Вера в «доброго царя» и самозванство как социокультурные феномены российской истории
«Великая смута» началась с того, что в 1601 г. в Польше объявился самозванец (предпочтительно Гришка Отрепьев), выдававший себя за сына Ивана Грозного, Дмитрия (в действительности же убитого в 1591 г. в Угличе). В 1604 г. он, вместе с литовско-польскими войсками, перешел русскую границу и пошел на Москву. Лжедимитрия поддерживала часть горожан, казаков и крестьян, которая нашла свои причины поверить в правдивость чудесного события. Став царем, он даже сумел некоторое время лавировать между польскими и русскими феодалами, пока не был убит в 1606 г. заговорщиками-боярами. Но и таким образом добытое место «пусто не бывает». Уже в 1607 г. появился еще один Лжедимитрий, теперь уже Второй, человек вовсе смутного происхождения («Тушинский вор»), выдававший себя за чудом спасшегося Лжедимитрия I. В 1608—9 гг. он держал в Тушине, под Москвой, вооруженный лагерь, с целью похода на столицу, но с началом уже открытой польской интервенции бежал в Калугу, где и был убит. Трудно найти нечто подобное в истории какой угодно страны.
После этих событий последовал захват Москвы поляками, а освобождало ее в 1611 г. народное ополчение во главе с нижегородским купцомКозьмой Мининым(?—1616) и московским княземДмитрием Пожарским (1578—1642). Памятник освободителям стоит сейчас в центре столицы России. Вновь стала очевидной роль народа в определении своей судьбы, судьбы государства. Эта роль проявилась и в приходе к власти нового царя. Во избежание новых смут выдвижение царя требовало особой ответственности. 30 июня 1611 г.Ляпуновский приговорпостановил избрать временное правительство «всею землею для всяких земских и ратных дел», с условием замены, если оно окажется «нерадивым». Волю «всей земли» должен был выразить «Совет всей земли», или «Земский собор». Но и с выборами монарха все оказалось непросто. До этого уже дважды царь избирался, но это было явлением исключительным.Борис Годуновбыл избран (в 1598 г.), так как прервалась прежняя династия (с убийством Дмитрия Углицкого, подлинного царевича),Василия Шуйскогоизбрали, так как он возглавил заговор против самозванца. Если в этих случаях выбор определялся не родословной, а личными качествами и заслугами, то избраниеМихаила Романовав 1613 г. сочетало и признание заслуг (он возглавлял восстановление против интервентов), и происхождение «от племени и средства царского». Это уже обещало конец смутам. С воцарением Михаила Романова восстановились прежняя, «законная» династия Рюриковичей, а также наследование престола. Государь вновь становился самодержцем, который «правит на своей воле», а «з боярами и думными людьми спрашивается о том мало» (по определению Котошихина, подьячего Польского приказа). Симеон Полоцкий видел в царе пастыря, который печется о народе и любит его, но не останавливается и перед наказанием «преизрядным» — чтобы «закона яко царя боялись, а царя — яко закона».
Как писал В. О. Ключевский, «среди общего смятения и раздора восторжествовала старая привычная идея «природного царя». Народ — в который раз — поверил в царя. И все же авторитет царской власти пошатнулся. В царствование Алексея Михайловича, «Тишайшего царя», унаследовавшего престол в 1645 г., сыщики доносили о «словах воровских, непригожих», таких, что их и «писать не смеют». Уже в середине XVIIвека по всей России пошли бунты «беспощадные и бессмысленные». Характерно, что они были направлены не против царя (которому народ свято желал верить), а против бояр. От имени «хорошего царя» выступалИван Болотников, призывавший «побивать своих бояр», «гостей и торговых людей побивати и животы их грабити». Подобные же призывы содержались в «прелестных письмах»Степана Разина. Их поддерживали забитые, темные крестьяне, верившие, что царь к беззакониям непричастен и находится в неведении. Степан Разин даже уверял народ, что при нем находится царевич Алексей, которого хотели извести изменники-бояре. Вера в самодержца доброго, справедливого, сильного сохранялась в русском народе не только в монархическую эпоху, но даже в советскую, которая лишь сменила название власти, сделав ее еще более неограниченной и неподотчетной.
Много боярской и купеческой крови пролилось и в городских восстаниях 1648, 1652, 1662 годов. Пошатнулся и авторитет церкви, которая все в меньшей степени объединяла народ. Напротив, она сама испытала глубокий раскол.
- Вардан Григорьевич торосян
- Культурология
- История мировой и отечественной культуры
- Аннотация
- Оглавление
- Предисловие
- Часть первая. Теоретическая культурология.
- Структура культуры
- Функции культуры
- Культура и цивилизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Концепции культурологии в их исторической ретроспективе. Проблемы и перспективы культуры у просветителей
- Социокультурная история у Маркса
- Проблемы развития культуры в философии позитивизма
- Возникновение концепций культурно-исторических типов
- «Россия и Европа» в концепции н. Я. Данилевского и его последователей
- Концепции евразийства
- Концепции «заката культуры» (о. Шпенглер, ф. Ницше)
- Дальнейшее развитие концепций культурно-исторических типов. А. Вебер
- Концепция «Вызова-ответа» а. Тойнби
- Концепции культуры в российской общественной мысли первой половины хх века (п. Сорокин, н. Бердяев, п. Флоренский, г. Федотов, в. Вейдле, м. Бахтин)
- Культура как подавление естественного (з. Фрейд, к. Юнг, э. Фромм)
- Игровые концепции культуры (й. Хейзинга, э. Финк, х. Ортега-и-Гассет, г. Гессе)
- Проблемы культуры в философии экзистенциализма (м. Хайдеггер, к. Ясперс, а. Камю, ж.-п. Сартр)
- Религиозные концепции культуры в хх веке (а. Швейцер, п. Тиллих, р. Нибур, р. Гвардини)
- Культура в концепциях постмодернизма (р. Барт, м. Фуко, ж. Делез, ж. Деррида, ж. Лиотар, ж. Бодрийар, у. Эко)
- Тенденции и перспективы культуры в XXI веке. Культура как самоорганизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Часть вторая. Историческая культурология. Типологическая история мировых культур о принципах изложения культурной истории.
- Раздел 1. Первобытная культура Генезис культуры как антропосоциогенез
- Периодизация древнейшей культуры
- Жилища и погребения
- Архетипы культуры
- Духовная культура первобытной эпохи (мифология, искусство, мораль)
- Формы организации общественной жизни и естественноисторический характер их изменений
- Первобытные культуры в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел II. Культуры Древнего Востока Общие замечания
- Глава 1. Культура Древнего Египта Географические и временные границы
- Социальная основа культуры Древнего Египта
- Феномен пирамид
- Особенности духовной культуры Древнего Египта
- Эллинистический Египет
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Двуречья Географические и временные границы
- Шумеро-аккадская культура
- Вавилонская культура
- Культура Ассирии
- Культура Ирана
- Культурная экспансия Месопотамии в Израиль
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Индии Географические и временные границы
- Философско-религиозные основы индийской культуры
- Индийская мифология
- Художественная культура
- Проникновение в Индию эллинизма и ислама
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Китая Географические и временные границы
- Философские и религиозные основы китайской культурной традиции
- Китайская мифология
- Художественная культура. Наука
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Японская культура Особенности генезиса и развития
- Периодизация японской культурной истории
- Религиозные составляющие японской культурной традиции
- Японское отношение к природе и среде обитания
- Японская мифология
- Художественная культура Японии
- Особенности японского образования
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура арабского Востока Ареал и социокультурные предпосылки распространения ислама
- Коран как свод исламской культуры
- Художественная культура Арабского Востока
- Наука и образование
- Ислам в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел III. Европейская культура Общие замечания
- Глава 1. Античная культура Содержание понятия «античность»
- Периодизация античности
- Античная мифология
- Древнегреческая философия
- Образование и воспитание в античности.
- Достижения науки и техники
- Художественная культура античности
- Культура Древнего Рима
- Зарождение христианства
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Средневековая культура Временные и географические границы Средневековья
- Социокультурные особенности Средних веков
- «Символ веры» и раскол церкви
- Христианская религия как доминанта средневековой культуры
- Средневековое отношение к античности
- Средневековые теология и философия
- Особенности научного познания в эпоху Средневековья
- Средневековое образование
- Художественная культура Средневековья
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Возрождения Особенности эпохи Возрождения
- Гуманизм Возрождения
- Религиозные движения эпохи Возрождения
- Возрождение в образовании
- Наука и техника эпохи Возрождения
- Художественная культура Возрождения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Нового времени и Просвещения «Знание-сила» и «Всем знать все обо всем».
- «Республика Ученых»
- Механико-математическое естествознание как идейная база Просвещения
- Энциклопедизм
- Образование и воспитание в эпоху Просвещения
- Стилевое и жанровое разнообразие художественной культуры Нового времени и Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Европейская культура XIX века Панорама духовной и социальной жизни XIX века
- Исчерпание классического естествознания: причины и последствия
- Философское мышление XIX века
- Образование в Европе XIX века
- «Типические характеры в типических обстоятельствах»
- Художественная культура XIX в.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура Европы в хх веке Социокультурная панорама хх века
- От классического естествознания — к неклассическому и постнеклассическому
- Хронология науки XX века в Нобелевских премиях.
- Философия и религия в Европе хх века
- Образование в Европе хх века
- Европейская художественная культура в хх веке
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел IV. Культуры американского континента
- Глава 1. Культуры коренного населения Америки Историко-географическая справка
- Культуры индейцев Северной Америки
- Культуры Мезоамерики
- Древние культуры Южной Америки
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Латинской Америки Историко-географическая справка
- Особенности латиноамериканской культуры в хх веке
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура сша XVII—XIX вв. Историко-географическое введение
- Философия и религия в период формирования сша и в XIX веке.
- Художественная культура сша XVII — XIX вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура сша в хх веке Путь, который выбрала Америка
- Американская философия в хх веке
- Место религии в американском образе жизни
- Американская наука в хх веке
- Образование и воспитание в сша хх века
- Двадцатый век в американской художественной культуре
- Культура досуга, отдыха и развлечений
- Особенности американской демократии на рубеже xх—XXI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел V. Русская культура Особенности исследования и освещения культурной истории России
- Глава 1. Культура древних славян «Откуда есть пошла…»
- Картина мира древних славян
- Обучение и воспитание в древней Руси
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Киевской Руси и вольных княжеств
- XII—XIII вв. Формирование Российской государственности
- Крещение Руси и его значение для славянских народов
- Создание письменности
- Первые образовательные книги и учреждения
- Место монастырей в истории русской культуры
- Художественная культура Киевской Руси
- Распад Киевской Руси
- Культура русских земель XII—XIII вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Московской Руси и России XVI века Выдвижение Москвы в столицу земли Русской
- Рост национального самосознания на рубеже XIV—XV веков
- Место религии в русской культуре XV века
- Образование и наука на Руси XV—XVI веков
- Русская художественная культура XIV—XVI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура России XVII века «Изменение вещем»
- Вера в «доброго царя» и самозванство как социокультурные феномены российской истории
- Церковный раскол и его социально-культурные последствия
- Особенности русской художественной культуры в XVII веке
- Образование и наука в России XVII века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Российское просвещение «Окно в Европу»
- «Просвещение Петрово»
- Учреждение российских академий и университетов
- «Просвещенный абсолютизм» в России
- Просветители России XVIII века
- Достижения российской науки и техники XVIII века
- Художественная культура Российского Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Русская культура XIX века «Дней Александра прекрасное начало»
- Поиски «национальной идеи» для России XIX века
- Изменения в общественной жизни и общественной мысли России во второй половине XIX века
- Российское образование в XIX веке
- Научные открытия и технические изобретения
- Художественная культура России XIX века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература:
- Глава 7. «Серебряный век» русской культуры Серебряное сияние и его темные тени
- Позиция русской интеллигенции в духовных метаниях рубежа XIX—XX вв.
- Философские и религиозные поиски «Серебряного века»
- Образование в России рубежа XIX—XX вв.
- Художественная культура «Серебряного века»
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 8. Советская культура Взгляд на советскую историю из XXI века
- Политика советского государства в области культуры
- Советское образование и воспитание
- Советская наука и техника
- Советская художественная культура
- Особенности культуры России после распада Советского Союза
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Заключение