logo
10

С.Ф. Щедрин. Набережная в Неаполе

Творчество Щедрина, взятое в целом, принадлежит к ранним этапам романтизма в русской пейзажной живописи. Он создал обаятельный и чарующий образ природы. И в позднем периоде его творчества новое органично и художественно проявляло себя не в отрицании, а в чуть уловимом видоизменении прежнего образа природы. Драматизм и возвышенность «Лунных ночей» не удавались, не удалось «Сорренто» 1830 года, где основа лирического образа природы остается прежней и лишь в подчеркнутой мечтательности и истоме появляется какая-то драматическая нотка беспокойства и неудовлетворенности. Гармония безмятежности нарушена, и ничто уже не в силах удержать ускользающee блаженство.

Мы видим, что Щедрина влекло к природе, а не к городскому пейзажу. Но природа Щедрина - это не девственные, не тронутые человеком места. Пейзаж ненаселенных мест также мало привлекал его, как и дикая романтика стихийной жизни природы. Не ее мощь и грандиозность, а ее спокойную улыбку, близость человеку воспроизводил Щедрин, и в этих темах раскрывается сила и сущность его таланта. Морские пейзажи Щедрина никогда не изображают простора морской стихии. Его мир - это обжитая людьми природа, гавани и набережные итальянских городов и местечек, где люди дни и ночи проводят на воздухе и сами постройки как бы сливаются с прибрежными скалами. Здания и корабли кажутся составными частями этого пейзажа, который невозможно себе представить без населяющих его людей. Безмятежным спокойствием, ясной улыбкой счастья навеяны пейзажи Щедрина. Они созерцательны и мечтательны в своей «тихости» и статичности изображения, где ничего не происходит, и незаметен человеку тихий, плавный бег времени. Корабли плывут по тихой воде, и легкая игра света подобна блуждающей по лицу рассеянной улыбке. Это рай земного бытия, где жизнь беспечальна и мечтательно-ленива, где ничто не омрачает ясной улыбки. В образе природы Щедрина раскрывается его собственный мягкий и жизнерадостный характер.

Но солнечный и безмятежный образ природы в картинах Щедрина имел и более общее значение. Он был живописным выражением поэтического восприятия итальянской природы в русской культуре его времени. В этот воображаемый земной рай стремится тоскующий Батюшков, о нем сладостно мечтает Пушкин. Во время южной ссылки он видит подобие этого рая в природе Крыма, в Бессарабии перед ним встает образ изгнанника Овидия, в тоске которого о родине он видит прообраз своей собственной тоски и мечты: «Я вижу берег отдаленный, земли полуденной волшебные края, с волненьем и тоской туда стремлюся я, воспоминаньем упоенный».