logo
История постановки балета "Дон Кихот"

1. История создания балета «Дон Кихот»

Первая постановка на сюжет одноимённого романа М.Сервантеса произошла в 1740 в Вене, балетмейстер Ф. Хильфердинг.

История многоактного испанского спектакля в России началась в 1869 году. Поставлен он был балетмейстером Мариусом Петипа. Сочиняя либретто, Петипа опирался на традицию предшественников, использовавших до него в балете ту главу романа Сервантеса, где рассказано о свадьбе Китерии и Камачо, расстроенной влюблённым в Китерию пастухом Басильо. Обратившись к героям Сервантеса, Петипа сберёг найденное до него, но в то же время создал свой оригинальный многоактный балет - цельное, продуманное во всех частях произведение.

« Дон Кихот» в спектакле Петипа был трагикомическим, а вовсе не комедийный (как ныне) персонаж, старомодный аскет - идеалист на празднике молодости, чувственности и свободы. Партия Дон Кихота - первая трагикомическая пария в истории балетного театра . История Китри и Базиля - это история, двух авантюрных беглецов, которые бегут на встречу праздничным приключениям, отдавая дань юности. И в конце в концов возвращаются в отчий дом (ранний Дон Кихот). Атмосфера праздника наполняет балет, - и это был первый праздник в театре у Петипа».

В первой московской постановке все сцены, за исключением сна Дон Кихота, где появлялась Дульцинея с нимфами, строились на материале испанских плясок. Петипа был хорошо знаком с испанским фольклором, так как в молодости выступал во многих городах Испании. И Дон Кихот стал своеобразным освобождением от идеологии «Сильфидовского балета».

Музыку хореограф заказал Л.Минкусу, прекрасному скрипачу Большого театра. Музыка «Дон Кихота» прекрасно обладала динамикой, необходимой для комедийного спектакля. Позднее в балет были включены пьесы многих других композиторов, но в ключевых эпизодах и в главных в сюжетном отношении танцах сохранилась та музыка, которая была в спектакле Петипа. «Дон Кихот» ставился несомненно с учётом традиций московской трупы, в составе которой были первоклассные исполнители национальных плясок и выдающиеся мимисты. Но к концу 1860-х годов зритель ждал от балетного спектакля уже иного: виртуозных классических танцев, постановочных эффектов».

Перенося «Дон Кихот» в Петербург (в 1871 году), Петипа основательно переделал сценарий и постановку. Одна и та же балерина стала исполнять партию Китри и Дульцинеи, а блестящие классические па, помимо сцены сна, появились в финальной картине на балу у герцога. Так же петербургский спектакль стал на один акт длиннее (всего пять актов) и потому грандиознее.

Весьма существенной особенностью спектакля, была тесная связь танцев с действием. Несмотря на то, что высшей точкой каждого из актов являлся дивертисмент, Петипа строил танцы так, чтобы они естественно вытекали из поступков персонажей, перемежались игровыми моментами. Многое из придуманного им живёт в современном спектакле, особенно в первом акте, наиболее цельном и действенном. Это дуэт Китри и Базиля, выход тореодоров, вовлекающий народ в пляску. Это сцена приезда Дон Кихота, и полутанцевальная - полупантомимная игра Санчо Пансы с девушками. От спектакля Петипа до нашего времени дошли так же отдельные детали сцены у мельниц ну и конечно же картина сна.

В 1900 году новую редакцию балета «Дон Кихот» поставил в Большом театре А.А.Горский. Он был знаком с петербургской редакцией Петипа, но не стал в точности её копировать. Ставя «Дон Кихота», он пытался провести свои реформы балетного театра. Отвергая условности балета ХIX века во имя искусства правдивого, естественного, Горский выдвигал новые принципы построения спектакля. Он стремился усилить сквозную линию действия, драматизировать танец, насытить массовые сцены жизненными, игровыми моментами. Горский изменил некоторые мезансцены (особенно в сценах на площади и в таверне), переставил многие танцы ( главным образом характерные).

«Отличие моей постановки от традиционных балетных состоит в том, что у меня на сцене постоянно наблюдается движение масс, у меня оригинальная планировка, я совершенно не признаю какой-либо симметрии», - писал Горский.

Однако превратить балет в «танцевальную драму», к которой в идеале стремился Горский, было невозможно. По существу, к замыслу Горского была бы не петербургская, а московская редакция Петипа. Но она давно стёрлась в памяти исполнителей. К тому же, отказываясь от последнего, дивертисментного акта петербургской постановки, пришлось бы исключить из балета многие удачно поставленные и полюбившиеся зрителю танцы. Горский не хотел этого делать и потому не смог добиться желанной драматургической стройности. Тем не менее «Дон Кихот» у него обрёл относительную цельность, обусловленную прежде всего его динамикой, жизнерадостным тонусом.

«Б.В. Асафьев определил это как, рождение танца из возбуждения уличной толпы, стремительный ритм её движений как бы невольно переходил в пляску».

Для спектакля 1900 года важнейшее значение имела также новизна декорационного оформления. В «Дон Кихоте» состоялся дебют на балетной сцене художников, чья роль в развитие хореографического искусства очень высока: А.Я.Головина и К.А.Коровина. Недаром большинство рецензий началось с описания декораций и костюмов. В то же время противники спектакля, недовольные вторжением художников нового направления на императорскую сцену, называли спектакль «декадентским». Головин написал площадь первого акта, залитую ослепительным солнцем. Сцена в таверне шла в декорациях Коровина.

Вот что писал Дягилев по поводу новой постановки Горского: « Нельзя при всей любви к истинно классическому искусству увлекаться таким вздором, как никому не нужные феерии, вроде минкусовского «Дон Кихота», да ещё постановку таких вещей поручать Коровину и Головину. Как можно у таких талантливых художников отнимать время и силы на столь некультурную работу». Такого же примерно мнения оставался и А. Бенуа.

Горский добивался от артистов прежде всего свободы и искренности поведения и многие рецензенты писали о том, что на сцене был не привычный вялый кордебалет, заученно выполняющий положенные па, а весёлая жизнерадостная толпа, которая плясала с азартом, блестя глазами, сияя улыбками. Каждого актёра Горский старался показать соответственно его дарованию и одновременно так, чтобы он вписался в картину шумного, солнечного испанского праздника. Так появился танец Мерседес среди кинжалов. Заново были поставлены танцы тореадоров и центральная партия Эспады. Новыми танцами Горский обогатил также сцену в таверне.

Для новых номеров была использована музыка А. Дюрана (мавританский танец), А. Симона (танец Мерседес и женская вариация), Э. Напрвника («фанданго» в последнем акте).

«Дон Кихот», несмотря на изначальные нападки критиков, был и остаётся одним из самых репертуарных спектаклей в Российских театрах оперы и балета.