Особенности научного познания в эпоху Средневековья
Если для пифагорейцев «Книга природы» представлялась написанной на языке математики, то в средние века об этом не могло быть и речи. Образ «Книги природы» сохраняется, но теперь ее постижение усматривается в мучительном, напряженном угадывании, «расшифровке» символов и значений Божественного замысла, скрытых «симпатий» и «антипатий». Так, действие популярного в те времена снадобья от головной боли из сердцевины грецких орехов объяснялось «симпатией между строением мозга и ореха». Таким же образом объяснялось, почему какие-то вещества вступают между собой во взаимодействие, а другие — нет. Важнейшей задачей алхимии было обнаружение «философского камня», способного обращать в золото обычные металлы.
Как бы то ни было, алхимикам удалось добыть значительное количество эмпирических (опытных) данных, которые вошли затем в содержание химической науки. То же самое можно сказать и о такой «лженауке» (привычный штамп из школьных учебников), как астрология. И астрология, иалхимия, конечно, не были науками в современном понимании, но они преследовали те же цели, что наука — объяснение мира, поиск природных закономерностей. Другое дело, что этот поиск происходил в форме, наиболееестественнойдля средневекового мышления. В этом смысле и алхимия, и астрология могут быть отнесены к его наиболее характерным выражениям. (См. Рабинович В. Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М., 1968.).
Характерным для средневекового познания природы был своеобразный «схоластический эмпиризм». М. Фуко приводит весьма красноречивое свидетельство такого рода: в средневековый трактат о змеях, помимо чисто естественнонаучных сведений, входили также описания чудес и пророчеств, связанных с тайными знаками Змеи, Змееносца, Дракона (названия созвездий), описания геральдических знаков, содержащих изображения змей и т. д. Такой подход вполне соответствовал «книжному» характеру всей средневековой культуры.
Символическое содержание было присуще в той же мере и произведениям искусства, включавшим (вплоть до XVIIв.) четыре смысла — прямой, аллегорический (иносказательный), морально-назидательный и тайный. К числу важнейших символов относилось зеркало, сферическое на том уровне техники — как око, направленное сразу во внешний и внутренний мир. Вот почему разбитое зеркало означало разрушение этой связи, смерть. Особый смысл имел также знак рыбы. Дело в том, что буквы греческого слова, обозначающего рыбу (IХ ), совпадают с первыми буквами выражения «Иисус Христос, Божий сын, Спаситель». Конечно, в этом угадывалось бесспорное знамение. Символ рыбы как тайный знак Христа находится на печатях и светильниках в римских катакомбах, где скрывались от преследований первые христиане. Они обозначали себя латинским словомpisciculli(рыбки), а купель для крещения называлась рiscina(букв. пруд для рыбы). Рыбам проповедовал Антоний Падуанский, Иону поглощает кит, известен также библейский сюжет «Чудесного улова рыбы», и т. д. (Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1997. С. 489.).
При таком подходе ученый, исследователь природы представлялся неким магом, чародеем, выявлявшим тайные знаки и предзнаменования (отсюда и вечные подозрения в связях с дьяволом, многие ученые были казнены именно по такому обвинению). Известен сюжет о незадачливом ученике, который хитростью выведал заклинание, заставлявшее вещи приходить в движение, но не мог их остановить, в ужасе наблюдая за тем, что они вытворяют (В ХХ в. на этот сюжет композитор П. Дюка написал очаровательное произведение «Ученик чародея»).
В течение тысячелетнего средневекового пути, шаг за шагом, отражая не только успехи наук, но и общие сдвиги в мировоззрении, замешенный на страхах, благоговейном доверии интерес к чудесам переосмысливался таким образом, что подлинным чудом являются размеренность и организованность мира, и такое «непрерывное чудо» значительно убедительней выражает божественное могущество и мудрость, чем отдельные непонятные чудеса. На смену раннесредневековому «Верую, ибо абсурдно» (Тертуллиан) пришло «Верую, чтобы уразуметь» (Ансельм Кентерберийский), а затем «Разумею, чтобы верить» (Абеляр). Концепция «двух истин» в конечном итоге также была выражением шагов этой эволюции.
Конечно, все эти «игры разума» происходили под бдительным контролем церкви. Так, в 1277 году парижский архиепископ Этьен Тампьеналожил запрет на 13 тезисов аристотелистско-аверроистского толка, приписываемыхСигеру Брабантскому. Самое интересно, однако, что осуждая положения о вечности мира, о влиянии на земные дела законов небесных тел, Э. Тампье в то же время допускал (вопреки Аристотелю) возможность движения всей совокупности небесных сфер, множество миров (за это пошел, гораздо позже, на костер Бруно). Это даже дало основание историку науки П. Дюгему назвать 1277 год «датой рождения современной науки». К важнейшим результатам приводил пересмотр аристотелевского деления движений на естественные и насильственные (как противоречащего христианской теологии, где все — от Бога). Тогда и механика предстает не как «искусство перехитрить природу», но как наука, подобная любой другой. Это, в частности, оправдывало эксперименты, которые до того рассматривались как дерзкий вызов.
Английские монахи-францисканцы Роберт Гроссетест(1175—1253) иРоджер Бэкон(1214—1292) ввели в исследование природыматематикуиэкспериментальный метод. Хотя и обсуждаясь в русле схоластики, результаты их экспериментов в значительной мере продвинули знания в области оптики — о природе зрения, света и цвета. В Оксфорде проводились исследования в областимеханики, в частности, относящиеся к ускоренному движению. Во ФранцииЖан Буридан(1297—1358) разработал концепциюимпетуса(импульса), аНиколас Орезм(1330—1382) выдвинул идеи, послужившие формированиюнебесной механики, пантеистических представлений о природе, характерных уже для эпохи Возрождения.
В позднем средневековье начинает возрождаться интерес к достижениям античной науки. Византийский просветитель Максим Плакуд(1260—1310) в работе «Счетное искусство по индийскому образцу» обосновывал использование так называемых арабских цифр (имеющих в действительности индийское происхождение). В Византии вэпоху Палеологов(1261—1465), называемую даже «Византийским Возрождением», появляются новые труды по астрономии, геометрии, тригонометрии, алгебре, геодезии и картографии. В них учитывались также достижения арабских и античных ученых. То же самое можно сказать о медицине, включавшей анатомию, философию, фармакологию (иатрохимию). Вплоть доXVIIв. использовалось руководство по фармакопее, составленное вXIIIв.Николаем Мирепзосом. Столь же популярными были «История Земли» и «Всеобщая география», написанные вXIIIв.Никифором Влеммидом. Еще раньше, вXIв.,Михаил Пселл составил «Хронографию», жизнеописание императоров. ДоXVIв. использовался составленный им «Квадривиум», руководство, объединяющее знания в области математики, астрономии и музыки.
Значительный импульс развитию науки предоставляли практические запросы, характер которых также менялся соответственно общим социокультурным изменениям. В VI—VIIвв. практические успехи были достигнуты в (ал) химии — в изготовлении красок, в концеVIIв. византийцы изобрели «греческий огонь» — зажигательную смесь, которая горела даже в воде, что давало большое преимущество в морских сражениях, а также осаде крепостей. ВIXв.Лев Математикусовершенствовалсветовой телеграф. Европейцам, незнакомым с порохом и бумагой, пришлось изобретать их заново, вслед за китайцами.
К концу средневековья нараставшие общественные потребности привели к изобретению очков, стеклянного зеркала, механических часовс боем. В торговых операциях использовалсявексель, сооружались шлюзы на реках, додумались досоленияселедок. В 1260—1295 гг. совершил свои путешествия в ИндиюМарко Поло.
- Вардан Григорьевич торосян
- Культурология
- История мировой и отечественной культуры
- Аннотация
- Оглавление
- Предисловие
- Часть первая. Теоретическая культурология.
- Структура культуры
- Функции культуры
- Культура и цивилизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Концепции культурологии в их исторической ретроспективе. Проблемы и перспективы культуры у просветителей
- Социокультурная история у Маркса
- Проблемы развития культуры в философии позитивизма
- Возникновение концепций культурно-исторических типов
- «Россия и Европа» в концепции н. Я. Данилевского и его последователей
- Концепции евразийства
- Концепции «заката культуры» (о. Шпенглер, ф. Ницше)
- Дальнейшее развитие концепций культурно-исторических типов. А. Вебер
- Концепция «Вызова-ответа» а. Тойнби
- Концепции культуры в российской общественной мысли первой половины хх века (п. Сорокин, н. Бердяев, п. Флоренский, г. Федотов, в. Вейдле, м. Бахтин)
- Культура как подавление естественного (з. Фрейд, к. Юнг, э. Фромм)
- Игровые концепции культуры (й. Хейзинга, э. Финк, х. Ортега-и-Гассет, г. Гессе)
- Проблемы культуры в философии экзистенциализма (м. Хайдеггер, к. Ясперс, а. Камю, ж.-п. Сартр)
- Религиозные концепции культуры в хх веке (а. Швейцер, п. Тиллих, р. Нибур, р. Гвардини)
- Культура в концепциях постмодернизма (р. Барт, м. Фуко, ж. Делез, ж. Деррида, ж. Лиотар, ж. Бодрийар, у. Эко)
- Тенденции и перспективы культуры в XXI веке. Культура как самоорганизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Часть вторая. Историческая культурология. Типологическая история мировых культур о принципах изложения культурной истории.
- Раздел 1. Первобытная культура Генезис культуры как антропосоциогенез
- Периодизация древнейшей культуры
- Жилища и погребения
- Архетипы культуры
- Духовная культура первобытной эпохи (мифология, искусство, мораль)
- Формы организации общественной жизни и естественноисторический характер их изменений
- Первобытные культуры в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел II. Культуры Древнего Востока Общие замечания
- Глава 1. Культура Древнего Египта Географические и временные границы
- Социальная основа культуры Древнего Египта
- Феномен пирамид
- Особенности духовной культуры Древнего Египта
- Эллинистический Египет
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Двуречья Географические и временные границы
- Шумеро-аккадская культура
- Вавилонская культура
- Культура Ассирии
- Культура Ирана
- Культурная экспансия Месопотамии в Израиль
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Индии Географические и временные границы
- Философско-религиозные основы индийской культуры
- Индийская мифология
- Художественная культура
- Проникновение в Индию эллинизма и ислама
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Китая Географические и временные границы
- Философские и религиозные основы китайской культурной традиции
- Китайская мифология
- Художественная культура. Наука
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Японская культура Особенности генезиса и развития
- Периодизация японской культурной истории
- Религиозные составляющие японской культурной традиции
- Японское отношение к природе и среде обитания
- Японская мифология
- Художественная культура Японии
- Особенности японского образования
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура арабского Востока Ареал и социокультурные предпосылки распространения ислама
- Коран как свод исламской культуры
- Художественная культура Арабского Востока
- Наука и образование
- Ислам в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел III. Европейская культура Общие замечания
- Глава 1. Античная культура Содержание понятия «античность»
- Периодизация античности
- Античная мифология
- Древнегреческая философия
- Образование и воспитание в античности.
- Достижения науки и техники
- Художественная культура античности
- Культура Древнего Рима
- Зарождение христианства
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Средневековая культура Временные и географические границы Средневековья
- Социокультурные особенности Средних веков
- «Символ веры» и раскол церкви
- Христианская религия как доминанта средневековой культуры
- Средневековое отношение к античности
- Средневековые теология и философия
- Особенности научного познания в эпоху Средневековья
- Средневековое образование
- Художественная культура Средневековья
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Возрождения Особенности эпохи Возрождения
- Гуманизм Возрождения
- Религиозные движения эпохи Возрождения
- Возрождение в образовании
- Наука и техника эпохи Возрождения
- Художественная культура Возрождения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Нового времени и Просвещения «Знание-сила» и «Всем знать все обо всем».
- «Республика Ученых»
- Механико-математическое естествознание как идейная база Просвещения
- Энциклопедизм
- Образование и воспитание в эпоху Просвещения
- Стилевое и жанровое разнообразие художественной культуры Нового времени и Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Европейская культура XIX века Панорама духовной и социальной жизни XIX века
- Исчерпание классического естествознания: причины и последствия
- Философское мышление XIX века
- Образование в Европе XIX века
- «Типические характеры в типических обстоятельствах»
- Художественная культура XIX в.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура Европы в хх веке Социокультурная панорама хх века
- От классического естествознания — к неклассическому и постнеклассическому
- Хронология науки XX века в Нобелевских премиях.
- Философия и религия в Европе хх века
- Образование в Европе хх века
- Европейская художественная культура в хх веке
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел IV. Культуры американского континента
- Глава 1. Культуры коренного населения Америки Историко-географическая справка
- Культуры индейцев Северной Америки
- Культуры Мезоамерики
- Древние культуры Южной Америки
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Латинской Америки Историко-географическая справка
- Особенности латиноамериканской культуры в хх веке
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура сша XVII—XIX вв. Историко-географическое введение
- Философия и религия в период формирования сша и в XIX веке.
- Художественная культура сша XVII — XIX вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура сша в хх веке Путь, который выбрала Америка
- Американская философия в хх веке
- Место религии в американском образе жизни
- Американская наука в хх веке
- Образование и воспитание в сша хх века
- Двадцатый век в американской художественной культуре
- Культура досуга, отдыха и развлечений
- Особенности американской демократии на рубеже xх—XXI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел V. Русская культура Особенности исследования и освещения культурной истории России
- Глава 1. Культура древних славян «Откуда есть пошла…»
- Картина мира древних славян
- Обучение и воспитание в древней Руси
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Киевской Руси и вольных княжеств
- XII—XIII вв. Формирование Российской государственности
- Крещение Руси и его значение для славянских народов
- Создание письменности
- Первые образовательные книги и учреждения
- Место монастырей в истории русской культуры
- Художественная культура Киевской Руси
- Распад Киевской Руси
- Культура русских земель XII—XIII вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Московской Руси и России XVI века Выдвижение Москвы в столицу земли Русской
- Рост национального самосознания на рубеже XIV—XV веков
- Место религии в русской культуре XV века
- Образование и наука на Руси XV—XVI веков
- Русская художественная культура XIV—XVI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура России XVII века «Изменение вещем»
- Вера в «доброго царя» и самозванство как социокультурные феномены российской истории
- Церковный раскол и его социально-культурные последствия
- Особенности русской художественной культуры в XVII веке
- Образование и наука в России XVII века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Российское просвещение «Окно в Европу»
- «Просвещение Петрово»
- Учреждение российских академий и университетов
- «Просвещенный абсолютизм» в России
- Просветители России XVIII века
- Достижения российской науки и техники XVIII века
- Художественная культура Российского Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Русская культура XIX века «Дней Александра прекрасное начало»
- Поиски «национальной идеи» для России XIX века
- Изменения в общественной жизни и общественной мысли России во второй половине XIX века
- Российское образование в XIX веке
- Научные открытия и технические изобретения
- Художественная культура России XIX века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература:
- Глава 7. «Серебряный век» русской культуры Серебряное сияние и его темные тени
- Позиция русской интеллигенции в духовных метаниях рубежа XIX—XX вв.
- Философские и религиозные поиски «Серебряного века»
- Образование в России рубежа XIX—XX вв.
- Художественная культура «Серебряного века»
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 8. Советская культура Взгляд на советскую историю из XXI века
- Политика советского государства в области культуры
- Советское образование и воспитание
- Советская наука и техника
- Советская художественная культура
- Особенности культуры России после распада Советского Союза
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Заключение