Коран как свод исламской культуры
Коран написан в виде стихов и содержит 114 глав (сур) — 90 мекканских и 24 мединских. В поэтической, рифмованной форме изложены диалоги между Аллахом (говорящим то в первом, то в третьем лице) и его противниками или колеблющимися. Важнейшим источником для изучения исламской культуры является такжеСунна, священное предание ислама, основанное находисах— рассказах о жизни Мухаммеда. Складываясь под непосредственным влиянием Корана, Сунна вобрала в себя также древние мифологические представления арабов. Здесь немалую роль сыграли многочисленные комментаторы Корана, как богословы, так и бродячие проповедники. Сказалось и влияние соседних культур — античной, христианской.
Коран провозглашает культ Аллаха как всемогущего, справедливого и милосердного бога. Он никогда не покинет своих сторонников, от которых требуется только стойкость и непреклонность в вере. Весь мир и каждое существо в нем, любые их поступки определяются волей Аллаха. От него зависят мир и война, урожай, размножение скота, он создал небесные светила, чтобы по ним люди находили путь домой и т. д. Согласно коранической космогонии, Аллах в 6 дней сотворил землю и семь небес «рядами», «сделал месяц на них светом, а солнце светильником», «создал из воды всякую живность». Над седьмым небом помещен трон Аллаха.
Мусульманское предание дополняет отрывочные описания Корана такими подробностями. Земля покоится на плечах ангела, в другой версии — на роге быка, сам он держится на рыбе, рыба на воде, вода на воздухе, воздух на влажности. Землетрясения происходят тогда, когда бык перебрасывает землю с одного рога на другой. (См.: Мифы народов мира. М., 1982. Т. 2. С. 184). В легенде о Нимруде, упорствующем в своем неверии, утверждается, что добраться от одного неба до другого можно только за пятьсот лет. На небесах находятся рай джаннаи ад —джоханнам(ср. перс. и арм. джохк). Доступ на небо охраняют от злых духов ангелы и звезды, «поражающие светочами». Выше других ангелов стоятДжебраил(передавший Мухаммеду содержание Корана),Микал,АзраилиИсрафил, верно служащие Аллаху.
Аллах создал первых людей — из глины Адамаи из его ребра, на радость ему,Хавву. Нашелся однако, среди ангелов, возгордившийся, не признающий людей, который поначалу носил имяАзазел. Посланный на землю для усмирения перессорившихся джиннов, он, напротив, сеял среди них новые смуты. После сотворения Адама и Хаввы он добился их совращения, прибегнув к помощи змея и павлина, которые дали им попробовать пшеницы. Адам и Хавва, изгнанные из рая, оказались на горе Арафат и родили 70 пар близнецов, положив начало роду человеческому на земле, а непокорный ангел стал известен какшайтан(ср. лат. сатана) по имениИблис(ср. диаболис).
В мусульманском сказании с шайтаном расправился пророк Ибрахим, и произошло это в долине Мина близ Мекки. В память об этом во времяХаджа, паломничества в Мекку, совершается обрядинтифады, побиения шайтана камнями. Важнейшим праздником является такжеКурбан-байрам, в память о готовности праведника Ибрахима принести в жертву своего сына Исмаила.
В Коране говорится также о Даджале, чудовище, прикованном к утесу на необитаемом острове, где его кормят и охраняют злые духи —джинны. Перед концом света он установит свое жестокое царство, разрушит храмы, но посланный аллахом мессия,Махди, убьет его, а спустившийся с четвертого небаИса Ибн Мариамсумеет восстановить чистоту и силу ислама. Затем трубы Исрафила поднимут лежащих в могилах, и тогда воздастся каждому. Согласно древнему преданию, в рай ведет мост Сират, тонкий, как меч, а под ним — ад. Праведники свободно проходят по мосту, грешники падают в геенну. Некоторые представления о мусульманском рае антропоморфны настолько, что допускают в нем и плотские наслаждения с девами —гуриями, к утру восстанавливающими свою девственность. Ряд исследователей, однако, видят в коранических описаниях рая лишь иносказания (См.: Мифы народов мира. Т. 2. С. 186). Души находится у Аллаха, и нам не дано знать их судьбу.
Ключевое место в дискуссиях исламских богословов изначально занимало положение об абсолютной предопределенностичеловеческих поступков. Существовала даже «инструментальная концепция бога»: люди — лишь инструменты в выполнении воли Аллаха, вплоть до того, что даже если рука тянется почесать за ухом, и тогда она направляется свыше. Уже в первой половинеIXв.богословы-мутазилитыоспаривали, с помощью логико-философских доводов, непреодолимость предопределения, допуская свободу человеческой воли. Предполагалось и некое компромиссное решение: человек обладает свободой воли, но Аллах приходит к нему на помощь в правильных поступках и покидает в неправедных. Мутазилиты были разгромлены, разделив участь еретиков в любой религии и идеологии. Существует только воля Аллаха, и изложена она в Коране, а судьба человека — в «Книге судеб», где скрупулезно подсчитаны все его дела. Мотив книги судеб и писца, фиксирующего поступки людей, характерен также для египетской, персидской и многих других религий. Каждый человек — песчинка, покорная воле Аллаха, ее воин —федаин. Погибнув в битве за веру, мусульманин становитсяшахидоми сразу же попадает в рай. Идеяджихада(букв. усердие, рвение), илигазавата, священной войны против неверных, и сейчас служит оправданием для религиозного фанатизма и нетерпимости, ловко обыгрываясь при этом определенными политическими кругами.
Наряду с вопросом о свободе воли много споров вызывал, естественно, вопрос о политической и религиозной власти, принципах ее наследования.Хараджитыдопускают в качестве главы общины любого избранного ею правоверного мусульманина.Суннитысчитают, что отношения между главой государства, халифом, и религиозной общиной должен регулировать особый договор, при условии, что халиф происходит из племени курейшей (как и Мухаммед), имеет звание богослова-законоведа высшего ранга, следует букве и духу Корана в своей заботе о подчиненных и требованиям к ним.Шиитыже, исходя из божественной природы государственной и религиозной власти, считают, что она может переходить только к прямым наследникам Мухаммеда. В ряде исламских государств, например, Йемене, Ираке это имеет место и сегодня.
Любой мусульманин должен неукоснительно соблюдать заповеди, изложенные в Коране. Аллах подарил человеку самое священное и ценное — жизнь, и поэтому на него возлагается ответственность за каждый ее миг. Страшнейший грех, как и в христианстве — самоубийство. Правоверный мусульманин обязан помогать нуждающимся. Многие люди ослаблены болезнями или прочими невзгодами, нельзя забывать о стариках, сиротах, вдовах. Исламом не осуждается богатство, однако богатый человек должен делиться — вплоть до того, что путник, проходящий мимо богатого стола, должен быть приглашен к нему или даже может сесть без приглашения.
Пять важнейших требований ислама, изложенные в Коране, таковы:
Провозглашение. Первое, что должен сделать мусульманин — это объявить о своей вере в присутствии свидетелей: «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — его пророк».
Молитва. Пять раз в день должна совершаться молитва —намаз, лицом к Мекке, где бы ни застал верующего ее час — на работе, в пути, в развлечениях. Один день — пятница, полностью посвящен молитвам в мечетях.
Пост, который проводится в течениеРамадана, девятого месяца мусульманского года. В течение всего месяца нельзя ни есть, ни пить (даже слизывать с губы каплю дождя или слюну) — от рассвета до заката, нельзя вступать в плотские связи.
Налог-милостыняв пользу нуждающихся. Когда-то он был обязанностью, сейчас считается добровольным пожертвованием, но очевидно, что осуждение за отсутствие подобной доброй воли имеет не меньшую силу, чем закон. В Коране это называется «закият» — очищение (за чрезмерное богатство).
Паломничествов Мекку. Мухаммед призывал совершать его раз в год, в течение двенадцатого мусульманского месяца. Сейчас, из-за большой разбросанности мусульман по всему миру и опасности значительных скоплений людей (пожары, эпидемии) считается достаточным посетить Мекку хотя бы раз в жизни.
Исламский путь жизни называется шариа, а свод религиозных этических предписаний, регламентирующих ее (и созданных вVII—VIIIвв.) —Шариат. Ими руководствуется мусульманская община,умма, на их основе выносит решения исламский суд, который и по сей день во многих странах действует наравне с официальным, светским или даже может оказывать на него давление. Нормы шариата выделяют поступкиобязательные, желательные, безразличные, неодобряемые(нежелательные),запрещенные. Пять столпов ислама составляют обязательные поступки. К желательным относятся дополнительные молитвы и посты, благотворительность. Безразличные, то есть ни осуждаемые, ни поощряемые — еда, сон, вступление в брак. Неодобряемые, хотя и не подлежащие наказанию — чрезмерная тяга к наслаждениям и роскоши. Запрещенные поступки, наказываемые не только при жизни, но и после нее: есть свинину (как нечистых животных), пить вино, играть в азартные игры, заниматься ростовщичеством, колдовать. Дозволенная пища называется словомхалал(halal— чистый, честный), запрещенная —харам(haram).
Прошедшие с тех пор века внесли и некоторые послабления, скажем, водка — страшный грех, а вино все же кое-где пьют. Не удалось вытравить и тягу к колдовству, в том числе гаданию по снам, издавна принятым у арабов. Они считают, что человека на каждом шагу подстерегают джинны, среди которых есть и добрые, и злые. Поэтому даже перед тем, как зажечь огонь или достать воду из колодца, следует обратиться с просьбой о помощи и защите к Аллаху. Большая надежда также возлагается на амулеты (от hamala— носить), популярные как у кочевников-бедуинов, так и владельцев кадиллаков. Особенно в почете медная ладонь с голубой бусинкой, «ладонь Фатимы» (дочери Мухаммеда).
Наиболее жестко оговаривает шариат положение женщины. Божье благословение лежит на мужчинах, а женщина должна быть полностью подчинена ему. Мужчина обязан содержать жену (жен — до четырех), но не представляет никакой сложности развод, достаточно об этом трижды сказать при свидетелях. Очень строго регламентируется у женщин даже одежда — она ни в коей степени не может быть вызывающей или возбуждающей плотские желания. Женщина ни в чем не имеет права перечить мужу. Она должна жить только на своей половине дома, и даже появление перед гостями предосудительно. Изменившую мужу и сейчас могут, согласно шариату, забить камнями. Бесплодие женщины считается наказанием Аллаха, а намеренная бездетность — тяжкий грех. Вместе с тем женщина — «луноликая», «кипарисообразная», «с глазами газели», «сосуд наслаждений» — является постоянным источником вдохновения арабской поэзии, любовная лирика которой причисляется к жемчужинам мировой литературы.
- Вардан Григорьевич торосян
- Культурология
- История мировой и отечественной культуры
- Аннотация
- Оглавление
- Предисловие
- Часть первая. Теоретическая культурология.
- Структура культуры
- Функции культуры
- Культура и цивилизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Концепции культурологии в их исторической ретроспективе. Проблемы и перспективы культуры у просветителей
- Социокультурная история у Маркса
- Проблемы развития культуры в философии позитивизма
- Возникновение концепций культурно-исторических типов
- «Россия и Европа» в концепции н. Я. Данилевского и его последователей
- Концепции евразийства
- Концепции «заката культуры» (о. Шпенглер, ф. Ницше)
- Дальнейшее развитие концепций культурно-исторических типов. А. Вебер
- Концепция «Вызова-ответа» а. Тойнби
- Концепции культуры в российской общественной мысли первой половины хх века (п. Сорокин, н. Бердяев, п. Флоренский, г. Федотов, в. Вейдле, м. Бахтин)
- Культура как подавление естественного (з. Фрейд, к. Юнг, э. Фромм)
- Игровые концепции культуры (й. Хейзинга, э. Финк, х. Ортега-и-Гассет, г. Гессе)
- Проблемы культуры в философии экзистенциализма (м. Хайдеггер, к. Ясперс, а. Камю, ж.-п. Сартр)
- Религиозные концепции культуры в хх веке (а. Швейцер, п. Тиллих, р. Нибур, р. Гвардини)
- Культура в концепциях постмодернизма (р. Барт, м. Фуко, ж. Делез, ж. Деррида, ж. Лиотар, ж. Бодрийар, у. Эко)
- Тенденции и перспективы культуры в XXI веке. Культура как самоорганизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Часть вторая. Историческая культурология. Типологическая история мировых культур о принципах изложения культурной истории.
- Раздел 1. Первобытная культура Генезис культуры как антропосоциогенез
- Периодизация древнейшей культуры
- Жилища и погребения
- Архетипы культуры
- Духовная культура первобытной эпохи (мифология, искусство, мораль)
- Формы организации общественной жизни и естественноисторический характер их изменений
- Первобытные культуры в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел II. Культуры Древнего Востока Общие замечания
- Глава 1. Культура Древнего Египта Географические и временные границы
- Социальная основа культуры Древнего Египта
- Феномен пирамид
- Особенности духовной культуры Древнего Египта
- Эллинистический Египет
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Двуречья Географические и временные границы
- Шумеро-аккадская культура
- Вавилонская культура
- Культура Ассирии
- Культура Ирана
- Культурная экспансия Месопотамии в Израиль
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Индии Географические и временные границы
- Философско-религиозные основы индийской культуры
- Индийская мифология
- Художественная культура
- Проникновение в Индию эллинизма и ислама
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Китая Географические и временные границы
- Философские и религиозные основы китайской культурной традиции
- Китайская мифология
- Художественная культура. Наука
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Японская культура Особенности генезиса и развития
- Периодизация японской культурной истории
- Религиозные составляющие японской культурной традиции
- Японское отношение к природе и среде обитания
- Японская мифология
- Художественная культура Японии
- Особенности японского образования
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура арабского Востока Ареал и социокультурные предпосылки распространения ислама
- Коран как свод исламской культуры
- Художественная культура Арабского Востока
- Наука и образование
- Ислам в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел III. Европейская культура Общие замечания
- Глава 1. Античная культура Содержание понятия «античность»
- Периодизация античности
- Античная мифология
- Древнегреческая философия
- Образование и воспитание в античности.
- Достижения науки и техники
- Художественная культура античности
- Культура Древнего Рима
- Зарождение христианства
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Средневековая культура Временные и географические границы Средневековья
- Социокультурные особенности Средних веков
- «Символ веры» и раскол церкви
- Христианская религия как доминанта средневековой культуры
- Средневековое отношение к античности
- Средневековые теология и философия
- Особенности научного познания в эпоху Средневековья
- Средневековое образование
- Художественная культура Средневековья
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Возрождения Особенности эпохи Возрождения
- Гуманизм Возрождения
- Религиозные движения эпохи Возрождения
- Возрождение в образовании
- Наука и техника эпохи Возрождения
- Художественная культура Возрождения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Нового времени и Просвещения «Знание-сила» и «Всем знать все обо всем».
- «Республика Ученых»
- Механико-математическое естествознание как идейная база Просвещения
- Энциклопедизм
- Образование и воспитание в эпоху Просвещения
- Стилевое и жанровое разнообразие художественной культуры Нового времени и Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Европейская культура XIX века Панорама духовной и социальной жизни XIX века
- Исчерпание классического естествознания: причины и последствия
- Философское мышление XIX века
- Образование в Европе XIX века
- «Типические характеры в типических обстоятельствах»
- Художественная культура XIX в.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура Европы в хх веке Социокультурная панорама хх века
- От классического естествознания — к неклассическому и постнеклассическому
- Хронология науки XX века в Нобелевских премиях.
- Философия и религия в Европе хх века
- Образование в Европе хх века
- Европейская художественная культура в хх веке
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел IV. Культуры американского континента
- Глава 1. Культуры коренного населения Америки Историко-географическая справка
- Культуры индейцев Северной Америки
- Культуры Мезоамерики
- Древние культуры Южной Америки
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Латинской Америки Историко-географическая справка
- Особенности латиноамериканской культуры в хх веке
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура сша XVII—XIX вв. Историко-географическое введение
- Философия и религия в период формирования сша и в XIX веке.
- Художественная культура сша XVII — XIX вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура сша в хх веке Путь, который выбрала Америка
- Американская философия в хх веке
- Место религии в американском образе жизни
- Американская наука в хх веке
- Образование и воспитание в сша хх века
- Двадцатый век в американской художественной культуре
- Культура досуга, отдыха и развлечений
- Особенности американской демократии на рубеже xх—XXI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел V. Русская культура Особенности исследования и освещения культурной истории России
- Глава 1. Культура древних славян «Откуда есть пошла…»
- Картина мира древних славян
- Обучение и воспитание в древней Руси
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Киевской Руси и вольных княжеств
- XII—XIII вв. Формирование Российской государственности
- Крещение Руси и его значение для славянских народов
- Создание письменности
- Первые образовательные книги и учреждения
- Место монастырей в истории русской культуры
- Художественная культура Киевской Руси
- Распад Киевской Руси
- Культура русских земель XII—XIII вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Московской Руси и России XVI века Выдвижение Москвы в столицу земли Русской
- Рост национального самосознания на рубеже XIV—XV веков
- Место религии в русской культуре XV века
- Образование и наука на Руси XV—XVI веков
- Русская художественная культура XIV—XVI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура России XVII века «Изменение вещем»
- Вера в «доброго царя» и самозванство как социокультурные феномены российской истории
- Церковный раскол и его социально-культурные последствия
- Особенности русской художественной культуры в XVII веке
- Образование и наука в России XVII века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Российское просвещение «Окно в Европу»
- «Просвещение Петрово»
- Учреждение российских академий и университетов
- «Просвещенный абсолютизм» в России
- Просветители России XVIII века
- Достижения российской науки и техники XVIII века
- Художественная культура Российского Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Русская культура XIX века «Дней Александра прекрасное начало»
- Поиски «национальной идеи» для России XIX века
- Изменения в общественной жизни и общественной мысли России во второй половине XIX века
- Российское образование в XIX веке
- Научные открытия и технические изобретения
- Художественная культура России XIX века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература:
- Глава 7. «Серебряный век» русской культуры Серебряное сияние и его темные тени
- Позиция русской интеллигенции в духовных метаниях рубежа XIX—XX вв.
- Философские и религиозные поиски «Серебряного века»
- Образование в России рубежа XIX—XX вв.
- Художественная культура «Серебряного века»
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 8. Советская культура Взгляд на советскую историю из XXI века
- Политика советского государства в области культуры
- Советское образование и воспитание
- Советская наука и техника
- Советская художественная культура
- Особенности культуры России после распада Советского Союза
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Заключение