logo
ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ

7. Капулетти

Чёрт побери, негодная девчонка!

Тварь непокорная! Я говорю:

В четверг пойдешь смирнёхонько ты в церковь!

Иль больше мне не смей смотреть в лицо.

Молчать! Не отвечать! Не возражать!

Ох, руки чешутся… А мы жалели,

Жена, что бог одну лишь дочь нам дал

Я вижу, что и этой слишком много

И что она для нас – одно проклятье.

Прочь, подлая!

3.6. Определите значимость следующих эпизодов для понимания проблематики трагедии: хор в прологе, первый разговор Ромео и Джульетты, спор между Тибальдом и Сеньором Капулетти на балу, размышления брата Лоренцо в начале сцены 2 второго акта, предсмертные слова Меркуцио, разговор сеньора и сеньоры Капулетти с дочерью в сцене 5 третьего акта, финал трагедии.

3.7.Определите особенности композиции трагедии. Какие события происходят на глазах зрителя, а о каких зритель узнает из реплик персонажей? Выделите основные узлы развития действия. Какую роль в пьесе играют случайности? Каким образом создается драматизм? Для чего Шекспир вводит хор? Выполняет ли он ту же функцию, что и в античной трагедии?

3.8 Оцените следующие высказывания о трагедии «Ромео и Джульетта»:

    1. «В сущности, в «Ромео и Джульетте» уже намечена ведущая тема

второго периода творчества Шекспира. Ее можно определить как трагическое столкновение значительной человеческой личности с обществом сословных предрассудков, произвола и угнетения. Далее критика Шекспиром современной ему Англии становится все более резкой, хотя при этом он и не утрачивает присущих ему оптимизма и гуманизма». [Толмачев, М.В. Вильям Шекспир // Зарубежная литература для детей и юношества. Учеб. для ин-тов культуры. В 2 ч. Ч. 1 / Н.П. Банникова, М.П. Бархота, Т.Д. Венедиктова и др.; Под ред. Н.К. Мещеряковой, И.С. Чернявской. – М. : Просвещение, 1989. – С. 91]

    1. «Противостояние Монтекки и Капулетти – не это конфликт трагедии, это лишь повод для конфликта, в котором враждующие дома по сути единомышленники. Они – по одну сторону баррикады. По другую – влюбленные. Вражда и любовь сошлись в трагедии, и вражда потерпела поражение – над телами любящих».[Шайтанов, И.О. Зарубежная литература: Эпоха Возрождения: Учеб. пособие для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / И.О. Шайтанов. – М. : Просвещение, 1997. – С. 371]

3.8.1 Рассмотрите систему персонажей трагедии.

3.9 Сравните трагедию Шекспира и «Антигону» Софокла. Можно ли найти параллели в судьбах героев и развитии сюжета? Охарактеризуйте жанровую природу трагедии. Какой момент в обеих трагедиях вызывает катарсис?

3.10 а. Проследите историю постановок трагедии «Ромео и Джульетта» на белорусской сцене.

б. Прослушайте увертюру-фантазию П.И, Чайковского «Ромео и Джульетта». На что делает упор великий русский композитор? Прочитайте фрагмент из письма П.И. Чайковского брату Модесту: «Я буду писать «Ромео и Юлию». Все твои возражения уничтожаются перед тем восторгом, которым я возгорелся к этому сюжету. Это будет самый капитальный мой труд. Мне теперь смешно, как я мог до сих пор не видеть, что я как будто предназначен для положения на музыку этой драмы. Ничего нет более подходящего для моего музыкального характера. Нет царей, нет маршей, нет ничего, составляющего рутинную принадлежность большой оперы. Есть любовь, любовь и любовь. И потом, что за прелесть эти второстепенные лица: кормилица, Лоренцо, Тибальт, Меркуцио. Пожалуйста, не бойся однообразия. Первый любовный дуэт будет совсем не то, что второй. В первом все светло, ярко; любовь, любовь, не смущаемая ничем. Во втором трагизм. Из детей, беспечно упивающихся любовью, Ромео и Юлия сделались людьми, любящими, страждущими, попавшими в трагическое и безвыходное положение. Как мне хочется поскорее приняться за это» (ПСС, т. VII, с. 281). Согласны ли вы с такой трактовкой пьесы?

в. Посмотрите балет на музыку С. Прокофьева в Национальном театре оперы и балета и спектакль с одноименным названием в Театре белорусской армии. Которое из них произвело на Вас большее впечатление? Почему?

3.11 Сравните различные переводы трагедии на русский/белорусский язык. Какой из них кажется Вам наиболее близким духу Шекспира?

3.12 Обозначьте место трагедии Шекспира в мировой литературе и культуре. Как Вы относитесь к новейшим экранизациям пьесы?

4. Выберите одну из предложенных тем для написания эссе (300 слов):

1.«Восторженный гимн и похоронная песнь любви» (Шлегель).

2.Шекспир – это самый большой друг юности» (Ф. Дзефирелли).

3.«Без любви все худо: с любовью все добро» (Тихон Задонский).