logo
document

Введение в предмет

Каждый сегодняшний студент завтра станет специалистом, уровень квалификации которого напрямую зависит не только от полученных в университете знаний, но и от умения самостоятельно ориентироваться в море информации. Поэтому во время учёбы нужно не только давать необходимый объем знаний, но и развивать творческую активность студентов, их стремление к самообразованию и переосмыслению полученных знаний на протяжении всей жизни. Это невыполнимо без усвоения навыков ориентации в той информационной среде, которая выходит далеко за пределы узко-профильных интересов и определяет нестереотипность деятельности, готовность к принятию самостоятельных и обоснованных решений по широкому кругу вопросов, т.е. без формирования и развития информационной культуры личности.

Информационная культура личности – одна из составляющих общей культуры человека, это совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Она является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе.

Информационная культура личности представляет сплав информационного мировоззрения, информационной грамотности и грамотности в области информационно-коммуникационных технологий.

Информационное мировоззрение – это система взглядов человека на мир информации и место человека в нём, оно включает в себя убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, выражается в ценностях образа жизни личности в век информации. Информационное мировоззрение тесно связано с мотивацией деятельности человека, которая определяет успешность его информационной подготовки.

Информационную грамотность или информационную подготовку личности характеризуют следующие компоненты:

1. Умение самостоятельно сформулировать свою информационную потребность (запрос) и выразить её словесно.

2. Знание информационных ресурсов.

3. Знание возможностей библиотеки и умение использовать эти возможности.

4. Умение вести информационный поиск, т.е. знание основных алгоритмов поиска информации в зависимости от вида информационного запроса (адресный, тематический, фактографический).

5. Знания и умения по обработке информации, т.е. умение не только извлечь информацию из источника, но и правильно оформить результаты своей информационно-аналитической деятельности.

6. Умение критически мыслить, понимать, оценивать и творчески использовать информацию.

Грамотность в области информационно-коммуникационных технологий предполагает умение пользоваться современными информационными и телекоммуникационными технологиями.

Повышение уровня информационной культуры личности возможно лишь при организации специального обучения современных потребителей информации, т.е. при организации информационного образования. Только специальная подготовка и информационное образование гарантируют человеку реальный доступ к информационным ресурсам и культурным ценностям, сосредоточенным в библиотеках, информационных центрах, архивах, музеях.

При этом наличие специальной информационной подготовки, необходимый уровень информационной культуры личности важны в такой же степени, как наличие компьютеров и каналов связи – непременных атрибутов информационного общества. Сами по себе, изолированно, ни компьютерная грамотность, ни культура чтения, ни библиотечно-библиографическая грамотность не дают возможности человеку уверенно чувствовать себя в современном информационном обществе. Необходим синтез всех этих знаний, в совокупности образующих информационную культуру личности.