Глава 3. Культура Индии Географические и временные границы
Почти одновременно с культурами Египта и Двуречья возникла еще одна самобытнейшая культура, индийская. Есть свидетельства, что уже вIIIтысячелетии до н.э. на полуострове Индостан сложилась достаточно развитая цивилизация. Пространство, которое она занимала, располагается к югу от горной цепи Гималаев, высочайшей в мире, откуда берут начало великие реки Инд и Ганг. Их бассейны составляют территорию Хиндустана, Северной Индии. Юго-восточную часть полуострова Индостан занимает равнина Тамилнад, с относительно самостоятельной культурой дравидийских народов, населяющих также и остров Шри Ланка (Цейлон), являющийся географически и исторически продолжением Индии (что нашло отражение даже в индийской мифологии). В сферу индийской цивилизации и культуры длительное время входил и нынешний Пакистан, исламское государство на северо-западе Индостана, которое выделилось из состава государства Индия в 1947 г. Областями распространения индийской цивилизации и культуры являются также нынешние Непал, Бутан и Бангладеш. Значительное влияние индийская культура имела и на территории современного Афганистана. Именно через эту территорию происходило общение культур Месопотамии и Индии, проходил знаменитый «шелковый путь». Через Индию шла связь с Китаем, расположенным еще дальше на Восток.
Европейцам Индия предстала — не как сказочная, а реальная страна — после походов Александра Македонского, создавшего в ее северных частях своеобразные индо-эллинские области. История сохранила упоминание о «долгом посольстве» (302—291 гг. до н.э.) грека Мегасфена, доставившего в Европу описания брахманизма, буддизма, кастового строя Индии.
В отличие от египетской цивилизации, прилепившейся к берегам Нила, долины Инда и других великих индийский рек — Ганга, Джамны, Брахмапутры были заселены на территории около миллиона квадратных километров. Древнейшие поселения на территории Индии раскопаны на территории городов Мохенджо-ДароиХараппа. Иногда названия этих городов применяют к целой культуре. Считается, что именно в культурах Мохенджо-Даро и Хараппы в наибольшей степени сказалось месопотамское влияние, особенно в области образования и градостроения. Древние города Индии застраивались двух и трехэтажными домами из обожженного кирпича, они были снабжены водопроводом и канализацией, в них имелись бани. Улицы располагались строго перпендикулярно друг другу, углы домов на перекрестках были округлены (видимо, для удобства проезда повозок). Жители долины Инда первыми в мире стали культивировать хлопок и разводить домашнюю птицу (кур). В хозяйстве и военных действиях незаменимыми оказались индийские слоны, легко приручаемые, в отличие от африканских. Древние жители Индии обладали письменностью (которая до сих пор не расшифрована), умели плавить бронзу и медь.
Древнейшая цивилизация Инда поначалу была представлена народами, этнически близкими дравидам, населявшим юг Индостана. На дальнейшую ее историю, однако, значительное влияние оказало вторжение, через Афганистан, захватчиков, в числе которых были и индоевропейцы, известные нам по самоназванию родственных им иранцев как арииилиарийцы. Большой интерес для науки представляет лингвистическое родство европейских языков, прежде всего латыни и греческого, с санскритом, на котором говорили древние покорители и который сохранил значительное распространение на территории Индии. К семье индоевропейских языков принадлежит и такой специфический язык, как армянский. Все это говорит о том, сколь тесны были культурные связи уже в Древнем мире.
Археологи отследили ареалы первоначального проживания древних индоевропейцев от нижнего бассейна реки Волги. К 2500 г. до н.э. заселенные ими территории простирались от Урала до Луары и от Балтики до Балкан. Именно они «сокрушили крито-минойскую цивилизацию и основали Рим, мигрировали по Европе, смешиваясь с ее древним населением, и стали в ней германцами, ирландцами, кельтами, славянами и балтами (за исключением угро-финнов). Они же, повернув на юг, основали империи хеттов и иранцев» (Скляр В. В. Великие цивилизации древности. Краснодар, 2002. С. 164).
Характерно, что в их мифологии рано выделился верховный повелитель богов и людей. У греков это — Зевс, у римлян — Диеспитер, Юпитер, у ариев — Дьяус — питар (Дьяус – отец). Дьяус, вместе с богиней Земли, прославляется в гимнах индийской «Ригведы». Земля, как прародитель людей (наряду с небом), в своем названии тесно связана с именованием людей: лат. «homo» — человек, «humus» — почва; лит.Zmones— люди,zeme— земля. Громовержец (древнеинд.Parjania, хеттск. —Pirua, слав. — Перун, лит.Perkunas) во всех случаях переводится как «находящийся наверху».
В наибольшей степени близки между собой языки индоариев и иранцев, во многом похожи боги индийской «Ригведы» и иранцев Авесты, близки, даже по названиям, обряды, культовые напитки, ведические и авестийские гимны — мантры. Из Индии в Европу пришли многие знаки и символы (в том числе свастика, крайне примитивно использованная в ХХ в. фашизмом). Из Индии пришла в Европу форма написания чисел, известная нам под названием арабской.
- Вардан Григорьевич торосян
- Культурология
- История мировой и отечественной культуры
- Аннотация
- Оглавление
- Предисловие
- Часть первая. Теоретическая культурология.
- Структура культуры
- Функции культуры
- Культура и цивилизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Концепции культурологии в их исторической ретроспективе. Проблемы и перспективы культуры у просветителей
- Социокультурная история у Маркса
- Проблемы развития культуры в философии позитивизма
- Возникновение концепций культурно-исторических типов
- «Россия и Европа» в концепции н. Я. Данилевского и его последователей
- Концепции евразийства
- Концепции «заката культуры» (о. Шпенглер, ф. Ницше)
- Дальнейшее развитие концепций культурно-исторических типов. А. Вебер
- Концепция «Вызова-ответа» а. Тойнби
- Концепции культуры в российской общественной мысли первой половины хх века (п. Сорокин, н. Бердяев, п. Флоренский, г. Федотов, в. Вейдле, м. Бахтин)
- Культура как подавление естественного (з. Фрейд, к. Юнг, э. Фромм)
- Игровые концепции культуры (й. Хейзинга, э. Финк, х. Ортега-и-Гассет, г. Гессе)
- Проблемы культуры в философии экзистенциализма (м. Хайдеггер, к. Ясперс, а. Камю, ж.-п. Сартр)
- Религиозные концепции культуры в хх веке (а. Швейцер, п. Тиллих, р. Нибур, р. Гвардини)
- Культура в концепциях постмодернизма (р. Барт, м. Фуко, ж. Делез, ж. Деррида, ж. Лиотар, ж. Бодрийар, у. Эко)
- Тенденции и перспективы культуры в XXI веке. Культура как самоорганизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Часть вторая. Историческая культурология. Типологическая история мировых культур о принципах изложения культурной истории.
- Раздел 1. Первобытная культура Генезис культуры как антропосоциогенез
- Периодизация древнейшей культуры
- Жилища и погребения
- Архетипы культуры
- Духовная культура первобытной эпохи (мифология, искусство, мораль)
- Формы организации общественной жизни и естественноисторический характер их изменений
- Первобытные культуры в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел II. Культуры Древнего Востока Общие замечания
- Глава 1. Культура Древнего Египта Географические и временные границы
- Социальная основа культуры Древнего Египта
- Феномен пирамид
- Особенности духовной культуры Древнего Египта
- Эллинистический Египет
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Двуречья Географические и временные границы
- Шумеро-аккадская культура
- Вавилонская культура
- Культура Ассирии
- Культура Ирана
- Культурная экспансия Месопотамии в Израиль
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Индии Географические и временные границы
- Философско-религиозные основы индийской культуры
- Индийская мифология
- Художественная культура
- Проникновение в Индию эллинизма и ислама
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Китая Географические и временные границы
- Философские и религиозные основы китайской культурной традиции
- Китайская мифология
- Художественная культура. Наука
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Японская культура Особенности генезиса и развития
- Периодизация японской культурной истории
- Религиозные составляющие японской культурной традиции
- Японское отношение к природе и среде обитания
- Японская мифология
- Художественная культура Японии
- Особенности японского образования
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура арабского Востока Ареал и социокультурные предпосылки распространения ислама
- Коран как свод исламской культуры
- Художественная культура Арабского Востока
- Наука и образование
- Ислам в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел III. Европейская культура Общие замечания
- Глава 1. Античная культура Содержание понятия «античность»
- Периодизация античности
- Античная мифология
- Древнегреческая философия
- Образование и воспитание в античности.
- Достижения науки и техники
- Художественная культура античности
- Культура Древнего Рима
- Зарождение христианства
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Средневековая культура Временные и географические границы Средневековья
- Социокультурные особенности Средних веков
- «Символ веры» и раскол церкви
- Христианская религия как доминанта средневековой культуры
- Средневековое отношение к античности
- Средневековые теология и философия
- Особенности научного познания в эпоху Средневековья
- Средневековое образование
- Художественная культура Средневековья
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Возрождения Особенности эпохи Возрождения
- Гуманизм Возрождения
- Религиозные движения эпохи Возрождения
- Возрождение в образовании
- Наука и техника эпохи Возрождения
- Художественная культура Возрождения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Нового времени и Просвещения «Знание-сила» и «Всем знать все обо всем».
- «Республика Ученых»
- Механико-математическое естествознание как идейная база Просвещения
- Энциклопедизм
- Образование и воспитание в эпоху Просвещения
- Стилевое и жанровое разнообразие художественной культуры Нового времени и Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Европейская культура XIX века Панорама духовной и социальной жизни XIX века
- Исчерпание классического естествознания: причины и последствия
- Философское мышление XIX века
- Образование в Европе XIX века
- «Типические характеры в типических обстоятельствах»
- Художественная культура XIX в.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура Европы в хх веке Социокультурная панорама хх века
- От классического естествознания — к неклассическому и постнеклассическому
- Хронология науки XX века в Нобелевских премиях.
- Философия и религия в Европе хх века
- Образование в Европе хх века
- Европейская художественная культура в хх веке
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел IV. Культуры американского континента
- Глава 1. Культуры коренного населения Америки Историко-географическая справка
- Культуры индейцев Северной Америки
- Культуры Мезоамерики
- Древние культуры Южной Америки
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Латинской Америки Историко-географическая справка
- Особенности латиноамериканской культуры в хх веке
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура сша XVII—XIX вв. Историко-географическое введение
- Философия и религия в период формирования сша и в XIX веке.
- Художественная культура сша XVII — XIX вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура сша в хх веке Путь, который выбрала Америка
- Американская философия в хх веке
- Место религии в американском образе жизни
- Американская наука в хх веке
- Образование и воспитание в сша хх века
- Двадцатый век в американской художественной культуре
- Культура досуга, отдыха и развлечений
- Особенности американской демократии на рубеже xх—XXI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел V. Русская культура Особенности исследования и освещения культурной истории России
- Глава 1. Культура древних славян «Откуда есть пошла…»
- Картина мира древних славян
- Обучение и воспитание в древней Руси
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Киевской Руси и вольных княжеств
- XII—XIII вв. Формирование Российской государственности
- Крещение Руси и его значение для славянских народов
- Создание письменности
- Первые образовательные книги и учреждения
- Место монастырей в истории русской культуры
- Художественная культура Киевской Руси
- Распад Киевской Руси
- Культура русских земель XII—XIII вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Московской Руси и России XVI века Выдвижение Москвы в столицу земли Русской
- Рост национального самосознания на рубеже XIV—XV веков
- Место религии в русской культуре XV века
- Образование и наука на Руси XV—XVI веков
- Русская художественная культура XIV—XVI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура России XVII века «Изменение вещем»
- Вера в «доброго царя» и самозванство как социокультурные феномены российской истории
- Церковный раскол и его социально-культурные последствия
- Особенности русской художественной культуры в XVII веке
- Образование и наука в России XVII века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Российское просвещение «Окно в Европу»
- «Просвещение Петрово»
- Учреждение российских академий и университетов
- «Просвещенный абсолютизм» в России
- Просветители России XVIII века
- Достижения российской науки и техники XVIII века
- Художественная культура Российского Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Русская культура XIX века «Дней Александра прекрасное начало»
- Поиски «национальной идеи» для России XIX века
- Изменения в общественной жизни и общественной мысли России во второй половине XIX века
- Российское образование в XIX веке
- Научные открытия и технические изобретения
- Художественная культура России XIX века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература:
- Глава 7. «Серебряный век» русской культуры Серебряное сияние и его темные тени
- Позиция русской интеллигенции в духовных метаниях рубежа XIX—XX вв.
- Философские и религиозные поиски «Серебряного века»
- Образование в России рубежа XIX—XX вв.
- Художественная культура «Серебряного века»
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 8. Советская культура Взгляд на советскую историю из XXI века
- Политика советского государства в области культуры
- Советское образование и воспитание
- Советская наука и техника
- Советская художественная культура
- Особенности культуры России после распада Советского Союза
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Заключение