logo
Tehnika_i_tehnologia_elektronnyh_sredstv_massov

Фотография

После Великой французской революции возникает необходимость в передаче визуальной информации. В этом процессе играет роль социальный фактор – новая буржуазия развивает направление, а также присутствует научно-технический фактор.

В 1725 происходит открытие феномена чувствительности солей серебра к свету (чем больше освещение – тем выше степень окисления серебра, оно начинает чернеть). Феномен открыт Йоганом Генрихом Шульце. Именно это свойство серебра позволяет формировать рисунок.

В Средние века английским философом и естествоиспытателем Роджером Бэконом (1217–1294)вновь была «открыта» камера-обскура. Чтобы преобразовать трёхмерное изображение в двухмерное, нужен объектив. Примитивный его вид – это отверстие в стене. Ка́мера-обску́ра (лат. camera obscūra — «тёмная комната») — простейший вид устройства, позволяющего получать оптическое изображение объектов. Представляет собой светонепроницаемый ящик с отверстием в одной из стенок и экраном (матовым стеклом или тонкой белой бумагой) на противоположной стенке. Лучи света, проходя сквозь отверстие диаметром приблизительно 0,5-5 мм, создают перевёрнутое изображение на экране. На основе камеры-обскуры были сделаны некоторые фотокамеры.

В 1816 году Шозеф Нисефор Ньепс закрепил изображение, созданное на пластинах с солями серебра. Ньепс смог получить негатив, однако при высвобождении серебряной соли из камеры снимок весь почернел. В дальнейшем Ньепс пытался использовать медную, или известняковую пластинку, покрытую асфальтом. Впервые Жосеф Ньепс получил зафиксированное изображение около 1822 года — «Накрытый стол».

В 1837 году Луи Жак Манде Дагер изобрел способ долговечного закрепления фотоизображения. Изображение сохранилось надолго. В этом же году был изобретен дагерротип. Самый ранний, сохранившийся до наших дней, дагерротип – 1837 год, где запечатлён кабинет Дагера. Дагеротипия (дагерротипия) — фотографический процесс, способ непосредственного получения при съёмке позитивного изображения. В качестве фотоматериала использовали посеребрённую медную пластинку. Пластинку тщательно полируют, затем непосредственно перед съёмкой обрабатывают парами йода, в результате чего образуется тончайший слой светочувствительного йодистого серебра. Под действием света в этом слое возникает скрытое изображение, проявляемое парами ртути. Полученное изображение закрепляют раствором тиосульфата натрия.

Первым репортажным снимком можно считать дагерротип, сделанный фотографом Карлом Стельцнером во время большого пожара в Гамбурге в мае 1842 года.

Параллельно с дагерротипией существовал метод фиксации действительности по методу Тальбота, названный им калотипией. Но поскольку негативы по методу калотипии делались на прозрачной бумаге, то отпечаткам с них недоставало четкости изображения. Все понимали, что идеальным было бы получение негатива на абсолютно прозрачном материале, но проблема заключалась в том, как закрепить на гладкой стеклянной поверхности светочувствительный слой.

Новый толчок развитию фотографии дал дальнейший прогресс химии. В 1846 году базельский ученый Кристиан Шенбейн изготовил раствор, получивший название колодий. В этот державшийся на стекле раствор стали добавлять светочувствительные компоненты. Снимки, полученные на таком материале, отличались четкостью и богатством оттенков. Единственным неудобством было то, что обработанные таким образом стеклянные пластины надо было экспонировать в мокром виде. Впрочем, через некоторое время и это недостаток будет устранен — в 1871 году в Англии Медоксом будут получены первые негативы на прозрачной, стеклянной пластине, на которую нанесен сухой фотографический слой на желатиновой основе.

Во второй половине XIX века развивается стереоскопическая фотография, а в конце 70-х годов Л. Дюко дю Орон, опять же француз, получает первое цветное изображение. Фотография начинает активно внедряться в быт.