logo
Торосян_Культурология

«Типические характеры в типических обстоятельствах»

В значительной степени образованием и воспитанием формировались и типы личностей, взращенныеXIXвеком. Один из них —байронический герой, характерный для начала века. Ему свойственно раннее пресыщение жизнью, высокомерие человека, испытывающего одиночество в суетной толпе. Близки к этому типу иромантики— если они не слишком разочарованы. Чертами байронического героя наделены в России пушкинский Онегин и лермонтовский Печорин. Герои Байрона к тому же, как он, могли быть иреволюционерами.

Оборотная сторона байронического героя — деловой человек. Хотя слово бизнес появилось только в 1884 г., типбизнесменасложился еще раньше. Тип эгоиста, охваченного лишь одной страстью — к карьере, успеху, деньгам, все чаще встречается и в литературеXIXв. («Гобсек» О. Бальзака, «Домби и сын» Ч. Диккенса). Разбогатевших буржуа стали называть словомнувориш(фр. — «новые богачи»).

Характерный тип — филистер(мещанин, обыватель). Романтик Т. А. Гофман делил общество на «музыкантов» — людей творчества, высоких идей и «просто хороших людей» — филистеров. Филистерским началом в определенной степени был пронизанвикторианский уклад жизни, связываемый с именем английской королевы Виктории, правящей во второй половинеXIXв. Разновидность филистера — английскийсноб— брюзга и выскочка, «лягушка, которая стремится раздуться в быка» (У. Теккерей). С образом филистера связан один из наиболее популярных стилей эпохи —бидермайер(букв. «бравый Майер», нем.).

Важной характеристикой типа и стиля была одежда. Облик европейцаXIXв. был подчеркнуто скромным. Скромно, хотя и с безупречным вкусом, одевались дажеденди(англ. — «щеголь»). К концуXIXв. стали проявляться и настроения иного плана — стремление кроскоши, особенно у женщин, а также кэпатажу, шокированию публики вызывающей одеждой и поведением. Этот вызов мог иметь и эстетическую подоплеку. Так, писательТеофиль Готьепоявился на премьере «Эрнани» Гюго в Комеди Франсез в эпатирующих красном жилете и шляпе «а-ля Рубенс». Романтики любили экзотические домашние наряды. Как эпатаж публики была воспринята дажеЭйфелева башня. Вообще архитектура, литература, живопись более чем красноречиво отражали борьбу этических и эстетических принциповXIXв.