logo
Барокко-1-7,9,11,35

Градостроительство Рима в конце XVI-XVII веках

Достижения архитектуры барокко заключаются в разработке новых принципов градостроительства, композиции городского и паркового ансамблей - разрешают проблему целостного городского ансамбля на основе коренной перепланировки частей средневекового города с применением строго симметричных осевых построений. Основу застройки теперь определяют не здания, а коммуникации. Теперь улица рассматривается как целостный архитектурный организм, как одна из форм ансамбля. Придавая улицам строго прямолинейные очертания, отмечая их начало и завершение площадями или эффектными архитектурными и скульптурными акцентами, зодчие барокко достигают большого богатства и разнообразия архитектурных мотивов и в то же время создают планировочную систему, упорядочивающую хаотическую застройку средневекового города.

В градостроительной практике вырабатывается тип площади, пространство и застройка которой подчинены монументальному сооружению, играющему роль композиционной доминанты. Так был создан тип площади, превращающейся как бы в своеобразный открытый вестибюль перед церковным зданием. В грандиозных масштабах эта задача была решена Бернини в площади св. Петра, в более камерном плане — в площади перед церковью Санта Мария делла Паче архитектором Пьетро да Кортона (1596—1669). В соответствии с общим характером архитектуры рассматриваемого периода композиционные решения этих площадей, основанные на сложных криволинейных очертаниях, отличаются большой пространственной динамикой.

Большие заслуги в области градостроительства принадлежат выдающемуся архитектору и инженеру Доменико Фонтана (1543—1607). В 1580-х гг. ему были поручены перепланировка и декоративное украшение Рима, внешний вид которого должен был соответствовать значению города как мирового центра католицизма.

Доменико Фонтана прокладывает новые прямые улицы с таким расчетом, чтобы отдельные наиболее значительные ансамбли города оказались связанными между собой, образуя единую систему архитектурных акцентов. Такова осуществленная им впервые в истории градостроительства трехлучевая система улиц, расходящихся от площади дель Пополо и связывающих главный въезд в столицу с центром и его основными ансамблями. Чтобы усилить пространственный Эффект и подчеркнуть осевую перспективу улиц, архитектор ставит в точках схода лучевых проспектов и в их концах обелиски и фонтаны, добиваясь тем самым большого композиционного единства и завершенности. Раскрывающаяся с площади дель Пополо глубокая перспектива трех проспектов, акцентированная и подчеркнутая постановкой на их углах двух одинаковых купольных церквей (Сайта Мария ин Монте Санто и Сайта Мария деи Мираколи, начатых строительством в 1661 году по проекту архитектора Райнальди), производит исключительно эффектное впечатление богатством и разнообразием аспектов, несколько напоминающих систему перспективных театральных кулис.

Созданная Фонтана трехлучевая система планировки города с почти театрализованным эффектом неожиданного раскрытия уходящих вглубь городских магистралей с единой точки зрения оказала сильнейшее воздействие на всю последующую практику европейского градостроительства.

Излюбленной формой монумента, предназначенного для установки на площадях и улицах, в эпоху барокко является не статуя, как в эпоху Возрождения, а обелиск и украшенный скульптурой фонтан. Динамичная форма обелиска, сложные по композиции масс и пластическому разнообразию форм фонтаны со стремительно низвергающимися каскадами тяжелых водяных струй вполне отвечали художественным задачам барокко. Фонтан организовывал пространство, фиксировал основные оси композиции ансамбля динамикой и разнообразием своих скульптурных форм, контрастирующих с ровной поверхностью площади и относительно спокойными фасадами окружающих зданий. К числу наиболее замечательных фонтанов Рима, созданных мастерами раннего и зрелого барокко, нужно отнести выполненные Бернини фонтан Тритона на площади Барберини и фонтан Четырех рек на площади Навона, а также огромные фонтаны на площади св. Петра и соединенный с обелисками фонтан на площади дель Пополо.

Р еконструкция базилики Санта Мария Маджоре (арх.Карло Райнальди). Райнальди в 1673 году возвел с восточной стороны фасад, объединивший старую аспиду церкви Санта Мария Маджоре с часовнями Сикста V и Павла V. Ключевой момент композиционного решения – мощная выступающая апсида и расходящиеся от нее на три стороны марши лестницы. Лестница здесь – максимально выразительное средство связи церковного фасада с прилегающим пространством - небольшой площадью XVII века. Лестница подчеркивает динамику архитектурных форм и продолжает ее вовне. Неслучайно, поэтому лестница – очень важный и распространенный элемент архитектуры барокко.

На примере восточного фасада ц.Санта Мария Маджоре видно, насколько важна для барокко связь фасада здания с окружающим пространством. В отличие от зодчества Возрожде­ния, членения фасада барочного зда­ния рассчитывались на масштабы площади и окружающей застройки. Отсюда - поражающая грандиоз­ность пропорций, соответствующая торжественно-патетическому строю архитектурного образа. Здание ли­шалось замкнутости, изолированно­сти — его объем становился частью пространственного ансамбля. Пространственность - как взаимо­действие архитектурного объема с внешней средой и как особенность трактовки самой архитектурной формы - составляет специфиче­скую черту барочного зодчества. В сооружениях барокко пространство как бы активно воздействует на архитектуру: формы то поддаются под его н атиском, то, сопротивляясь ему, выступают вперед и включают пространство в свою структуру. В фасаде церкви Сайта Мария делла Паче (1656-1657, арх. Пьетро да Кортона) взаимодействие здания с наружным пространством выра­жено выгибом стены верхнего этажа - движение, которое подхваты­вает и продолжает сильно высту­пающий закругленный портик с его неравномерным ритмом колонн. На фасаде церкви Сайт Андреа аль Квиринале (арх. Дж. Л. Бернини), ак­тивный контакт архитектуры с окружающим пространством отчетливо выявлен в выходе форм из плоскости стены: полукруглый антаблемент выступает из арочного причем его движение акцентирует картуш, а полукруглые перетекающие ступени лестницы продолжают движение и сливают фасад с площадью. Динамику и пространственность архитектурного объема подчеркивает примыкающая к церкви каменная ограда, ко­торая, в отличие от портала, имеет вогнутые очертания. Архитектура барокко „втягивает" человека в свое пространство и властно приобщает к своему эмоцио­нальному бытию.

Пространственность сооружения яв­лялась столь важным фактором его образной выразительности, что мастера барокко пользовались различ­ными приемами, чтобы добиться ил­люзии реального существования воображаемого, „фиктивного" пространства. В „Скала Реджа" („Королевской лестнице", 1663-1666), соединяющей собор св. Петра с Вати­канским дворцом, Бернини прибе­гает к перспективному „трюку": лестница, по мере удаления от нижней площадки, сужается, а колонны, размещенные на ее ступенях, - сближаются и уменьшаются по высоте, различную высоту получили и сами ступени. Это создает впечатление огромного масштаба и протяжен­ности лестницы.