logo
document

1. Пояснительная записка

В современном мире, как в реальной, так и в виртуальной среде ежедневно появляется огромное количество новой информации, и вместе с ней растет объем и уровень сложности навыков её поиска, сбора, обработки, анализа и синтеза. Поэтому сегодня жизненно необходимым становится умение ориентироваться в информационном потоке, используя при этом различные информационные ресурсы и методики поиска.

Стремительное увеличение количества информационных ресурсов вызывает насущную потребность в обучении пользователей библиотеки основам информационной культуры. Внедрение в учебные планы всех факультетов курса «Основы информационной культуры» призвано сформировать у студентов целостную систему знаний и умений в области информационного самообеспечения.

Учебно-методическое пособие освещает следующие вопросы:

• как пользоваться библиотекой;

• как искать необходимую информацию по справочному аппарату библиотеки;

• как оформить требования на необходимую литературу;

• как работать с электронными ресурсами;

• как составить список литературы к рефератам, курсовым и дипломным работам.

Цель курса «Основы информационной культуры» – дать студентам знания, умения и навыки информационного самообеспечения их учебной и научно-исследовательской деятельности.

Задачи курса:

формирование информационного мировоззрения личности;

освоение рациональных приемов и способов самостоятельного ведения поиска информации в соответствии с задачами учебного процесса в вузе;

отработка алгоритмов поиска по разным типам запросов, возникающим у студентов в ходе их учебной деятельности;

обучение студентов методам поиска всех типов и видов документов по различным источникам и базам данных;

формирование навыков информационного самообслуживания как в условиях традиционной библиотеки, так и в Интернете;

оформление результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской деятельности.

Программа определяет объем знаний и навыков работы с информационными ресурсами библиотеки, которые должны получить студенты 1-3 курсов всех образовательных программ НГПУ очной формы обучения.

УМК подготовлен в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления»; ГОСТ 7.80-2000 «Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления»; ГОСТ 7.12-93 «Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке»; ГОСТ 7.76-96 «Комплектование фонда документов. Библиографирование. Каталогизация. Термины и определения»; ГОСТ 7.60-2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения»; ГОСТ 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления».

Программа занятий рассчитана на 10 часов: 6 часов – лекционная часть, 4 часа – практические занятия. Следует обратить внимание, что курс имеет продолжающий характер и состоит из двух частей: первая часть рассчитана для студентов 1 курса (изучается в 1 семестр), вторая – для студентов 3 курса (изучается в 6 семестр). Материал во второй части предназначен в помощь научно-исследовательской работе студентам старших курсов.

Курс разрабатывается и читается специалистами научной библиотеки по отдельному расписанию, составленному с учетом расписания каждого подразделения (факультета, института) университета.

Требования к уровню освоения курса

В рамках учебной программы студенты должны последовательно освоить технологию многоаспектного поиска документов, приобрести следующие навыки и умения:

• свободно ориентироваться в библиотеке НГПУ, знать особенности фондов и предоставляемых услуг отдельных структурных подразделений библиотеки;

• уметь пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки: системой каталогов, картотек, автоматизированными базами данных, справочно-информационным фондом, на этой основе уметь найти любое издание или подобрать документы по любой теме;

• научиться заполнять «Требование» на книгу, статью, видеофильм и любое другое издание;

• иметь представление о составе и структуре системы информационных изданий государственной библиографии;

• ориентироваться в технологии поиска информации в Интернете;

• уметь самостоятельно оформлять библиографическую часть научной работы.