Художественная культура Российского Просвещения
Реформа шрифта, проведенная Петром, не коснулась церковной литературы, тем самым как бы окончательно отделив ее от литературы светской, получавшей все более распространение и независимость. Своеобразным провозглашением независимости было и учреждение Н. И. Новиковым в 1783 г. «Общества, старающегося о напечатании книг». Дело в том, что за пять лет до этого Екатериной было создано «Собрание, старающееся о переводе иностранных книг», а руководил им тот же Новиков, пользовавшийся тогда полным доверием императрицы. Когда же он основал уже независимое от нее «общество», оно сразу привлекло многих авторов, значительно превзойдя государственное издательство и по количеству наименований, и по тиражу.
Верный себе, Новиков взялся за издание писателей-сатириков, обличавших нравы общества —Антиоха Кантемира(1708—1744), своих современников — Д. Фонвизина и И. Крылова. Басни Крылова были написаны уже в началеXIXвека, но в правление Екатерины он сказал многократно цитируемые слова о дворянстве, которое живет, «поджав руки» и «поджав умы». Остроумным обличителем невежества и тирании былДенис Иванович Фонвизин(1744/5—1792), чей образ «Недоросля» остается нарицательным и по сей день. Фонвизин считается основателем русской драматургии, наряду сА. П. Сумароковым(1717—1777), писавшим, помимо комедий и трагедий, также лирические песни и оды.
Блистательным мастером одбылГавриил Романович Державин(1743—1816), смело сочетавший в своем творчестве «высокий и низкий штили». Его оды были направлены ко всем явлениям природы и общественной жизни, при этом писатель, не отличавшийся демократическими настроениями, находил способы «истину царям с улыбкой говорить». Выражая общий дух Просвещения, он писал:
«Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь — я раб, я червь — я Бог!»
Державин, одним из первых, оценил — и «в гроб сходя, благословил» — талант юного Пушкина.
Основоположником русского сентиментализмастал будущий автор «Истории государства Российского»Николай Михайлович Карамзин(1766—1826). В «Бедной Лизе», «Деревне», «Наталье, боярской дочери» просвещенных читателей поразило открытие Карамзина, что «и крестьянки любить умеют».
В 1770—73 гг. вышло четырехтомное «Собрание разных песен» М. Д. Чулкова, которое позже, дополнив еще двумя томами, издал и Новиков. Из произведенийнародной литературыXVIIIвека следует отменить также созданные в его начале «Повесть о Фроле Скобееве», «Гисторию о российском матросе Василии Кориотском». Широко доступной стала российскому читателю и переводная литература, особенно французских авторов, которых дворяне читали в оригинале, не желая быть Митрофанушками.
Важной частью культурной жизни России XVIIIвека сталтеатр, восстановленный в правах ПетромI. Уже в 1702 г. по его велению был открытПубличный общедоступный театр, для которого на Красной площади была выстроена «Потешная», илиКомедиальная хоромина. В первой половине века выступали в основном иностранные труппы, но затем были обучены свои актеры. В 1750 г. открылся театр в Ярославле, возглавляемыйФедором Григорьевичем Волковым(1729—1763). Слава этого актера и его театра быстро донеслась до Петербурга, куда он и был вызван в 1752 г. Екатериной. Через 4 года ее же указом был создан первый профессиональный театр «для представления комедий и трагедий». Он был назван просто, «Российским» (позже, в 1832 г. был переименован вАлександрийский), главные роли в нем исполнял Волков, а возглавлялСумароков. В 1779 г. открылся частный театр на Царицыном лугу (позже — Марсово поле), возглавляемыйИ. А. Дмитриевским, игравшим вместе с Волковым еще в Ярославле. Существовали такжекрепостные театры(Шереметевых, Юсуповых), которые дали РоссииМихаила Шепкина,Татьяну Шлыкову-Гранатову, блистательнуюПрасковью Жемчугову. Начали выступать в России также труппы балета, сперва иностранные, затем свои. Либретто для первых русских балетов писалСумароков.
Все большее распространение получала светская музыка. Это и театральные интермедии, и песни. Все более светский характер приобретали и духовныеканты(от лат. сantus— пение), продолжал развиваться жанрхорового концерта, на подмостках музыкальных театров начали исполняться оперы. Наиболее значительные русские композиторыXVIIIвека —Е. И. Фомин (1761—1800), автор песенной оперы «Ямщики на подставе»,Дм. Бортнянский (1751—1825), автор опер и религиозной музыки,А. Ведель(1767—1806).
Особенно тонким образом лицо художественной культуры России XVIIIвека выражалоизобразительное искусство. Происходил подлинный расцветпортретной живописи, которая, опираясь на европейские традиции, сумела вдохнуть в них особый русский дух. Как писал крупный искусствовед ХХ века Игорь Грабарь, появление портрета в Петровскую эпоху было «одним из главных факторов, решивших судьбу русской живописи». Крупнейшими художниками той эпохи былиАндрей Матвеев(1701—1739), автор первого (1729) русского «Автопортрета» (с женой, равноправным членом композиции) иИван Никитин(1690—1742), особенно прославившийся портретами графа С. Г. Строганова и «ПетраIна смертном ложе». В петровскую эпоху очень популярным стал также жанргравюры, где особенной известности достиглиМихаил Махаев, братьяАлексейиИван Зубовы.
При Екатерине IIрасцвел жанрпарадного портрета. Здесь блисталиАлексей Антропов(1716—1795), автор удивительно правдивого «Портрета ПетраIII», а также «самый таинственный живописецXVIIIвека», тонкий лирикФедор Рокотов(1735—1808), с портретов которого, как живые, смотрят на нас графиня Струйская, В. Е. Новосильцева («Русская Джоконда», как ее называли за таинственную улыбку).Дмитрий Левицкий(1735—1822) создал парадные портреты ЕкатериныII, ее придворных, дворян и купцов, «смолянок», тонких и одухотворенных; не менее лирична живописьВасилия Боровиковского(1757—1825), особенно портреты М. И. Лопухиной и Дьяковой.
В женскихпортретах, преобладающих в русской живописиXVIIIвека, особенно выразительно запечатлены идеалы Просвещения. Русские женщины на них прекрасны и внешне, и внутренне, от них исходит свет одухотворенности, доброты, милосердия, они же восхищают своей силой, жертвенностью, глубокой порядочностью, всем тем, что всегда делало русскую женщину особенно загадочной и притягательной.
В XVIIIвеке в русской живописи появились такжепейзажныйжанр (Семен Щедрин, Ф. Я. Алексеев, Ф. М. Матвеев) и исторический (А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмов), но в них русские художники, при всем своем мастерстве, в большой степени находились еще под итальянским влиянием.
В большей степени и быстрее свое лицо обрела русская скульптура. Земляк Ломоносова, поморФедор Шубин(1740—1805), 19 летним юношей направился по его стопам в Петербург. Начав истопником, стал затем учеником Академии художеств, был направлен в Италию. Он создал психологически выразительные, «живые» скульптурные портреты графов А. Голицына и И. Орлова, М. Ломоносова, ПавлаI. В более классических традициях творилМихаил Козловский(1753—1802), автор памятника А. В. Суворову в Петербурге и «Самсона, раздирающего пасть льву», установленного после победы над Швецией среди фонтанов Петергофа. Замечательным русским скульптором можно назвать и французаЭтьена Фальконе(1716—1791), на 12 лет приехавшего в Петербург для создания там его своеобразного символа, блистательного «Медного всадника» (установленного в 1782 г.).
В конце XVIIIвека формируются и знаменитыехудожественные собрания. В 1758 г. граф Шувалов, куратор Московского университета, подарил только что открытой Академии художеств свою коллекцию Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка, а в 1764 г. был создан, на основе картин западноевропейских мастеров, собранных ЕкатеринойII, одни из крупнейших музеев мира —Эрмитаж, расположившийся вЗимнем Дворце(для публики был открыт только в 1852 г.).
Новые шедевры создала в XVIIIвеке русскаяархитектура, особым образом осмыслившая достижения европейскогобароккоиклассицизма. Поскольку оба этих стиля пришли в Россию из-за рубежа, промежуток между ними здесь оказался гораздо короче (лет двадцать-тридцать), в России они даже порой переплетались. Русское барокко вXVIIIвеке развивалось по-разному в двух столицах. В Москве оно сохранило черты, сложившиеся уже вXVIIвеке и органично вобравшие в себя особенности старинной русской архитектуры. В Петербурге же, выросшем среди болот всего за несколько лет, не стояла задача вписать строительство в уже сложившийся архитектурный облик. Как заметил Ф. Достоевский, «Петербург — самый предумышленный город на свете». Образцом же служило европейское, прежде всего голландское, градостроение, но в качестве ведущих архитекторов были приглашены итальянцы —Доменико Трезини(1670—1734),Карло Растрелли(1675—1744), а затем и его сынБартоломео(1700—1771), творивший при Петре, Елизавете и Екатерине.
Петр лично вникал во все детали строительства, утверждал размещение и ширину улиц, места для скверов и парков, типы зданий — для «именитых», «зажиточных» и «подлых» людей. Ведущей в строительстве Петербурга (а затем и Петергофа, летней резиденции царя, построенной по образцу Версаля) была характерная для механико-математического Просвещения идея регулярности— строгой рациональности, четкости, симметричности. «Самый европейский из российских городов был спланирован как «идеально организованное пространство» — с площадями и бульварами, уличным освещением, целыми архитектурными ансамблями, лучевыми улицами — «линиями» (так и по сей день называются некоторые из них — наВасильевском острове), каменными домами равномерной высоты, расположенными на «красной линии», то есть вдоль тротуаров, а не в глубине усадеб. Город, обреченный на постоянную борьбу с водой, был, по примеру Амстердама, пронизан каналами со множеством прекрасных мостов.
Город возводился не только как столица, но и как крепость и порт, поэтому его центрами стали Петропавловская крепостьиАдмиралтействона разных берегах Невы, затем возник еще один, светский центр на Васильевском острове, где находилисьКунсткамера,Меншиковский дворец, зданиеДвенадцати коллегий(ныне — университет). В треугольнике, образованном этими центрами, были выстроены такжеЗимний дворец,БиржаиГостиный двор. К прекрасным творениям «Петербургского барокко» можно отнестиСмольный монастырь,Большой дворецв Петергофе,Екатерининский дворецв Царском селе,Андреевский соборв Киеве (их архитектором, как и Зимнего дворца, был Б. Растрелли).
Подлинным украшением Петербурга стал и Летний садсЛетним домикомПетра, скульптурными композициями в античном, классическом стиле и изящной паутиной знаменитойрешетки(арх. —Фельтен, он же облицевал гранитом набережную вдоль Зимнего дворца). При Екатерине выдвинулись архитекторыЧарлз Камерониз Шотландии («Камеронова галерея» в царскосельском парке,ГреческийиРимскийзалы вПавловском дворце), и итальянецДжакомо Кваренги(Смольный институт, а уже дляПавла—Конногвардейский манежиМальтийская церковь).
В Москве первой половины XVIIIвека интенсивно шло гражданское строительство —ХамовныйиСуконный дворы,Большой каменный мост,Арсеналв Кремле, трехэтажнаяГлавная аптека, где первоначально размещался университет. Приметой московского бароккоXVIIIвека сталСтранноприимный домН. Шереметева, украшенный двойной центральной колоннадой, встречающей его гостей (а ныне — пациентов института им. Склифосовского). Достижением храмового строительства в Москве первой половиныXVIIIвека сталаЦерковь Архангела Гавриила—Меншикова башня. АрхитекторИ. П. Зарудный, сохранив традиционный «восьмерик на четверике», в то же время предложил смелое решение высотной композиции с 30 метровым шпилем, оригинальный декор.
Крупнейшим зодчим Москвы в середине XVIIIвека былДм. Ухтомский(1719—1774). Возглавив «архитектурный надзор» в довольно беспорядочно застраивавшемся городе, он также добился замены им же спроектированных триумфальныхКрасных вороткаменными (взорванными в советское время), спроектировал лазорево-белую колокольню Троице-Сергиевой лавры — с многоярусной композицией и богатым декором. Он же организовал (в 1749 г.) первую в РоссииАрхитектурную школу, давшуюей В. П. Баженова, М. Ф. Казакова, И. Е. Старова.
Василий Петрович Баженов(1737/8—1799), профессор трех итальянских академий, создал самое красивое московское зданиеXVIIIвека —Дом Пашкова,дворцово-парковый ансамбльв Царицыно, тогда еще пригороде Москвы, прекрасныйМихайловский замокв Петербурге. Он даже планировал перестройку Московского Кремля, запрещенную Екатериной. По проектамМатвея Федоровича Казакова(1738—1812) построеныМосковский университет,Сенатв Кремле,Голицинская(ныне Первая Градская)больница,Петровский дворец,Дворянское собраниес величественным классическимКолонным залом, множество городских домов Москвы.Иван Егорович Старов (1745—1808) — архитектор петербургскихТаврического дворцаиТроицкого собора Александро-Невской лавры.
Говоря о русской архитектуре XVIIIвека, нельзя не упомянутьусадебноестроительство — изящных, порой небольших дворцов в барочном или классическом стиле, окруженных парком или стоящих посреди спокойной, величественной русской природы. Не похожи одна на другую, но равно прекрасны подмосковные усадьбыЦарицыно, Кусково, Архангельское, Останкино.
- Вардан Григорьевич торосян
- Культурология
- История мировой и отечественной культуры
- Аннотация
- Оглавление
- Предисловие
- Часть первая. Теоретическая культурология.
- Структура культуры
- Функции культуры
- Культура и цивилизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Концепции культурологии в их исторической ретроспективе. Проблемы и перспективы культуры у просветителей
- Социокультурная история у Маркса
- Проблемы развития культуры в философии позитивизма
- Возникновение концепций культурно-исторических типов
- «Россия и Европа» в концепции н. Я. Данилевского и его последователей
- Концепции евразийства
- Концепции «заката культуры» (о. Шпенглер, ф. Ницше)
- Дальнейшее развитие концепций культурно-исторических типов. А. Вебер
- Концепция «Вызова-ответа» а. Тойнби
- Концепции культуры в российской общественной мысли первой половины хх века (п. Сорокин, н. Бердяев, п. Флоренский, г. Федотов, в. Вейдле, м. Бахтин)
- Культура как подавление естественного (з. Фрейд, к. Юнг, э. Фромм)
- Игровые концепции культуры (й. Хейзинга, э. Финк, х. Ортега-и-Гассет, г. Гессе)
- Проблемы культуры в философии экзистенциализма (м. Хайдеггер, к. Ясперс, а. Камю, ж.-п. Сартр)
- Религиозные концепции культуры в хх веке (а. Швейцер, п. Тиллих, р. Нибур, р. Гвардини)
- Культура в концепциях постмодернизма (р. Барт, м. Фуко, ж. Делез, ж. Деррида, ж. Лиотар, ж. Бодрийар, у. Эко)
- Тенденции и перспективы культуры в XXI веке. Культура как самоорганизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Часть вторая. Историческая культурология. Типологическая история мировых культур о принципах изложения культурной истории.
- Раздел 1. Первобытная культура Генезис культуры как антропосоциогенез
- Периодизация древнейшей культуры
- Жилища и погребения
- Архетипы культуры
- Духовная культура первобытной эпохи (мифология, искусство, мораль)
- Формы организации общественной жизни и естественноисторический характер их изменений
- Первобытные культуры в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел II. Культуры Древнего Востока Общие замечания
- Глава 1. Культура Древнего Египта Географические и временные границы
- Социальная основа культуры Древнего Египта
- Феномен пирамид
- Особенности духовной культуры Древнего Египта
- Эллинистический Египет
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Двуречья Географические и временные границы
- Шумеро-аккадская культура
- Вавилонская культура
- Культура Ассирии
- Культура Ирана
- Культурная экспансия Месопотамии в Израиль
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Индии Географические и временные границы
- Философско-религиозные основы индийской культуры
- Индийская мифология
- Художественная культура
- Проникновение в Индию эллинизма и ислама
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Китая Географические и временные границы
- Философские и религиозные основы китайской культурной традиции
- Китайская мифология
- Художественная культура. Наука
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Японская культура Особенности генезиса и развития
- Периодизация японской культурной истории
- Религиозные составляющие японской культурной традиции
- Японское отношение к природе и среде обитания
- Японская мифология
- Художественная культура Японии
- Особенности японского образования
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура арабского Востока Ареал и социокультурные предпосылки распространения ислама
- Коран как свод исламской культуры
- Художественная культура Арабского Востока
- Наука и образование
- Ислам в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел III. Европейская культура Общие замечания
- Глава 1. Античная культура Содержание понятия «античность»
- Периодизация античности
- Античная мифология
- Древнегреческая философия
- Образование и воспитание в античности.
- Достижения науки и техники
- Художественная культура античности
- Культура Древнего Рима
- Зарождение христианства
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Средневековая культура Временные и географические границы Средневековья
- Социокультурные особенности Средних веков
- «Символ веры» и раскол церкви
- Христианская религия как доминанта средневековой культуры
- Средневековое отношение к античности
- Средневековые теология и философия
- Особенности научного познания в эпоху Средневековья
- Средневековое образование
- Художественная культура Средневековья
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Возрождения Особенности эпохи Возрождения
- Гуманизм Возрождения
- Религиозные движения эпохи Возрождения
- Возрождение в образовании
- Наука и техника эпохи Возрождения
- Художественная культура Возрождения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Нового времени и Просвещения «Знание-сила» и «Всем знать все обо всем».
- «Республика Ученых»
- Механико-математическое естествознание как идейная база Просвещения
- Энциклопедизм
- Образование и воспитание в эпоху Просвещения
- Стилевое и жанровое разнообразие художественной культуры Нового времени и Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Европейская культура XIX века Панорама духовной и социальной жизни XIX века
- Исчерпание классического естествознания: причины и последствия
- Философское мышление XIX века
- Образование в Европе XIX века
- «Типические характеры в типических обстоятельствах»
- Художественная культура XIX в.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура Европы в хх веке Социокультурная панорама хх века
- От классического естествознания — к неклассическому и постнеклассическому
- Хронология науки XX века в Нобелевских премиях.
- Философия и религия в Европе хх века
- Образование в Европе хх века
- Европейская художественная культура в хх веке
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел IV. Культуры американского континента
- Глава 1. Культуры коренного населения Америки Историко-географическая справка
- Культуры индейцев Северной Америки
- Культуры Мезоамерики
- Древние культуры Южной Америки
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Латинской Америки Историко-географическая справка
- Особенности латиноамериканской культуры в хх веке
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура сша XVII—XIX вв. Историко-географическое введение
- Философия и религия в период формирования сша и в XIX веке.
- Художественная культура сша XVII — XIX вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура сша в хх веке Путь, который выбрала Америка
- Американская философия в хх веке
- Место религии в американском образе жизни
- Американская наука в хх веке
- Образование и воспитание в сша хх века
- Двадцатый век в американской художественной культуре
- Культура досуга, отдыха и развлечений
- Особенности американской демократии на рубеже xх—XXI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел V. Русская культура Особенности исследования и освещения культурной истории России
- Глава 1. Культура древних славян «Откуда есть пошла…»
- Картина мира древних славян
- Обучение и воспитание в древней Руси
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Киевской Руси и вольных княжеств
- XII—XIII вв. Формирование Российской государственности
- Крещение Руси и его значение для славянских народов
- Создание письменности
- Первые образовательные книги и учреждения
- Место монастырей в истории русской культуры
- Художественная культура Киевской Руси
- Распад Киевской Руси
- Культура русских земель XII—XIII вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Московской Руси и России XVI века Выдвижение Москвы в столицу земли Русской
- Рост национального самосознания на рубеже XIV—XV веков
- Место религии в русской культуре XV века
- Образование и наука на Руси XV—XVI веков
- Русская художественная культура XIV—XVI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура России XVII века «Изменение вещем»
- Вера в «доброго царя» и самозванство как социокультурные феномены российской истории
- Церковный раскол и его социально-культурные последствия
- Особенности русской художественной культуры в XVII веке
- Образование и наука в России XVII века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Российское просвещение «Окно в Европу»
- «Просвещение Петрово»
- Учреждение российских академий и университетов
- «Просвещенный абсолютизм» в России
- Просветители России XVIII века
- Достижения российской науки и техники XVIII века
- Художественная культура Российского Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Русская культура XIX века «Дней Александра прекрасное начало»
- Поиски «национальной идеи» для России XIX века
- Изменения в общественной жизни и общественной мысли России во второй половине XIX века
- Российское образование в XIX веке
- Научные открытия и технические изобретения
- Художественная культура России XIX века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература:
- Глава 7. «Серебряный век» русской культуры Серебряное сияние и его темные тени
- Позиция русской интеллигенции в духовных метаниях рубежа XIX—XX вв.
- Философские и религиозные поиски «Серебряного века»
- Образование в России рубежа XIX—XX вв.
- Художественная культура «Серебряного века»
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 8. Советская культура Взгляд на советскую историю из XXI века
- Политика советского государства в области культуры
- Советское образование и воспитание
- Советская наука и техника
- Советская художественная культура
- Особенности культуры России после распада Советского Союза
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Заключение