Глава 6. Культура арабского Востока Ареал и социокультурные предпосылки распространения ислама
Позже других культур Востока сформировалась арабская, илиисламскаякультура, названная так по религии, составляющей ее идейно-социальную основу. Ареалом ее является регион, географически очень близкий к древнейшим очагам восточной культуры. Пустыни Аравии, где возник ислам, географически ничем не отделены от территории Месопотамии, находящейся севернее. На Северо-западе Аравийский полуостров разделяет с Египтом лишь полоска Суэцкого канала, прорытого уже в ХХ веке, на Востоке он омывается Персидским заливом, по ту сторону которого — Иран. Аравийская пустыня сопредельна также с землей Палестины, где зародились иудаизм и христианство. В итоге ислам возник как синкретичная религия, в которой переплелись древние арабские верования и, в наибольшей степени, христианство. Влияние христианства отчетливо прослеживается и в заповедях ислама, и в историях, сходных с библейскими, вплоть до имен прародителей, пророков и ангелов. Впрочем, можно предположить и наличие у этих культур общих корней, теряющихся в тысячелетиях.
Конечно, вся культура ислама получила обжиг знойным дыханием пустыни. Словоарабозначает лихой наездник. Ислам возник в среде кочевников-будуинов. Скудная земля, зной и пески пустыни делали их жизнь постоянной борьбой за существование. Это наложило явственный отпечаток не только на образ жизни, но и на образ мыслей «верблюжатников», как их презрительно называли горожане. Кочевники грабили караваны «бездельников» — горожан, отбивали скот у соседних племен: все это считалось законной добычей. И по сей день общественное мнение не прощает мужчину, который не может содержать своих жен (ислам допускает многоженство) и детей, но не порицает его за средства, к которым он прибегает для этого.
В Аравии, в целом занятой скотоводством, существовали и крупные города, особенно в Хиджазе— районе на западе ее центральной части, простирающемся отМеккидоМедины(древн.Йасриб). Мекка была крупным торговым и религиозным центром еще до пророка Мухаммеда. Особым объектом поклонения в ней былчерный камень, вделанный в стену храмаКаабы. В Мекку стекались паломники, через нее шли торговые пути. Население Хиджаза пользовалось преимуществом тесных родственных связей между арабами города и пустыни, ведя активную торговлю с Палестиной на Севере и Йеменом на Юге. Здесь верили в бога по имениАллах(al-illah, по-арабски), правда, не придавая ему еще того смысла, который он получил в исламе. Доисламская религия признавала священными родники, рощи, скальные образования, используя их для захоронений. Уход за могилами предков был делом чести. Вся система ценностей доисламского периода концентрировалась вокруг чести семьи, рода, племени. Беспрекословным авторитетом пользовались старейшины. В особом почете были воинская доблесть, щедрость, гостеприимство. Правда, эти ценности еще не обрели религиозного освящения, имея вполне земные корни.
Все изменилось с появлением пророка Мухаммеда(Магомета). Родившись предположительно в 570 г. н.э., он рос сиротой, самостоятельно зарабатывая свое пропитание. Работая пастухом и посредником в торговых делах богатой вдовы Хадиджи, в 25-летнем возрасте Мухаммед женился на ней. Еще до этого он все более погружался в религиозные размышления, надолго удаляясь («уход», по Тойнби) в горную пещеру близ Мекки. В одном из таких уединений Мухаммед услышал голос, возвестивший ему, что он — посланник Аллаха (заметим, что его имя переводится как «вдохновенный»). Вслед за этим последовал приказ: Читай!» Испуганный юноша ответил, что не умеет читать (кстати, он так и не научился этому до конца жизни), однако приказ был повторен, и архангелДжебраил(ср. христ. Гавриил) сумел передать ему смысл послания. С тех пор подобные откровения стали постигать Мухаммеда все чаще, и происходило это посредствомвахи— своеобразного словесного восприятия. Все эти пророчества получили названиекоранов(букв. чтений вслух) поскольку воспринимались Мухаммедом как нечто прочитанное, а затем зачитывались народу.
Свое призвание как пророкаМухаммед ощутил примерно в сорокалетнем возрасте. В 610 г. пророк впервые выступил с публичной проповедью в Мекке. Он провозгласил новую религию, столпом которой был призыв к покорности единственному и истинному Богу. Хотя в давние времена он обращался к пророкам других религий — Аврааму, Моисею, Иисусу (Исса), однако подлинная религия — ислам, подлинный Бог — Аллах: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его». Мухаммед сравнивал представителей других религий с ослами, которые навьючены умными книгами, но не понимают их смысла. Само названиеисламозначаетпокорный. Тот же смысл имеет и словомуслим, в связи с чем эта религия часто называетсямусульманской.
В первые годы распространение ислама шло медленно, но и без препятствий. Неприятности начались, когда исламское движение выступило против идолопоклонства, которым, по их мнению, было извращено почитание Каабы. Это было воспринято как прямое покушение на существующие порядки, и многим мусульманам пришлось спасаться бегством в христианскую Эфиопию на противоположном берегу Красного моря. Нашелся город, готовый приютить и Мухаммеда. В 620 году делегация из города Йасриб, в 300 км севернее Мекки, предложила ему стать посредником в спорах, раздирающих его общину, обещав, что мусульмане не будут подвергаться гонениям (еще один «уход»). В Йасрибе ислам получил новый импульс, набирая большое количество сторонников. С 1 июля 622 года был введен мусульманский календарь, Йасриб был переименован в Медину(букв. город).
Мухаммед организовал из эмигрантов боевые отряды, совершавшие набеги на мекканские караваны. В 624 году Мекка направила для их защиты отряд из 900 воинов, однако в битве у колодца Бадр близ Медины они были побеждены тремя сотнями мусульман. Мухаммед сумел заключить договоры с множественными племенами Аравии, и в 630 г. отправился на завоевание Мекки. Кровопролития удалось избежать, Мекка приняла Мухаммеда как победителя («возвращение»), языческие идолы Каабы были свергнуты, а храм освящен как центр ислама. Мухаммед умер в 632 году и был похоронен в Медине, а его могила стала почитаться как величайшая святыня. Почитаются также погребения еще 99 пророков между Каабой и Колодцем Земзем, а также рад погребений в Средней Азии.
Близкие родственники пророка считали, что право на власть обеспечивается только религиозной святостью, и она передается его прямым наследникам, имамам. Один из первых имамов, Хусейн, был буквально растерзан противниками на мелкие кусочки — чтобы никому не пришлось отвечать за это лично. С того времени Хусейн почитается как святой мученик, и день его смерти ежегодно отмечается как праздникшахсей-вахсей, с самобичеванием и даже самоубийствами религиозных фанатиков.
Как бы то ни было, после решения проблем, связанных с властью, ислам получил стремительное распространение. Он никогда не был верой угнетенных и сразу стал религиозно-политической основой для централизованного государства, готового на военную экспансию. За короткое время, где силой, где экономическими рычагами, ислам подчинил себе Египет и др. территории Северной Африки, Палестину, Сирию, Ирак, Иран, часть Закавказья, Среднюю Азию, позже он дошел до Индии и Индонезии. Даже в Испании, в Кордове, был создан халифат (правление халифа, соединяющего у мусульман в одном лице духовную и светскую власть). Следы мусульманской культуры и сегодня отчетливо прослеживаются в архитектуре и музыке Испании, арабскими по происхождению являются названия многих испанских городов, включая столицу, Мадрид (от араб. Майрит — обильный источник).
Быстрому продвижению ислама способствовало и то, что население Сирии и Ирака говорило на арамейском языке, близком арабскому, кроме того, арабские халифы всячески поощряли, в том числе экономически, переход в ислам христиан, иудеев, зороастрийцев, их арабизацию. Исламу удалось сплотить всех арабов и представителей других народов в основном потому, что объединяющим их принципом стало не кровное родство, а вера. Ее столпы занесены в Коран— священную книгу ислама. Коран написан по-арабски, и длительное время запрещалось его переводить, что также давало большие преимущества арабскому языку и культуре. Вся система исламской культуры провозглашает превосходство мусульман над неверными.
- Вардан Григорьевич торосян
- Культурология
- История мировой и отечественной культуры
- Аннотация
- Оглавление
- Предисловие
- Часть первая. Теоретическая культурология.
- Структура культуры
- Функции культуры
- Культура и цивилизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Концепции культурологии в их исторической ретроспективе. Проблемы и перспективы культуры у просветителей
- Социокультурная история у Маркса
- Проблемы развития культуры в философии позитивизма
- Возникновение концепций культурно-исторических типов
- «Россия и Европа» в концепции н. Я. Данилевского и его последователей
- Концепции евразийства
- Концепции «заката культуры» (о. Шпенглер, ф. Ницше)
- Дальнейшее развитие концепций культурно-исторических типов. А. Вебер
- Концепция «Вызова-ответа» а. Тойнби
- Концепции культуры в российской общественной мысли первой половины хх века (п. Сорокин, н. Бердяев, п. Флоренский, г. Федотов, в. Вейдле, м. Бахтин)
- Культура как подавление естественного (з. Фрейд, к. Юнг, э. Фромм)
- Игровые концепции культуры (й. Хейзинга, э. Финк, х. Ортега-и-Гассет, г. Гессе)
- Проблемы культуры в философии экзистенциализма (м. Хайдеггер, к. Ясперс, а. Камю, ж.-п. Сартр)
- Религиозные концепции культуры в хх веке (а. Швейцер, п. Тиллих, р. Нибур, р. Гвардини)
- Культура в концепциях постмодернизма (р. Барт, м. Фуко, ж. Делез, ж. Деррида, ж. Лиотар, ж. Бодрийар, у. Эко)
- Тенденции и перспективы культуры в XXI веке. Культура как самоорганизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Часть вторая. Историческая культурология. Типологическая история мировых культур о принципах изложения культурной истории.
- Раздел 1. Первобытная культура Генезис культуры как антропосоциогенез
- Периодизация древнейшей культуры
- Жилища и погребения
- Архетипы культуры
- Духовная культура первобытной эпохи (мифология, искусство, мораль)
- Формы организации общественной жизни и естественноисторический характер их изменений
- Первобытные культуры в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел II. Культуры Древнего Востока Общие замечания
- Глава 1. Культура Древнего Египта Географические и временные границы
- Социальная основа культуры Древнего Египта
- Феномен пирамид
- Особенности духовной культуры Древнего Египта
- Эллинистический Египет
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Двуречья Географические и временные границы
- Шумеро-аккадская культура
- Вавилонская культура
- Культура Ассирии
- Культура Ирана
- Культурная экспансия Месопотамии в Израиль
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Индии Географические и временные границы
- Философско-религиозные основы индийской культуры
- Индийская мифология
- Художественная культура
- Проникновение в Индию эллинизма и ислама
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Китая Географические и временные границы
- Философские и религиозные основы китайской культурной традиции
- Китайская мифология
- Художественная культура. Наука
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Японская культура Особенности генезиса и развития
- Периодизация японской культурной истории
- Религиозные составляющие японской культурной традиции
- Японское отношение к природе и среде обитания
- Японская мифология
- Художественная культура Японии
- Особенности японского образования
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура арабского Востока Ареал и социокультурные предпосылки распространения ислама
- Коран как свод исламской культуры
- Художественная культура Арабского Востока
- Наука и образование
- Ислам в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел III. Европейская культура Общие замечания
- Глава 1. Античная культура Содержание понятия «античность»
- Периодизация античности
- Античная мифология
- Древнегреческая философия
- Образование и воспитание в античности.
- Достижения науки и техники
- Художественная культура античности
- Культура Древнего Рима
- Зарождение христианства
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Средневековая культура Временные и географические границы Средневековья
- Социокультурные особенности Средних веков
- «Символ веры» и раскол церкви
- Христианская религия как доминанта средневековой культуры
- Средневековое отношение к античности
- Средневековые теология и философия
- Особенности научного познания в эпоху Средневековья
- Средневековое образование
- Художественная культура Средневековья
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Возрождения Особенности эпохи Возрождения
- Гуманизм Возрождения
- Религиозные движения эпохи Возрождения
- Возрождение в образовании
- Наука и техника эпохи Возрождения
- Художественная культура Возрождения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Нового времени и Просвещения «Знание-сила» и «Всем знать все обо всем».
- «Республика Ученых»
- Механико-математическое естествознание как идейная база Просвещения
- Энциклопедизм
- Образование и воспитание в эпоху Просвещения
- Стилевое и жанровое разнообразие художественной культуры Нового времени и Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Европейская культура XIX века Панорама духовной и социальной жизни XIX века
- Исчерпание классического естествознания: причины и последствия
- Философское мышление XIX века
- Образование в Европе XIX века
- «Типические характеры в типических обстоятельствах»
- Художественная культура XIX в.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура Европы в хх веке Социокультурная панорама хх века
- От классического естествознания — к неклассическому и постнеклассическому
- Хронология науки XX века в Нобелевских премиях.
- Философия и религия в Европе хх века
- Образование в Европе хх века
- Европейская художественная культура в хх веке
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел IV. Культуры американского континента
- Глава 1. Культуры коренного населения Америки Историко-географическая справка
- Культуры индейцев Северной Америки
- Культуры Мезоамерики
- Древние культуры Южной Америки
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Латинской Америки Историко-географическая справка
- Особенности латиноамериканской культуры в хх веке
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура сша XVII—XIX вв. Историко-географическое введение
- Философия и религия в период формирования сша и в XIX веке.
- Художественная культура сша XVII — XIX вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура сша в хх веке Путь, который выбрала Америка
- Американская философия в хх веке
- Место религии в американском образе жизни
- Американская наука в хх веке
- Образование и воспитание в сша хх века
- Двадцатый век в американской художественной культуре
- Культура досуга, отдыха и развлечений
- Особенности американской демократии на рубеже xх—XXI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел V. Русская культура Особенности исследования и освещения культурной истории России
- Глава 1. Культура древних славян «Откуда есть пошла…»
- Картина мира древних славян
- Обучение и воспитание в древней Руси
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Киевской Руси и вольных княжеств
- XII—XIII вв. Формирование Российской государственности
- Крещение Руси и его значение для славянских народов
- Создание письменности
- Первые образовательные книги и учреждения
- Место монастырей в истории русской культуры
- Художественная культура Киевской Руси
- Распад Киевской Руси
- Культура русских земель XII—XIII вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Московской Руси и России XVI века Выдвижение Москвы в столицу земли Русской
- Рост национального самосознания на рубеже XIV—XV веков
- Место религии в русской культуре XV века
- Образование и наука на Руси XV—XVI веков
- Русская художественная культура XIV—XVI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура России XVII века «Изменение вещем»
- Вера в «доброго царя» и самозванство как социокультурные феномены российской истории
- Церковный раскол и его социально-культурные последствия
- Особенности русской художественной культуры в XVII веке
- Образование и наука в России XVII века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Российское просвещение «Окно в Европу»
- «Просвещение Петрово»
- Учреждение российских академий и университетов
- «Просвещенный абсолютизм» в России
- Просветители России XVIII века
- Достижения российской науки и техники XVIII века
- Художественная культура Российского Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Русская культура XIX века «Дней Александра прекрасное начало»
- Поиски «национальной идеи» для России XIX века
- Изменения в общественной жизни и общественной мысли России во второй половине XIX века
- Российское образование в XIX веке
- Научные открытия и технические изобретения
- Художественная культура России XIX века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература:
- Глава 7. «Серебряный век» русской культуры Серебряное сияние и его темные тени
- Позиция русской интеллигенции в духовных метаниях рубежа XIX—XX вв.
- Философские и религиозные поиски «Серебряного века»
- Образование в России рубежа XIX—XX вв.
- Художественная культура «Серебряного века»
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 8. Советская культура Взгляд на советскую историю из XXI века
- Политика советского государства в области культуры
- Советское образование и воспитание
- Советская наука и техника
- Советская художественная культура
- Особенности культуры России после распада Советского Союза
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Заключение