сказать, что экономический рывок, который совершил за последние 2—3 десятилетия полуголодный в период «социализма» Китай, во многом обусловлен возвратом к традициям, которые так и не удалось подавить тоталитарному режиму. Характерно, что в чисто восточном духе, Китай официально сохранил в программе «строительство социализма», там не стали будоражить людей, как с нашей перестройкой».
- Вардан Григорьевич торосян
- Культурология
- История мировой и отечественной культуры
- Аннотация
- Оглавление
- Предисловие
- Часть первая. Теоретическая культурология.
- Структура культуры
- Функции культуры
- Культура и цивилизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Концепции культурологии в их исторической ретроспективе. Проблемы и перспективы культуры у просветителей
- Социокультурная история у Маркса
- Проблемы развития культуры в философии позитивизма
- Возникновение концепций культурно-исторических типов
- «Россия и Европа» в концепции н. Я. Данилевского и его последователей
- Концепции евразийства
- Концепции «заката культуры» (о. Шпенглер, ф. Ницше)
- Дальнейшее развитие концепций культурно-исторических типов. А. Вебер
- Концепция «Вызова-ответа» а. Тойнби
- Концепции культуры в российской общественной мысли первой половины хх века (п. Сорокин, н. Бердяев, п. Флоренский, г. Федотов, в. Вейдле, м. Бахтин)
- Культура как подавление естественного (з. Фрейд, к. Юнг, э. Фромм)
- Игровые концепции культуры (й. Хейзинга, э. Финк, х. Ортега-и-Гассет, г. Гессе)
- Проблемы культуры в философии экзистенциализма (м. Хайдеггер, к. Ясперс, а. Камю, ж.-п. Сартр)
- Религиозные концепции культуры в хх веке (а. Швейцер, п. Тиллих, р. Нибур, р. Гвардини)
- Культура в концепциях постмодернизма (р. Барт, м. Фуко, ж. Делез, ж. Деррида, ж. Лиотар, ж. Бодрийар, у. Эко)
- Тенденции и перспективы культуры в XXI веке. Культура как самоорганизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Часть вторая. Историческая культурология. Типологическая история мировых культур о принципах изложения культурной истории.
- Раздел 1. Первобытная культура Генезис культуры как антропосоциогенез
- Периодизация древнейшей культуры
- Жилища и погребения
- Архетипы культуры
- Духовная культура первобытной эпохи (мифология, искусство, мораль)
- Формы организации общественной жизни и естественноисторический характер их изменений
- Первобытные культуры в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел II. Культуры Древнего Востока Общие замечания
- Глава 1. Культура Древнего Египта Географические и временные границы
- Социальная основа культуры Древнего Египта
- Феномен пирамид
- Особенности духовной культуры Древнего Египта
- Эллинистический Египет
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Двуречья Географические и временные границы
- Шумеро-аккадская культура
- Вавилонская культура
- Культура Ассирии
- Культура Ирана
- Культурная экспансия Месопотамии в Израиль
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Индии Географические и временные границы
- Философско-религиозные основы индийской культуры
- Индийская мифология
- Художественная культура
- Проникновение в Индию эллинизма и ислама
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Китая Географические и временные границы
- Философские и религиозные основы китайской культурной традиции
- Китайская мифология
- Художественная культура. Наука
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Японская культура Особенности генезиса и развития
- Периодизация японской культурной истории
- Религиозные составляющие японской культурной традиции
- Японское отношение к природе и среде обитания
- Японская мифология
- Художественная культура Японии
- Особенности японского образования
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура арабского Востока Ареал и социокультурные предпосылки распространения ислама
- Коран как свод исламской культуры
- Художественная культура Арабского Востока
- Наука и образование
- Ислам в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел III. Европейская культура Общие замечания
- Глава 1. Античная культура Содержание понятия «античность»
- Периодизация античности
- Античная мифология
- Древнегреческая философия
- Образование и воспитание в античности.
- Достижения науки и техники
- Художественная культура античности
- Культура Древнего Рима
- Зарождение христианства
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Средневековая культура Временные и географические границы Средневековья
- Социокультурные особенности Средних веков
- «Символ веры» и раскол церкви
- Христианская религия как доминанта средневековой культуры
- Средневековое отношение к античности
- Средневековые теология и философия
- Особенности научного познания в эпоху Средневековья
- Средневековое образование
- Художественная культура Средневековья
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Возрождения Особенности эпохи Возрождения
- Гуманизм Возрождения
- Религиозные движения эпохи Возрождения
- Возрождение в образовании
- Наука и техника эпохи Возрождения
- Художественная культура Возрождения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Нового времени и Просвещения «Знание-сила» и «Всем знать все обо всем».
- «Республика Ученых»
- Механико-математическое естествознание как идейная база Просвещения
- Энциклопедизм
- Образование и воспитание в эпоху Просвещения
- Стилевое и жанровое разнообразие художественной культуры Нового времени и Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Европейская культура XIX века Панорама духовной и социальной жизни XIX века
- Исчерпание классического естествознания: причины и последствия
- Философское мышление XIX века
- Образование в Европе XIX века
- «Типические характеры в типических обстоятельствах»
- Художественная культура XIX в.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура Европы в хх веке Социокультурная панорама хх века
- От классического естествознания — к неклассическому и постнеклассическому
- Хронология науки XX века в Нобелевских премиях.
- Философия и религия в Европе хх века
- Образование в Европе хх века
- Европейская художественная культура в хх веке
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел IV. Культуры американского континента
- Глава 1. Культуры коренного населения Америки Историко-географическая справка
- Культуры индейцев Северной Америки
- Культуры Мезоамерики
- Древние культуры Южной Америки
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Латинской Америки Историко-географическая справка
- Особенности латиноамериканской культуры в хх веке
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура сша XVII—XIX вв. Историко-географическое введение
- Философия и религия в период формирования сша и в XIX веке.
- Художественная культура сша XVII — XIX вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура сша в хх веке Путь, который выбрала Америка
- Американская философия в хх веке
- Место религии в американском образе жизни
- Американская наука в хх веке
- Образование и воспитание в сша хх века
- Двадцатый век в американской художественной культуре
- Культура досуга, отдыха и развлечений
- Особенности американской демократии на рубеже xх—XXI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел V. Русская культура Особенности исследования и освещения культурной истории России
- Глава 1. Культура древних славян «Откуда есть пошла…»
- Картина мира древних славян
- Обучение и воспитание в древней Руси
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Киевской Руси и вольных княжеств
- XII—XIII вв. Формирование Российской государственности
- Крещение Руси и его значение для славянских народов
- Создание письменности
- Первые образовательные книги и учреждения
- Место монастырей в истории русской культуры
- Художественная культура Киевской Руси
- Распад Киевской Руси
- Культура русских земель XII—XIII вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Московской Руси и России XVI века Выдвижение Москвы в столицу земли Русской
- Рост национального самосознания на рубеже XIV—XV веков
- Место религии в русской культуре XV века
- Образование и наука на Руси XV—XVI веков
- Русская художественная культура XIV—XVI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура России XVII века «Изменение вещем»
- Вера в «доброго царя» и самозванство как социокультурные феномены российской истории
- Церковный раскол и его социально-культурные последствия
- Особенности русской художественной культуры в XVII веке
- Образование и наука в России XVII века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Российское просвещение «Окно в Европу»
- «Просвещение Петрово»
- Учреждение российских академий и университетов
- «Просвещенный абсолютизм» в России
- Просветители России XVIII века
- Достижения российской науки и техники XVIII века
- Художественная культура Российского Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Русская культура XIX века «Дней Александра прекрасное начало»
- Поиски «национальной идеи» для России XIX века
- Изменения в общественной жизни и общественной мысли России во второй половине XIX века
- Российское образование в XIX веке
- Научные открытия и технические изобретения
- Художественная культура России XIX века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература:
- Глава 7. «Серебряный век» русской культуры Серебряное сияние и его темные тени
- Позиция русской интеллигенции в духовных метаниях рубежа XIX—XX вв.
- Философские и религиозные поиски «Серебряного века»
- Образование в России рубежа XIX—XX вв.
- Художественная культура «Серебряного века»
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 8. Советская культура Взгляд на советскую историю из XXI века
- Политика советского государства в области культуры
- Советское образование и воспитание
- Советская наука и техника
- Советская художественная культура
- Особенности культуры России после распада Советского Союза
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Заключение