logo
Торосян_Культурология

Русская художественная культура XIV—XVI веков

Главной темой литературыМосковской Руси стала борьба с иноземными захватчиками. «Житие Александра Невского» — поэтическое описание его ратных подвигов, величия патриотического духа всего народа. «Сказание о граде Китеже» — красивая и грустная сказка о том, как город после гибели его защитников стал невидимым, чтобы его не захватили враги. Лишь изредка возникает его отражение в озере Светлояре, и при этом слышен звон колоколов. Сколько таких городков и сегодня отражается в светлых водах северных озер, а сколько действительно кануло навеки. На эту тему написана не менее красивая, столь же русская опера Н. Римского-Корсакова. В жанре исторической повести написана в концеXIVвека рязанцемСафонием«Задонщина», воспевающая победу Дмитрия Донского в Куликовой битве.

Характерно, что ранее в большинстве литературных произведений не обозначался автор. Но уже на рубеже XIV—XVвеков писатели называют не только свои имена (Епифаний Премудрый,Пахомий Серб), но и причины, побудившие их взяться за перо. С большим интересом описываются не только исторические события, но и внутренний мир их героев. «Плетение словес» теперь уже считалось признаком вкуса и образованности автора.

Получила развитие литература путешествий, повествующая о «хождениях» не только паломников», но и купцов. В «Хождении за три моря» описывается путешествие (1466—1472) тверского купцаАфанасия Никитинав Индию, доставившее сведения о хозяйстве, обычаях, религии этой далекой страны, открывшейся теперь в России. Еще одно популярное сочинение, «Хождение Трифона Коробейникова на Восток», появилось уже вXVIвеке. Художественное описание стран Востока дали также участники московского посольства 1558—1561 гг. во главе с купцом В. Поздняковым в Афон, Иерусалим и Египет. Из произведенийXVIвека следует отметить также работы публициста дворянинаИвана Пересветова«Сказание о царе Константине», «Сказание о Магомете-Салтане», «Предсказание философов и докторов латинских о царе Иване Васильевиче», сочиненияАндрея Курбского(«История о великом князе Московском», переписка с Иваном Грозным), а также уже упоминаемые «Степенную Книгу» и «Домострой».

Особое место в культуре Московской Руси занимают архитектураиживопись. Архитектурными памятникамиXIV—XVIвв. и сегодня любуются жители и гости Москвы, Новгорода, Пскова, Рязани, Тулы, Серпухова и других старинных городов. А в те века они были и их архитектурным ядром, центром политической и духовной жизни, символами красоты и величия земли русской.

В XIVвеке наиболее прекрасные архитектурные сооружения создавались в Новгороде. В традиции домонгольского зодчества здесь сумели вдохнуть свежую струю. Выражением этих поисков стали церковьСпаса на Ковалеве (1345),церковь Успения на Волотовом поле(1352, разрушена во время Великой Отечественной войны), церковьФедора Стратилата на Ручье(1360—61), церковьСпаса Преображения на Ильине(1374). Теперь уже храмы украшаются декоративными нишами и крестами. Замечательными памятниками новгородского гражданского строительства являются белокаменныйКремль(заложен в 1302 г., затем перестраивался), один из самых прекрасных, удивительно русский,Грановитая палата(1433) для заседаний совета господ и приемов.

Памятник архитектуры XIV—XVвеков — вся центральная частьПскова, представляющая собой крепость, внутри которой находились вXVвеке 22 церкви, суровые и строгие обликом, без каких-либо украшений. ВXVIвеке здесь был возведен и Кремль, обнесенный стеной в 9 км.

В начале XVвека были построеныУспенские соборывКоломнеиЗвенигороде,Рождественский собор Саввино-Сторожевогомонастыря близЗвенигорода,Троицкий собор Троице-Сергиева монастыряиСпасский собор Андроникова монастырявМоскве. СXIVпоXVIIвв. строился и перестраивалсяМосковский Кремль(вXIVвеке он называлсяДетинцем).

Кремли вообще занимали особое место в облике и жизни древнерусских городов. Включая дворцовые, церковные и оборонительные сооружения, обнесенные мощными стенами и стоящие на возвышении, кремли были построены, кроме Новгорода, Пскова и Москвы, также в Коломне, Смоленске, Рязани, Туле, Серпухове, Зарайске, позже Нижнем Новгороде иКазани. Драгоценным камнем и символом возрождения русского народа сталМосковский Кремль. Он начал строиться еще в концеXIVвека по указу князяДмитрия Ивановича(Донского). В 1365 г. были построены белокаменныйсобор Чуда архангела Михаилаи храмБлаговещения, затем возведены крепостные стены. В концеXVвека, при ИванеIII, началась перестройка Московского Кремля, в которой, кроме отечественных мастеров, приняли участие знаменитые итальянские архитекторы, специалисты в области фортификацииП. А. Солари, Марк Фрязин(Марко Руффо),Алевизий Новый. В концеXVвека были укреплены стены и возведена первая башня,Тайницкая(под ней был тайный ход к Москве-реке). Затем число башен было доведено до двадцати, а протяженность стен — до нынешнего размера — 2235 м.

Стали перестраиваться и соборы Кремля. В связи с особой ролью Москвы именно там должен был находиться самый большой собор России. Такая задача Иваном IIIбыла поставлена в 1475 г. перед итальянцемАристотелем Фиораванти, до этого с блеском выполнившим заказы миланского герцога, папы римского и венгерского короля. Успенский собор Московского Кремля, взяв за образец одноименный во Владимире, сохранил утонченность и изысканность, присущую владимирской архитектуре, лаконизм и строгость новгородской и новации итальянского Возрождения. Строился он уже на основе строгих математических расчетов, с особыми известковыми растворами и совершенной выделкой кирпича. Пятиглавый собор символизировал единство и могущество Москвы, а вместе с тем «была та церковь вельми чудна величеством и высотой, светлостью и звонкостью, какой прежде не бывало на Руси, отроче Владимирской церкви, а мастер — Аристотель. Восхищался им и суровый Иосиф Волоцкий, сравнив Успенский собор Московского Кремля с «зеленым небом, сияющим, как великое солнце посреди земли русской». В новую главную святыню Руси были перевезены из Владимира наиболее знаменитые иконы, включаяВладимирскую Богоматерь, здесь венчались на царство Иван Грозный и НиколайII.

Рядом с Успенским московские мастера сотворили Благовещенский собор(1484—1489) ицерковь Ризоположения(1484—85), а в 1505—1508 гг.Алоизий НовыйвозвелАрхангельскийсобор, в стиле светского дворца «палаццо». Оставшись единственным в этом роде, он стал усыпальней всех московских князей и царей, начиная с Ивана Калиты. В то же время была построенаГрановитая палата(Марк Фрязин П. А. Солари), названная так благодаря отделке из белого граненого камня. Архитектурным же центром Московского кремля стала столпообразнаяколокольня Иоанна Лествичника(Ивана Великого, 1505—1508, надстроена в 1600). В 1555—61 гг., в честь победы над казанским ханством, было сотворено чудо русской архитектуры,Собор Василия Блаженного(первоначально —Покрова, что на рву,а уже затем он получил имя любимого народом юродивого). АрхитекторыБармаиПостникосмелились сделать не 7 приделов (по числу святых в дни казанского похода), а 9, «по своему разумению».

Новации проявились и в строительстве шатровыххрамов, среди которых подлинным чудом явилсяхрам Вознесенияв селеКоломенском(ныне в черте Москвы). Высокие каменные шатры несли в себе воспоминания о деревянном зодчестве, вместе с тем воплощая новое ощущение силы государства и торжества духа. В 1535—38 гг. в Москве была возведена вторая линия укреплений —Китай-город(арх. Петрок Малый), а с 1585 г. — третья —Белый город(ныне — Бульварное кольцо, арх. Федор Конь, он же — строитель Смоленского кремля). В концеXVIвека были построены и деревянные стены наЗемляном валу(нынешнее Садовое кольцо), последняя линия Московских укреплений. Когда в 1591 г. татарский хан еще раз подступился к Москве, то и он был поражен ее красотой и величием, которые стали образцом для всей Руси.

Русские архитекторы все более прибегали к математике, они же изобрели вышки-копры для бурения скважин. Выдающиеся гидротехнические сооружения были созданы в северном Соловецком монастыре, славном своей суровой красотой и мощными стенами. Десятки озер соединились на Соловках, каналами, острова — дамбами. Весь Соловецкий архипелаг представляет собой выдающийся исторический и архитектурно-художественный памятник.

Храмы, как правило, украшались фресками, мозаикой, иконами. К числу памятников монументальной живописи XIVвека относятся фрески собораСнетогорского монастырявПскове1313 года. Они предвосхищают знаменитые новгородские росписи. В Новгороде были созданы наиболее значительные произведения русскогоизобразительного искусстваXIVвека. Это вполне объяснимо: не отказываясь от претензий на политическое лидерство, Новгород оставался еще и культурной столицей. Замечательные фрески украшали церковь Федора Стратилата на Ручье и церковь Успения на Волотовом поле, а в 1374 г. сюда переехал, после многолетних скитаний по Византии и КрымуФеофан Грек(ок. 1340 — после 1405). Гений, которому стало тесно в рамках византийских канонов, именно на Руси нашел себя (что вполне символично), и не случайно он считается русским живописцем. Фрески и иконы Феофана предвосхищают Микеланджело своей монументальностью, экспрессией, поражают сила духа и драматическая выразительность, индивидуальность его образов. Грозные фигуры святых, с красно-коричневыми острыми лицами, эскизно написанными руками у Феофана подобны фантастическим призракам, не имеющими ни реального объема, ни материальной тяжести. Это позволяет сравнить его еще с одним великим европейцем, жившим вовсе на два века позже — Эль Греко. Характерно, что именно в новгородский период своего творчества Феофан особенно проявил себя смелым новатором, бунтарем, по существу, первым экспрессионистом в мировой живописи. После переезда Феофана в Москву его живопись становится значительно мягче, уравновешенней.

В Новгороде Феофан расписал (в 1378) церковь Спаса на Ильинке. Церковь сохранилась, а вот фрески — лишь фрагментарно и прокопченными: здесь была устроена в 1942 г. огневая точка артиллерии (не хочется уточнять, какой стороной). Почти не сохранились и фрески Феофана в Москве, где он расписал церковь Рождества Богородицы (1395—96) и Архангельский собор (1399) в Кремле. В Кремле вместе со старцем Прохором из Городцаон расписал также (в 1405 г.) церковь Благовещенского собора. Сохранилась часть двухметрового иконостаса. Больше повезло иконам Феофана Грека, в том числе поразительнойБогоматери Донской. Лик ее просветлен, она смиренна и спокойна, как и ее младенец, божья матерь понимает неизбежность жертвы так же, как воины, идущие на смертный бой ради спасения Отечества. На обратной стороне иконы изображено «Успение Богоматери».

В те же годы, что и Феофан, в Москве творил другой гениальный живописец, совершенно иной творческой манеры, Андрей Рублев(1360/70—ок. 1430). Он переехал в Москву из Троице-Сергиева монастыря, где много лет общался с Сергием Радонежским, что наложило неизгладимый отпечаток на него как человека и художника. Общался он и с Феофаном и даже принял участие в его росписи Благовещенского собора в 1405 г. Обретая свою творческую манеру, Рублев стремился к тому, чтобы икона выполняла не только культовое назначение, но также этическое и эстетическое. Высокий гуманизм Рублева вместе с тем имел глубоко русское воплощение, по существу, именно Рублев был первым подлинно русским живописцем.

В 1392 г. умер Сергей Радонежский, и в честь этого события была создана самая знаменитая икона Андрея Рублева, «Троица», предназначенная им для иконостаса Троицкого Собора (ныне она хранится в Третьяковской галерее). В «Житии Сергия» Епифания Премудрого говорится, что тот строил храм Троицы, «дабы взиранием на святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего». Ту же задачу ставил перед своей «Троицей» Андрей Рублев, выразив в ней спокойную, отрешенную созерцательность, умиротворенную грусть, просветленное восприятие человека и его места в мире. Гармония и поэзия «Троицы» подчеркиваются и круговой композицией, символизирующей единство, покой и совершенство, и необычным сочетанием ярких цветов. К другим замечательным произведением Рублева относятся «Страшный суд», «Звенигородский чин», «Архангел Гавриил». В Спасе из «Чина», апостоле Павле из фрески Успенского собора во Владимире (созданной вместе с Даниилом Черным) выразители общечеловеческих идеалов изображены с русскими чертами лица — сознательно или подсознательно.

Имена Феофана Грека и Андрея Рублева открывали «золотой век русской живописи», который, начавшись на рубежеXIV—XVвеков, продолжался действительно целое столетие. Завершается он еще одной крупнейшей фигурой,Дионисия(ок. 1440—1502/3), который, развивая традиции Рублева, дополнял их своей необычной фантазией. Особенно отчетливо творческая манера Дионисия проявилась в его последней работе (1500—1502), фрескахСобора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря в северном Белозерском крае. Сохранились практически полностью все 25 композиций на тему Богородицы («Похвала» и «Акафист» Богородице, «Собор Богородицы»). Влияние северной природы сказалось в выборе нежных, бледных цветовых полутонов — бирюзового, бледно-зеленого, светло-розового. Фоном же избран ярко-лазурный, на котором видны светлые горки и тонкие деревца, а также фигуры воинов-защитников русской земли.

Дионисий создал также икону «Богоматерь Одигитрия» из иконостаса Рождественского собора, иконы и росписи Пафнутьевско-Боровского монастыря под Москвой, фрески Успенского собора в Кремле (вместе с учениками). Особо замечательна одна из немногих сохранившихся фресок — «Поклонение волхвов». Здесь религиозный сюжет наполнен удивительно живыми, земными людьми, что также говорит о переменах, прошедших в духовной атмосфере в течениеXVвека. Дионисию принадлежат также изображение деяний митрополитов Петра и Алексия.

Уже в XVIвеке (Собор 1553—1554 гг.) было разрешено изображать на иконах также царей, князей, исторические события («бытийное письмо»). В галерее Благовещенского собора появились даже, наряду с византийскими императорами и русскими князьями, портреты античных поэтов и мыслителей — Гомера, Аристотеля, Вергилия, правда, уже в костюмахXVIвека.

К концу XVIвека все больше внимания стало уделяться пышной отделке икон, порой уже и в ущерб самим образам. Расцветаетприкладное искусство, в числе шедевров которого —«Царские врата», «Мономахов трон» Ивана Грозного (1551) в Успенском соборе, знаменитаяшапка Мономаха, которой он венчался на царство. Развивается искусство литья — вXVIвеке на территории Кремля появляетсяЦарь-пушка, а вXVIII—Царь-колокол. Льется повсеместно церковная утварь, бытовая посуда. Металлические нити — золотые и серебряные — используются в шитье, которое украшается еще и драгоценными камнями, жемчугом.

Новые веяния в XV—XVIвеках проникали и вмузыку. На основе древнего знаменного пения складываетсязнаменный распев, распространившись из Москвы на всю Русь. Он характеризуется особой распевностью, богатством орнаментики, мелодической цветистостью. ВXVIвеке, при сохранении мелодической унисонности, внедряется пришедшее из Европы полифоническое многоголосие, причем не только в церковной, но и народной музыке — так называемоестрочное пение(каждый голос записывался рядами знамен на отдельных строчках). Богатство пения достигалось сочетанием главного голоса с сопровождающими. В концеXVIвека в царском дворце появились клавикорды, привезенные из Англии и вызвавшие большой интерес. А вот орган не прижился.