Особенности латиноамериканской культуры в хх веке
Если латиноамериканцев спросить, что больше всего их волнует, радует или печалит, что принесло наибольшую славу Латинской Америке, то большинство (особенно мужчин) — будь то в Аргентине или Бразилии, Мексике или Гондурасе ответит: «Футбол!» Вряд ли можно встретить человека, которому неизвестно имя легендарного Пеле (Эдсона Аррантеса ду Нашименту). Сборная Бразилии пять раз становилась чемпионом мира по футболу, дважды — Аргентина, даже маленький Уругвай — дважды чемпион мира. Вся Бразилия рыдала, когда их сборная в финале 1950 года проиграла на специально построенном стадионе «Маракана» в Рио-де-Жанейро, крупнейшем в мире, уругвайцам. «Маракана» извивается, вопит, поет, танцует, стонет и рыдает как мифическое чудовище в 200 тысяч голосов и душ, то же происходит в других городах и странах. Футбольные победы выливаются в национальные празднества, поражения — в бедствие и позор. Футбольным кумирам прощают все, а вот когда сборная Бразилии не смогла стать чемпионом мира в третий раз подряд (в 1966 году), то она долго не могла вернуться на родину, родственники скрывались, а болельщики жгли на улицах чучело тренера. Где еще в мире, кроме Латинской Америки, могла произойти футбольная война — не в образном, а буквальном смысле. После окончания матча Сальвадор-Гондурас болельщики начали кровавое побоище на трибунах, на следующий день эти государства объявили друг другу войну, произошли даже бомбардировки территории врага. Слава богу, что латиноамериканцы вспыльчивы, но и отходчивы. Был даже случай, когда убили колумбийского футболиста, забившего на чемпионате мира гол в собственные ворота. Правда, есть подозрение, что это было связано с махинациями на тотализаторе.
Стать футболистом — мечта любого мальчишки в Бразилии, Колумбии, Чили. Помимо романтики, для многих из них это — единственный путь выбраться из нищеты, из фавел, грязных хижин. Ведь мальчишки, играющие в футбол на многокилометровых пляжах Копакабана и Ипанема в Рио, видят проносящиеся рядом сверкающие машины, роскошные белые здания через улицу. На фоне футбольного безумия остаются не столь замеченными достижения той же Бразилии и других латиноамериканских стран в таких видах спорта, как баскетбол, волейбол, теннис, бокс, бейсбол, автогонки. Всемирной популярностью пользуются марафонские забеги, проводимые в бразильском Сан-Паулу в ночь на Новый год.
Национальным событием являются знаменитые карнавалыв Рио-де-Жанейро. Готовятся к ним целый год, то есть весь промежуток между карнавалами. Длятся они несколько дней, необычно красочные и зажигательные, выводя на улицы не менее миллиона людей. Латинская Америка дала миру такие зажигательныетанцы, как танго, самба, румба, а в концеXXв. — ламбада. Трудно поверить, что появившись в началеXXв., танго подвергался преследованиям как непристойный танец. В области классическоймузыкивсемирной известности достигли немногие композиторы Латинской Америки (самый значительный — бразилецЭйтор Вилла-Лобос), но латиноамериканская музыка стимулировала творческие поиски многих европейских композиторов (Д. Мийо, А. Жоливе). Бразилия дала миру также известных джазовых музыкантов —Антонио Карлоса Жобима, Аструд и Жоао Жилберто.
Невероятный темперамент латиноамериканцев удивительным образом сочетается с исключительной набожностью, глубокойрелигиозностью, привнесенной на континент еще испанцами. Это, конечно, придает особое своеобразие латиноамериканской культуре. Характерным сочетанием религиозности и смелой архитектурной фантазии является гигантская беломраморная фигура Иисуса Христа, буквально распростертого над Рио-де-Жанейро. Вообще Рио считается одним из красивейших городов мира. Центральную его часть занимает мыс, огибающий бухту Гуанабара. Здесь находятся административные и фешенебельные жилые кварталы, проходят многокилометровые авениды, пятикилометровая набережная Копакабана с идеальной дугой пляжей, которая упирается в живописную гору Пан-ди-Асукар («Сахарная голова»). За ней находится еще более высокая и живописная гора Корковадо («Горбун»), воспетая даже в джазовой музыке. А теперь на ней находится еще и скульптура Христа. Своеобразной достопримечательностью Рио являются его фафелы-кварталы лачуг, занятых миллионом жителей и теснящихся на склонах гор. Склоны гор — удел бедняков по всей Латинской Америке. Так, самый высокогорный в мире из городов-миллионеров, Ла-Пас (Боливия) находится в основном на высоте 3600—3700 м, а лачуги лепятся до 4100 м.
Рио — далеко не единственная гордость латиноамериканской архитектуры. Нынешняя столица Бразилии — городБразилиабыл построен (с 1957 по 1960 гг.) специально, чтобы разгрузить гигантский Рио, в пункте, близком к географическому центру страны. Это — суперсовременный город, в создании которого всемирно знаменитые архитекторыОскар Нимейер, и Л.Коштаприменили новейшие градостроительные идеи (Нимейер, трагически погибший, — автор также известных проектов в Париже и других городах). Город Бразилиа напоминает очертание самолета, в «крыльях» которого (размахом до 12 км) находятся жилые кварталы, а в «фюзеляже» — административные. Город, возведенный из стекла и бетона в пустынной местности, утопает в зелени, вся его планировка пронизана идеей конструктивной функциональности. Тем не менее, он не привлекает туристов, как и гигантский промышленный мегаполис Сан-Паулу, славный также музеем современного искусства и одним из богатейших в мире художественным музеем. В годы первых футбольных триумфов Бразилии из него дерзко, в один прием (где еще такое возможно!) было похищено свыше 200 ценнейших картин, которые затем отыскивались годами.
Большую привлекательность представляет для туристов столица Аргентины, Буэнос-Айрес, «самый европейский из латиноамериканских городов», «латиноамериканский Париж», яркий образец колониальной архитектуры (основан в 1536 г.). Центр Буэнос-Айреса считается одном из красивейших городских районов мира — с роскошными дворцами, зелеными особняками, одним из самых широких в мире (140 м) бульваров — Авенидой 9 июля.
Самой длинной в мире (50 км) является Авенида Инсурхентес (Повстанцев) в Мехико, крупнейшем по населению (25 млн.) городе мира. В городе сохранились ацтекские пирамиды, кXVI—XVIIвеку относятся известные памятники колониальной архитектуры. Находкой уже ХХ века явились гигантскиефресковые росписи, выполненные на фасадах внутри крупных административных и жилых зданий получившими мировую известность мексиканскимихудожникамиДавидом Альфаро Сикейросом(1896—1974),Диего Риверой(1886—1957),Хосе Клементе Ороско(1883—1949),Руфиньо Тамайо(1900—1991). Помимо самой техники живописи, особый колорит их творчеству придало сочетание мифологической тематики, глубоких народных корней и остро выраженной гражданской позиции. Ороско был участником мексиканской революции 1910—1917 гг., Сикейрос и Ривера состояли в Коммунистической партии Мексики. Обобщенные картины труда и революции, богатой истории и мифологии народов Мексики украшают Национальный дворец, Министерство просвещения, Дворец изящных искусств, клуб профсоюза электриков, Полифорум, Международный Ленинский проспект в Мехико. Дальше от политики и ближе к мифологии фрески Тамайо, менее монументальные, более ритмически-гибкие. Характерны названия самых известных фресок современного Мехико: «Новая свобода», «Повстанцы армии Сапаты», «Мать Земля», «Человек на перепутье», «Человек в пламени».
Всемирной известностью пользуется художественная литератураЛатинской Америки. Многие писатели и поэты Латинской Америки — лауреаты Нобелевской премии. Назовем прежде всего таких, какчилийскийпоэт — коммунистПабло Неруда(1904—1973),колумбийскийпрозаикГабриэль Гарсиа Маркес(р. 1928; «Сто лет одиночества», «Полковнику никто не пишет», «Хроника объявленной смерти»), утонченнейшийаргентинскийписатель, много лет проживший в Париже, Хулио Кортасар(1914—1984; автор романа «Игра в классики», великолепных циклов новелл с оттенком мистики),мексиканецКарлос Фуэнтес(р. 1928 г. «Спокойная совесть», «Сожженная земля»),кубинец Алехо Карпентьер(р. 1904 г. «Век просвещения»), венесуэлецМигель Отеро Сильва(р. 1908 г.; «Когда хочется плакать, не плачу»),бразильскийписатель-коммунистЖоржи Амаду(р. 1912 г.; «Тереза Дешкейру»).
В последнее десятилетие исключительную известность приобрел еще один бразильскийписатель, наш современникПауло Коэльо( р. ). Начав писать после пятидесяти лет, он за короткое время приобрел множество поклонников во всем мире, включая Россию — сказками-притчами, самая известная из которых, «Алхимик», издана в 117 странах. Впрочем, придирчивые ценители считают, что его творчество — лишь более изысканный вариант выбивающих слезу, красиво-сентиментальных бразильских и мексиканских сериалов, много лет не сходящих с экранов наших телевизоров («Рабыня Изаура», «Богатые тоже плачут» и т. д.). Есть и подлинно высокохудожественныекинофильмы, известные во всем мире, прежде всего бразильские «Генералы песчаных карьеров» и «Там, где кончается асфальт». Мелодия из него была чрезвычайно популярна во всем мире в 60-е гг.
Полярность вкусов, художественного уровня, характерная для всего мира, в Латинской Америке ощущается особенно остро — ведь здесь очень высокий, по мировым стандартам, уровень безграмотности. Не обладая достаточными материальными средствами для решения этой проблемы, страны Латинской Америки имеют интересные концептуальные разработки в области самой философии образования. Здесь прежде всего должен быть назван бразилец Паулу Фрейре. Критикуя традиционную модель образования, он остроумно называет ее банково-депозитной («Что вложил, то извлек»). Эта модель ущербна тем, что делает упор на объем знаний, а не глубину, на накопление, а не развитие, между тем как в условиях современных темпов роста информации образование просто не в состоянии на дальнейший экстенсивный рост. К тому же любые накопления, лежащие мертвым грузом, подвержены инфляции. Что такое инфляция, хорошо знакомо жителям латиноамериканских стран, чья валюта, не обеспеченная стабильной экономикой, обесценивается буквально со дня на день. Бразилия и Мексика — крупнейшие должники Международного валютного фонда.
Латинскую Америку постоянно сотрясают политические и экономические кризисы, перевороты, а ее темпераментные жители, отчаявшись, часто ищут выход в разгромах магазинов, столкновениях с полицией, в революционной борьбе. После победы на Кубе (в 1961 г.) кучки повстанцев во главе с Фиделем Кастро в Латинской Америке чрезвычайно популярной стала идея «экспорта революции». Такой экспорт пытался произвести кубинский революционер, бывший врач с вдохновенным лицом и интеллигентной бородкой, Эрнесто Че Гевара. Он был убит боливийской полицией, тело расчленено на части. Латинская Америка «прославилась» своими террористами — Д. Меркадором, убившим в 1940 г. в Мексике Льва Троцкого, и кровавым революционером Карлосом Ильичем Рамиресом Санчесом, объявленным в международный розыск и долгие годы, до развала социалистической системы, скрывавшимся под прикрытием КГБ в Венгрии.
Цивильным путем пытался построить социализм другой врач, чилиец Сальвадор Альенде(1908—1973). Победив в результате выборов, он ввел большие льготы для трудящихся, вплоть до бесплатных обедов. Государственная перестройка экономики по социалистическому образцу, однако, оказалась неэффективной. В этой ситуации западные сырьевые монополии, теряющие огромные прибыли, сделали все, чтобы Альенде не смог победить на следующих выборах. Однако даже в этих условиях народ выразил ему свое доверие. Чили — страна узкая и длинная, и перевозки осуществляются там грузовым транспортом. Вскоре были подкуплены водители грузовиков, получившие месячную зарплату с одним условием — не выходить на работу, «пока все не уляжется — вы нужны своей родине». Эта акция, парализовавшая страну, обошлась всего в 4 миллиона долларов, в завершилась военным переворотом. Пришедший к власти генерал А. Пиночет превратил страну в концлагерь. Людей сгоняли на стадионы, где больше не было футбола, на стадионе Сантьяго был зверски замучен популярнейший певец Виктор Хара, тысячи людей сосланы на приполярные острова. Весь мир выражал свою симпатию народу Чили, а американские экономисты опробовали на этой стране модель капитализма для диктаторского режима, получив за это Нобелевскую премию. Не увенчалось успехом насильственное строительство социализма на Кубе. Многие люди и до сих пор — успешно или безуспешно пытаются бежать с «Острова свободы». Таким образом, новейшая история Латинской Америки неоднозначна и поучительна также для исследователей проблемполитической культуры.
- Вардан Григорьевич торосян
- Культурология
- История мировой и отечественной культуры
- Аннотация
- Оглавление
- Предисловие
- Часть первая. Теоретическая культурология.
- Структура культуры
- Функции культуры
- Культура и цивилизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Концепции культурологии в их исторической ретроспективе. Проблемы и перспективы культуры у просветителей
- Социокультурная история у Маркса
- Проблемы развития культуры в философии позитивизма
- Возникновение концепций культурно-исторических типов
- «Россия и Европа» в концепции н. Я. Данилевского и его последователей
- Концепции евразийства
- Концепции «заката культуры» (о. Шпенглер, ф. Ницше)
- Дальнейшее развитие концепций культурно-исторических типов. А. Вебер
- Концепция «Вызова-ответа» а. Тойнби
- Концепции культуры в российской общественной мысли первой половины хх века (п. Сорокин, н. Бердяев, п. Флоренский, г. Федотов, в. Вейдле, м. Бахтин)
- Культура как подавление естественного (з. Фрейд, к. Юнг, э. Фромм)
- Игровые концепции культуры (й. Хейзинга, э. Финк, х. Ортега-и-Гассет, г. Гессе)
- Проблемы культуры в философии экзистенциализма (м. Хайдеггер, к. Ясперс, а. Камю, ж.-п. Сартр)
- Религиозные концепции культуры в хх веке (а. Швейцер, п. Тиллих, р. Нибур, р. Гвардини)
- Культура в концепциях постмодернизма (р. Барт, м. Фуко, ж. Делез, ж. Деррида, ж. Лиотар, ж. Бодрийар, у. Эко)
- Тенденции и перспективы культуры в XXI веке. Культура как самоорганизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Часть вторая. Историческая культурология. Типологическая история мировых культур о принципах изложения культурной истории.
- Раздел 1. Первобытная культура Генезис культуры как антропосоциогенез
- Периодизация древнейшей культуры
- Жилища и погребения
- Архетипы культуры
- Духовная культура первобытной эпохи (мифология, искусство, мораль)
- Формы организации общественной жизни и естественноисторический характер их изменений
- Первобытные культуры в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел II. Культуры Древнего Востока Общие замечания
- Глава 1. Культура Древнего Египта Географические и временные границы
- Социальная основа культуры Древнего Египта
- Феномен пирамид
- Особенности духовной культуры Древнего Египта
- Эллинистический Египет
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Двуречья Географические и временные границы
- Шумеро-аккадская культура
- Вавилонская культура
- Культура Ассирии
- Культура Ирана
- Культурная экспансия Месопотамии в Израиль
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Индии Географические и временные границы
- Философско-религиозные основы индийской культуры
- Индийская мифология
- Художественная культура
- Проникновение в Индию эллинизма и ислама
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Китая Географические и временные границы
- Философские и религиозные основы китайской культурной традиции
- Китайская мифология
- Художественная культура. Наука
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Японская культура Особенности генезиса и развития
- Периодизация японской культурной истории
- Религиозные составляющие японской культурной традиции
- Японское отношение к природе и среде обитания
- Японская мифология
- Художественная культура Японии
- Особенности японского образования
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура арабского Востока Ареал и социокультурные предпосылки распространения ислама
- Коран как свод исламской культуры
- Художественная культура Арабского Востока
- Наука и образование
- Ислам в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел III. Европейская культура Общие замечания
- Глава 1. Античная культура Содержание понятия «античность»
- Периодизация античности
- Античная мифология
- Древнегреческая философия
- Образование и воспитание в античности.
- Достижения науки и техники
- Художественная культура античности
- Культура Древнего Рима
- Зарождение христианства
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Средневековая культура Временные и географические границы Средневековья
- Социокультурные особенности Средних веков
- «Символ веры» и раскол церкви
- Христианская религия как доминанта средневековой культуры
- Средневековое отношение к античности
- Средневековые теология и философия
- Особенности научного познания в эпоху Средневековья
- Средневековое образование
- Художественная культура Средневековья
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Возрождения Особенности эпохи Возрождения
- Гуманизм Возрождения
- Религиозные движения эпохи Возрождения
- Возрождение в образовании
- Наука и техника эпохи Возрождения
- Художественная культура Возрождения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Нового времени и Просвещения «Знание-сила» и «Всем знать все обо всем».
- «Республика Ученых»
- Механико-математическое естествознание как идейная база Просвещения
- Энциклопедизм
- Образование и воспитание в эпоху Просвещения
- Стилевое и жанровое разнообразие художественной культуры Нового времени и Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Европейская культура XIX века Панорама духовной и социальной жизни XIX века
- Исчерпание классического естествознания: причины и последствия
- Философское мышление XIX века
- Образование в Европе XIX века
- «Типические характеры в типических обстоятельствах»
- Художественная культура XIX в.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура Европы в хх веке Социокультурная панорама хх века
- От классического естествознания — к неклассическому и постнеклассическому
- Хронология науки XX века в Нобелевских премиях.
- Философия и религия в Европе хх века
- Образование в Европе хх века
- Европейская художественная культура в хх веке
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел IV. Культуры американского континента
- Глава 1. Культуры коренного населения Америки Историко-географическая справка
- Культуры индейцев Северной Америки
- Культуры Мезоамерики
- Древние культуры Южной Америки
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Латинской Америки Историко-географическая справка
- Особенности латиноамериканской культуры в хх веке
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура сша XVII—XIX вв. Историко-географическое введение
- Философия и религия в период формирования сша и в XIX веке.
- Художественная культура сша XVII — XIX вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура сша в хх веке Путь, который выбрала Америка
- Американская философия в хх веке
- Место религии в американском образе жизни
- Американская наука в хх веке
- Образование и воспитание в сша хх века
- Двадцатый век в американской художественной культуре
- Культура досуга, отдыха и развлечений
- Особенности американской демократии на рубеже xх—XXI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел V. Русская культура Особенности исследования и освещения культурной истории России
- Глава 1. Культура древних славян «Откуда есть пошла…»
- Картина мира древних славян
- Обучение и воспитание в древней Руси
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Киевской Руси и вольных княжеств
- XII—XIII вв. Формирование Российской государственности
- Крещение Руси и его значение для славянских народов
- Создание письменности
- Первые образовательные книги и учреждения
- Место монастырей в истории русской культуры
- Художественная культура Киевской Руси
- Распад Киевской Руси
- Культура русских земель XII—XIII вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Московской Руси и России XVI века Выдвижение Москвы в столицу земли Русской
- Рост национального самосознания на рубеже XIV—XV веков
- Место религии в русской культуре XV века
- Образование и наука на Руси XV—XVI веков
- Русская художественная культура XIV—XVI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура России XVII века «Изменение вещем»
- Вера в «доброго царя» и самозванство как социокультурные феномены российской истории
- Церковный раскол и его социально-культурные последствия
- Особенности русской художественной культуры в XVII веке
- Образование и наука в России XVII века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Российское просвещение «Окно в Европу»
- «Просвещение Петрово»
- Учреждение российских академий и университетов
- «Просвещенный абсолютизм» в России
- Просветители России XVIII века
- Достижения российской науки и техники XVIII века
- Художественная культура Российского Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Русская культура XIX века «Дней Александра прекрасное начало»
- Поиски «национальной идеи» для России XIX века
- Изменения в общественной жизни и общественной мысли России во второй половине XIX века
- Российское образование в XIX веке
- Научные открытия и технические изобретения
- Художественная культура России XIX века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература:
- Глава 7. «Серебряный век» русской культуры Серебряное сияние и его темные тени
- Позиция русской интеллигенции в духовных метаниях рубежа XIX—XX вв.
- Философские и религиозные поиски «Серебряного века»
- Образование в России рубежа XIX—XX вв.
- Художественная культура «Серебряного века»
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 8. Советская культура Взгляд на советскую историю из XXI века
- Политика советского государства в области культуры
- Советское образование и воспитание
- Советская наука и техника
- Советская художественная культура
- Особенности культуры России после распада Советского Союза
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Заключение