Глава 2. Культура Латинской Америки Историко-географическая справка
Богатством коренных жителей Америки было не только золото. Они владели огромной территорией, простиравшейся на тысячи километров, омываемой двумя, а можно сказать, и всеми четырьмя океанами. Есть на этой территории и непроходимые леса, и снежные горы, пустыни и полупустыни, но еще больше на ней благодатной и плодородной земли, прорезаемой самыми полноводными и длинными в мире реками — Миссисипи и Миссури, Амазонкой и Ориноко, там находятся самый высокий водопад — Анхель и самый широкий — Ниагара, изумительные по красоте каньоны и скалы. На этих землях трудом многих поколений были возведены прекрасные города, каналы, плотины, мосты. Большая часть этих рукотворных ценностей, в силу исторических обстоятельств, находилась на территории Центральной и Южной Америки. Как оказалось позже, на этой же территории залегают 2/3 мировых запасов меди, половина — бериллия, треть — серебра, сурьмы и серы, четверть — железа, олова и бокситов, 20% — нефти, крупнейшие месторождения изумрудов. По общей площади лесных ресурсов Южная Америка занимает первое место в мире, на джунгли Амазонки — «легкие земли» — приходится половина кислорода, вырабатываемого ее растительным миром, здесь формируется климат всей планеты. Большую роль в этом отношении играет также теплое течение Гольфстрим на севере Америки. У обоих побережий огромного континента вылавливается наибольшее в мире количество рыбы. Все это также стало добычей переселенцев из Европы.
На севере континента были созданы (в XVIII—XIXвв) крупнейшие государства — Канада и Соединенные Штаты Америки — в основном выходцами из Великобритании, Ирландии, Франции. Еще раньше множество государств возникло в Центральной и Южной Америке, хотя независимость они провозгласили значительно позже — практически все вXIXв. Крупнейшие из них — Соединенные Штаты Мексики, Соединенные Штаты Бразилии, Венесуэла, Аргентина, Перу, Чили. Все эти государства принято объединять названиемЛатинская Америка. За исключением крошечного государстваСуринам, бывшего некогда голландской колонией и сохранившего голландский язык в качестве государственного, нескольких небольших англоязычных и франкоязычных, государства Латинской Америки были созданы испанцами и португальцами. Государственным языком в них (иногда наряду с соответствующим местным — кечуа, гуарани) является испанский, на португальском языке говорит Бразилия, так что Латинскую Америку можно было бы назвать испанской или испано-португальской.
Конечно, созданное предшествующими, коренными культурами не могло исчезнуть. Завоевателям досталась в наследство не только материальная культура индейцев, но и духовная. Культуры Латинской Америки возникли и развивались как весьма своеобразный сплав испано-португальской и коренных культур Центральной и Южной Америки. Далеко не всегда созданные индейцами города разрушались, чаще они продолжали разрастаться из существующих, поменяв название (например, Мехико на месте Теночтитлана), часто индейские названия сохранялись — у гор и рек, городов и даже государств. Индейское происхождение имеют названия таких стран, как Куба, Гвиана, Ямайка, Панама, Перу, Уругвай, Парагвай, Гватемала. Так, последнее переводят как «Место больших деревьев» или «Гора, изрыгающая воду». Индейские названия имеют города Мехико, Куско, Гуаякиль, Пернамбуку, Тегусигальпа, вулканы Орисаба и Попокатепль (буквально «Курящая гора»), озера Маракабто и Титикака, реки Ориноко и Парана (буквально Большая вода, корень «вода» входит также в название Парагвая), полуостров Юкатан, пустыня Атакама, под названием Тонанцинтла известна всему миру крупнейшая обсерватория Мексики.
Испанские названия во многих случаях ведут свое происхождение от Колумба. Острова, открытые в первом плавании в 1492 г. в Багамском архипелаге, он назвал Сан-Сальвадор (Святой Спаситель), Фердинанд и Изабелла (в честь испанской королевской четы). Острова Куба и Гаити были первоначально названы именами Хуан (наследник испанского престола) и Эспаньола (испанская). Во втором плавании 1493 г. Колумб открыл Малые Антильские острова (по одной из версий их название происходит от «анти» — против). Первый из них, открытый в воскресенье, так и был назван (по-испански — Доминика), на следующий день еще один остров был назван им Санта Мария де Гваделупа — по монастырю на реке Гваделупа в Испании. Теперь этот остров известен нам как Гваделупа, и может показаться, что он был почему-то назван по имени реки. Интересная история произошла с названием острова Коста-Рика. Первоначально Колумб дал ему название Сан-Хуан, а бухту на его северном побережье назвал «Богатый берег» (Коста-Рика). Затем произошла своеобразная инверсия — название бухты перенесено на весь остров, а его первоначальное название — на столицу. Множество географических пунктов испанцы назвали именами святых или религиозных праздников, поэтому в Латинской Америке, а также в Калифорнии — десятки наименований Сан-Франциско, Санта-Фе (Святая Вера), Веракруз (Истинный Крест), Санта-Ана, Санта-Барбара, Сант-Яго. Столь же велико количество рек Рио Гранде (Большая река), Рио-Бланка (Белая). Некоторые названия городов без всяких затей повторяют испанские: Валенсия и Барселона в Колумбии, Толедо в Колумбии и Уругвае (и даже в США), Кордова в Аргентине и Перу, Гвадалахара, Саламанка, Вальядолид в Мексике. Увековечены были и имена первооткрывателей-конкистодоров, Хуана Бермудеса (острова), Бальбоа (город в Панаме).
Некоторые названия отличались первоначально истинно испанской пышностью. Так, в 1536 г. Педро Мендоса основал Сьюдад де ла Сантиссима Тринидад (город Св. Троицы), с гаванью Пуэрто де Ностра сеньора де Санта-Мария де лос Буэнос Айрес (порт нашей госпожи святой Марии Хороших ветров). Первая часть названия отмечала день закладки, а вторая взывала к богородице-покровительнице моряков. В конце концов сохранилась только последняя часть, касающаяся хороших ветров. Так называется столица Аргентины.
Некоторые названия возникли в результате ошибки. Так, например, Рио-де-Жанейро означает по-португальски «Река Января», хотя, как оказалось, португальцы приняли за устье реки залив — Гуанабара. В общем, ошибочно получила свое название река Ла Плата — «Серебряная», которую Себастьян Кабот открыл в поисках «Серебряного царства». Серебра там не оказалось, но образованное там уже в 1826 г. государство провозгласило себя Республикой Аргентина (от лат. аргентум — серебро). Индейская деревня, построенная на сваях, «Маленькая Венеция» (!) дала название государству Венесуэла. Название реки Амазонка обязано стычкам испанцев с индейскими племенами, где воинами были также женщины. Это заставило испанцев вспомнить античный миф об амазонках. Заметный след в топонимике Латинской Америки оставили и герои борьбы ее народов за освобождение от Испании и Португалии. Имя Симона Боливара носит целое государство, а его официальная столица названа в часть генерала Антонио Хосе Сукре, именами генералов Х. де Сан Мартина и Б. Ривадавиа названы города в Аргентине.
В течение XVII—XVIIIвв. этнический состав Латинской Америки, и без того пестрый, стал пополняться черными рабами, вывозимыми (как и на севере континента) из Африки, а также переселенцами из Азии — Индии, Пакистана, Китая. Гремучая смесь, текущая в крови латиноамериканцев — красных, желтых, черных и белых, креолов, метисов, мулатов предопределила их невероятный темперамент. Они неистовы и в любви, и в пышных карнавалах. Латинская Америка вплоть до сегодняшнего дня представляет собой своего рода постоянно клокочущий вулкан: мало какое правительство здесь удерживается у власти отпущенный выборами срок (особенно если учесть еще и экономическое положение ее государств), мало где с таким неистовством отмечают победы и поражения футбольных команд.
Невероятное сплетение культур Латинской Америки, удивительные исторические судьбы, которые выпали на их долю, позволяют понять, сколь неполной была бы палитра мировой культуры без вносимых ими красок.
- Вардан Григорьевич торосян
- Культурология
- История мировой и отечественной культуры
- Аннотация
- Оглавление
- Предисловие
- Часть первая. Теоретическая культурология.
- Структура культуры
- Функции культуры
- Культура и цивилизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Концепции культурологии в их исторической ретроспективе. Проблемы и перспективы культуры у просветителей
- Социокультурная история у Маркса
- Проблемы развития культуры в философии позитивизма
- Возникновение концепций культурно-исторических типов
- «Россия и Европа» в концепции н. Я. Данилевского и его последователей
- Концепции евразийства
- Концепции «заката культуры» (о. Шпенглер, ф. Ницше)
- Дальнейшее развитие концепций культурно-исторических типов. А. Вебер
- Концепция «Вызова-ответа» а. Тойнби
- Концепции культуры в российской общественной мысли первой половины хх века (п. Сорокин, н. Бердяев, п. Флоренский, г. Федотов, в. Вейдле, м. Бахтин)
- Культура как подавление естественного (з. Фрейд, к. Юнг, э. Фромм)
- Игровые концепции культуры (й. Хейзинга, э. Финк, х. Ортега-и-Гассет, г. Гессе)
- Проблемы культуры в философии экзистенциализма (м. Хайдеггер, к. Ясперс, а. Камю, ж.-п. Сартр)
- Религиозные концепции культуры в хх веке (а. Швейцер, п. Тиллих, р. Нибур, р. Гвардини)
- Культура в концепциях постмодернизма (р. Барт, м. Фуко, ж. Делез, ж. Деррида, ж. Лиотар, ж. Бодрийар, у. Эко)
- Тенденции и перспективы культуры в XXI веке. Культура как самоорганизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Часть вторая. Историческая культурология. Типологическая история мировых культур о принципах изложения культурной истории.
- Раздел 1. Первобытная культура Генезис культуры как антропосоциогенез
- Периодизация древнейшей культуры
- Жилища и погребения
- Архетипы культуры
- Духовная культура первобытной эпохи (мифология, искусство, мораль)
- Формы организации общественной жизни и естественноисторический характер их изменений
- Первобытные культуры в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел II. Культуры Древнего Востока Общие замечания
- Глава 1. Культура Древнего Египта Географические и временные границы
- Социальная основа культуры Древнего Египта
- Феномен пирамид
- Особенности духовной культуры Древнего Египта
- Эллинистический Египет
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Двуречья Географические и временные границы
- Шумеро-аккадская культура
- Вавилонская культура
- Культура Ассирии
- Культура Ирана
- Культурная экспансия Месопотамии в Израиль
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Индии Географические и временные границы
- Философско-религиозные основы индийской культуры
- Индийская мифология
- Художественная культура
- Проникновение в Индию эллинизма и ислама
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Китая Географические и временные границы
- Философские и религиозные основы китайской культурной традиции
- Китайская мифология
- Художественная культура. Наука
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Японская культура Особенности генезиса и развития
- Периодизация японской культурной истории
- Религиозные составляющие японской культурной традиции
- Японское отношение к природе и среде обитания
- Японская мифология
- Художественная культура Японии
- Особенности японского образования
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура арабского Востока Ареал и социокультурные предпосылки распространения ислама
- Коран как свод исламской культуры
- Художественная культура Арабского Востока
- Наука и образование
- Ислам в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел III. Европейская культура Общие замечания
- Глава 1. Античная культура Содержание понятия «античность»
- Периодизация античности
- Античная мифология
- Древнегреческая философия
- Образование и воспитание в античности.
- Достижения науки и техники
- Художественная культура античности
- Культура Древнего Рима
- Зарождение христианства
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Средневековая культура Временные и географические границы Средневековья
- Социокультурные особенности Средних веков
- «Символ веры» и раскол церкви
- Христианская религия как доминанта средневековой культуры
- Средневековое отношение к античности
- Средневековые теология и философия
- Особенности научного познания в эпоху Средневековья
- Средневековое образование
- Художественная культура Средневековья
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Возрождения Особенности эпохи Возрождения
- Гуманизм Возрождения
- Религиозные движения эпохи Возрождения
- Возрождение в образовании
- Наука и техника эпохи Возрождения
- Художественная культура Возрождения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Нового времени и Просвещения «Знание-сила» и «Всем знать все обо всем».
- «Республика Ученых»
- Механико-математическое естествознание как идейная база Просвещения
- Энциклопедизм
- Образование и воспитание в эпоху Просвещения
- Стилевое и жанровое разнообразие художественной культуры Нового времени и Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Европейская культура XIX века Панорама духовной и социальной жизни XIX века
- Исчерпание классического естествознания: причины и последствия
- Философское мышление XIX века
- Образование в Европе XIX века
- «Типические характеры в типических обстоятельствах»
- Художественная культура XIX в.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура Европы в хх веке Социокультурная панорама хх века
- От классического естествознания — к неклассическому и постнеклассическому
- Хронология науки XX века в Нобелевских премиях.
- Философия и религия в Европе хх века
- Образование в Европе хх века
- Европейская художественная культура в хх веке
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел IV. Культуры американского континента
- Глава 1. Культуры коренного населения Америки Историко-географическая справка
- Культуры индейцев Северной Америки
- Культуры Мезоамерики
- Древние культуры Южной Америки
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Латинской Америки Историко-географическая справка
- Особенности латиноамериканской культуры в хх веке
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура сша XVII—XIX вв. Историко-географическое введение
- Философия и религия в период формирования сша и в XIX веке.
- Художественная культура сша XVII — XIX вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура сша в хх веке Путь, который выбрала Америка
- Американская философия в хх веке
- Место религии в американском образе жизни
- Американская наука в хх веке
- Образование и воспитание в сша хх века
- Двадцатый век в американской художественной культуре
- Культура досуга, отдыха и развлечений
- Особенности американской демократии на рубеже xх—XXI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел V. Русская культура Особенности исследования и освещения культурной истории России
- Глава 1. Культура древних славян «Откуда есть пошла…»
- Картина мира древних славян
- Обучение и воспитание в древней Руси
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Киевской Руси и вольных княжеств
- XII—XIII вв. Формирование Российской государственности
- Крещение Руси и его значение для славянских народов
- Создание письменности
- Первые образовательные книги и учреждения
- Место монастырей в истории русской культуры
- Художественная культура Киевской Руси
- Распад Киевской Руси
- Культура русских земель XII—XIII вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Московской Руси и России XVI века Выдвижение Москвы в столицу земли Русской
- Рост национального самосознания на рубеже XIV—XV веков
- Место религии в русской культуре XV века
- Образование и наука на Руси XV—XVI веков
- Русская художественная культура XIV—XVI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура России XVII века «Изменение вещем»
- Вера в «доброго царя» и самозванство как социокультурные феномены российской истории
- Церковный раскол и его социально-культурные последствия
- Особенности русской художественной культуры в XVII веке
- Образование и наука в России XVII века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Российское просвещение «Окно в Европу»
- «Просвещение Петрово»
- Учреждение российских академий и университетов
- «Просвещенный абсолютизм» в России
- Просветители России XVIII века
- Достижения российской науки и техники XVIII века
- Художественная культура Российского Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Русская культура XIX века «Дней Александра прекрасное начало»
- Поиски «национальной идеи» для России XIX века
- Изменения в общественной жизни и общественной мысли России во второй половине XIX века
- Российское образование в XIX веке
- Научные открытия и технические изобретения
- Художественная культура России XIX века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература:
- Глава 7. «Серебряный век» русской культуры Серебряное сияние и его темные тени
- Позиция русской интеллигенции в духовных метаниях рубежа XIX—XX вв.
- Философские и религиозные поиски «Серебряного века»
- Образование в России рубежа XIX—XX вв.
- Художественная культура «Серебряного века»
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 8. Советская культура Взгляд на советскую историю из XXI века
- Политика советского государства в области культуры
- Советское образование и воспитание
- Советская наука и техника
- Советская художественная культура
- Особенности культуры России после распада Советского Союза
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Заключение