logo
Торосян_Культурология

Культура Древнего Рима

Государства, возникшие на поздней, эллинистической стадии истории Древней Греции, просуществовали недолго. Во II—Iвв. до н. э. большинство из них было завоеваноРимом. С тех пор центром античной культуры становится Апеннинский полуостров (где расположена современная Италия). Общая же протяженность римского государства была превосходящей воображение. В эпоху империи в ее состав входили Северная Африка (включая Египет и современный Тунис), острова Средиземноморья, на Востоке — территории современных Греции, Македонии, Болгарии, Турции, частично Ирака, Сирии, Ирана, Азербайджана, Армении, Грузии. Севернее и западнее Италии, Риму принадлежали современные Франция, Испания (лат. — удаленная), Англия (Альбион). Известно также, что греческие поселения (перешедшие к Риму) находились на территории нашей Кубани (Горгиппия) и Крыма (Херсонес, Понтикапей). К берегам Колхиды (нынешней Грузии) плыли зазолотым руномлегендарныеаргонавты. Эти земли, разделенные на 50 провинций, «поместий римского народа», управлялись наместниками императора, платя налоги, устанавливаемые на 15-летний срок.

Унаследовав (точнее захватив) и расширив территорию Древней Греции, Рим унаследовал также ее культуру, вместе с тем значительно преобразив ее.

Первыми, кто на Апеннинах испытал влияние греков, были этруски, народ, чье происхождение не слишком ясно до сих пор. Не расшифрован и их язык. Светловолосые, голубоглазые, слегка горбоносые, не похожие ни на итальянцев, ни на североевропейцев, потомки этрусков и сейчас изредка встречаются в Италии, словно сойдя с древних ваз. В I тысячелетии до н. э. уже этруски создали федерацию городов-государств. Их города, с каменными зданиями и стенами, также отличались четкой планировкой улиц, перпендикулярных друг другу и ориентированных по сторонам света. Этруски первыми стали возводить купольные своды, опирающиеся на клиновидные балки. Именно этруски прославилисьпортретом, который известен сегодня под названиемримского. Этруски же передали римлянам цифры, опять же известные как римские. Переняв многие черты греческой культуры, включая мифологию и религию, этруски передали ее италийским городам.

История Рима, крупнейшего из них, отсчитывается с 753 г. до н. э. По преданию, основателей городаРомулаиРемавскормилакапитолийская волчица, особо почитаемая среди других животных. Предание говорит также о том, что Рим возник благодаря беглецам из разрушенной ахейцами Трои, которые «сожгли свои корабли», чтобы поселиться на семи холмах рядом с этрусками, латинами и сабинами. Сохранились сведения, что из семи царей, правивших в Риме, три последних были этрусского происхождения. При них город был обнесен каменной стеной, проведенаканализация, построен первыйгладиаторский цирк.

Конец этрусской истории Рима относят к 510 г. до н. э., когда был свергнут народным восстанием последний из его царей, Тарквиний Гордый (534/533—510/509). После этого Рим становится республикой с весьма жесткой формой рабовладения, начав широкую экспансию на соседние регионы.

Вскоре последовал захват греческих городов Южной Италии, а затем и вовсе превращение Греции и Македонии в римские провинции. Победой закончилась и затяжная война Рима с Карфагеном. Подчинив себе греков, римляне подчинились их культуре, значительно более высокой. Правда, римские боги, сохранив все от греческих, получили новые имена. Зевс стал Юпитером, Посейдон —Нептуном, Аид —Плутоном, Арес —Марсом, Гера —Юноной, Афина —Минервой, Гефест —Вулканом, Гермес —Меркурием, Артемида —Дианой. Не нашлось преемника Аполлону, культ которого был перенят гораздо раньше, вVв. до н. э. Зато появилось новое, весьма почитаемое в Риме божество — двуликийЯнус, одно лицо которого было доброжелательным и открытым, второе — грозным и темным, одно обращено в прошлое, другое — в будущее. Янус был божеством входов и выходов, изображаясь с ключами от Нового года, который он отпирал рукой с 365 пальцами. Появилось и множество богов с узкими функциями:Веруактор(ведающий пропашкой),Репаратор— обновитель,Иппорциатор— создающий борозды и т. д. Были также бог первого детского крика, первого произнесенного слова, отнятия младенца от груди…

Римляне возводили храмы Победе (Виктории), Удаче (Фортуне), Страху (Pavor), богиням силы (Valentia), Справедливости (Justitia), Верности (Fides), Согласия (Concordia). Необычную роль в римском пантеоне богов выполнялГений, символизирующий вдохновение и стремления.

Под сильным влиянием Греции развивалась и римская литература. Первыми книгами на латинском языке оказались переводы с греческого, первым римским поэтом стал вольноотпущенный греческий рабЛивий Андроник, создавший поэтические переводы «Одиссеи», греческих трагедий и комедий. Он же писал музыку и руководил хором. В Риме хоровое пение постепенно уступило место сольному.

Подлинно римским писателем может считаться Плавт(сер.IIIв. — 184 до н. э.), автор 130 комедий на сочном латинском языке и с сочным простоватым римским юмором. В них герои с греческими именами переносят в греческие по названиям города римские реалии. Большой популярностью пользовались также комедииТеренция(ок. 195—159).

К Iв. до н. э. относится возникновение римскойпоэзии. Мастером лирической поэзии был Катулл (ок. 87—ок. 54). Особое место принадлежит изложенному в поэтической форме философскому произведению «О природе вещей», в которойТит Лукреций Кар(1-я пол.Iв. до н. э.) излагает учение Эпикура, дает новые обоснования атомистической теории. «Только в луче солнечного света нам становятся видимы многочисленные мельчайшие пылинки, подобно этому свет разума высвечивает атомы», — говорится в поэме Лукреция.

Славу римской литературе принесли поэты Вергилий(70—19 гг. до н. э.) — поэмой «Энеиды»,Гораций(65 г. до н. э. — 8 н. э.),Овидий Назон(43 г. до н. э. — 18 н. э.), автор «Метаморфоз»,Апулей(р. 124 г. н. э.), автор «Золотого осла»,Петроний(?—66 г. н. э.),Лукиан(120—190 гг.).

Первое прозаическое произведение на латыни — труд Катона Старшего(243—149) «О сельском хозяйстве». Он же затем написал «Историю Рима». «Историю Рима от основания города» проследилТит Ливий(59 до н. э. — 17 н. э.). Здесь, в частности, описывается, как первые римляне для пополнения женского населения города захватывали сабинянок, которые, как оказалось, не слишком этому противились. Их именами были названы 30 курий (родовых политических объединений Рима), а сыны их стали именоватьсяпатрициями, то есть имеющими отцов. Рожденные же позже были ужеплебеями— безотцовщиной. В Риме же возникло понятиепролетариат(отproles— обладающие только потомством). Борьба патрициев и плебеев длительное время определяла историю Рима.

Значительные труды в области историографиисоздали такжеПлиний Старший, Иосиф Флавий, Тацит(ок. 58 — ок. 117). В равной мере греческим и римским историком считаетсяПлутарх(род. в 40-х гг.Iв. н. э. — ум. в промежутке 140—150 гг.), автор «Сравнительных жизнеописаний» Александра и Цезаря, Демосфена и Цицерона, «Наставлений» — «В государственных делах», «Супругам», «О болтливости», «О сребролюбии», «О любопытстве». Автором своеобразной историко-географически-религиозной энциклопедии, «Древности дел божеских и человеческих» былВаррон(116—27 гг. до н. э.).

Римская философия в наибольшей степени унаследовала эпикуреизмистоицизм. Основными представителями последнего былиСенека(ок 4 до н. э. — 65 н. э.), автор «Нравственных писем к Луцилию» и «Естественно-научных вопросов», и император-философМарк Аврелий(121—180), автор знаменитых «Размышлений». К философам в полной мере может быть отнесен и живший раньше нихЦицерон(106—43), выдающийся государственный деятель, юрист, писатель, знаменитый оратор.

Следует заметить, что римская философия, даже в наиболее выдающихся своих образцах в лучшем случае следовала древнегреческой, в какой-то степени продолжала или возрождала некоторые ее идеи (атомизма, гуманизма), не создав, однако, ничего действительно нового. Объяснение этому следует искать прежде всего в отчетливо практической направленностиримской культуры, подчеркнутым образом отмежевывающейся от греческой созерцательности, абстрактной утонченности греческого мышления. В этом смысле вполне характерна та метаморфоза, которую претерпели в Риме «Семь свободных искусств». Если вIв. сохранились все семь, с добавлением архитектуры и медицины, то затем стали беспощадно исключаться изящные искусства, «побуждающие скорее мечтать, чем действовать». Девизом образования стала «польза», причем скорее в узко-практическом смысле — обеспечения военной и политической карьеры. КVвеку даже медицина и архитектура были исключены из списка основных дисциплин. Риторические диспуты, внешне сохраняя форму греческих, могли сделать темой прославление… мухи. Основной подготовкой становилась военная, проводимая в легионах. Ремесло педагога стало считаться даже унизительным.

К этому Рим пришел уже в эпоху неминуемого кризиса, в период же расцвета империи большое значение придавалось государственной системе образования, обосновывалась идея высшего образования.

Выдающимся достижением римской культуры явилось право. Древнейший письменный свод римского права — «Законы 12 таблиц» возник уже вVв. до н. э. (451—450 гг.). Плита с их текстом была уничтожена при нападении галлов на Рим в 387 г. до н. э. Тем не менее уже воIIв. до н. э. появились серьезные исследования в области юриспруденции, вIв. до н. э. существовала в значительном количестве юридическая литература. ВVIв. нашей эры римское право окончательно оформилось в виде «Свода гражданского права» (Corpusjuriscivilis), созданного при византийском императореЮстиниане I. Этот универсальный и тщательно разработанный свод и сейчас лежит в основе наиболее развитых правовых систем.

Практицизмримской культуры нашел выражение в интенсивном развитиинаукиитехники. Центрами науки были Рим, Афины, Александрия, Карфаген. Появились серьезные трактаты-исследования в области географии (Страбона,Птолемея), сводом знаний в географии, ботаники, зоологии, минералографии была «Естественная история»Плиния Старшего(23/24—79). Знаменитым врачом былГален(130—200), производивший опыты по изучению дыхания, деятельности головного и спинного мозга. Непререкаемый авторитет на века приобрела геоцентрическая системаПтолемея.

Исключительные успехи были достигнуты в градостроении. Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы, широко применяя столбы, арки и своды, уже воII—Iвв. до н. э. стал применятьсябетон. Римские мосты и дороги сохранились по сей день во многих странах мира. Поэт не преувеличивал, когда писал, что «в наши дни вошел водопровод, сработанный рабами Рима». По технически совершенной системеакведуковчистейшая вода самотеком поступала в Рим. Рим и сегодня — один из немногих городов мира, где воду (холодную и вкусную) можно пить прямо из фонтанчиков, повсеместно установленных в городе. Дно фонтана Треви постоянно усеяно монетками туристов, которые хотят верить, что они вновь приведут их в этот удивительный город. В Риме действовали общественные бани —термы.

Поразительна и архитектураВечного города. Рим совсем не похож на другие итальянские города — больше всего потому, что его архитектура изначально была призвана подавлять человека, подчеркивать его ничтожество. Даже сейчас становится не по себе на арене и трибунах развалившегося и растасканного по камнямКолизея. Можно представить, что испытывали рабы, бившиеся насмерть на его арене, и какие дикие страсти кипели на его трибунах. «Хлеба и зрелищ» — вот что нужно было плебсу, как это заметил Цицерон. Колизей, между тем, вмещал 50 тысяч зрителей, намного меньше 185 тысяч не сохранившегося вовсеБольшого Цирка(CircusMaximus). Гладиаторские бои стали практиковаться в Риме с 264 г. до н. э. как подражание этрусским похоронным обрядам с обязательными жертвоприношениями, и лишь позже превратились в дикое развлечение.

Одновременно с Колизеем (I—IIвв. н. э.) был построен также грандиозныйПантеон, Храм Всех богов, купол которого имеет в диаметре 43,5 м. Большого размаха достигло возведениетриумфальных арокиколонн, впечатляющих даже своими руинами. Их строительство преследовало прежде всего политические цели, подчеркивая могущество Рима. Так, 30-метровая колонна императора Траяна дополнялась спиралевидным фризом длиной в 200 (!) метров с изображением его подвигов. Характерно, что архитектуру в подобном духе пытался возродить в ХХ в. главарь итальянских фашистов Б. Муссолини.

Победителям в военных походах сенатом назначался «триумф» (если уничтожено было более 5 тысяч солдат противника). ИмператораТита Флавия Веспассиана(39—81), покорителя Иудеи и разрушителя Иерусалима, встречала 100-тысячная толпа восторженных римлян, триумфа удостоился иЮлий Цезарь. Триумфальные шествия направлялись кКапитолию— стоящему на холме культовому центру Рима с храмом трех богов. Вслед за сенаторами везли военныетрофеитриумфатора, а уже за ними следовал на колеснице одетый в пурпур с золотом, с лавровым венком на голове сам герой. Менее впечатляющие победы отмечались «малым триумфом» —овацией.

Даже скульптураипортрет, где римское искусство достигло подлинных художественных высот, в наибольшей степени были направлены на прославление Рима и его выдающихся граждан —полководцев, правителей, философов. Превосходны в этом роде бюсты Цезаря и Цицерона, скульптурные портреты «Брут», «Оратор». Достоянием мировой культуры являются образцы римской живописи и мозаики, сохранившиеся под многометровым слоем пепла в городахПомпея, Геркуланум, Стабия, погибших при извержении Везувия в 76 г. н. э.

Государство, делающее упор на завоевания, обречено на разрушение. В конце IIвека н. э. в Риме начинается всеохватывающий и непреодолимыйкризис. Бурный технологический рост сопровождался столь же стремительным нравственным упадком. Неистовые оргии составляли образ жизни не только извращенных деспотов-правителей —Калигулы, Нерона, Суллы, но и большинства патрициев. Пошатнулось и военное, и политическое могущество Рима. После смерти императора Феодосия в 395 году произошел распад Рима наЗападную(павшую уже в 476 г.) иВосточную,Византийскуюимперию, просуществовавшую до захвата Константинополя турками в 1453 г. Наследницей первой из них провозгласила себя, уже в 962 г., так называемая Священная Римская империя, во главе с германским королем ОтономI. В большей степени преемницей античной культурной традиции стала Византия, сумевшая привить ее кхристианской религии.