этапы анализа тонового решения.
Бытовые предметы имеют еще и свой индивидуальный цвет и тон. Поэтому, рисуя их нужно сравнивать насколько один предмет темнее или светлее другого. Кроме этого, все предметы различны по материалу, из которого они сделаны. Работая в технике, которую мне предлагается анализировать, сами предметы композиции полностью не растушевываются, выделяются самые темные места.
Работая тоном, нельзя забывать об этом. Например, нельзя изображать поверхность кувшина и ткань, используя один и тот же технический прием. В первом случае штрих должен быть более четким и сплавленным, во втором - более свободным, фактурным. От правильного использования технических приемов зависит точность передачи материальности изображаемых предметов. Передний план желательно прорисовывать более подробно, чем второй и третий, намечать конкретные складки, очень внимательно и детально лепить форму. Дальний план более мягок, обобщен, нет конкретных четких переходов. Этот прием создает ощущение глубины, пространственности в рисунке.
Тональное решение следует начинать исходя из общего впечатления, разбивая вначале на два тона - белый и серый.
После этого следует углубление тона.
Вообще слово «тон» от греческого «tonos» означает - ударение, напряжение. Тон означает светотеневой состав рисунка. При помощи тона простым графитным карандашом можно передать свойство предмета - из чего он сделана, может передать прозрачность предметов и многое другое.
Тоном называется степень светлоты поверхности формы предмета. В зависимости от характера освещенности тона поверхности предмета может быть различным.
В рисунке - это начальный, простейший элемент светотени в природе и в художественном произведении: степень светлоты, светонасыщенных отдельных участков пространства и предметов в зависимости от интенсивности их освещенности. Общий светотеневой строй художественного произведения, определяемый целым диапазоном его светотеневых градаций от самого темного до самого светлого тона;
Тональность в графическом рисунке - это общий или светотеневой строй произведения графики. В графике указывает на характер общего светотеневого тона.
В рисунке с помощью тона, который наносится на форму штриховкой, тушевкой создается форма объема изображаемого предмета.
Впечатление глубины пространства передается, как и точным перспективным построением, так и включением светотени в рисунок. Светотень - постепенные переходы светлого и темного, распределение цветов по степени яркости, которые помогают воспроизвести объем изображаемого предмета, окруженного световоздушной средой. Светотень является важным выразительным средством, обладающим большим эмоциональным воздействием, способным передать не только постоянные свойства материального мира, но и изменчивость среды и атмосферных состояний.
Для того чтобы показать глубину пространства, следует на этапе поиска характера формы предметов, проложить штрихами тональные отношения. При этом, обратить внимание на то, как распределяются светлые и темные пятна на плоскости и каково их композиционное расположение. Здесь учитываются свет и тени на предметах, тональная окраска предметов.
Следует учесть, что направление линий штриховки должно соответствовать направлению изображенных плоскостей в пространстве. Тон штриховки должен учитывать и удаление объектов от рисующего.
Рисуя натюрморт, где объем пространства не так велик и разница в планах почти незаметна, нужно условно разбить свой рисунок на два-три плана и решать каждый соответственно его характеру, и за основу взять средний план. На переднем плане предметы четче прорисовываются, средний план служит камертоном тона рисунка, а дальний - объединяет штриховкой предметы с фоном.
Решая натюрморт в тоне, вначале нужно ставить предметы разнообразной тональности, контрастно их освещая. Сближенные по тону предметы, мягкие переходы светотени трудны для передачи, требуют достаточной подготовленности того, кто будет рисовать.
Также тон определяется и на плоскостях, на которых стоят сами предметы натюрморта.
Художественно-образные характеристики плоской поверхности в значительной степени обогащаются в случае применения других, наряду с линией, изобразительных средств, таких, как тон.
Масштабность плоскости, ее зрительный «вес» связаны и с характером распределения на ней светлых и темных тонов. Светлый тон выражает малую зрительную «весомость». Темный тон, наоборот, утяжеляет плоскость. Различное сочетание темных и светлых частей обусловливает различную зрительную характеристику одной и той же плоской поверхности.
Усиление тональности кверху производит впечатление «заземленности», статичности плоскости.
Тон, как и линия, служит средством создания таких качеств поверхности, как однородность и разнородность (плоскостность и глубинность). Равномерный тон поверхности выражает однородность, плоскостность. Линейно-тональное членение на основе нюансных или контрастных тональных различий дает разнородную структуру, зрительно деформирует поверхность, придает ей различные пространственные свойства (глубины, кривизны) и т. д.
Явление светлотного контраста лежит в основе приемов, изменяющих структуру плоской поверхности. Толщина и тон контура какой-либо фигуры значительно усиливают ее светлотные характеристики. Темные тона и светлые тона в различных сочетаниях активно меняют плоскостные характеристики поверхности.
Так, например, ослабление постепенного контраста предмета к фону определяет степень глубины, передает пространство экспозиции. Контрастные насыщенные цветовые отношения характерны для первых планов, нюансные -- для последующих, дальних.
Пространственные качества плоскости подчеркиваются контуром различной толщины, расположение предметов друг за другом, уменьшением предметов.
Плоская поверхность, равномерно заштрихованная в один тон, воспринимается, по аналогии однотонной, единой, не деформированной. Темные, насыщенные тона делают плоскость весомой, тяжелой. Наоборот, легкие, светлые, ненасыщенные цвета придают ей легкость и воздушность.
Тяжелые цвета зрительно уменьшают плоскую поверхность, легкие -- увеличивают.
Нюанс в рисунке - небольшое различие одного светотеневого тона. Тщательно разработанная система оттенков способствует созданию тонкой проработке светотеневой моделировки.
Нюансные отношения дают слабо выраженные пространственные свойства, контрастные -- обостряют их.
В графике контраст - резкое различие, противоположность - один из художественных приемов, в основе которого лежит противопоставление двух соотносящихся качеств с целью их усиления. Цветовые и светотеневые контрасты служат для моделировки объема или выражения пространственных отношений. Вносит элементы светотени и тона в линейный рисунок.
При тональном разборе изображения, можно достигнуть глубины пространства варьированием силы нажима на карандаш и расстояния между штрихами. Также не стоит забывать и об источнике освещения (солнце, лампа, окно), т.е. следует правильно построить тени от объектов изображения. Моделировка светотенью объектов пейзажа должна быть различной на выбранных планах изображения. Передний план - четкая прорисовка формы предметов с учетом всех градаций светотени, средний план - обозначение только света и тени, задний план - слабая светотень.
В данной работе над поставленным натюрмортом моей задачей было тоном создать пространственную иллюзию наложения и удаления плоскостей, наложением теней на внешние и внутренние стороны плоскостей. Разные плоскости накладываются одна на другую и как будто удаляются вглубь неглубокого пространства.
Больший по площади и более темный по тону «верх» создает ощущение максимальной тяжести.
Равномерная штриховка подчеркивает плоскость, неравномерная -- деформирует ее; криволинейный контур также деформирует плоскость.
Завершающим этапом зарисовки служит обобщение рисунка. С этой целью можно проложить общую штриховку на средний и дальний планы, чтобы передний план с его объектами приблизился к зрителю. В тональных рисунках добиваются убедительных отношений крупных масс и соподчинения им деталей. Линии по своей силе, толщине и характеру должны быть масштабными размеру изображения.
Заключение:
Результатом будет являться создание пространственной иллюзии засчет наложения и удаления плоскостей. Производится исследование трехмерного мира на двухмерной плоскости с помощью анализа.
Рисуя натюрморт, нам приходилось осваивать ряд задач самостоятельно, начиная от компоновки до завершения рисунка, а это и есть те элементы творчества, которые, в свою очередь, развивают способность размышлять, сопоставлять, анализировать.
Задача заключалась в том, чтобы изобразить предлагаемый натюрморт в упрощенных формах, разбирая его приближающиеся и удаляющиеся плоскости по тону. Нужно показать наложение трех проекций (трех видов: сбоку, сверху, снизу) сразу на одной композиции. Необязательно стремиться как можно ближе подойти к изображению предмета как такового, нужно выделить светлые и темные места. Однако нужно писать не предмет отдельно, а пространство в целом как основную тему натюрморта.