Церковь св. Кириака в Гернроде
Х век был временем больших бедствий для Европы. Из Скандинавии в Западную Европу двинулись норманны, с востока — венгры, от Средиземноморья — арабы. Культурная жизнь теплилась лишь на окраинах, в Испании и Англии. Книга остается единственным памятником культуры этого времени. Знаменательно, что самой популярной книгой становится Апокалипсис — Откровение св. Иоанна, предвещающее гибель человечеству за его грехи.
Церковь Сен Трофим в Арле
В конце Х в. на первый план в Центральной Европе выступает Германия. В 962 г. король Отгон I коронуется в Риме, положив начало «Священной Римской империи германской нации». На покоренных землях восточной Германии, в Саксонии, в этот период интенсивно строятся суровые и неприступные монастыри. Их церкви хотя и сохраняют уже известный базиликальный тип, но более просты по форме, чем каролингские, четки по объему, лишены наружного декора. В центре Гарца, в Гернроде, и по сей день стоит в своей суровой первозданной красоте церковь св. Кириака (X — начало XI в.).
Фрески этого периода также сохранились только во фрагментах. Но и по ним можно судить о живописи большого внутреннего напряжения и взволнованности. В миниатюре германских книг этого времени превалируют графичность, плоскостность, холодные локальные цвета; пейзаж сведен до минимума, преобладает золотой фон, экспрессивность чувств доведена до предела (рукописи школы Рейхенау). Но даже среди этих сцен ярко выраженного спиритуалистического характера отчетливо проступает в немецких миниатюрах народная струя: в декор вплетаются чудища, забавные фантастические фигурки. Те же народные черты прослеживаются в предметах прикладного искусства, в изделиях из бронзы, дерева, стука, в рельефах, в резьбе из слоновой кости, произведениях выемчатой (позже перегородчатой) эмали, в ковке железа (решетки, ограды, замки, оковка сундуков и пр.).
Yandex.RTB R-A-252273-3- Т. В. Ильина
- История
- Искусств
- Западноевропейское
- Предисловие
- Искусство античности Эгейское искусство
- Искусство Греции Гомеровская Греция
- Греческая архаика
- Греческая классика
- Эллинистическое искусство
- Искусство Рима Этрусское искусство
- Искусство Римской республики
- Искусство Римской империи
- Раннехристианский саркофаг. Мрамор. Сиракузы, Национальный музей
- Искусство средневековья
- Раннехристианское искусство
- Дороманское искусство
- Церковь св. Кириака в Гернроде
- Романское искусство
- Готическое искусство
- Мария и Елизавета. Статуи западного портала собора в Реймсе
- Византийское искусство
- Искусство Возрождения Итальянское Возрождение
- Треченто
- Кватроченто
- Высокий Ренессанс в Средней Италии
- Высокий Ренессанс в Венеции
- Тинторетто. Чудо св. Марка. Венеция, музей Академии художеств
- Северный Ренессанс
- Нидерландское Возрождение
- Немецкое Возрождение
- Французское Возрождение
- Искусство Западной Европы в XVII веке
- Итальянское искусство XVII века
- Испанское искусство XVII века
- X. Рибера. Хромоножка. Париж, Лувр
- Фламандское искусство XVII века
- Голландское искусство XVII века
- Французское искусство XVII века
- Искусство Западной Европы в XVIII веке
- Итальянское искусство XVIII века
- Французское искусство XVIII века
- Английское искусство XVIII века
- Искусство Западной Европы в XIX веке
- Французский классицизм последней четверти XVIII — первой трети XIX века
- Испанское искусство конца XVIII — первой половины XIX века. Франсиско Гойя
- Английское искусство конца XVIII—XIX века
- Немецкое искусство XIX века
- Романтизм 20—30-х годов XIX века
- Реализм середины XIX века
- Импрессионисты
- Постимпрессионисты
- Искусство XX века
- Архитектура XX века. Основные проблемы
- Изобразительное искусство XX века. Основные направления
- Заключение
- Рекомендуемая литература*
- Античное искусство
- Средневековое искусство
- Искусство Возрождения Итальянское Возрождение
- Северное Возрождение
- Франция
- Искусство XVIII века
- Искусство XIX—XX веков
- Оглавление