Философское мышление XIX века
Барометром, а еще и катализатором общественной атмосферы XIXв. оказаласьфилософия. Исключительным явлением началаXIXв. сталанемецкая классическая философия, в лицеИммануила Канта(1724—1804),Иоганна Готлиба Фихте(1762—1814),Георга Вильгельма Фридриха Гегеля(1770—1831),Фридриха Вильгельма Шеллинга(1775—1854),Людвига Фейербаха(1804—1872). Замечено, что, хотя, конечно, широкая общественность мало была знакома с философией Канта и Гегеля, однако мало кто оказал столь большое влияние на умы в первой половинеXIXв. — пусть даже опосредованно, через других просвещенных людей эпохи, подхвативших многие их идеи.
Нетрудно заметить, что практически вся деятельность Канта пришлась на вторую половину XVIIIв., в какой-то степени это можно сказать и о Фихте. Однако в историко-философской традиции они не могут быть отделены и от философииXIXвека. Немецкая классическая философия заслужила это название действительно классичностью постановки проблем и подходов к их решениям. Кроме того, проблемы, поднятые Кантом, проходят через весьXIXв., а подход к их решению по-настоящему мог быть оценен уже только в начале ХХ в. Это относится в первую очередь к теории познания, к тем ее особенностям, которые отчетливо проявились в связи с революцией в естествознании на рубежеXIX—XXвеков. Столь же глубоко Кантом разрабатывались проблемы социальной философии, этики, эстетики, образования.
Кант вовсе не разделял иллюзий об исправлении человеческой природы. Он видел и другое: «Люди, столь же кроткие, как овцы, которых они пасут, вряд ли сделали бы свое существование более достойным, чем существование домашних животных. Поэтому да будет благословенна природа за неуживчивость, за завистливо соперничающее тщеславие, за ненасытную жажду обладать и господствовать! Без них все превосходные природные задатки человечества остались бы навсегда неразвитыми. Человек хочет согласия, но природа лучше знает, что для его рода хорошо, и она хочет раздора» (Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Соч. М., 1966. Т. 6. С. 22). Это наблюдение немецкого философа вполне соответствовало реалиям мира, в котором он жил, и вполне укладывалось бы в идеологию бурно нарастающего капитализма. Однако философ далек от иллюзий и на этот счет.
Прослеживая всю историю человечества, Кант выделяет в ней роль морали, которая позволяла человеку подниматься над животными инстинктами в разрушительной форме. «Две вещи наполняют душу все новым и все большим удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них — это звездное небо над головой и моральный закон во мне», — писал Кант. Человек есть житель как бы двух миров: чувственно воспринимаемого, в котором он как чувственное существо подчинен законам природы — и умопостигаемого, где он «свободно подчиняет себя закону разума», нравственному закону. Если в природном мире любое явление имеет причину в каком-то другом явлении, то принцип «мира свободы», по Канту, гласит: разумное существо есть цель сама по себе, к нему нельзя относиться как к средству для чего-то другого: «Во всем сотворенном все, что угодно и для чего угодно может быть употреблено всего лишь как средство; только человек, а с ним каждое разумное существо естьцель сама по себе» (Кант И. Т. 4. Ч. 1. С. 414).
Преобладание разумного начала в человеке — это не просто прекрасно-душный призыв, это настоятельная, насущная необходимость, позволяющая человеку реализовать себя, а человеческому роду — сохраниться и развиваться в культурных свершениях. Для того, чтобы это стало возможным, необходимо соответствующее образование и воспитание, в том числе самовоспитание: «Человек может стать человеком только через воспитание. Он — то, что делает из него воспитание». Именно в воспитании видел Кант «величайшую тайну усовершенствования природы».
Во многом близкую позицию в этих вопросах занимал Гегель. Рассматривая мир как «инобытие Абсолютного духа», его диалектическое воплощение в мире природном и общественном (а также мире наших идей, благодаря развитию которых мы постигаем мир), Гегель видел в любых поворотах истории своеобразную «хитрость мирового духа». Получается, по Гегелю, что «Все действительное разумно, а все разумное действительно». Это положение немецкого философа-идеалиста вызвало много нареканий: «Неужели разумна прогнившая прусская монархия, разумны войны?»
Неоднозначно относясь к Гегелю и классической немецкой философии в целом, представитель немецкой философии уже второй половины XIXв., Ф. Энгельс здесь как раз поддерживает идеалиста Гегеля. В работе «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии» Энгельс дает следующее пояснение: «Недоразумение возникает, если отождествляются понятия действительности и существования. Между тем не все существующее действительно, то есть обладает действием». Нечто может еще продолжать существование, но уже утратив действительность, способность к действию. В таком случае оно обречено прекратить и существование, уйти с исторической сцены — будь то форма общественной жизни, совокупность научных идей и т. д. Другими словами, можно сказать, что нечто теряет свою действительность (а затем и существование), потеряв свою разумность, то есть соответствие объективной логике развития. С другой стороны, нечто, являясь разумным, соответствующим объективным реалиям, имеет все предпосылки действительности, приобретает жизненность. Сам Гегель метко заметил по поводу смены идей: «Они приходят как ересь, а уходят как предрассудок».
Важнейшей особенностью диалектики Гегеля была ее «консервативная сторона» (отconserve— сохранять). По Гегелю, любое отрицание предшествующего оказывается жизненным лишь тогда, когда не уничтожает старое, а вырастает из него, происходит как его диалектическое отрицание, что-то из него сохраняет, преобразовывая его.
Ф. Энгельс замечает и подлинное противоречие философии Гегеля — между его диалектическим методом и идеалистической системой. Идеализм исходных посылок Гегеля (мир как инобытие духа) приводит его к выводу, по существу, несовместимому с диалектикой— о том, что через своеобразную диалектическую триаду («тезис-антитезис-синтез») развитие придет к своему завершению, достижению идеала, будь то в развитии общества, научных или философских идей. Более того, подобно тому, как ученые концаXIXвека полагали, что пришла к завершению физика, Гегель аналогичным образом воспринимал собственную философию. Во многих чертах близким к идеалу представлялось ему и государственное устройство (с четко разработанной структурой и субординацией) Пруссии. Таким образом, даже величайший диалектик, Гегель, не избежал приверженности классическим идеалам окончательной, абсолютной, исчерпывающей истины.
Та же ограниченность оказалась свойственной к философии Л. Фейербаха. Резко критически относясь к идеализму Гегеля, Фейербах, по выражению Энгельса, «выбросил вместе с водой из ванны и ребенка». Дав материалистическое объяснение происхождению религии и ее социальной функции, Фейербах все же остался «идеалистом сверху», то есть в вопросе о роли идей в общественном развитии. Он, как и многие предшествующие ему мыслители, верил в возможность идеи, способной исправить состояние общества. Скептически относясь к состоянию христианской религии в современном ему обществе (а вместе с тем считая религию необходимой), Фейербах поставил задачу создания новой религии, «религии любви», которая соответствовала бы «подлинной и окончательной сущности» человека.
Продолжая линию И. Канта, Фейербах остро подчеркивал, в условиях нарастающего капитализма, «потребность для нашего существования в других» — как «объекта нашей любви и нашей зависимости». Придерживаясь традиций Просвещения, Фейербах настаивал на том, что осознание себя человеком возможно только во взаимодействии с природным миром. Последний является «зеркалом наших потребностей», а тем самым — родовой природы, сущности человека. Фейербах связывал, как позже и Маркс, «очеловечение» с гуманизацией природы, сущностным единством с ней.
Немецкая классическая философия в значительной степени послужила теоретическим источником для философии К. Маркса(1818—1883) иФ. Энгельса(1820—1895). Оценивая отношение марксизма к немецкой классической философии, Ф. Энгельс в работе «Людвиг Фейербах…» пишет о том, как «они их них вышли, и как с ними порвали», подвергнув «диалектическому отрицанию», в терминологии Гегеля. Чрезвычайно высоко оценивая диалектику Гегеля, сформулированные им законы диалектики (взаимосвязи количественных и качественных изменений, единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания), разработанную Гегелем систему категорий диалектики, Маркс «переворачивает Гегеля с головы на ноги», то есть осмысливает и развивает его диалектику на материалистической основе. Точно так же, принимая и развивая многие положения философии Фейербаха, Маркс совершенно непримирим к любым идеалистическим иллюзиям. Невозможны ни религия, ни философия, соответствующие «подлинной, окончательной сущности» человека, хотя бы потому, что такой сущности нет. Человек — существо биосоциальное, и его сущность постоянно изменяется, отражая изменения в социальной жизни.
Уточняя свою позицию в «Тезисах о Фейербахе» Маркс пишет о том, что, с одной стороны, люди суть продукта обстоятельств и воспитания,… следовательно, изменившиеся люди суть продукты иных обстоятельств и измененного воспитания», а, с другой стороны, «обстоятельства изменяются именно людьми и… воспитатель сам должен быть воспитан». Как подчеркивает Маркс, «общественное сознание есть отражение общественного бытия», а степень воздействия идей на общественное бытие зависит именно от того, в какой степени они отражают это самое бытие. Маркс пишет: «Совпадение изменения обстоятельств и человеческой деятельности может рассматриваться и быть рационально понято только какреволюционная практика».
К сожалению, многими последователями Маркса, особенно в России, была принята на вооружение именно эта сторона учения Маркса, причем «революционная практика» у них связывалась непременно с насильственным свержением существующего строя и последующей диктатурой пролетариата. Между тем важнейшим в учении Маркса было положение о развитии общества как естественноисторическом процессе, о том, что жизнеспособно только то общество, в котором изменения созревают естественным образом, в недрах предшествующей общественно-экономической формации. Уже при жизни сталкиваясь с недопустимыми искажениями его учения, Маркс писал: «Если это — марксизм, то я — не марксист». Как бы то ни было, с марксовой последовательной критикой капитализма, его порабощающего характера, отчуждения человека — от продуктов своего труда, от культуры соглашались даже философы, развивавшие свои учения с совершенно иных позиций.
Во второй половине XIXв., когда учение Маркса приобрело широкое влияние, получила развитие и другая линия философии, которую кратко можно назватьиррационалистической. К ней можно причислить таких разных мыслителей, как датский философ С. Кьеркегор, немецкие — А. Шопенгауэр и Ф. Ницше.
Настаивая на решающем значении внутренних факторов развития личности, Артур Шопенгауэр(1788—1860) доходил до крайностей, отрицая возможность изменений в поведении человека по причине иррациональности его сущности: «Надо не лгать себе и другим, а представлять мир таким, каков он есть — лежащим во зле». Вместе с тем Шопенгауэр не был мрачным мизантропом, человеконенавистником. Знаток музыки («Почему моя фамилия не короче вдвое», сказано им), он считал главным средством возвышения, самореализации личности творческую деятельность. Вот характерные его высказывания: «Лучшее и наибольшее всякий человек может и должен получать от самого себя»; «Нет лучшего утешения в старости, чем сознание того, что удалось всю силу молодости воплотить в творениях, которые не стареют».
Проблемы духовности, творчества и подавляющих его факторов поднимал Серен Кьеркегор(1813—1855). Один из предшественников философии экзистенциализма, он привлек внимание уже только в ХХ в. Одним из первых Кьеркегор обозначил проблемуотчужденности,заброшенности обезличенного человека, испытывающего постоянный «страх и трепет» («Timоrettremor» — таково название главного его труда). Для того, чтобы сохранять способность к выбору, человек должен обладать «думающим скептицизмом». Следует оставаться «отдельным человеком», не становиться винтиком тоталитарных промышленных и политических механизмов, не поддаваться механистическим стереотипам «единственной и окончательной истины».
В условиях, когда «умер Бог» («Gottisttot»), автор этой знаменитой фразы,Фридрих Ницше(1844—1900) требовал от философов быть «учителем недоверия к истине» (имея в виду узаконенные в обществе лживые, фарисейские «истины»). «Подлинный враг истины — не заблуждения, а убеждения», — писал этот суровый критик любой фальши. Он осмелился даже на критику христианства, подчеркивая (как и Фейербах) неизбежность отхода от его заповедей в условиях лживого, бездушного и бездуховного общества. Ощущение трагизма и безысходности привело Ницше в сумасшедший дом, где он окончил свои дни. Среди множества оправдавшихся мрачных пророчеств Ницше выделим такое: «В ХХ в. пойдет борьба за мировое господство, и пойдет она под знаменами основоположников философских учений». Увы, противоборствующие стороны начертали на своих знаменах его имя и имя Маркса.
Гораздо более терпимую позицию к реалиям современного им общества занимали философия прагматизма и позитивизма. Лозунг философии прагматизма— «истинно то, что полезно». Особо благоприятную почву для своего развития прагматизм приобрел в США, став фактически идеологией американского общества (и оставаясь таковой и по сей день). Философия жепозитивизма, отталкиваясь от открытий естествознания во второй половинеXIXв., считала, что наука и философия вступили в своюпозитивнуюстадию, сменившую «теологическую» и «метафизическую». Теоретики позитивизмаОгюст Конт(1798—1857),Джон Стюарт Милль(1806—1873) иГерберт Спенсер(1820—1903) именно освобождение от метафизики провозгласили главным критерием научности науки и философии. Цель (и удел) науки — только конкретные, на опыте установленные факты, а не теоретические обобщения. Конт, введя термин позитивизм, составил даже список «Ста навеки безответных вопросов», которые, по его мнению, наука никогда не решит. Среди них был вопрос о химическом составе далеких звезд. На этот вопрос наука нашла ответ через 6 лет после смерти Конта — благодаря открытию спектрального анализа.
- Вардан Григорьевич торосян
- Культурология
- История мировой и отечественной культуры
- Аннотация
- Оглавление
- Предисловие
- Часть первая. Теоретическая культурология.
- Структура культуры
- Функции культуры
- Культура и цивилизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Концепции культурологии в их исторической ретроспективе. Проблемы и перспективы культуры у просветителей
- Социокультурная история у Маркса
- Проблемы развития культуры в философии позитивизма
- Возникновение концепций культурно-исторических типов
- «Россия и Европа» в концепции н. Я. Данилевского и его последователей
- Концепции евразийства
- Концепции «заката культуры» (о. Шпенглер, ф. Ницше)
- Дальнейшее развитие концепций культурно-исторических типов. А. Вебер
- Концепция «Вызова-ответа» а. Тойнби
- Концепции культуры в российской общественной мысли первой половины хх века (п. Сорокин, н. Бердяев, п. Флоренский, г. Федотов, в. Вейдле, м. Бахтин)
- Культура как подавление естественного (з. Фрейд, к. Юнг, э. Фромм)
- Игровые концепции культуры (й. Хейзинга, э. Финк, х. Ортега-и-Гассет, г. Гессе)
- Проблемы культуры в философии экзистенциализма (м. Хайдеггер, к. Ясперс, а. Камю, ж.-п. Сартр)
- Религиозные концепции культуры в хх веке (а. Швейцер, п. Тиллих, р. Нибур, р. Гвардини)
- Культура в концепциях постмодернизма (р. Барт, м. Фуко, ж. Делез, ж. Деррида, ж. Лиотар, ж. Бодрийар, у. Эко)
- Тенденции и перспективы культуры в XXI веке. Культура как самоорганизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Часть вторая. Историческая культурология. Типологическая история мировых культур о принципах изложения культурной истории.
- Раздел 1. Первобытная культура Генезис культуры как антропосоциогенез
- Периодизация древнейшей культуры
- Жилища и погребения
- Архетипы культуры
- Духовная культура первобытной эпохи (мифология, искусство, мораль)
- Формы организации общественной жизни и естественноисторический характер их изменений
- Первобытные культуры в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел II. Культуры Древнего Востока Общие замечания
- Глава 1. Культура Древнего Египта Географические и временные границы
- Социальная основа культуры Древнего Египта
- Феномен пирамид
- Особенности духовной культуры Древнего Египта
- Эллинистический Египет
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Двуречья Географические и временные границы
- Шумеро-аккадская культура
- Вавилонская культура
- Культура Ассирии
- Культура Ирана
- Культурная экспансия Месопотамии в Израиль
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Индии Географические и временные границы
- Философско-религиозные основы индийской культуры
- Индийская мифология
- Художественная культура
- Проникновение в Индию эллинизма и ислама
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Китая Географические и временные границы
- Философские и религиозные основы китайской культурной традиции
- Китайская мифология
- Художественная культура. Наука
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Японская культура Особенности генезиса и развития
- Периодизация японской культурной истории
- Религиозные составляющие японской культурной традиции
- Японское отношение к природе и среде обитания
- Японская мифология
- Художественная культура Японии
- Особенности японского образования
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура арабского Востока Ареал и социокультурные предпосылки распространения ислама
- Коран как свод исламской культуры
- Художественная культура Арабского Востока
- Наука и образование
- Ислам в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел III. Европейская культура Общие замечания
- Глава 1. Античная культура Содержание понятия «античность»
- Периодизация античности
- Античная мифология
- Древнегреческая философия
- Образование и воспитание в античности.
- Достижения науки и техники
- Художественная культура античности
- Культура Древнего Рима
- Зарождение христианства
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Средневековая культура Временные и географические границы Средневековья
- Социокультурные особенности Средних веков
- «Символ веры» и раскол церкви
- Христианская религия как доминанта средневековой культуры
- Средневековое отношение к античности
- Средневековые теология и философия
- Особенности научного познания в эпоху Средневековья
- Средневековое образование
- Художественная культура Средневековья
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Возрождения Особенности эпохи Возрождения
- Гуманизм Возрождения
- Религиозные движения эпохи Возрождения
- Возрождение в образовании
- Наука и техника эпохи Возрождения
- Художественная культура Возрождения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Нового времени и Просвещения «Знание-сила» и «Всем знать все обо всем».
- «Республика Ученых»
- Механико-математическое естествознание как идейная база Просвещения
- Энциклопедизм
- Образование и воспитание в эпоху Просвещения
- Стилевое и жанровое разнообразие художественной культуры Нового времени и Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Европейская культура XIX века Панорама духовной и социальной жизни XIX века
- Исчерпание классического естествознания: причины и последствия
- Философское мышление XIX века
- Образование в Европе XIX века
- «Типические характеры в типических обстоятельствах»
- Художественная культура XIX в.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура Европы в хх веке Социокультурная панорама хх века
- От классического естествознания — к неклассическому и постнеклассическому
- Хронология науки XX века в Нобелевских премиях.
- Философия и религия в Европе хх века
- Образование в Европе хх века
- Европейская художественная культура в хх веке
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел IV. Культуры американского континента
- Глава 1. Культуры коренного населения Америки Историко-географическая справка
- Культуры индейцев Северной Америки
- Культуры Мезоамерики
- Древние культуры Южной Америки
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Латинской Америки Историко-географическая справка
- Особенности латиноамериканской культуры в хх веке
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура сша XVII—XIX вв. Историко-географическое введение
- Философия и религия в период формирования сша и в XIX веке.
- Художественная культура сша XVII — XIX вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура сша в хх веке Путь, который выбрала Америка
- Американская философия в хх веке
- Место религии в американском образе жизни
- Американская наука в хх веке
- Образование и воспитание в сша хх века
- Двадцатый век в американской художественной культуре
- Культура досуга, отдыха и развлечений
- Особенности американской демократии на рубеже xх—XXI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел V. Русская культура Особенности исследования и освещения культурной истории России
- Глава 1. Культура древних славян «Откуда есть пошла…»
- Картина мира древних славян
- Обучение и воспитание в древней Руси
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Киевской Руси и вольных княжеств
- XII—XIII вв. Формирование Российской государственности
- Крещение Руси и его значение для славянских народов
- Создание письменности
- Первые образовательные книги и учреждения
- Место монастырей в истории русской культуры
- Художественная культура Киевской Руси
- Распад Киевской Руси
- Культура русских земель XII—XIII вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Московской Руси и России XVI века Выдвижение Москвы в столицу земли Русской
- Рост национального самосознания на рубеже XIV—XV веков
- Место религии в русской культуре XV века
- Образование и наука на Руси XV—XVI веков
- Русская художественная культура XIV—XVI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура России XVII века «Изменение вещем»
- Вера в «доброго царя» и самозванство как социокультурные феномены российской истории
- Церковный раскол и его социально-культурные последствия
- Особенности русской художественной культуры в XVII веке
- Образование и наука в России XVII века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Российское просвещение «Окно в Европу»
- «Просвещение Петрово»
- Учреждение российских академий и университетов
- «Просвещенный абсолютизм» в России
- Просветители России XVIII века
- Достижения российской науки и техники XVIII века
- Художественная культура Российского Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Русская культура XIX века «Дней Александра прекрасное начало»
- Поиски «национальной идеи» для России XIX века
- Изменения в общественной жизни и общественной мысли России во второй половине XIX века
- Российское образование в XIX веке
- Научные открытия и технические изобретения
- Художественная культура России XIX века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература:
- Глава 7. «Серебряный век» русской культуры Серебряное сияние и его темные тени
- Позиция русской интеллигенции в духовных метаниях рубежа XIX—XX вв.
- Философские и религиозные поиски «Серебряного века»
- Образование в России рубежа XIX—XX вв.
- Художественная культура «Серебряного века»
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 8. Советская культура Взгляд на советскую историю из XXI века
- Политика советского государства в области культуры
- Советское образование и воспитание
- Советская наука и техника
- Советская художественная культура
- Особенности культуры России после распада Советского Союза
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Заключение