logo
Торосян_Культурология

Раздел 1. Первобытная культура Генезис культуры как антропосоциогенез

Истоки культуры теряются в неимоверно глубокой древности. Первые орудия, обнаруженные в раскопках, датируются возрастом 2—2,5 миллиона лет. «Небольшое расхождение», связанное с различиями в способах оценки, не столь принципиально, когда речь идет о миллионолетиях. Одно можно сказать, что история культуры и история человечества совпадают. Речь идет о том, что человек сформировался как человек, стал выходить из животного состояния по мере потребности и способности к культурному творчеству. Поэтому в равной мере можно говорить о том, что человек — и творец культуры, и ее творение.

В биологическом и физическом плане человек изменялся сравнительно мало, и его эволюция — прежде всего культурная эволюция, в которой выделяются вехи: homo erectus(человек прямоходящий),homo habilis(умелый, букв. обладающий навыками),homo faber— человек творящий. Осмысление своей деятельности, внесение в нее целенаправленности формировалиhomo sapiens— человека разумного. Все эти этапы складывались естественным путем, отвечая объективным жизненным запросам. Жизнь вынуждала первобытного человека к созданию не только материальной культуры (оружия, орудий труда, одежды, жилищ), но и духовной, что выражалось и в формах организации жизни, ее социализации. Люди не смогли бы выжить, если бы не объединялись для охоты, земледелия, скотоводства. В этом процессе неизбежной оказалась выработка определенных социальных регулятивов — предписаний и запретов. Все это позволяет ставить в один ряд, в одно связное целое генезис (греч. — происхождение) культуры и антропосоциогенез (от антропос — человек, социум — общество): формирование человека могло состояться только через формирование общества, и эти два взаимосвязанных и взаимополагающих процесса были возможны через формирование культуры. именно поэтомуединым процессом являются генезис культуры и антропосоциогенез.