logo
Барокко-1-7,9,11,35

35. Творчество Клода Лоррена

Стиль классицизм начинает формироваться с конца 16 в. – появляются направления академического характера, Болонская академия.

Середина 17 в. – расцвет.

В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с таковыми же в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания.

Наиболее интересной фигурой в живописи французского классицизма был пейзажист Клод Лоррен (1600-1682).

Художник взял за основу распространенную и устраивавшую всех схему — идиллический пейзаж с бесконечной далью и кулисами, как в театре. С небольшими дополнениями Лоррен следовал этому типу пейзажа всю свою жизнь, но он обогатил его столь непосредственными и своеобразными наблюдениями, благодаря которым на протяжении столетий появлялись новые решения в жанре идиллического пейзажа — прежде всего в построении непрерывно-целостного, наполненного светом пространства.

Клод Лоррен (его и сейчас называют просто Клод) ввел практику рисования пейзажа с натуры пером и акварелью. Клод чутко улавливал простор римской Кампаньи, внимательно изучая природные мотивы — деревья, покрытые плющом, тропинки, на которые падает то свет, то тень. Он постигал новый язык выражения эмоций, „слова" которого находил в естественной среде. Сходным путем тогда шел только Рембрандт, который в те же самые годы делал пейзажные зарисовки, бродя в окрестностях Амстердама. Однако Клод поставил задачу вдохнуть в старую схему новую жизнь еще одним довольно оригинальным способом. Он выходил за город утром и вечером и, наблюдая в природе тональные переходы от среднего плана к самому дальнему, создавал цветовую гамму, смешивая цвета на палитре. Затем он возвращался в мастерскую, чтобы использовать найденное в соответствующих местах картины, стоявшей на мольберте. Использование тонального цвета и согласование его с природой — оба эти приема в то время были совершенно новыми. Они позволили Клоду решить поставленную им задачу с небывалой, подчас наивной открытостью.

Идиллический пейзаж Клода был единственным жанром, который усвоили, сделав его своим, художники англоязычных стран. Именно данный импульс, вместе с непосредственным наблюдением природы позволил им внести большой вклад в искусство пейзажа и способствовал обновлению этого жанра в XIX в.

. В эпоху барокко пейзаж считался второстепенным жанром Вначале Лоррен писал небольшие работы с пасторальными фигурами на холсте или меди; затем — порты, с заходящим солнцем. Со временем под влиянием художников-классиков его композиции становятся всё масштабнее, с литературными сюжетами . В позднем периоде работы художника становятся всё более интимными по характеру и отличаются очень деликатной фактурой (часто это эпизоды «Энеиды» Вергилия).

Творчество Лоррена представляет лирическую линию в классицистическом пейзаже. Любимые мотивы художника – равнины римской Кампаньи, просторы моря, бухты и гавани. Лоррен также продуманно компонует пейзаж. Пространственными вехами в них чаще всего являются деревья с прозрачно-легкой листвой, которые словно не останавливают взгляда, свободно идущего вдаль, к широким открытым линиям горизонта. Нередко ощущение глубины дается лишь градациями цвета, без всяких нарочитых опорных точек («Пейзаж с бегством в Египет» 1647, «Эрминия и пастухи» 1666).

Лоррену был дорог дух античной культуры, воспоминаниями о которой насыщена природа Италии. Лоррен воспринимает античность в лирическом, даже идиллическом ключе – для него это прежде всего «золотой век» человеческой истории («Апаллон, охраняющий стада Адмета» 1654, «Пейзаж с Кефалом и Прокридой» 1645).

Иной характер в его пейзажах получила античная архитектура. Лоррен чаще всего изображал открытые портики, колоннады или руины зданий, причем художник далек от археологической достоверности – из архитектуры он стремится извлечь поэтические возможности («Отплытие св.Урсулы» 1641). В картине «Утро» (1666) руины античного храма вносят в природу ноту возвышенной элегической поэзии.

В пейзажах Лоррена захватывает ощущение простора, наполненного воздухом и светом, благодаря которым все элементы картины естественно связаны друг с другом, а композиция получает живописное единство. Лоррен изображал природу в разное время дня, и лирическое богатство его пейзажей во-многом связано с тем настроением, которое дает им тонко воссозданное освещение – нежный, только рождающийся свет утра, насыщенный свет полдня, прозрачные сумерки вечера, золотистые тона заката («Пейзаж с Персеем и Медузой» 1674, «Полдень» 1657, «Ночь» 1672).

Освещение всегда дано художником в мягких переходах – он избегает контрастов света и тени, чтобы не внести в картину эмоционального напряжения. В его пейзажах всегда царит лето, природа не знает увядания и непогоды, в ней все дышит безмятежностью, все исполнено величавого спокойствия. Отдельные фигурки или сюжетные мотивы как бы кристаллизовали настроение пейзажа: одухотворенной, завороженной тишины – в «Очарованном замке» (1664), идиллической поэзии – в «Ацисе и Галатее» (1657).

К лучшим созданиям Лоррена должны быть причислены его пейзажные рисунки с натуры, исполненные тушью с применением отмывки. Бесконечно разнообразные по мотивам и характеру, они замечательны простотой средств, которыми воссозданы световые и пространственные эффекты, тонкостью художественного видения и непосредственностью чувства («Вид Кампании», «Вид Тиволи»).

В своих картинах Лоррен всегда остается художником-классицистом, для которого важнее всего стройная система мироздания: безграничность природы он включает в строгие композиционные рамки, а волшебное многообразие ее облика подчиняет устойчивым и рациональным закономерностям.

В 1635–36 гг художник начал составление т.н. «Книги Истины» ("Liber Veritatis"; хранится в Британском музее в Лондоне). Книга представляет собой сборник из 195 рисунков, которые Лоррен тщательно скопировал со своих собственных работ. На обороте каждого рисунка мастер оставил пометки, поясняющие, по чьему заказу была выполнена соответствующая картина или указывающие место её хранения. Во второй части книги содержатся также и даты. Несмотря на то, что большинство полотен Лоррена, созданных до 1635 года, а заодно и некоторые более поздние его работы в «Книге Истины» не представлены, этот сборник, составленный в хронологическом порядке, является бесценным свидетельством развития художественной манеры автора и, кроме того, даёт основания судить о круге его заказчиков

1