Хронология науки XX века в Нобелевских премиях.
Превосходным индикатором сдвигов в научном, и не только научном мышлении XXв. являютсяНобелевские премии. Когда шведский инженер и изобретатель Альфред Нобель (1833—1896) учредил премию, названную его именем и начавшую присуждаться с 1901 года, он поставил условие: ею должны отмечаться открытия, имеющие важнейшеепрактическое, а не только сугубо научное значение. Именно поэтому в список «нобелевских» наук попали физика и химия, позже медицина, еще позже экономика, но не математика, которая представлялась все же как своеобразное «искусство для искусства» (правда, злые языки утверждали, что математика попала в опалу из-за того, что жена Нобеля ушла от него к математику).
Как бы то ни было, если поначалу Нобелевские премии присуждались за открытия, имевшие безусловное и непосредственное практическое применение, то в конце XXв. их удостаивались все чаще открытияконцептуального, фундаментального характера. В концеXXвека эта солидная во всех отношениях (в том числе и материальном — ныне она достигает 1 млн. долларов), премия была присуждена бельгийскому физхимику, выходцу из РоссииИлье Пригожину(1917—2003) именно за концептуальное открытие — разработку основ концепции самоорганизации, в 1975г. ее лауреатом стал эмигрировавший из СССР в СШАЛ. В. Канторович(1912—1986) — за приложение математических моделей к анализу экономических процессов и управление ими.
Показательно в этом смысле, что Эйнштейн получил Нобелевскую премию не за создание теории относительности (не имеющий практического применения!), а за исследования в области фотоэффекта. Первым Нобелевским лауреатом по физике в 1901 году стал Конрад Рентгенза открытиеX-лучей (так он назвал их сам), в ближайшие последующие годы премии по физике и химии вручались за исследования радиоактивности (Э. Резерфорд, А. Беккерель, П. Кюри, М. Склодовская-Кюри). В 1908 году лауреатом стал французГ. Липпманза исследования в области цветной фотографии, в 1909 г. итальянецГ. Маркони— за беспроволочный телеграф (наш же А. Попов, создавший его раньше, не догадался его запатентовать). В 1911 г. голландецГ. Камерлин-Онесоткрыл сверхпроводимость (премия 1913 года).
Нобелевские премии по медицине в начале века получили И. И. Павлов— за открытие взаимосвязи физиологических и психических процессов в организме,И. Мечников— за исследования в области иммунитета,Р. Кох— за исследования туберкулеза, французА. Каррель— за методы сшивания сосудов, французЖ. Рише— за открытие анафилактического шока.
Только в 1918 г. Нобелевская премия была присуждена (требовалось время для осмысления) М. Планку, лишь в 1922 г. ее получилН. Бор, в 1929 г. — де Бройль, в 1932 г. — В. Гейзенберг. Из довоенных Нобелевских премий отметим еще: за открытие нейтронов (Дж. Чедвик, премия 1935 г.), синтез радиоактивных элементов (1935, Ф. и П. Жолио-Кюри), открытие искусственной радиоактивности (1938, Э. Ферми). Тогда же Эйнштейн выступил с воззванием к физикам всего мира временно прекратить исследования в этой области.
К наиболее выдающимся успехам медицины в этот же период относятся открытие инсулина (1923), витаминов (1928), коэнзимов (1929), групп крови (1930), работы Э. ЭдрианаиЧ. Шеррингтонапо физиологии центральной нервной системы, открытие пенициллина (1945), спасшее тысячи жизней на войне. В том же 1945 г. впервые было испытано оружие массового поражения невиданной силы — американские атомные бомбы были сброшены на японские города Хиросима и Нагасаки.
В 1948 г. был сконструирован транзистор (в США), но Нобелевской премией это было отмечено лишь в 1956 г. В том же 1948 г. Д. Габорв Лондонском университете сформулировал принципы голографии, премия же досталась ему лишь в 1971 г. В том же 1948 г. было открыто действие ДДТ на насекомых, и тогда никто еще не предполагал, что вред от него значительно будет превышать пользу. В 1950 г. были синтезированы пластмассы, в 1952 г. телефонная компанияBellвыпустила первые солнечные батареи, нашедшие практическое применение. В том же году американский биохимикДж. Уотсони английский физикФ. Крикв Кембриджском университете (Англия) открыли структуру ДНК (премия 1962 г.). В том же 1952 г. впервые покорилась восходителям высочайшая вершина мира — Эверест.
В 1856 г. Нобелевской премией отмечаются исследования полупроводников и создание транзисторов. В 1957 г. 18 немецких физиков-ядерщиков во главе с Отто Ганномопубликовали «Гёттингенский манифест», в котором заявили о своем отказе от участия в изготовлении, испытаниях и применении ядерного оружия, а в 1958 году по инициативе американцаЛайнуса Полингаподобное воззвание подписали 11 000 ученых. В 1959 г. в СССР был запущен искусственный спутник Земли, а в 1961 г. полетел в космосЮрий Гагарин. Когда Н. С. Хрущева спросили, кого следует за это представить к Нобелевской премии, тот ответил: «Весь советский народ».
В 1960 г. были отмечены радиоуглеродный метод обнаружения возраста археологических находок, а также клонально-селекционная теория иммунитета. В 1964 г. Нобелевская премия в физике была присуждена за создание лазеров, в 1965 г. в США была произведена расшифровка генетического кода (премия 1968 г.). В 1967 г. К. Барнардв ЮАР впервые осуществил пересадку человеческого сердца. В 1969 г. были отмечены основатели эконометрии — приложения динамических моделей к анализу экономических процессов, а также теория кварков — элементарных частиц с дробным зарядом. В 1973 г. лауреатом стал основатель этологии, австрийский биолог К. Лоренц, в 1974 г. было отмечено открытие пульсаров, внесшее новые детали в картину Вселенной. В 1974 г. наIМеждународной конференции по этическим проблемам молекулярной биологии и генной инженерии в США был провозглашен всемирный мораторий на все опыты с рекомбинацией генетического материала. Вскоре после этого, однако, опыты по клонированию пошли полным ходом, в 90-е гг. в Британии была клонирована овечка Долли, которую пришлось усыпить в 2003 г.
Последняя четверть ХХ века прошла под знаком компьютерных технологий, где тон задавали американцы. В этот период подавляющее число Нобелевских премий доставалось ученым США, что вполне объяснимо. В XXIвек мировая наука вступает с удивительными открытиями — с новыми перспективами и новыми угрозами для человечества.
- Вардан Григорьевич торосян
- Культурология
- История мировой и отечественной культуры
- Аннотация
- Оглавление
- Предисловие
- Часть первая. Теоретическая культурология.
- Структура культуры
- Функции культуры
- Культура и цивилизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Концепции культурологии в их исторической ретроспективе. Проблемы и перспективы культуры у просветителей
- Социокультурная история у Маркса
- Проблемы развития культуры в философии позитивизма
- Возникновение концепций культурно-исторических типов
- «Россия и Европа» в концепции н. Я. Данилевского и его последователей
- Концепции евразийства
- Концепции «заката культуры» (о. Шпенглер, ф. Ницше)
- Дальнейшее развитие концепций культурно-исторических типов. А. Вебер
- Концепция «Вызова-ответа» а. Тойнби
- Концепции культуры в российской общественной мысли первой половины хх века (п. Сорокин, н. Бердяев, п. Флоренский, г. Федотов, в. Вейдле, м. Бахтин)
- Культура как подавление естественного (з. Фрейд, к. Юнг, э. Фромм)
- Игровые концепции культуры (й. Хейзинга, э. Финк, х. Ортега-и-Гассет, г. Гессе)
- Проблемы культуры в философии экзистенциализма (м. Хайдеггер, к. Ясперс, а. Камю, ж.-п. Сартр)
- Религиозные концепции культуры в хх веке (а. Швейцер, п. Тиллих, р. Нибур, р. Гвардини)
- Культура в концепциях постмодернизма (р. Барт, м. Фуко, ж. Делез, ж. Деррида, ж. Лиотар, ж. Бодрийар, у. Эко)
- Тенденции и перспективы культуры в XXI веке. Культура как самоорганизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Часть вторая. Историческая культурология. Типологическая история мировых культур о принципах изложения культурной истории.
- Раздел 1. Первобытная культура Генезис культуры как антропосоциогенез
- Периодизация древнейшей культуры
- Жилища и погребения
- Архетипы культуры
- Духовная культура первобытной эпохи (мифология, искусство, мораль)
- Формы организации общественной жизни и естественноисторический характер их изменений
- Первобытные культуры в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел II. Культуры Древнего Востока Общие замечания
- Глава 1. Культура Древнего Египта Географические и временные границы
- Социальная основа культуры Древнего Египта
- Феномен пирамид
- Особенности духовной культуры Древнего Египта
- Эллинистический Египет
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Двуречья Географические и временные границы
- Шумеро-аккадская культура
- Вавилонская культура
- Культура Ассирии
- Культура Ирана
- Культурная экспансия Месопотамии в Израиль
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Индии Географические и временные границы
- Философско-религиозные основы индийской культуры
- Индийская мифология
- Художественная культура
- Проникновение в Индию эллинизма и ислама
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Китая Географические и временные границы
- Философские и религиозные основы китайской культурной традиции
- Китайская мифология
- Художественная культура. Наука
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Японская культура Особенности генезиса и развития
- Периодизация японской культурной истории
- Религиозные составляющие японской культурной традиции
- Японское отношение к природе и среде обитания
- Японская мифология
- Художественная культура Японии
- Особенности японского образования
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура арабского Востока Ареал и социокультурные предпосылки распространения ислама
- Коран как свод исламской культуры
- Художественная культура Арабского Востока
- Наука и образование
- Ислам в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел III. Европейская культура Общие замечания
- Глава 1. Античная культура Содержание понятия «античность»
- Периодизация античности
- Античная мифология
- Древнегреческая философия
- Образование и воспитание в античности.
- Достижения науки и техники
- Художественная культура античности
- Культура Древнего Рима
- Зарождение христианства
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Средневековая культура Временные и географические границы Средневековья
- Социокультурные особенности Средних веков
- «Символ веры» и раскол церкви
- Христианская религия как доминанта средневековой культуры
- Средневековое отношение к античности
- Средневековые теология и философия
- Особенности научного познания в эпоху Средневековья
- Средневековое образование
- Художественная культура Средневековья
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Возрождения Особенности эпохи Возрождения
- Гуманизм Возрождения
- Религиозные движения эпохи Возрождения
- Возрождение в образовании
- Наука и техника эпохи Возрождения
- Художественная культура Возрождения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Нового времени и Просвещения «Знание-сила» и «Всем знать все обо всем».
- «Республика Ученых»
- Механико-математическое естествознание как идейная база Просвещения
- Энциклопедизм
- Образование и воспитание в эпоху Просвещения
- Стилевое и жанровое разнообразие художественной культуры Нового времени и Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Европейская культура XIX века Панорама духовной и социальной жизни XIX века
- Исчерпание классического естествознания: причины и последствия
- Философское мышление XIX века
- Образование в Европе XIX века
- «Типические характеры в типических обстоятельствах»
- Художественная культура XIX в.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура Европы в хх веке Социокультурная панорама хх века
- От классического естествознания — к неклассическому и постнеклассическому
- Хронология науки XX века в Нобелевских премиях.
- Философия и религия в Европе хх века
- Образование в Европе хх века
- Европейская художественная культура в хх веке
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел IV. Культуры американского континента
- Глава 1. Культуры коренного населения Америки Историко-географическая справка
- Культуры индейцев Северной Америки
- Культуры Мезоамерики
- Древние культуры Южной Америки
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Латинской Америки Историко-географическая справка
- Особенности латиноамериканской культуры в хх веке
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура сша XVII—XIX вв. Историко-географическое введение
- Философия и религия в период формирования сша и в XIX веке.
- Художественная культура сша XVII — XIX вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура сша в хх веке Путь, который выбрала Америка
- Американская философия в хх веке
- Место религии в американском образе жизни
- Американская наука в хх веке
- Образование и воспитание в сша хх века
- Двадцатый век в американской художественной культуре
- Культура досуга, отдыха и развлечений
- Особенности американской демократии на рубеже xх—XXI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел V. Русская культура Особенности исследования и освещения культурной истории России
- Глава 1. Культура древних славян «Откуда есть пошла…»
- Картина мира древних славян
- Обучение и воспитание в древней Руси
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Киевской Руси и вольных княжеств
- XII—XIII вв. Формирование Российской государственности
- Крещение Руси и его значение для славянских народов
- Создание письменности
- Первые образовательные книги и учреждения
- Место монастырей в истории русской культуры
- Художественная культура Киевской Руси
- Распад Киевской Руси
- Культура русских земель XII—XIII вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Московской Руси и России XVI века Выдвижение Москвы в столицу земли Русской
- Рост национального самосознания на рубеже XIV—XV веков
- Место религии в русской культуре XV века
- Образование и наука на Руси XV—XVI веков
- Русская художественная культура XIV—XVI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура России XVII века «Изменение вещем»
- Вера в «доброго царя» и самозванство как социокультурные феномены российской истории
- Церковный раскол и его социально-культурные последствия
- Особенности русской художественной культуры в XVII веке
- Образование и наука в России XVII века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Российское просвещение «Окно в Европу»
- «Просвещение Петрово»
- Учреждение российских академий и университетов
- «Просвещенный абсолютизм» в России
- Просветители России XVIII века
- Достижения российской науки и техники XVIII века
- Художественная культура Российского Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Русская культура XIX века «Дней Александра прекрасное начало»
- Поиски «национальной идеи» для России XIX века
- Изменения в общественной жизни и общественной мысли России во второй половине XIX века
- Российское образование в XIX веке
- Научные открытия и технические изобретения
- Художественная культура России XIX века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература:
- Глава 7. «Серебряный век» русской культуры Серебряное сияние и его темные тени
- Позиция русской интеллигенции в духовных метаниях рубежа XIX—XX вв.
- Философские и религиозные поиски «Серебряного века»
- Образование в России рубежа XIX—XX вв.
- Художественная культура «Серебряного века»
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 8. Советская культура Взгляд на советскую историю из XXI века
- Политика советского государства в области культуры
- Советское образование и воспитание
- Советская наука и техника
- Советская художественная культура
- Особенности культуры России после распада Советского Союза
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Заключение