logo
ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ

1.1. Cоциально-исторические, философские и эстетические предпосылки развития театра в Англии:

Гамлет: Послушайте, старый друг; можете вы сыграть

"Убийство Гонзаго"?

Первый актер: Да, принц.

Гамлет: Мы это представим завтра вечером. Вы могли бы, если потребуется, выучить монолог в каких-нибудь двенадцать или шестнадцать строк, которые я бы сочинил и вставил туда? Могли бы вы?

Первый актер: Да, принц.

Театр в то время выполнял функцию своеобразного средства массовой коммуникации, ведь он был общедоступен: в нем было место и вельможе, и простолюдину. А при постановке злободневных пьес публика активно реагировала на происходящее на сцене: нередко возникали перебранки, а то и схватки между сторонниками и противниками какой-либо идеи. Это ярко отображено в оскароносном фильме «Влюбленный Шекспир» (1998 г., реж. Джон Мэдден, сценаристы Том Стоппард и Марк Норман).

Развитию всех этих черт способствовали многие выдающиеся драматурги, известные под названием «Университетские умы» (все они имели университетское образование). Наиболее выдающимся из них был Кристофер Марло (1564—1593), великий соперник Шекспира, утвердивший на английской сцене жанр трагедии, очистив его от наслоений т.н. «испанской трагедии» и придав трагедии глубокую философскую насыщенность. Наиболее интересными для него становятся метания человека, потерявшего цельность под воздействием пагубных страстей, раздирающих личность. Среди его выдающихся произведений – «Мальтийский еврей», имеющий массу пересечений с шекспировским «Венецианским купцом», «Тамерлан Великий», написанный впервые в английской драматургии белым стихом, «Трагическая история доктора Фауста», основанная на немецких легендах о Фаусте и жажде познания, и «Эдвард II», написанный в жанре исторической хроники и отмеченный глубоким психологизмом. В пьесах Марло сплетаются воедино высокое и низкое, трагическое и комическое, что впоследствии с такой силой проявится в творчестве Шекспира. Влияние Марло на Шекспира неоспоримо, что сказывается уже в самих названиях пьес, но самое существенное – это то, что, по мнению критиков, подражания и реминисценции из сочинений Марло встречаются едва ли не в половине пьес Шекспира.

Среди других драматургов, пользовавшихся популярностью в это время, можно назвать Джона Лили (ок. 1554—1606), автора пьесы «Александр и Кампаспа», заложившей основы романтической комедии, Томаса Кида с его знаменитой «Испанской трагедией» и Роберта Грина, автора таких пьес, как «Монах Бэкон и монах Бонгей», «Иаков IV» и «Джордж Грин, векфильдский полевой сторож». Все они создают образ нового героя, мужественно бросающего вызов средневековым устоям и утверждающего идеалы гуманизма.

Вершиной же развития английской драматургии эпохи Ренессанса и всего Нового времени стало творчество Уильяма Шекспира, который сумел раскрыть не только пружины общественного развития, социальные противоречия, борьбу различных сил, но и показать неизведанные глубины человеческой души, сохраняя при этом веру в предназначение человека. Великий драматург показывает человека во всей его сложности и противоречиях, раскрывая как его величие, так и бездны падения. В отличие от современников Шекспира его герой не статичен, он постоянно находится в развитии, что особенно характерно для таких его персонажей, как Гамлет, Король Лир, Отелло. Это связано с изменениями в понимании его героями своего места в жизни, осознании цели земного бытия, попытками изменить окружающую действительность, что придает его героям многогранность и глубину. Шекспиру удалось создать необыкновенную галерею человеческих характеров, некоторые из которых (например, Гамлет) стали «вечными образами» искусства, вдохновляя художников на нескончаемый диалог с Шекспиром. А.С. Пушкин точно подметил особенность характеров в произведениях великого драматурга: «Лица, созданные Шекспиром, …существа живые, исполненные многих страстей, многих пороков; обстоятельства раскрывают перед зрителем их разнообразные и многосторонние характеры» [Пушкин-критик. – М., 1978. – С. 443]. Он жил в удивительное, но весьма противоречивое время великих надежд и не менее великих разочарований, когда развеются прекрасные иллюзии. Это объясняет драматизм ситуаций, открытую конфликтность, накал страстей, обнаженность чувств, присущих его произведениям. На протяжении уже более четырехсот лет лучшие произведения драматурга заставляют все новые поколения размышлять над смыслом жизни и решать для себя загадки человеческого бытия. На основе всего достижений предшествующих веков Шекспир создает произведения разных жанров огромной художественной силы, не потерявшие своей мощи и по прошествии времени. Недаром В.Г. Белинский назвал его царем драматических поэтов. Глубокое постижение тенденций времени обусловило и динамичность его отношения к действительности, что наряду с ростом мастерства определяет эволюцию его творчества. Творчество Шекспира раздвинуло обычные рамки и указало следующим поколениям актеров пути развития и совершенствования драматического искусства в сторону раскрытия духовного мира человека.

События английской революции и гражданской войны в середине XVII века привели к власти пуритан с их строгими догматами, аскетизмом, расчетливостью, бережливостью, осуждением праздности и упорством в достижении целей. В их системе ценностей не могло быть места увеселениям и развлечениям. Театр рассматривался ими как рассадник порока и разврата, и потому специальным парламентским актом он был запрещен.