logo
История постановки балета "Дон Кихот"

3. Вариация Китри с кастаньетами

балет постановка спектакль кастаньета

В каждом балете существует главенствующий акт, в «Дон Кихоте» - это первый акт. Считается, что если балерина профессионально исполнила первый акт, то можно считать, что балерина заявила о себе как о Китри. Конечно, нельзя сказать, что па-де-де в третьем акте «Дон Кихота» проще, но оно уже исполняется более традиционно, по классическому.

При исполнении вариации Китри с кастаньетами балерина должна очень хорошо владеть прыжком, вращением, а именно быстротой вращения (тур андеор по пятой с продвижением по диагонали). В своё время Н.Дудинская будучи прекрасным педагогом академии Балета им. А.Я. Вагановой подготавливала высокотехничных артистов балета. Конечно в этой вариации, как и во всём балете важен темперамент, открытость, актёрская игра и личная харизма танцовщицы. В советское время было принято разделять балерин на лирических и темпераментных. Сейчас, в наше время, балерина должна быть абсолютной, т.е. танцевать в разных амплуа.

Вариация Китри - это кульминация всего первого акта балета «Дон Кихот». Она чаще всего исполняется с кастаньетами, поэтому надо уметь координировать хлопки кастаньет с движениями рук, ног и корпуса. Так же в этой вариации важен темп, он должен быть динамичным, быстрым.

Первую часть вариации все балерины исполняют по разному. Например: batment,tour…, или batment tour andedant переходящий в andeor. Важно затем очень музыкально сделать падебуре с продвижением, не допускать размытости в движениях, ясно и чётко фиксировать точки. Руки тоже каждая балерина делает индивидуально, главное, что бы они сохранялись в испанской стилистике. Надо помнить об ощущениях юбки при позировках. После первой части идёт прыжковая часть вариации. Для хорошего амплитудного прыжка должен быть короткий подход (ассамблее) к самому прыжку и короткое не глубокое plie (т.е. не задерживаться и не заседать в plie). Третья часть включает в себя туры по пятой в очень быстром темпе с динамичным продвижением по диагонали вперёд. Работа над вариацией требует от балерины серьёзной и вдумчивой работы над техникой и образом Китри.

Несмотря на столь давнюю историю создания балета «Дон Кихот» является для меня самым любимым балетом, благодаря бесчисленным редакциям этого спектакля, балет и по ныне кажется мне современным и интересным. Зрелищный компонент доминирует над всем прочим, музыка очень специфически балетная с чётко акцентированными тактами и очень удобна для артистов балета. Здесь мы видим фейерверк эмоций, открытость публике, виртуозность танцев. Он, как на весах уравновешивает монотонность других балетов прошлого времени. В «Дон Кихоте» мы не увидим застывшие каменные лица (за исключением сцены сна), не выразительные позы и построения кордебалета. Балет настолько демократичен, насколько это можно себе представить в канонических рамках классического балета. Горский как раз и пытался сменить стереотип об артисте балета, как о фарфоровой кукле. Добиваясь правдивости, открытости, смелости в выражениях актёрской игры и технического исполнения. Всё это мне очень импонировало с детства.

Практически все воспитанницы академических балетных училищ мечтают исполнить не Одетту с Одилией, не принцессу Аврору, а именно Китри. Конечно, это скорее мешает обучающему процессу в младших классах, когда закладывается вся основа, но в старших классах (курсах) казалось бы необходимо развивать выразительную танцевальность и актёрское мастерство. Поэтому сейчас, когда альтернативные танцевальные направления достигли огромных высот в актёрской выразительности, то в балете наблюдается достаточно удручающая картина, за исключением отдельно взятых личностей. «Дон Кихот» мне очень близок по духу, по смелости и эмоциональной открытости, демократичности и экспрессивности.