Глава 5. Европейская культура XIX века Панорама духовной и социальной жизни XIX века
Девятнадцатый век заслуживает отдельного рассмотрения не только потому, что достаточно близок от нас. Налицо такая закономерность: чем дальше вглубь истории по времени, тем больше веков спрессовываются в одну историко-культурную эпоху, а затем каждая новая эпоха оказывается короче предыдущей. Необозримая длительность первобытной эры сменяется двумя-тремя тысячелетиями древнего мира, затем тысячелетием средневековья, от силы два с половиной века насчитывает Возрождение, еще меньше — Просвещение. Лишь частичным объяснением может служить скудость сведений о древности и обилие таковых о временах не столь давних. Гораздо существеннее то, что в социокультурной истории человечества постоянно происходит своеобразное ускорение хода времени (которое, кстати, предсказывалось в Библии) — достаточно оглядеться вокруг себя, сравнить с тем, что было всего десять-двадцать лет назад (и не только в нашей стране), чтобы убедиться в этом.
Девятнадцатый век успел вместить в себя противоречивое множество весьма различных событий и процессов. Наиболее характерным процессом начала XIXвека можно назвать уход с исторической сцены идеалов Просвещения. Сильнейшим ударом по ним явились походы Наполеона, затопившие в крови всю Европу, принесшие ей неслыханные до того бедствия, а закончившиеся бесславным крахом нового императора. Правда, поначалу много людей поверили в него — не только гвардейцы, которые готовы были следовать за Наполеоном даже после его низложения, но и люди искусства, видевшие в нем героя-мессию, философы — Гегель узрел в Наполеоне «шествие по земле мирового духа». Крах Наполеона был поучителен окончательным осознанием того, что ход истории неподвластен одиночкам, даже незаурядным. Показательно и то, что выдвижению Наполеона на историческую сцену предшествовали действительно прогрессивные явления в европейской истории, продолжателем которых поначалу он представлялся. В 1792 году впервые было отменено рабство (в Дании), ширилась борьба за права человека, закрепляемые уже юридически, значительное уравнивание в правах произошло между мужчинами и женщинами.
Начало XIXв. ознаменовалось еще и своеобразной «романтической реакцией» против механистического естествознания, в картине мира которого, за движениями атомов и планет, не нашлось места человеку с его духовным миром. Стали даже видеть связь междубезчеловечностью(то есть отсутствием человека) научной картины мира ибесчеловечностьюмира, в котором главные надежды возлагались на прогресс науки. Более того, вXIXв. впервые стали замечать и бедствия, которые приносил с собой научно-технический прогресс: от безработицы до массового истребления представителей животного мира, в частности слонов и носорогов (из-за их бивней). Экспансия европейской цивилизации на затерянные уголки Земли не сделала там жизнь лучше, а только нарушила ее веками налаженный, устоявшийся ход. Даже столь блистательные открытия, как теория Дарвина, могли обернуться реакционными социальными учениями:мальтусианство, механически перенося выводы Дарвина на человечество, оправдывало войны как механизм стабилизации народонаселения и улучшения человеческой породы.
Важнейшую роль стали играть уже не полководцы (типа Наполеона, Нельсона, Веллингтона), а политики-дипломаты, вроде наполеоновского министра Талейрана или немца Меттерниха. Характерно, что когда Наполеон, скорее из-за ревности, приказал расстрелять герцога Энгийомского (обвинив того в шпионаже), его министр финансов Фуше прокомментировал это таким образом: «…Сир, Вы совершили больше, чем преступление — Вы совершили ошибку».
С 1815 г. почти полвека Европа прожила без войн на своей территории, однако теперь ее стали потрясать революции. Именно в XIXв. капитализм принял самые бесчеловечные формы, не останавливаясь ни перед чем в погоне за наживой. Непомерно длинный рабочий день (до 14 часов) вознаграждался нищенской зарплатой, достаточной только для того, чтобы не умереть с голоду. Нещадно эксплуатировался дешевый детский труд. Дети уставали настолько, что после изнурительного рабочего дня не могли даже добраться до дому. Тогда для них стали сооружаться клетушки с матрацем рядом с рабочим местом. Понятно, что ни о какой учебе и подавно не могло быть речи. Как заметил К. Маркс, капиталисты и учебу «выдавали», как и зарплату, ровно в той мере, чтобы рабочие были в состоянии выполнять возложенные на них операции. Любые выступления рабочих за свои права подавлялись самым жестоким образом — в течение уже всего века. Именно после расстрела полицией мирной демонстрации рабочих в Чикаго (США) в 1886 году 1-е мая отмечается как день международной солидарности трудящихся. Нельзя не согласиться с оценкой испанского философа ХХ в. Ортеги-и-Гассета, считавшего, что «на всемXIXвеке лежит горькая печать тяжелого трудового дня».
К середине XIXв. наметились два пути борьбы за социальные права и улучшение бедственного положения рабочих. Один из них можно назватьидеалистическим. После разочарования в идее героя-одиночкиидеалистическое восприятие историиизменило свою форму: теперь надежды на «исправление истории» стали связывать не с великим человеком, а с великой идеей, которая может быть одинаково привлекательной для всех. Поверил в такую идею даже такой философ-материалист, как Л. Фейербах (1804—1872), «материалист снизу, идеалист сверху», как его называл Ф. Энгельс. В наиболее очевидной форме приверженцами такого подхода оказались «утописты-социалисты» — французыКлод-Анри Сен-Симон(1760-1825),Шарль Фурье(1772-1837) и англичанинРоберт Оуэн(1771—1858).
Выдвигая положения о равенстве людей, утописты-социалисты распространяли их до устранения различий между умственным и физическим трудом, городом и деревней, внося вполне конкретные предложения в этом направлении. Особенно неприемлемой для них была эксплуатация детского труда. Р. Оуэн, сам владелец фабрик и заводов, даже решил перейти от слов к делу. Сочетанием утопической романтики и присущей капитализму рациональности стал опыт фабрики в Ленарке (Шотландия), а затем колонии «Новая Гармония», основанной Р. Оуэном в США. Полагаясь на воспитательное значение личного примера, Оуэн решился на отчаянный социальный эксперимент. Он в значительной степени сократил продолжительность рабочего дня, повысил зарплату, стал привлекать рабочих к управлению производством, впервые в истории открыл ясли и детские сады на предприятиях.
Сочетание морального фактора и рациональной организации труда принесло поразительные результаты, вопреки ожиданиям капиталистических конкурентов. Однако, вместо того, чтобы последовать примеру социалиста-одиночки (как на это рассчитывал сам Оуэн), они объединились против опасного выскочки и разорили его достаточно распространенным позже способом — демпинговыми ценами на продукцию. Еще раньше начались распри среди рабочих, которые разделили общественное имущество и стали стремиться уже к личному обогащению. Горький урок истории постиг Оуэна: рабочие, готовые молиться на своего благодетеля, теперь проклинали его как обманщика.
Уже в ХХ веке В. И. Ленин, анализируя опыт социалистов-утопистов, подытожил его словами: «Развитием общества движут не увещевания, а классовая борьба». Он же доказывал, что пролетариат, вместо того, чтобы обращаться с просьбами к правительству, должен сам стать правительством.
Основоположником материалистического понимания историисчитаетсяК. Маркс(1818—1883). Последовательно разоблачая пороки, неизбежно заложенные в сущности капитализма, Маркс доказывал, что хищнический капитализм породил и своегомогильщика— пролетариат, которому «нечего терять, кроме своих цепей». В «Манифесте коммунистической партии» (1848) Маркс приходит к заключению: «Призрак бродит по Европе — это призрак коммунизма»
Те противоречия, которые породил капитализм, вылились в середине XIXв. в цепьреволюций1830 и 1848—49 гг. — немецкой, французской, венгерской. Еще раньше, в 1824 г., были созданы первые профсоюзы рабочих. По Европе шла волна борьбы за национальную независимость (Италия, Греция), национальное объединение — наконец, произошло объединение в крупные государства Италии и Германии. Значительную симпатию и поддержку имели в Европе освободительные движения в Латинской Америке, возглавляемые Симоном Боливаром, сильно влиял на умы дух свободы, повеявший из североамериканских штатов. Характерно, что активную поддержку национально-освободительной борьбе, в том числе личным участием, оказали поэты-романтики — Байрон, Шелли, Петефи, Мицкевич.
В 1864 году был создан усилиями, прежде всего К. Маркса и Ф. Энгельса, IСоциалистический Интернационал. К концу века повсеместно возникали революционные кружки, тщательно конспирируясь. Предпринимались и попытки захвата власти. 18 марта 1872 года произошло восстание парижского пролетариата, доведенного до крайности в результате поражения Франции в войне против Пруссии 1870—71 гг. и антинародной политики Третьей республики. Коммунары, установивдиктатуру пролетариата, продержались у власти свыше двух месяцев. В. И. Ленин считал причиной поражения Парижской коммуны ее нерешительность, недостаточную жесткость. Никаких «сюсюканий» и «миндальничаний» не допустила уже возглавляемая им Октябрьская революция 1917 года. Парижская Коммуна, тем не менее, показалась лучом надежды, ее воспевали поэты, писатели (В. Гюго), художники (Э. Делакруа — «Свобода на баррикадах»). Свои уроки из опыта Парижской коммуны извлекла и буржуазия, ужесточившая свою репрессивную политику.
К концу XIXвека завершиласьпромышленная революция, обеспеченная успехами науки и техники и бесчеловечной эксплуатацией трудящихся. Стало формироваться индустриальное общество. Устанавливается тесная и непрерывная связь науки и производства, создаются обслуживающие его научно-исследовательские лаборатории. Впервые возникаетсфера услуг. Индустриализация меняла не только ритм труда, но и весь образ жизни и мыслей, она приводила к изменениям даже в государственном устройстве, выдвигая новый тип руководителей. Однако беспрецедентный рост производства, требуя новых источников сырья, рабочей силы, рынков сбыта, означал и вступление капитализма в свою высшую, наиболее жестокую стадию —империализма, когда претензии капитала стали простираться уже до мирового господства. Практически все западноевропейские государства, включая Голландию, Бельгию, Италию, Португалию, обладали колониями далеко за пределами метрополии — в Африке, Юго-Восточной Азии, Южной и Центральной Америке. Усиливалось противостояние ведущих капиталистических государств, экономические и политические битвы между ними неизбежно должны были перерасти в мировую войну, что и произошло в начале уже ХХ века. Эта ситуация была в такой же степени и кануном пролетарских революций.
Революционные события происходили в конце XIX— начале ХХ вв. также в естествознании. Мало того, что его открытия радикальным образом изменили традиционные представления о природе и ее познании, оказалось еще, что ученые, воспитанные на резко обрушившихся классических идеалах, не были готовы к таким потрясениям. Между тем, как выяснилось, сигналы бедствия поступали от классического естествознания в течение всего века, но их предпочитали не слышать. В концеXIXвека было провозглашено принципиальное размежевание культуры на гуманитарную и сциентистскую (от словаsciencia— наука), то есть следовавшую «строго научным принципам».
К концу XIXвека не осталось и следа от просветительских идеалов. В Германии, стране богатейших культурных традиций — в искусстве, науке, философии, стране с высокоразвитой промышленностью, был провозглашен (Кайзером ВильгельмомII) принцип «Четырех К» для женщин: «Kinder,Kuche,Kleider,Kirche» («Дети, кухня, одежда, церковь»).
Таким образом, в течение всего XIXвека нарастали процессы, которые обозначали подлинныйкризис европейской культуры.
- Вардан Григорьевич торосян
- Культурология
- История мировой и отечественной культуры
- Аннотация
- Оглавление
- Предисловие
- Часть первая. Теоретическая культурология.
- Структура культуры
- Функции культуры
- Культура и цивилизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Концепции культурологии в их исторической ретроспективе. Проблемы и перспективы культуры у просветителей
- Социокультурная история у Маркса
- Проблемы развития культуры в философии позитивизма
- Возникновение концепций культурно-исторических типов
- «Россия и Европа» в концепции н. Я. Данилевского и его последователей
- Концепции евразийства
- Концепции «заката культуры» (о. Шпенглер, ф. Ницше)
- Дальнейшее развитие концепций культурно-исторических типов. А. Вебер
- Концепция «Вызова-ответа» а. Тойнби
- Концепции культуры в российской общественной мысли первой половины хх века (п. Сорокин, н. Бердяев, п. Флоренский, г. Федотов, в. Вейдле, м. Бахтин)
- Культура как подавление естественного (з. Фрейд, к. Юнг, э. Фромм)
- Игровые концепции культуры (й. Хейзинга, э. Финк, х. Ортега-и-Гассет, г. Гессе)
- Проблемы культуры в философии экзистенциализма (м. Хайдеггер, к. Ясперс, а. Камю, ж.-п. Сартр)
- Религиозные концепции культуры в хх веке (а. Швейцер, п. Тиллих, р. Нибур, р. Гвардини)
- Культура в концепциях постмодернизма (р. Барт, м. Фуко, ж. Делез, ж. Деррида, ж. Лиотар, ж. Бодрийар, у. Эко)
- Тенденции и перспективы культуры в XXI веке. Культура как самоорганизация
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Часть вторая. Историческая культурология. Типологическая история мировых культур о принципах изложения культурной истории.
- Раздел 1. Первобытная культура Генезис культуры как антропосоциогенез
- Периодизация древнейшей культуры
- Жилища и погребения
- Архетипы культуры
- Духовная культура первобытной эпохи (мифология, искусство, мораль)
- Формы организации общественной жизни и естественноисторический характер их изменений
- Первобытные культуры в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел II. Культуры Древнего Востока Общие замечания
- Глава 1. Культура Древнего Египта Географические и временные границы
- Социальная основа культуры Древнего Египта
- Феномен пирамид
- Особенности духовной культуры Древнего Египта
- Эллинистический Египет
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Двуречья Географические и временные границы
- Шумеро-аккадская культура
- Вавилонская культура
- Культура Ассирии
- Культура Ирана
- Культурная экспансия Месопотамии в Израиль
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Индии Географические и временные границы
- Философско-религиозные основы индийской культуры
- Индийская мифология
- Художественная культура
- Проникновение в Индию эллинизма и ислама
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Китая Географические и временные границы
- Философские и религиозные основы китайской культурной традиции
- Китайская мифология
- Художественная культура. Наука
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Японская культура Особенности генезиса и развития
- Периодизация японской культурной истории
- Религиозные составляющие японской культурной традиции
- Японское отношение к природе и среде обитания
- Японская мифология
- Художественная культура Японии
- Особенности японского образования
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура арабского Востока Ареал и социокультурные предпосылки распространения ислама
- Коран как свод исламской культуры
- Художественная культура Арабского Востока
- Наука и образование
- Ислам в современном мире
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел III. Европейская культура Общие замечания
- Глава 1. Античная культура Содержание понятия «античность»
- Периодизация античности
- Античная мифология
- Древнегреческая философия
- Образование и воспитание в античности.
- Достижения науки и техники
- Художественная культура античности
- Культура Древнего Рима
- Зарождение христианства
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Средневековая культура Временные и географические границы Средневековья
- Социокультурные особенности Средних веков
- «Символ веры» и раскол церкви
- Христианская религия как доминанта средневековой культуры
- Средневековое отношение к античности
- Средневековые теология и философия
- Особенности научного познания в эпоху Средневековья
- Средневековое образование
- Художественная культура Средневековья
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Возрождения Особенности эпохи Возрождения
- Гуманизм Возрождения
- Религиозные движения эпохи Возрождения
- Возрождение в образовании
- Наука и техника эпохи Возрождения
- Художественная культура Возрождения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура Нового времени и Просвещения «Знание-сила» и «Всем знать все обо всем».
- «Республика Ученых»
- Механико-математическое естествознание как идейная база Просвещения
- Энциклопедизм
- Образование и воспитание в эпоху Просвещения
- Стилевое и жанровое разнообразие художественной культуры Нового времени и Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Европейская культура XIX века Панорама духовной и социальной жизни XIX века
- Исчерпание классического естествознания: причины и последствия
- Философское мышление XIX века
- Образование в Европе XIX века
- «Типические характеры в типических обстоятельствах»
- Художественная культура XIX в.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Культура Европы в хх веке Социокультурная панорама хх века
- От классического естествознания — к неклассическому и постнеклассическому
- Хронология науки XX века в Нобелевских премиях.
- Философия и религия в Европе хх века
- Образование в Европе хх века
- Европейская художественная культура в хх веке
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел IV. Культуры американского континента
- Глава 1. Культуры коренного населения Америки Историко-географическая справка
- Культуры индейцев Северной Америки
- Культуры Мезоамерики
- Древние культуры Южной Америки
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Латинской Америки Историко-географическая справка
- Особенности латиноамериканской культуры в хх веке
- Вопросы и задания.
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура сша XVII—XIX вв. Историко-географическое введение
- Философия и религия в период формирования сша и в XIX веке.
- Художественная культура сша XVII — XIX вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура сша в хх веке Путь, который выбрала Америка
- Американская философия в хх веке
- Место религии в американском образе жизни
- Американская наука в хх веке
- Образование и воспитание в сша хх века
- Двадцатый век в американской художественной культуре
- Культура досуга, отдыха и развлечений
- Особенности американской демократии на рубеже xх—XXI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Раздел V. Русская культура Особенности исследования и освещения культурной истории России
- Глава 1. Культура древних славян «Откуда есть пошла…»
- Картина мира древних славян
- Обучение и воспитание в древней Руси
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Культура Киевской Руси и вольных княжеств
- XII—XIII вв. Формирование Российской государственности
- Крещение Руси и его значение для славянских народов
- Создание письменности
- Первые образовательные книги и учреждения
- Место монастырей в истории русской культуры
- Художественная культура Киевской Руси
- Распад Киевской Руси
- Культура русских земель XII—XIII вв.
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Культура Московской Руси и России XVI века Выдвижение Москвы в столицу земли Русской
- Рост национального самосознания на рубеже XIV—XV веков
- Место религии в русской культуре XV века
- Образование и наука на Руси XV—XVI веков
- Русская художественная культура XIV—XVI веков
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Культура России XVII века «Изменение вещем»
- Вера в «доброго царя» и самозванство как социокультурные феномены российской истории
- Церковный раскол и его социально-культурные последствия
- Особенности русской художественной культуры в XVII веке
- Образование и наука в России XVII века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Российское просвещение «Окно в Европу»
- «Просвещение Петрово»
- Учреждение российских академий и университетов
- «Просвещенный абсолютизм» в России
- Просветители России XVIII века
- Достижения российской науки и техники XVIII века
- Художественная культура Российского Просвещения
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Русская культура XIX века «Дней Александра прекрасное начало»
- Поиски «национальной идеи» для России XIX века
- Изменения в общественной жизни и общественной мысли России во второй половине XIX века
- Российское образование в XIX веке
- Научные открытия и технические изобретения
- Художественная культура России XIX века
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература:
- Глава 7. «Серебряный век» русской культуры Серебряное сияние и его темные тени
- Позиция русской интеллигенции в духовных метаниях рубежа XIX—XX вв.
- Философские и религиозные поиски «Серебряного века»
- Образование в России рубежа XIX—XX вв.
- Художественная культура «Серебряного века»
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 8. Советская культура Взгляд на советскую историю из XXI века
- Политика советского государства в области культуры
- Советское образование и воспитание
- Советская наука и техника
- Советская художественная культура
- Особенности культуры России после распада Советского Союза
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Заключение