Религиозные движения эпохи Возрождения
Активные изменения затронули в эпоху Возрождения и религию— как в идейном, так и организационном плане. В идейном плане они происходили в двух направлениях — в общем гуманистическом русле и в направлении прямо противоположном, когда гуманистические веяния представлялись главным врагом религии и церкви. Надо заметить, что гуманисты, резко выступая против засилья церкви и ее злоупотреблений, в целом не покушались на религию как таковую. Борьба же идей в самой религии в конечном счете оказывалась неотделимой от борьбы за власть — так происходит везде, где идеи становятся, словами К. Маркса, «материальной силой».
С резкой критикой гуманизма выступил во Флоренции, его колыбели,Джироламо Савонарола(1452-1498), настоятель монастыря доминиканцев. Он даже организовал публичное сожжение произведений искусства. Главной его целью была борьба за чистоту религии, поэтому он призывал церковь к аскетизму, обличал папство, выступал против тирании Медичи, и после их изгнания из Флоренции в 1494 году способствовал установлению республиканского строя. Его деятельность не осталась без внимания как гражданских, так и церковных властей. В 1497 году он был отлучен от церкви, а в 1498 году фанатичный монах, борец за религию и против папы бал сожжен.
Иного рода процессы происходили в то же время в Испании, которая гораздо меньше и гораздо позже оказалась затронутой идеями гуманизма. Здесь уже в течение трех веков шла реконкиста, отвоевание Испании у арабов. В определенном смысле заключительным аккордом реконкисты оказалось 22 августа 1492 года. В тот же самый день, когда Колумб поплыл из Севильи по Гвадалквивиру в Атлантический океан, снялись с якоря также корабли с сефардами, испанскими евреями, отказавшимися принять католичество и изгнанными из Испании. Та же участь постигла некрещеных мусульман (впрочем, и принявшие крещение,модехары, также подвергались всяческим гонениям).
Если в Испании католическая церковь укрепила свои позиции, то этого не скажешь о Германии. В 1517 году монах Мартин Лютер(1483—1546) вывесил на воротах г. Виттенберга 95 тезисов с осуждением злоупотреблений церкви и требованием чистоты религии. В них резко осуждалась практика продажи индульгенций (поскольку церковь не может быть посредником между Богом и человеком), содержался призыв к отказу от пышных церковных обрядов, к сосредоточенности верующих на Боге, твердости в вере, а не внешней мишуре. Лютер отвергал идею спасения за заслуги — мотивом должен быть не торг, а внутренняя убежденность. Еще более подрывающим позиции католической церкви было требование, чтобы каждый христианин имел право на поиск собственного пути к Богу и даже на собственное осмысление Библии. Сам же Лютер впоследствии перевел ее на немецкий язык. Вскоре переводы Библии на национальные языки были сделаны Жаном Кальвином — на французский и представителем пуританства У. Тинделем — на английский.
Надо сказать, что права на собственный путь к Богу требовали уже армянские павликиане, испанскиеманихейцывVIII—IXвв., и французскиеальбигойцы— вXIIв., балканскиебогомилы— вXII—XIVвв. Их учения были признаны ересью, сами они подвергались жестоким пыткам и казням (павлики — даже на дыбе). Ровно за век до выступления Лютера был сожжен чешский гуманист и религиозный реформатор —Ян Гус(Hus, 1371—1415). Он также требовал отмены индульгенций, уравнивания прав мирян с духовенством, возрождения принципов раннего христианства. В те времена подобные идеи еще не могли найти широкой поддержки. Когда возле костра, подготовленного для Гуса, проходила благочинная старушка с вязанкой хвороста для своего жилища, она не пожалела ее для столь богоугодного дела. «Святая простота», — произнес реформатор.
Конечно, такую же участь предпочла бы уготовить церковь и Лютеру, однако времена изменились. Выступление Лютера было манифестом социальных противоречий, вылившихся вскоре в Крестьянскую войну 1524—1536 гг. в Германии и массовые столкновения в других странах, происходивших также под знаменем религиозной реформации. В итоге Лютер оказался родоначальником протестантской религии (protest— выражать, высказывать), идеологом религиознойРеформации, охватившей за короткое время Францию (гугеноты), Англию (пуритане), Швейцарию (кальвинизм), Чехию, Венгрию и, в какой-то степени, даже Испанию.
Поскольку гуманизм оставался идейной ориентацией достаточно узких, наиболее просвещенных кругов, то именно Реформация явилась наиболее массовым движением XVIвека, своеобразной «религиозной буржуазной революциейXVIвека» (Ф. Энгельс). Реформация оказала глубочайшее влияние на все сферы общественной и духовной жизни, явив парадокс раскрепощающего и прогрессивного влияния идеологии, звавшей «назад» (к «подлинному христианству»), противопоставлявшей аргументации на основе разума и науки — «потаскухи дьявола» (Лютер) упование на твердость духа и силу убеждений («На том стоял и стоять буду», — ответил он своим обвинителям, требовавшим, под страхом казни, покаяния)», «отчаянный выбор», требующий освобождения не философии, а «от философии». Как писал К. Маркс, «Лютер победил рабство по набожности только тем, что поставил на его место рабство по убеждению. Он разбил веру в авторитет, восстановив авторитет веры. Он превратил попов в мирян, превратив мирян в попов. Он освободил человека от внешней религиозности, сделав религиозность внутренним миром человека. Он эмансипировал плоть от оков, наложив оковы на сердце человека». (К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т. 1. С. 422—423). Столь же неизбежно, когда лозунг свободы убеждений сыграл свою роль, учение Лютера само догматизировалось. Более того, ряд последователей Лютера сделали упор как раз на наиболее мрачные стороны его учения. Так, Ж. Кальвин, призывая к благочестию, тем не менее считал, что судьба человека в наибольшей степени решается предопределением, а не его собственными усилиями. Он писал: «Если небеса — наша родина, то что же такое земля, как не место изгнания? Если уход из мира есть обретение жизни, то что тогда есть мир, как не гробница?»
Тем не менее, после Лютера огромное число людей поверило в право на свой путь к Богу, на собственное мнение и собственный выбор — в любых вопросах. Именно в этих условиях особенно уместным стало учение Св. Фомы о «внутреннем учителе». Юридическими завоеваниями Реформации стали концепции естественного права, свободы совести, правового государства, сформулированные уже в Новое время.
Отказ от слепого поклонения авторитетам, расшатывая любые догмы, давалнепроизвольную санкцию и научной деятельности, допускаемой, в сущности, уже концепцией «двух истин». Реформаторско-протестантский индивидуализм столь же естественным образом санкционировалбуржуазное предпринимательство. Так,Жан Кальвин(1509-1564), далеко не демократических убеждений человек, учил, что наиболее благочестивый образ жизни — это обогащение собственным трудом (в противоположность раннехристианскому осуждению богатства). Реформация обосновывала развитие личности через трудовую деятельность: «труд есть не проклятие человека, а его благословение». Любая профессия рассматривалась как развивающее личность служение Богу. Характерно, что немецкое словоBeruf(профессия) буквально переводится как призвание. «Проснитесь, призывает нас Голос» («Wachetauf,ruftunsdieStimme»), — требовал один из протестантских хоралов, написанных самим Лютером («МарсельезаXVIвека», в оценке Ф. Энгельса). Все это делало необходимым образование, включая школьное. Как писал М. Лютер, если обязательно ратное обучение, то тем более нужно обучаться для войны с дьяволом. «Господь — наша крепость» («EinfesteBurgistunserGott») — так называется еще один знаменитый лютеранский хорал (На тексты обоих названных хоралов И. С. Бах позже напишет две кантаты). Лютер был столь решителен в борьбе с дьяволом, что однажды даже запустил чернильницей в угол своей кельи, где тот ему привиделся.
Подобно тому, как раскол христианской церкви на православную и католическую был во многом связан с борьбой за власть, таким же образом происходило отделение протестантской религии от католической, и здесь шли в ход любые средства, так же оправдываемые (как ранее крестовые походы) ссылкой на Бога. Так, Ж. Кальвин буквально спровоцировал прихожан на растерзание своего противника, испанского теолога и ученого Мигеля Сервета. Заметив его на своей проповеди, он выдержал паузу, и когда паства обернулась в направлении испепеляющего взгляда Кальвина, тот произнес: «Я не могу продолжать проповедь, когда в храме находится дьявол».
Массовой резней гугенотов католиками завершилась в Париже Варфоломеевская ночь(праздник Св. Варфоломея) 22.VIII.1572 г. Заранее, с ведома Екатерины Медичи и герцога Гиза, были помечены дома гугенотов, которых уже ничто не могло спасти. Перед этим позволение на резню было испрошено и у короля КарлаIX. Слабохарактерный и недалекий король, целые дни проводивший на охоте, предпочел вообще остаться в стороне, но когда уже запахло кровью, он в возбуждении охотника выскочил на балкон и стал стрелять из своего кабаньего арбалета по бегущим людям. Когда наутро стали известны результаты охоты на гугенотов, претендент на корону Генрих Наварский легко поменял свою веру. «Париж стоит мессы» («католичество, так католичество»), — сказал он.
Римско-католическая церковь усмотрела в Реформации серьезную угрозу еще за несколько лет до Варфоломеевской ночи. В 1542 году была реорганизована инквизиция и создан ее трибунал в Риме. В 1556 году папа Павел IVопубликовал «Список запрещенных книг», впоследствии неоднократно дополнявшийся. Тридентский собор (1554—1565) призвал на борьбу с Реформацией инквизицию и «правильное воспитание».Контрреформациювозглавил созданный в 1534 годуорден иезуитов(от — Иисус). Объявив главным способом борьбы с ересью «проповедь, исповедь и воспитание», иезуиты претендовали на роль носителей «католического гуманизма». Характерно при этом, что они опирались на многие идеи Возрождения. В частности, большое влияние на создателя орденаИгнатия Лойолу(1491—1556) оказал испанский гуманистХ. Л. Вивьес(1492—1536). Проведя большую часть жизни вне Испании, Х. Вивьес снискал известность как автор ряда «сократических» педагогических трактатов и как наставник дочери английского короля ГенрихаVII. «Я не знаю человека, преподавание которого было бы более ясным, приятным и благотворным», — отзывался о нем Томас Мор.
- Вардан Григорьевич торосян
- Культурология
- История мировой и отечественной культуры
- Аннотация
- Оглавление
- Предисловие
- Часть первая. Теоретическая культурология.
- Структура культуры
- Функции культуры
- Культура и цивилизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Концепции культурологии в их исторической ретроспективе. Проблемы и перспективы культуры у просветителей
- Социокультурная история у Маркса
- Проблемы развития культуры в философии позитивизма
- Возникновение концепций культурно-исторических типов
- «Россия и Европа» в концепции н. Я. Данилевского и его последователей
- Концепции евразийства
- Концепции «заката культуры» (о. Шпенглер, ф. Ницше)
- Дальнейшее развитие концепций культурно-исторических типов. А. Вебер
- Концепция «Вызова-ответа» а. Тойнби
- Концепции культуры в российской общественной мысли первой половины хх века (п. Сорокин, н. Бердяев, п. Флоренский, г. Федотов, в. Вейдле, м. Бахтин)
- Культура как подавление естественного (з. Фрейд, к. Юнг, э. Фромм)
- Игровые концепции культуры (й. Хейзинга, э. Финк, х. Ортега-и-Гассет, г. Гессе)
- Проблемы культуры в философии экзистенциализма (м. Хайдеггер, к. Ясперс, а. Камю, ж.-п. Сартр)
- Религиозные концепции культуры в хх веке (а. Швейцер, п. Тиллих, р. Нибур, р. Гвардини)
- Культура в концепциях постмодернизма (р. Барт, м. Фуко, ж. Делез, ж. Деррида, ж. Лиотар, ж. Бодрийар, у. Эко)
- Тенденции и перспективы культуры в XXI веке. Культура как самоорганизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Часть вторая. Историческая культурология. Типологическая история мировых культур о принципах изложения культурной истории.
- Раздел 1. Первобытная культура Генезис культуры как антропосоциогенез
- Периодизация древнейшей культуры
- Жилища и погребения
- Архетипы культуры
- Духовная культура первобытной эпохи (мифология, искусство, мораль)
- Формы организации общественной жизни и естественноисторический характер их изменений
- Первобытные культуры в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел II. Культуры Древнего Востока Общие замечания
- Глава 1. Культура Древнего Египта Географические и временные границы
- Социальная основа культуры Древнего Египта
- Феномен пирамид
- Особенности духовной культуры Древнего Египта
- Эллинистический Египет
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Двуречья Географические и временные границы
- Шумеро-аккадская культура
- Вавилонская культура
- Культура Ассирии
- Культура Ирана
- Культурная экспансия Месопотамии в Израиль
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Индии Географические и временные границы
- Философско-религиозные основы индийской культуры
- Индийская мифология
- Художественная культура
- Проникновение в Индию эллинизма и ислама
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Китая Географические и временные границы
- Философские и религиозные основы китайской культурной традиции
- Китайская мифология
- Художественная культура. Наука
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Японская культура Особенности генезиса и развития
- Периодизация японской культурной истории
- Религиозные составляющие японской культурной традиции
- Японское отношение к природе и среде обитания
- Японская мифология
- Художественная культура Японии
- Особенности японского образования
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура арабского Востока Ареал и социокультурные предпосылки распространения ислама
- Коран как свод исламской культуры
- Художественная культура Арабского Востока
- Наука и образование
- Ислам в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел III. Европейская культура Общие замечания
- Глава 1. Античная культура Содержание понятия «античность»
- Периодизация античности
- Античная мифология
- Древнегреческая философия
- Образование и воспитание в античности.
- Достижения науки и техники
- Художественная культура античности
- Культура Древнего Рима
- Зарождение христианства
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Средневековая культура Временные и географические границы Средневековья
- Социокультурные особенности Средних веков
- «Символ веры» и раскол церкви
- Христианская религия как доминанта средневековой культуры
- Средневековое отношение к античности
- Средневековые теология и философия
- Особенности научного познания в эпоху Средневековья
- Средневековое образование
- Художественная культура Средневековья
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Возрождения Особенности эпохи Возрождения
- Гуманизм Возрождения
- Религиозные движения эпохи Возрождения
- Возрождение в образовании
- Наука и техника эпохи Возрождения
- Художественная культура Возрождения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Нового времени и Просвещения «Знание-сила» и «Всем знать все обо всем».
- «Республика Ученых»
- Механико-математическое естествознание как идейная база Просвещения
- Энциклопедизм
- Образование и воспитание в эпоху Просвещения
- Стилевое и жанровое разнообразие художественной культуры Нового времени и Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Европейская культура XIX века Панорама духовной и социальной жизни XIX века
- Исчерпание классического естествознания: причины и последствия
- Философское мышление XIX века
- Образование в Европе XIX века
- «Типические характеры в типических обстоятельствах»
- Художественная культура XIX в.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура Европы в хх веке Социокультурная панорама хх века
- От классического естествознания — к неклассическому и постнеклассическому
- Хронология науки XX века в Нобелевских премиях.
- Философия и религия в Европе хх века
- Образование в Европе хх века
- Европейская художественная культура в хх веке
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел IV. Культуры американского континента
- Глава 1. Культуры коренного населения Америки Историко-географическая справка
- Культуры индейцев Северной Америки
- Культуры Мезоамерики
- Древние культуры Южной Америки
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Латинской Америки Историко-географическая справка
- Особенности латиноамериканской культуры в хх веке
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура сша XVII—XIX вв. Историко-географическое введение
- Философия и религия в период формирования сша и в XIX веке.
- Художественная культура сша XVII — XIX вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура сша в хх веке Путь, который выбрала Америка
- Американская философия в хх веке
- Место религии в американском образе жизни
- Американская наука в хх веке
- Образование и воспитание в сша хх века
- Двадцатый век в американской художественной культуре
- Культура досуга, отдыха и развлечений
- Особенности американской демократии на рубеже xх—XXI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел V. Русская культура Особенности исследования и освещения культурной истории России
- Глава 1. Культура древних славян «Откуда есть пошла…»
- Картина мира древних славян
- Обучение и воспитание в древней Руси
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Киевской Руси и вольных княжеств
- XII—XIII вв. Формирование Российской государственности
- Крещение Руси и его значение для славянских народов
- Создание письменности
- Первые образовательные книги и учреждения
- Место монастырей в истории русской культуры
- Художественная культура Киевской Руси
- Распад Киевской Руси
- Культура русских земель XII—XIII вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Московской Руси и России XVI века Выдвижение Москвы в столицу земли Русской
- Рост национального самосознания на рубеже XIV—XV веков
- Место религии в русской культуре XV века
- Образование и наука на Руси XV—XVI веков
- Русская художественная культура XIV—XVI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура России XVII века «Изменение вещем»
- Вера в «доброго царя» и самозванство как социокультурные феномены российской истории
- Церковный раскол и его социально-культурные последствия
- Особенности русской художественной культуры в XVII веке
- Образование и наука в России XVII века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Российское просвещение «Окно в Европу»
- «Просвещение Петрово»
- Учреждение российских академий и университетов
- «Просвещенный абсолютизм» в России
- Просветители России XVIII века
- Достижения российской науки и техники XVIII века
- Художественная культура Российского Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Русская культура XIX века «Дней Александра прекрасное начало»
- Поиски «национальной идеи» для России XIX века
- Изменения в общественной жизни и общественной мысли России во второй половине XIX века
- Российское образование в XIX веке
- Научные открытия и технические изобретения
- Художественная культура России XIX века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература:
- Глава 7. «Серебряный век» русской культуры Серебряное сияние и его темные тени
- Позиция русской интеллигенции в духовных метаниях рубежа XIX—XX вв.
- Философские и религиозные поиски «Серебряного века»
- Образование в России рубежа XIX—XX вв.
- Художественная культура «Серебряного века»
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 8. Советская культура Взгляд на советскую историю из XXI века
- Политика советского государства в области культуры
- Советское образование и воспитание
- Советская наука и техника
- Советская художественная культура
- Особенности культуры России после распада Советского Союза
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Заключение