Первобытные культуры в современном мире
В силу различных исторических, географических и прочих обстоятельств в различных регионах нашей планеты сохранились места, где достаточно отчетливо проглядывают черты и традиции первобытно-общинного, родоплеменного общества. Такие островки первобытной культуры есть и сейчас в джунглях Амазонки — там все еще обнаруживают племена, ни разу не видевшие белых людей и, как правило, относящиеся к ним очень агрессивно, как к чужакам (что вполне характерно для любых традиционных обществ). В значительной степени черты первобытных родовых отношений и древней культуры (включая шаманство, различные ритуалы) сохранились у коренных жителей Аляски, эскимосов, чукчей, эвенков. В свое время и советская власть, и правительство США совершили в их отношении одну и ту же ошибку, сравнимую с преступлением. И там, и тут решили ускорить их приобщение к цивилизации, построили коттеджи и стали принуждать к смене кочевой жизни на оседлую. Это имело очень тяжелые последствия — болезни, депрессию — для людей, привыкших к оленеводству и промыслу китов и тюленей. Пришлось оставить их в покое (а в США и Канаде — построить резервации для желающих сохранить такой образ жизни). Более того, хотя международная конвенция запрещает китовый промысел, для этих этносов он был разрешен — в тех квотах, которые необходимы для выживания и тех и других. «Приобщение к цивилизации» имело еще и такое неожиданное последствие. Организм коренных жителей Крайнего Севера устроен так, что не переносит алкоголя. Много людей спилось и продолжает спиваться там и сейчас, когда водка служит своеобразной условной единицей оплаты и обмена. В свое время испанские конкистадоры в обмен на «огненную воду» выманили у индейцев несметные сокровища — в виде золота и ювелирных украшений.
В конце XIX века французский художник Поль Гоген, разочаровавшись в европейской цивилизации, уехал сперва на о. Мартиник, а затем и вовсе на о. Таити. В числе многих картин, созданных им там (тотемы и духи, обряды, быт местных жителей) есть замечательное полотно «Плоды» (Нью-Йорк, Музей Современного искусства) — таитянская девушка несет на подносе тропические плоды, а с ними соприкасаются ее обнаженные груди — плоды естественного образа жизни, свежего воздуха и воды, отсутствия условностей. Гоген даже женился на таитянской девушке. Оказалось, однако, что художник идеализировал эту жизнь — он заболел неизлечимым тогда сифилисом: до него там уже успели побывать носители цивилизации — моряки и миссионеры, колониальные чиновники.
Как бы то ни было, черты первобытной культуры сохранились хотя бы в достаточной для изучения степени в Астралии и на островах Океании, в государствах Черной Африки.
Почти нетронутый общинный строй уцелел у аборигенов, оттесненных в пустынные районы Австралии. Для них решающее значение продолжает играть система родства, тщательно запоминается до десяти колен родовое дерево, соблюдается сложная классификация степени родства, которая исключает слишком кровосмесительные браки. Так, племя урабунна делится на две группы — матури и киравава. Мужчина из группы матури, имеющий тотем страуса эму, может жениться только на такой женщине из группы киравава, тотем которой — крыса, динго — на водяной курице, сверчок — на вороне, чирок — на змее. То, что племена имеют тотемами животных или носят их названия, является характерным архетипом самых различных первобытных культур. Не случайно названиями животных (обезьяны, крокодила и т. д.) наделяются и участники популярного телевизионного шоу «Последний герой», которые, по условиям игры, помещаются на необитаемом острове в типично первобытные условия. Происхождение и в современных первобытных племенах считается по матери, в самых различных племенах (у австралийцев, чукчей, индейцев) сохранился обычай обмениваться женами, отдавать их во временное пользование, предлагать гостям как элемент угощения (сомнительное удовольствие, с учетом гигиенических особенностей жизни таких племен).
Среди австралийских аборигенов, как и тысячелетия назад, строго регламентированы добыча и распределение пищи, обучение детей, подготовка к браку. Ребенок обучается, просто участвуя в повседневной жизни общины. Более или менее формализованное обучение начинается только в период инициации: сложные и длительные обряды и испытания, связанные с серьезными психологическими потрясениями, позволяют воспитывать качества, необходимые для взрослого мужчины. Девушки же, как правило, не проходят предварительного обучения, их инициация — это обряды, связанные с наступлением половой зрелости.
У коренных жителей Австралии и Океании в классическом виде сохранились тотемизм, магия, шаманство. Считается, например, что есть люди, обладающие особым даром убить или наслать порчу даже без специально выполненных ритуалов. При этом есть разница между ведуньями, чародеями и служителями культа — знахарями, гадателями, жрецами. Ведуны и колдуны занимаются неконтролируемым вторжением нечеловеческого в человеческий мир, в отличие от тех, у кого это входит в общественную и обществом же контролируемую обязанность.
Важным условием жизни является неизменность того, что установилось испокон веков. Власть у аборигенов слабо организована и имеет неофициальный характер, также установившийся в течение столетий. Разрешение конфликтов производится старейшиной или советом племени, часто на основе таких церемоний, как «суд испытанием» или «урегулирование единоборством».
Весьма необычным является австралийский бог Байяме — тем, что в нем буквально перемешаны божественные и дьявольские качества, в отличие от религий, где Богу прямо противостоит Дьявол. В целом австралийская мифология чрезвычайно антропоморфна. Тот же самое можно сказать о культурах Океании — Полинезии, Микронезии и Меланезии, включающих в себя тихоокеанские острова: Новая Зеландия, Фиджи, Гавайи, Новая Гвинея, Самоа, Тонга, Каролинские и Марианские, о. Пасхи. В мифологии всех этих этносов есть «культурные герои», создатели мира, часто братья-близнецы или брат и сестра (это характерно для многих других мифологий — китайской, японской, шумерской). Во всех этих мифологиях описывается отделение неба от земли, создание людей, света и тьмы, моря и леса, а в островных мифологиях — обязательно происхождение островов, например, благодаря песку, набрасываемому в океан. Звезды считаются детьми богов или животными, поднявшимися в небо, Млечный путь — тело измученного разделением неба и земли угря. Люди возникают из ветвей мирового дерева, глаз и рук божества или даже сгустка крови или волдыря на его теле (Мифы народов мира. М., 1982. Т. 2. С. 321). В мифологии народов Австралии и Океании могут прослеживаться и отголоски древних преданий, например, о борьбе ханау-еепе (тощих-длинноруких) и ханау-момоко (тучных-короткоруких)на о. Пасхи. (Там же).
Во всех перечисленных мифологиях люди и животные могут превращаться друг в друга, предполагается наличие особой жизненной силы — у людей, животных, предметов. Считается, что такой силой обладают предки, в общении с духами которых следует соблюдать особую осторожность. Вообще культ предков, как и культ смерти, стоит на особом месте в любой из традиционных культур.
Весьма специфично искусство Австралии и Океании. Оно буквально неотделимо от других областей деятельности. Так, татуировка на различных частях тела имеет не только эстетическое, но еще и символическое и религиозное значение, является своеобразной маркировкой социального статуса (для сравнения — подобную же роль играют в некоторых племенах Африки удлиняемые с детства шеи женщин с нанизанными на них металлическими кольцами). Столь же символично у аборигенов любое искусство. Нельзя понять их рисунки, просто рассматривая, нельзя понять песни, буквально воспринимая каждое слово. Более того, их смысл далеко не всегда понятен и далеко не всегда открывается даже участникам музыкальных представлений.
Не менее интересны во всех указанных отношениях культуры Черной Африки, сохранившиеся у племен йоруба, догонов, бамбара, масаи, ашанти, бушменов, проживающих на территории Мали, Танзании, Руанды, Бурунди, Дагомеи, Судана, Уганды, Кот д’Ивуар, Буркина Фасо, Нигерии, ЮАР и др. государств. Основным стержнем, упорядочивающим знания и отношения в таких культурах, является миф, который в «бесписьменных культурах выполняет ту же роль, что догмат в религиях письменных культур» (Поликарпов В. С. Лекции по культурологии. М., 1997. С. 175)
Различные традиционные религии Черной Африки — анимистические, полидемонические, политеистические — обладают рядом сходных архетипических особенностей. Здесь также важнейшую роль играют табу и тотемы, фетиши, также племена носят имена животных, также верят в магию и используют ее, особая сила и способности и функции приписываются различного рода колдунам, особое значение имеют культ предков и обряды инициации. Важное значение имеет культ Бигу — «ушедших и вернувшихся».
Религиозные представления играют столь огромную роль, что могут даже приводить к длительным кровопролитным столкновениям. Так, межэтнические конфликты продолжались, с огромными жертвами, потребовав вмешательства миротворческих сил ООН, даже после того, как маленькое африканское государство Руанда — Урунди разделилось на Руанду и Бурунди. До этого оно было известно чуть ли не только филателистам благодаря красивым почтовым маркам с изображениями экзотических животных. Исследователи религий первобытных культур Африки отмечают, что развитие образа Омана в Руанде, Бурунди, Танзании могло бы привести к превращению подобных ему «великих духов» с их воинством из младших духов в богов политеистических религий, если бы они не были вытеснены распространением христианства и ислама. Замечено также перенесение пантеистических религий йоруба, эдо и др. этносов Бенинского залива африканцами-рабами на восточный берег Южной Америки — в Бразилию, Гвиану, Антильские острова.
Весьма показательным результатом синтеза традиционных африканских верований с христианством (уже в ХХ в.) является кимбангизм, где традиции фетишизма и анимизма дополняются христианскими крестом и исповедью. Подобным же образом произошел синтез верований банту и ислама.
В последние годы интерес к мифам африканских этносов особенно возрос в связи с сенсационными исследованиями, в которых доказывается, что догоны, например, обладают астрономическими знаниями, которые немыслимы при том первобытном состоянии, в котором они находятся. Делаются даже выводы, что это можно объяснить только посещением этих районов Африки космическими пришельцами тысячелетия назад. Страсти подогревают и обнаруженные во многих регионах Центральной Африки зон с радиацией, значительно превышающей обычные ее значения. Мало того, что это не отражается на здоровье проживающих там людей, но еще и представляется как подтверждение довольно популярной в научных кругах гипотезы о том, что возникновение человечества было обеспечено умеренными мутациями в результате как раз таких доз радиации.
Чрезвычайно интересно и искусство догонов, и не только их. Так, во многих музеях мира хранятся маски Баконго, восхищавшие Пикассо и других европейских художников и скульпторов ХХ в.,керамические портретыкультурыНок,пластика Ифе. Город Ифе в Нигерии называют иногда Черными Афинами. Прекрасны бронза Ифе, терракотовые портреты, мужская и женская головы с классическими чертами удлиненных лиц и диадемами из жемчуга, обнаруженные в дворцовых раскопках. Высоко ценятся изделия из слоновой кости и бронзы. Литейные изделия из бронзы, изготовленные в Бенине, ажурны и тонки — не более 2 мм. Единственными в своем роде являются дагомейские статуи божеств, отлитые из металла. Наконец, в традиционном искусстве Черной Африки обнаруживаются истоки джазовой музыки. Осталось добавить, что искусство в традиционных культурах Африки — дело только мужчин, женщины к нему не допускаются.
- Вардан Григорьевич торосян
- Культурология
- История мировой и отечественной культуры
- Аннотация
- Оглавление
- Предисловие
- Часть первая. Теоретическая культурология.
- Структура культуры
- Функции культуры
- Культура и цивилизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Концепции культурологии в их исторической ретроспективе. Проблемы и перспективы культуры у просветителей
- Социокультурная история у Маркса
- Проблемы развития культуры в философии позитивизма
- Возникновение концепций культурно-исторических типов
- «Россия и Европа» в концепции н. Я. Данилевского и его последователей
- Концепции евразийства
- Концепции «заката культуры» (о. Шпенглер, ф. Ницше)
- Дальнейшее развитие концепций культурно-исторических типов. А. Вебер
- Концепция «Вызова-ответа» а. Тойнби
- Концепции культуры в российской общественной мысли первой половины хх века (п. Сорокин, н. Бердяев, п. Флоренский, г. Федотов, в. Вейдле, м. Бахтин)
- Культура как подавление естественного (з. Фрейд, к. Юнг, э. Фромм)
- Игровые концепции культуры (й. Хейзинга, э. Финк, х. Ортега-и-Гассет, г. Гессе)
- Проблемы культуры в философии экзистенциализма (м. Хайдеггер, к. Ясперс, а. Камю, ж.-п. Сартр)
- Религиозные концепции культуры в хх веке (а. Швейцер, п. Тиллих, р. Нибур, р. Гвардини)
- Культура в концепциях постмодернизма (р. Барт, м. Фуко, ж. Делез, ж. Деррида, ж. Лиотар, ж. Бодрийар, у. Эко)
- Тенденции и перспективы культуры в XXI веке. Культура как самоорганизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Часть вторая. Историческая культурология. Типологическая история мировых культур о принципах изложения культурной истории.
- Раздел 1. Первобытная культура Генезис культуры как антропосоциогенез
- Периодизация древнейшей культуры
- Жилища и погребения
- Архетипы культуры
- Духовная культура первобытной эпохи (мифология, искусство, мораль)
- Формы организации общественной жизни и естественноисторический характер их изменений
- Первобытные культуры в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел II. Культуры Древнего Востока Общие замечания
- Глава 1. Культура Древнего Египта Географические и временные границы
- Социальная основа культуры Древнего Египта
- Феномен пирамид
- Особенности духовной культуры Древнего Египта
- Эллинистический Египет
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Двуречья Географические и временные границы
- Шумеро-аккадская культура
- Вавилонская культура
- Культура Ассирии
- Культура Ирана
- Культурная экспансия Месопотамии в Израиль
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Индии Географические и временные границы
- Философско-религиозные основы индийской культуры
- Индийская мифология
- Художественная культура
- Проникновение в Индию эллинизма и ислама
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Китая Географические и временные границы
- Философские и религиозные основы китайской культурной традиции
- Китайская мифология
- Художественная культура. Наука
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Японская культура Особенности генезиса и развития
- Периодизация японской культурной истории
- Религиозные составляющие японской культурной традиции
- Японское отношение к природе и среде обитания
- Японская мифология
- Художественная культура Японии
- Особенности японского образования
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура арабского Востока Ареал и социокультурные предпосылки распространения ислама
- Коран как свод исламской культуры
- Художественная культура Арабского Востока
- Наука и образование
- Ислам в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел III. Европейская культура Общие замечания
- Глава 1. Античная культура Содержание понятия «античность»
- Периодизация античности
- Античная мифология
- Древнегреческая философия
- Образование и воспитание в античности.
- Достижения науки и техники
- Художественная культура античности
- Культура Древнего Рима
- Зарождение христианства
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Средневековая культура Временные и географические границы Средневековья
- Социокультурные особенности Средних веков
- «Символ веры» и раскол церкви
- Христианская религия как доминанта средневековой культуры
- Средневековое отношение к античности
- Средневековые теология и философия
- Особенности научного познания в эпоху Средневековья
- Средневековое образование
- Художественная культура Средневековья
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Возрождения Особенности эпохи Возрождения
- Гуманизм Возрождения
- Религиозные движения эпохи Возрождения
- Возрождение в образовании
- Наука и техника эпохи Возрождения
- Художественная культура Возрождения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Нового времени и Просвещения «Знание-сила» и «Всем знать все обо всем».
- «Республика Ученых»
- Механико-математическое естествознание как идейная база Просвещения
- Энциклопедизм
- Образование и воспитание в эпоху Просвещения
- Стилевое и жанровое разнообразие художественной культуры Нового времени и Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Европейская культура XIX века Панорама духовной и социальной жизни XIX века
- Исчерпание классического естествознания: причины и последствия
- Философское мышление XIX века
- Образование в Европе XIX века
- «Типические характеры в типических обстоятельствах»
- Художественная культура XIX в.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура Европы в хх веке Социокультурная панорама хх века
- От классического естествознания — к неклассическому и постнеклассическому
- Хронология науки XX века в Нобелевских премиях.
- Философия и религия в Европе хх века
- Образование в Европе хх века
- Европейская художественная культура в хх веке
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел IV. Культуры американского континента
- Глава 1. Культуры коренного населения Америки Историко-географическая справка
- Культуры индейцев Северной Америки
- Культуры Мезоамерики
- Древние культуры Южной Америки
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Латинской Америки Историко-географическая справка
- Особенности латиноамериканской культуры в хх веке
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура сша XVII—XIX вв. Историко-географическое введение
- Философия и религия в период формирования сша и в XIX веке.
- Художественная культура сша XVII — XIX вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура сша в хх веке Путь, который выбрала Америка
- Американская философия в хх веке
- Место религии в американском образе жизни
- Американская наука в хх веке
- Образование и воспитание в сша хх века
- Двадцатый век в американской художественной культуре
- Культура досуга, отдыха и развлечений
- Особенности американской демократии на рубеже xх—XXI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел V. Русская культура Особенности исследования и освещения культурной истории России
- Глава 1. Культура древних славян «Откуда есть пошла…»
- Картина мира древних славян
- Обучение и воспитание в древней Руси
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Киевской Руси и вольных княжеств
- XII—XIII вв. Формирование Российской государственности
- Крещение Руси и его значение для славянских народов
- Создание письменности
- Первые образовательные книги и учреждения
- Место монастырей в истории русской культуры
- Художественная культура Киевской Руси
- Распад Киевской Руси
- Культура русских земель XII—XIII вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Московской Руси и России XVI века Выдвижение Москвы в столицу земли Русской
- Рост национального самосознания на рубеже XIV—XV веков
- Место религии в русской культуре XV века
- Образование и наука на Руси XV—XVI веков
- Русская художественная культура XIV—XVI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура России XVII века «Изменение вещем»
- Вера в «доброго царя» и самозванство как социокультурные феномены российской истории
- Церковный раскол и его социально-культурные последствия
- Особенности русской художественной культуры в XVII веке
- Образование и наука в России XVII века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Российское просвещение «Окно в Европу»
- «Просвещение Петрово»
- Учреждение российских академий и университетов
- «Просвещенный абсолютизм» в России
- Просветители России XVIII века
- Достижения российской науки и техники XVIII века
- Художественная культура Российского Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Русская культура XIX века «Дней Александра прекрасное начало»
- Поиски «национальной идеи» для России XIX века
- Изменения в общественной жизни и общественной мысли России во второй половине XIX века
- Российское образование в XIX веке
- Научные открытия и технические изобретения
- Художественная культура России XIX века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература:
- Глава 7. «Серебряный век» русской культуры Серебряное сияние и его темные тени
- Позиция русской интеллигенции в духовных метаниях рубежа XIX—XX вв.
- Философские и религиозные поиски «Серебряного века»
- Образование в России рубежа XIX—XX вв.
- Художественная культура «Серебряного века»
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 8. Советская культура Взгляд на советскую историю из XXI века
- Политика советского государства в области культуры
- Советское образование и воспитание
- Советская наука и техника
- Советская художественная культура
- Особенности культуры России после распада Советского Союза
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Заключение