logo
Торосян_Культурология

Глава 2. Культура Двуречья Географические и временные границы

К древнейшим в мире относятся также культуры, возникшие в IV—IIIтысячелетиях до н.э. в долине рекТигр(шумер. Идигина) иЕвфрат(Пуратту-Прат). Этот очаг цивилизации, в отличие от долины Нила, был представлен различными народами и государствами. За сравнительно короткий срок вюжной части Двуречья(известной под названиеМесопотамия) сменились такие государства, какШумер, Аккад, Лагаш, Вавилония. В началеIVтыс. возникла цивилизация и культура шумеров, во второй половинеIIIтысячелетия — Аккад, во втором тысячелетии до нашей эры их объединила Вавилония. Она, в свою очередь, вXIII—XIIвв. до н.э. была побежденаАссирией, государством, образовавшимся в северном Междуречье. В концеVIIв. до н.э. ужеНововавилонскоецарство отвоевало себе свободу, которой, однако, суждено было пасть под натиском персов. Основанное ими государствоИран, стало, в качестве завоевателей, наследником культур Месопотамии и Египта (который находился в составе персидской империи в 525—331 гг., до ее разгрома Александром Македонским).

Как бы обретая собственную жизнь, культуры Междуречья, взаимообогащаясь, развивались даже при падении тех или иных государственных образований. «Вавилонское перемешение» сделало их намного более динамичными, чем культура Египта. Сыграло роль и географическое положение Двуречья, которое находилось между Египтом, Индией и Китаем. Не столь далеко оно было и от Европы, где зарождались ростки античной культуры. Замечательного расцвета достигли в Двуречье математика, механика, агротехника, различные искусства. Была создана не только письменность (клинопись), но даже система музыкальной записи. В Вавилонии было создано одно из древнейших правовых установлений, законы Хаммурапи(1750г. до н.э.). В древних городах возводились дороги и каналы, акведуки и мосты, роскошные дворцы. Появились такие спутники культурной жизни, как бульвары и парки. В число семи «чудес света» вошли сIXв. до н.э.висячие сады Семирамиды(ассир. Шамурамат).

На широкую ногу было поставлено образование. Учебные заведения появились в Месопотамии вIIIтысячелетии до н.э. и имелись почти в каждом городе. Грамотные люди, в первую очередь писцы, стояли на высших ступенях социальной лестницы, существовали платные школы, где их готовили — дома табличек (Эд-дубы по шумерски). Эддубы открывались также для девушек, создавались библиотеки.