Образование и воспитание в сша хх века
Высочайший уровень науки и техники был бы немыслим без заботы об образовании. В самой Конституции США подчеркивается, что от образования зависит будущее нации. СШАраньше других странввеливсеобщее бесплатное начальное и среднее образование. Каждый штат имеет местные органы управления образованием, свое законодательство. Несмотря на значительный удельный вес частного образования (большинство вузов, существует множество частных школ), проводится значительное финансирование образования со стороны государственных органов. Полностью оплачивается ими школьное образование (7% со стороны федеральных властей, 93% — местных). Крупнейший штат США, Калифорния, ежегодно выделяет из своего бюджета порядка 1 миллиарда долларов на образование. По данным 1986 г., расходы государственных учебных заведений составили 212 миллиардов долларов, частных — 50. Огромную поддержку образованию оказывают различные фонды — Меллона, Рокфеллера, Карнеги, Фулбрайта, Маски.
В системе школьного образования США нет ничего необычного, и оно никогда не служило примером для подражания — здесь, пожалуй, следует отметить исключительное внимание к физической культуре, спортивным состязаниям внутри школ и между ними, которые становятся целым событием. В США давно существуют школьные автобусы, развозящие детей в школу. После окончания школьных занятий на каждом перекрестке дежурит полицейский (обычно женщина), переводящий малышей через улицу.
При такой заботе, тем не менее, органы управления образованием вынуждены признать значительный процент функциональной безграмотности даже у старшеклассников и выпускников школ, многие из которых не умеют грамотно читать и писать, даже заполнять анкеты. В немалой степени это можно объяснить разношерстным составом учащихся, среди которых много детей иммигрантов. Несмотря на все усилия властей и учителей, расовые и социальные различия часто служат источником серьезной напряженности в школе. Нередки случаи, когда школьники (часто из вполне обеспеченных и пристойных семей) открыто высказывают фашистские взгляды, бывало даже, что они буквально расстреливали своих одноклассников и учителей. Тем более не редкость — приход в школу полиции.
В США существует три уровня школьного образования — общий, далее —профессиональный, дающий практические знания для устройства на работу иакадемический, готовящий к поступлению в вузы. Гордость американского образования —университеты. Старейший из них,Гарвардский, был открыт в пригороде Бостона, Кэмбридже, уже в 1636 г., всего через 16 лет после высадки «Мэйфлауэра», получив свое название в честь попечителя, Джека Гарварда, завещавшего ему свой капитал. К 350-й годовщине своего основания он успел дать 30 Нобелевских лауреатов и 29 лауреатов престижной Пулитцеровской премии. Среди его выпускников — 6 президентов США, в том числе — популярнейшие в истории страныФранклин Делано РузвельтиДжон Фитцджералд Кеннеди. Там же, в Кэмбридже, находится другой всемирно знаменитый,Массачусетский технологический институт, также кузница нобелевских лауреатов. Много лауреатов Нобелевской премии дал иБостонскийуниверситет, занимающий огромную территорию в самом центре города. Самый знаменитый из его выпускников —Мартин Лютер Кинг, который прославился уже в студенческие годы как лучший (по успеваемости) выпускник в его полуторавековой истории. К старейшим университетам США относятся знаменитыеЙельский(1701 г., г. Нью-Хейвен),Принстонский(1746, штат Нью-Джерси),Колумбийский(1754 г., г. Нью-Йорк). Всемирно известныКалифорнийскийиСтэнфордский(также в Калифорнии) университеты. Вся территория американских университетов необыкновенно ухожена, по зеленым лужайкам Стэнфорда и Гарварда можно гулять часами. Чрезвычайно много внимания в американских университетах уделяется спорту, победа в спортивных соревнованиях не менее престижна, чем в научном конкурсе, тысячи студентов бегут на роликах, перебрасываются дисками фрисби, а любимый вид транспорта у них — велосипед.
Занятия в американских университетах допускают свободное посещение (лишь бы сдал), проводятся в свободной и непринужденной обстановке, порой с чашечкой кофе или бутылкой колы прямо в аудитории. Часто тексты следующей лекции в отпечатанном виде раздаются студентам, чтобы они могли ознакомиться с ними заранее, быть готовым к их обсуждению. Поразительно количество и разнообразие факультативных дисциплин, которые предлагают американские университеты. Так, в MIT(Массачусетском технологическом) студент может (и обязан) выбирать из 120 курсов, и любой из этого списка проводится, если на него записался хотя бы один человек. Система факультативных (элективных, отelect— выбирать) предметов, из которых следует выбрать то или иное количество, действует даже в школе, начиная с 7-го класса. Широко применяютсятесты, в том числе для определения наклонностей ученика. Американское образование склонно доверять тестам и в качестве оценки знаний, хотя есть мнение, что они пригодны скорее для выявления тех, кто таковыми не обладает, а сам по себе выбор правильного варианта не обязательно свидетельствует о проникновении в суть вопроса. Показательно, что наиболее блистательные успехи американской науки в подавляющей степени относятся не к концептуальным открытиям, а к конкретным, достаточно узким исследованиям.
Американские университеты, сочетая учебу и научно-исследовательскую работу, сосредоточили в себе большую часть фундаментальных исследований. Их лаборатории прекрасно оборудованы и оснащены, поражают богатством книг (в том числе на русском) библиотеки даже небольших университетов. Крупнейшие университеты создают «научно-исследовательские парки», в которых размещаются промышленные фирмы. Так, Стэнфордский университет, начав в 1951 г., теперь включает в свой парк свыше тысячи фирм, завод ЭВМ в Сан-Хосе, завод по производству ракет от фирмы «Локхид». К этому парку относится знаменитая теперь на весь мир «Силиконовая долина», где 200 000 людей трудятся над созданием электронной техники. Вторым по величине научно-исследовательским парком являетсяResearcheТriangleРarkв Северной Каролине, созданный на базе трех крупных университетов. Крупным исследовательским парком, опоясывающим почти весь город, обладает Бостон, где сосредоточены предприятия электронной и других наукоемких отраслей производства. В определенных случаях такие центры создаются и в удаленной и труднодоступной местности, например, Центр ядерных исследований в Лос-Аламосе.
Широко распространен в американских университетах и научный обмен, который не прекращался даже в самые неблагоприятные с политической точки зрения годы. Автору этих строк довелось в один из таких годов (1981—1982 гг.) пройти научную стажировку в Центре истории и философии науки Бостонского университета, где он имел возможность, благодаря любезности университета, даже ездить на научные конференции внутри Америки, хотя это не было предусмотрено в межправительственных соглашениях, которые в этот период переживали очередной глубокий кризис (в связи с войной в Афганистане). Нельзя было не обратить внимание на то, что если в тот год число стажеров из СССР составляло всего 28, то из Китая, тоже вовсе не друга США — 5 000. Не менее характерно и то, что большинство советских стажеров составляли физики, химики, биологи, «технари», а они посылали историков, получавших доступ в архивы, закрытые для советских людей. У нас даже посмеивались, что они роются в истлевших бумагах, в то время как наши могут проникать в их секретные технологии. Те же посмеивались, что пока у нас их внедрят, они успеют устареть. А вот их историки докопались до выводов о неизбежности скорого конца «советской империи».
В концептуальном плане, в области философии образования, всемирно известенАбрахам Маслоу(1908—1970), сын эмигрантов из России, один из основателейгуманистической, психологии и педагогики. В анализе любой деятельности, включая науку и образование, Маслоу делал упор на исследование индивидуальности, личностной мотивации. В его концепцииистинно человеческие потребностизаключаются втворчестве и самоактуализации, а удовлетворение потребностей биосоциального характера (выживания, воспроизводства, безопасности, благополучия) — лишь базисные, как предпосылка для них (вспомним марксовы «свобода от» и «свобода для», вспомним Фромма).Психологический рострассматривается как последовательное удовлетворение все более «человеческих» потребностей, освобождении от низших, сковывающих. Различаясамореализацию(включающую самоуважение и признание) исамоактуализацию, Маслоу считает, что она достигается лишь у одного процента людей (что в большей степени связано с социальными условиями и воспитанием). Его последователиА. КомбсиК. Роджерс, также делают упор на учет интересов, индивидуальных особенностей, бережное отношение к личности, считая их условиями формирования творчески и свободно мыслящего и действующего человека. Роджерс в своей «Я—концепции» предлагает учить ребенка поступать соответственно своим подлинным чувствам и мыслям, не подавлять их, а поощрять и направлять.
В значительной степени именно таков подход к воспитанию у очень многих американцев. Они не просто очень любят детей, но еще относятся к ним с уважением и доверием, и дети, конечно, это ценят и платят тем же. Американцы не любят кричать на детей, не принято и запрещать что-то в жесткой форме. Родители и учителя чаще всего скажут: «Я бы тебе не советовал делать это», и тогда ребенок действительно задумается, постарается понять, почему, а не просто вынужден будет подчиниться. Известно, как жесткий диктат ломает психику, не позволяя развиваться в личности, делая неподготовленным к самостоятельной жизни. Напротив, вовсе не считается зазорным, когда дети даже миллионеров подрабатывают в свободное время (скажем, на каникулах) даже самой простой работой — в закусочных, на автостоянках и т. д. Правда, это может обернуться и излишним вниманием к деньгам, которое также характерно для американского образа жизни. О чем бы не говорили американцы, буквально в течение пяти минут речь пойдет о деньгах (о дороговизне, о закабаленночти покупками в кредит и т. д.). Раннее приобщение к самостоятельной жизни в значительной степени разобщает родителей и детей, так, даже друг к другу они никогда не заедут в гости без предварительного звонка, их могут в таком случае и не покормить («мы на вас не рассчитывали»). Приехав из другого города, даже близкие родственники и друзья останавливаются чаще всего в гостинице. Зато можно не опасаться непрошеных гостей, да еще поздно вечером, а самое главное — молодые супруги живут отдельно, не втягиваясь в трясину бытовых ссор с родителями.
Американцы воспитаны так, что они не стесняются никакой работы, а любую работу выполняют чрезвычайно профессионально и ответственно (в советские годы у нас это объясняли их паническим страхом потерять работу, хотя и тогда трудно было поверить, что продавец или клерк, терпеливо, внимательно и вежливо обслуживающие клиентов, с трудом удерживают желание нахамить или стукнуть его). Очень вежливы американцы и в повседневной жизни — на улице, в транспорте. Мальчик, которого его сверстник похвалил за хороший удар по мячу, ответит: «Thank you», улыбкой или кивком головы поблагодарит красивая женщина, если на нее залюбовался прохожий (или проезжий). Вовсе не комплексуют и некрасивые, даже юноши и девушки — большой нос или не слишком стройные ноги не помешают им быть душой компании, собирать вокруг себя друзей, заразительно смеяться, убеждать людей. Американцы очень приветливы, доброжелательны, просты в общении (easygoing), всегда придут на помощь, если вы не знаете дороги, если упали, если у вас украли кошелек. Но вам не помогут, если у вас серьезные проблемы («это ваши проблемы»), да американец сам не обратится за помощью. Американец, даже школьник, не попросит дать списать (это унизительно, оскорбительно для обеих сторон), никогда не постарается свалить свою работу на другого. Американцы очень пунктуальны, если пообещали позвонить в такое-то время, то обязательно позвонят — даже если могут сказать только то, что пока для вас нет ничего нового.
Несколько лет назад у нас массовыми тиражами были изданы книги Дэйла Карнеги (1888—1955) — «Как перестать беспокоиться и начать жить». Не все из его рекомендаций применимы в нашей стране, с другими условиями, иной историей и менталитетом, но ко многим из них очень бы не мешало прислушаться. Одна из важнейших: «Если хочешь чего-то добиться от кого-то, добейся, чтобы он сам захотел этого». Сам Карнеги, крупный промышленник, делится опытом того, как ему удалось воплотить в жизнь американскую мечту — стать миллионером. «Self made man» («Человек, который сделал себя сам») вообще вызывает большое уважение у американцев. Начав с простого посыльного-коммивояжера, он добился первого успеха тем, что, придя в крупную фирму с каталогом стульев для продажи и с трудом выпросив «одну минуту внимания», он… похвалил стулья в кабинете директора. Тот, в свою очередь, похвалился тем, что смастерил их сам, сохранив в память о своей бедной молодости. После часа приятных воспоминаний он выдал чек на покупку большой партии стульев (хотя, в принципе, фирма в них не нуждалась). Американцы еще и очень сентиментальны. Они нередко становятся жертвами своей доверчивости, сентиментальности, порядочности, особенно со стороны людей, прорвавшихся в США в последние годы.
- Вардан Григорьевич торосян
- Культурология
- История мировой и отечественной культуры
- Аннотация
- Оглавление
- Предисловие
- Часть первая. Теоретическая культурология.
- Структура культуры
- Функции культуры
- Культура и цивилизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Концепции культурологии в их исторической ретроспективе. Проблемы и перспективы культуры у просветителей
- Социокультурная история у Маркса
- Проблемы развития культуры в философии позитивизма
- Возникновение концепций культурно-исторических типов
- «Россия и Европа» в концепции н. Я. Данилевского и его последователей
- Концепции евразийства
- Концепции «заката культуры» (о. Шпенглер, ф. Ницше)
- Дальнейшее развитие концепций культурно-исторических типов. А. Вебер
- Концепция «Вызова-ответа» а. Тойнби
- Концепции культуры в российской общественной мысли первой половины хх века (п. Сорокин, н. Бердяев, п. Флоренский, г. Федотов, в. Вейдле, м. Бахтин)
- Культура как подавление естественного (з. Фрейд, к. Юнг, э. Фромм)
- Игровые концепции культуры (й. Хейзинга, э. Финк, х. Ортега-и-Гассет, г. Гессе)
- Проблемы культуры в философии экзистенциализма (м. Хайдеггер, к. Ясперс, а. Камю, ж.-п. Сартр)
- Религиозные концепции культуры в хх веке (а. Швейцер, п. Тиллих, р. Нибур, р. Гвардини)
- Культура в концепциях постмодернизма (р. Барт, м. Фуко, ж. Делез, ж. Деррида, ж. Лиотар, ж. Бодрийар, у. Эко)
- Тенденции и перспективы культуры в XXI веке. Культура как самоорганизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Часть вторая. Историческая культурология. Типологическая история мировых культур о принципах изложения культурной истории.
- Раздел 1. Первобытная культура Генезис культуры как антропосоциогенез
- Периодизация древнейшей культуры
- Жилища и погребения
- Архетипы культуры
- Духовная культура первобытной эпохи (мифология, искусство, мораль)
- Формы организации общественной жизни и естественноисторический характер их изменений
- Первобытные культуры в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел II. Культуры Древнего Востока Общие замечания
- Глава 1. Культура Древнего Египта Географические и временные границы
- Социальная основа культуры Древнего Египта
- Феномен пирамид
- Особенности духовной культуры Древнего Египта
- Эллинистический Египет
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Двуречья Географические и временные границы
- Шумеро-аккадская культура
- Вавилонская культура
- Культура Ассирии
- Культура Ирана
- Культурная экспансия Месопотамии в Израиль
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Индии Географические и временные границы
- Философско-религиозные основы индийской культуры
- Индийская мифология
- Художественная культура
- Проникновение в Индию эллинизма и ислама
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Китая Географические и временные границы
- Философские и религиозные основы китайской культурной традиции
- Китайская мифология
- Художественная культура. Наука
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Японская культура Особенности генезиса и развития
- Периодизация японской культурной истории
- Религиозные составляющие японской культурной традиции
- Японское отношение к природе и среде обитания
- Японская мифология
- Художественная культура Японии
- Особенности японского образования
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура арабского Востока Ареал и социокультурные предпосылки распространения ислама
- Коран как свод исламской культуры
- Художественная культура Арабского Востока
- Наука и образование
- Ислам в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел III. Европейская культура Общие замечания
- Глава 1. Античная культура Содержание понятия «античность»
- Периодизация античности
- Античная мифология
- Древнегреческая философия
- Образование и воспитание в античности.
- Достижения науки и техники
- Художественная культура античности
- Культура Древнего Рима
- Зарождение христианства
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Средневековая культура Временные и географические границы Средневековья
- Социокультурные особенности Средних веков
- «Символ веры» и раскол церкви
- Христианская религия как доминанта средневековой культуры
- Средневековое отношение к античности
- Средневековые теология и философия
- Особенности научного познания в эпоху Средневековья
- Средневековое образование
- Художественная культура Средневековья
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Возрождения Особенности эпохи Возрождения
- Гуманизм Возрождения
- Религиозные движения эпохи Возрождения
- Возрождение в образовании
- Наука и техника эпохи Возрождения
- Художественная культура Возрождения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Нового времени и Просвещения «Знание-сила» и «Всем знать все обо всем».
- «Республика Ученых»
- Механико-математическое естествознание как идейная база Просвещения
- Энциклопедизм
- Образование и воспитание в эпоху Просвещения
- Стилевое и жанровое разнообразие художественной культуры Нового времени и Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Европейская культура XIX века Панорама духовной и социальной жизни XIX века
- Исчерпание классического естествознания: причины и последствия
- Философское мышление XIX века
- Образование в Европе XIX века
- «Типические характеры в типических обстоятельствах»
- Художественная культура XIX в.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура Европы в хх веке Социокультурная панорама хх века
- От классического естествознания — к неклассическому и постнеклассическому
- Хронология науки XX века в Нобелевских премиях.
- Философия и религия в Европе хх века
- Образование в Европе хх века
- Европейская художественная культура в хх веке
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел IV. Культуры американского континента
- Глава 1. Культуры коренного населения Америки Историко-географическая справка
- Культуры индейцев Северной Америки
- Культуры Мезоамерики
- Древние культуры Южной Америки
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Латинской Америки Историко-географическая справка
- Особенности латиноамериканской культуры в хх веке
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура сша XVII—XIX вв. Историко-географическое введение
- Философия и религия в период формирования сша и в XIX веке.
- Художественная культура сша XVII — XIX вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура сша в хх веке Путь, который выбрала Америка
- Американская философия в хх веке
- Место религии в американском образе жизни
- Американская наука в хх веке
- Образование и воспитание в сша хх века
- Двадцатый век в американской художественной культуре
- Культура досуга, отдыха и развлечений
- Особенности американской демократии на рубеже xх—XXI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел V. Русская культура Особенности исследования и освещения культурной истории России
- Глава 1. Культура древних славян «Откуда есть пошла…»
- Картина мира древних славян
- Обучение и воспитание в древней Руси
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Киевской Руси и вольных княжеств
- XII—XIII вв. Формирование Российской государственности
- Крещение Руси и его значение для славянских народов
- Создание письменности
- Первые образовательные книги и учреждения
- Место монастырей в истории русской культуры
- Художественная культура Киевской Руси
- Распад Киевской Руси
- Культура русских земель XII—XIII вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Московской Руси и России XVI века Выдвижение Москвы в столицу земли Русской
- Рост национального самосознания на рубеже XIV—XV веков
- Место религии в русской культуре XV века
- Образование и наука на Руси XV—XVI веков
- Русская художественная культура XIV—XVI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура России XVII века «Изменение вещем»
- Вера в «доброго царя» и самозванство как социокультурные феномены российской истории
- Церковный раскол и его социально-культурные последствия
- Особенности русской художественной культуры в XVII веке
- Образование и наука в России XVII века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Российское просвещение «Окно в Европу»
- «Просвещение Петрово»
- Учреждение российских академий и университетов
- «Просвещенный абсолютизм» в России
- Просветители России XVIII века
- Достижения российской науки и техники XVIII века
- Художественная культура Российского Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Русская культура XIX века «Дней Александра прекрасное начало»
- Поиски «национальной идеи» для России XIX века
- Изменения в общественной жизни и общественной мысли России во второй половине XIX века
- Российское образование в XIX веке
- Научные открытия и технические изобретения
- Художественная культура России XIX века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература:
- Глава 7. «Серебряный век» русской культуры Серебряное сияние и его темные тени
- Позиция русской интеллигенции в духовных метаниях рубежа XIX—XX вв.
- Философские и религиозные поиски «Серебряного века»
- Образование в России рубежа XIX—XX вв.
- Художественная культура «Серебряного века»
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 8. Советская культура Взгляд на советскую историю из XXI века
- Политика советского государства в области культуры
- Советское образование и воспитание
- Советская наука и техника
- Советская художественная культура
- Особенности культуры России после распада Советского Союза
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Заключение