logo
10

Пейзажная живопись Сильвестра Феодосиевича Щедрина

В пейзажах 1825 - 1827 годов, как всегда по многу раз повторяющих один и тот же мотив, живописное дарование и поэтическое чувство природы Щедрина достигают своего расцвета. Неаполитанские пейзажи этого периода пронизаны светом и воздухом. Гамма красок еще более холодеет, в ней господствуют серебристые, серо-лиловатые и голубо-зеленые тона. В своих гаванях в Сорренто Щедрин едва уловимыми переходами тонко передает изменение цвета воды от серебристого у берега к все большей холодной голубизне вдали, от серо-лилового в затененности и к чуть желтоватому в высветленных солнцем местах. Так же сложны переходы цвета в изображении скал от светло-коричневого через серое к голубо-серому и, наконец, серо-лиловатому гор на горизонте. Сложность и тональность цвета далеко ушли вперед от цветовой характеристики скал «Водопадов в Тиволи». В этих маринах Щедрин обнаруживает себя замечательным мастером в изображении воды, ее прозрачности и глубины. Щедрин достигает этого особенно в затененных местах, которые он сначала прописывает тонами, близкими к цвету скал, а затем сверх них пишет уже воду. Легкие мазки серо-голубого, лежащие сверх более теплых серо-лиловатых и коричневых, дают глубину воде, передают ее прозрачность. Цвет в картине - на воде и на скалах - приобретает необычайную сложность и тонкость. Его переходы и просвечиваемость хорошо передают воздух и дневной свет. С основной гаммой скал и моря связаны и приглушенные тона одежд рыбаков («Санта Лучиа», «Малая гавань», «Вид на Везувий», «Малая гавань в Сорренто», 1826, «Большая гавань в Сорренто», 1827, «На Капри»).