logo
Торосян_Культурология

Художественная культура Российского Просвещения

Реформа шрифта, проведенная Петром, не коснулась церковной литературы, тем самым как бы окончательно отделив ее от литературы светской, получавшей все более распространение и независимость. Своеобразным провозглашением независимости было и учреждение Н. И. Новиковым в 1783 г. «Общества, старающегося о напечатании книг». Дело в том, что за пять лет до этого Екатериной было создано «Собрание, старающееся о переводе иностранных книг», а руководил им тот же Новиков, пользовавшийся тогда полным доверием императрицы. Когда же он основал уже независимое от нее «общество», оно сразу привлекло многих авторов, значительно превзойдя государственное издательство и по количеству наименований, и по тиражу.

Верный себе, Новиков взялся за издание писателей-сатириков, обличавших нравы общества —Антиоха Кантемира(1708—1744), своих современников — Д. Фонвизина и И. Крылова. Басни Крылова были написаны уже в началеXIXвека, но в правление Екатерины он сказал многократно цитируемые слова о дворянстве, которое живет, «поджав руки» и «поджав умы». Остроумным обличителем невежества и тирании былДенис Иванович Фонвизин(1744/5—1792), чей образ «Недоросля» остается нарицательным и по сей день. Фонвизин считается основателем русской драматургии, наряду сА. П. Сумароковым(1717—1777), писавшим, помимо комедий и трагедий, также лирические песни и оды.

Блистательным мастером одбылГавриил Романович Державин(1743—1816), смело сочетавший в своем творчестве «высокий и низкий штили». Его оды были направлены ко всем явлениям природы и общественной жизни, при этом писатель, не отличавшийся демократическими настроениями, находил способы «истину царям с улыбкой говорить». Выражая общий дух Просвещения, он писал:

«Я телом в прахе истлеваю,

Умом громам повелеваю,

Я царь — я раб, я червь — я Бог!»

Державин, одним из первых, оценил — и «в гроб сходя, благословил» — талант юного Пушкина.

Основоположником русского сентиментализмастал будущий автор «Истории государства Российского»Николай Михайлович Карамзин(1766—1826). В «Бедной Лизе», «Деревне», «Наталье, боярской дочери» просвещенных читателей поразило открытие Карамзина, что «и крестьянки любить умеют».

В 1770—73 гг. вышло четырехтомное «Собрание разных песен» М. Д. Чулкова, которое позже, дополнив еще двумя томами, издал и Новиков. Из произведенийнародной литературыXVIIIвека следует отменить также созданные в его начале «Повесть о Фроле Скобееве», «Гисторию о российском матросе Василии Кориотском». Широко доступной стала российскому читателю и переводная литература, особенно французских авторов, которых дворяне читали в оригинале, не желая быть Митрофанушками.

Важной частью культурной жизни России XVIIIвека сталтеатр, восстановленный в правах ПетромI. Уже в 1702 г. по его велению был открытПубличный общедоступный театр, для которого на Красной площади была выстроена «Потешная», илиКомедиальная хоромина. В первой половине века выступали в основном иностранные труппы, но затем были обучены свои актеры. В 1750 г. открылся театр в Ярославле, возглавляемыйФедором Григорьевичем Волковым(1729—1763). Слава этого актера и его театра быстро донеслась до Петербурга, куда он и был вызван в 1752 г. Екатериной. Через 4 года ее же указом был создан первый профессиональный театр «для представления комедий и трагедий». Он был назван просто, «Российским» (позже, в 1832 г. был переименован вАлександрийский), главные роли в нем исполнял Волков, а возглавлялСумароков. В 1779 г. открылся частный театр на Царицыном лугу (позже — Марсово поле), возглавляемыйИ. А. Дмитриевским, игравшим вместе с Волковым еще в Ярославле. Существовали такжекрепостные театры(Шереметевых, Юсуповых), которые дали РоссииМихаила Шепкина,Татьяну Шлыкову-Гранатову, блистательнуюПрасковью Жемчугову. Начали выступать в России также труппы балета, сперва иностранные, затем свои. Либретто для первых русских балетов писалСумароков.

Все большее распространение получала светская музыка. Это и театральные интермедии, и песни. Все более светский характер приобретали и духовныеканты(от лат. сantus— пение), продолжал развиваться жанрхорового концерта, на подмостках музыкальных театров начали исполняться оперы. Наиболее значительные русские композиторыXVIIIвека —Е. И. Фомин (1761—1800), автор песенной оперы «Ямщики на подставе»,Дм. Бортнянский (1751—1825), автор опер и религиозной музыки,А. Ведель(1767—1806).

Особенно тонким образом лицо художественной культуры России XVIIIвека выражалоизобразительное искусство. Происходил подлинный расцветпортретной живописи, которая, опираясь на европейские традиции, сумела вдохнуть в них особый русский дух. Как писал крупный искусствовед ХХ века Игорь Грабарь, появление портрета в Петровскую эпоху было «одним из главных факторов, решивших судьбу русской живописи». Крупнейшими художниками той эпохи былиАндрей Матвеев(1701—1739), автор первого (1729) русского «Автопортрета» (с женой, равноправным членом композиции) иИван Никитин(1690—1742), особенно прославившийся портретами графа С. Г. Строганова и «ПетраIна смертном ложе». В петровскую эпоху очень популярным стал также жанргравюры, где особенной известности достиглиМихаил Махаев, братьяАлексейиИван Зубовы.

При Екатерине IIрасцвел жанрпарадного портрета. Здесь блисталиАлексей Антропов(1716—1795), автор удивительно правдивого «Портрета ПетраIII», а также «самый таинственный живописецXVIIIвека», тонкий лирикФедор Рокотов(1735—1808), с портретов которого, как живые, смотрят на нас графиня Струйская, В. Е. Новосильцева («Русская Джоконда», как ее называли за таинственную улыбку).Дмитрий Левицкий(1735—1822) создал парадные портреты ЕкатериныII, ее придворных, дворян и купцов, «смолянок», тонких и одухотворенных; не менее лирична живописьВасилия Боровиковского(1757—1825), особенно портреты М. И. Лопухиной и Дьяковой.

В женскихпортретах, преобладающих в русской живописиXVIIIвека, особенно выразительно запечатлены идеалы Просвещения. Русские женщины на них прекрасны и внешне, и внутренне, от них исходит свет одухотворенности, доброты, милосердия, они же восхищают своей силой, жертвенностью, глубокой порядочностью, всем тем, что всегда делало русскую женщину особенно загадочной и притягательной.

В XVIIIвеке в русской живописи появились такжепейзажныйжанр (Семен Щедрин, Ф. Я. Алексеев, Ф. М. Матвеев) и исторический (А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмов), но в них русские художники, при всем своем мастерстве, в большой степени находились еще под итальянским влиянием.

В большей степени и быстрее свое лицо обрела русская скульптура. Земляк Ломоносова, поморФедор Шубин(1740—1805), 19 летним юношей направился по его стопам в Петербург. Начав истопником, стал затем учеником Академии художеств, был направлен в Италию. Он создал психологически выразительные, «живые» скульптурные портреты графов А. Голицына и И. Орлова, М. Ломоносова, ПавлаI. В более классических традициях творилМихаил Козловский(1753—1802), автор памятника А. В. Суворову в Петербурге и «Самсона, раздирающего пасть льву», установленного после победы над Швецией среди фонтанов Петергофа. Замечательным русским скульптором можно назвать и французаЭтьена Фальконе(1716—1791), на 12 лет приехавшего в Петербург для создания там его своеобразного символа, блистательного «Медного всадника» (установленного в 1782 г.).

В конце XVIIIвека формируются и знаменитыехудожественные собрания. В 1758 г. граф Шувалов, куратор Московского университета, подарил только что открытой Академии художеств свою коллекцию Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка, а в 1764 г. был создан, на основе картин западноевропейских мастеров, собранных ЕкатеринойII, одни из крупнейших музеев мира —Эрмитаж, расположившийся вЗимнем Дворце(для публики был открыт только в 1852 г.).

Новые шедевры создала в XVIIIвеке русскаяархитектура, особым образом осмыслившая достижения европейскогобароккоиклассицизма. Поскольку оба этих стиля пришли в Россию из-за рубежа, промежуток между ними здесь оказался гораздо короче (лет двадцать-тридцать), в России они даже порой переплетались. Русское барокко вXVIIIвеке развивалось по-разному в двух столицах. В Москве оно сохранило черты, сложившиеся уже вXVIIвеке и органично вобравшие в себя особенности старинной русской архитектуры. В Петербурге же, выросшем среди болот всего за несколько лет, не стояла задача вписать строительство в уже сложившийся архитектурный облик. Как заметил Ф. Достоевский, «Петербург — самый предумышленный город на свете». Образцом же служило европейское, прежде всего голландское, градостроение, но в качестве ведущих архитекторов были приглашены итальянцы —Доменико Трезини(1670—1734),Карло Растрелли(1675—1744), а затем и его сынБартоломео(1700—1771), творивший при Петре, Елизавете и Екатерине.

Петр лично вникал во все детали строительства, утверждал размещение и ширину улиц, места для скверов и парков, типы зданий — для «именитых», «зажиточных» и «подлых» людей. Ведущей в строительстве Петербурга (а затем и Петергофа, летней резиденции царя, построенной по образцу Версаля) была характерная для механико-математического Просвещения идея регулярности— строгой рациональности, четкости, симметричности. «Самый европейский из российских городов был спланирован как «идеально организованное пространство» — с площадями и бульварами, уличным освещением, целыми архитектурными ансамблями, лучевыми улицами — «линиями» (так и по сей день называются некоторые из них — наВасильевском острове), каменными домами равномерной высоты, расположенными на «красной линии», то есть вдоль тротуаров, а не в глубине усадеб. Город, обреченный на постоянную борьбу с водой, был, по примеру Амстердама, пронизан каналами со множеством прекрасных мостов.

Город возводился не только как столица, но и как крепость и порт, поэтому его центрами стали Петропавловская крепостьиАдмиралтействона разных берегах Невы, затем возник еще один, светский центр на Васильевском острове, где находилисьКунсткамера,Меншиковский дворец, зданиеДвенадцати коллегий(ныне — университет). В треугольнике, образованном этими центрами, были выстроены такжеЗимний дворец,БиржаиГостиный двор. К прекрасным творениям «Петербургского барокко» можно отнестиСмольный монастырь,Большой дворецв Петергофе,Екатерининский дворецв Царском селе,Андреевский соборв Киеве (их архитектором, как и Зимнего дворца, был Б. Растрелли).

Подлинным украшением Петербурга стал и Летний садсЛетним домикомПетра, скульптурными композициями в античном, классическом стиле и изящной паутиной знаменитойрешетки(арх. —Фельтен, он же облицевал гранитом набережную вдоль Зимнего дворца). При Екатерине выдвинулись архитекторыЧарлз Камерониз Шотландии («Камеронова галерея» в царскосельском парке,ГреческийиРимскийзалы вПавловском дворце), и итальянецДжакомо Кваренги(Смольный институт, а уже дляПавлаКонногвардейский манежиМальтийская церковь).

В Москве первой половины XVIIIвека интенсивно шло гражданское строительство —ХамовныйиСуконный дворы,Большой каменный мост,Арсеналв Кремле, трехэтажнаяГлавная аптека, где первоначально размещался университет. Приметой московского бароккоXVIIIвека сталСтранноприимный домН. Шереметева, украшенный двойной центральной колоннадой, встречающей его гостей (а ныне — пациентов института им. Склифосовского). Достижением храмового строительства в Москве первой половиныXVIIIвека сталаЦерковь Архангела ГавриилаМеншикова башня. АрхитекторИ. П. Зарудный, сохранив традиционный «восьмерик на четверике», в то же время предложил смелое решение высотной композиции с 30 метровым шпилем, оригинальный декор.

Крупнейшим зодчим Москвы в середине XVIIIвека былДм. Ухтомский(1719—1774). Возглавив «архитектурный надзор» в довольно беспорядочно застраивавшемся городе, он также добился замены им же спроектированных триумфальныхКрасных вороткаменными (взорванными в советское время), спроектировал лазорево-белую колокольню Троице-Сергиевой лавры — с многоярусной композицией и богатым декором. Он же организовал (в 1749 г.) первую в РоссииАрхитектурную школу, давшуюей В. П. Баженова, М. Ф. Казакова, И. Е. Старова.

Василий Петрович Баженов(1737/8—1799), профессор трех итальянских академий, создал самое красивое московское зданиеXVIIIвека —Дом Пашкова,дворцово-парковый ансамбльв Царицыно, тогда еще пригороде Москвы, прекрасныйМихайловский замокв Петербурге. Он даже планировал перестройку Московского Кремля, запрещенную Екатериной. По проектамМатвея Федоровича Казакова(1738—1812) построеныМосковский университет,Сенатв Кремле,Голицинская(ныне Первая Градская)больница,Петровский дворец,Дворянское собраниес величественным классическимКолонным залом, множество городских домов Москвы.Иван Егорович Старов (1745—1808) — архитектор петербургскихТаврического дворцаиТроицкого собора Александро-Невской лавры.

Говоря о русской архитектуре XVIIIвека, нельзя не упомянутьусадебноестроительство — изящных, порой небольших дворцов в барочном или классическом стиле, окруженных парком или стоящих посреди спокойной, величественной русской природы. Не похожи одна на другую, но равно прекрасны подмосковные усадьбыЦарицыно, Кусково, Архангельское, Останкино.